Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 06:19, контрольная работа
В феврале 1989 года на учредительном съезде Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники было проведено одно из первых исследований проблем информатизации России. Анкетирование делегации съезда позволило получить устойчивые оценки по большому кругу проблем1. В частности, анкета содержала вопрос о времени, к которому возможно достижение полной информатизации страны. Характерно, что в ряде анкет было справедливо указано на некорректность такой формулировки. Респонденты отмечали, что нельзя вести речь ни о полной, ни о частичной информатизации. По их мнению, это постоянно меняющийся процесс, в ходе развития которого по-разному ставятся цели, задачи и оцениваются результаты. В целом же были сделаны такие прогнозы (%)
Прогнозы темпов развития информатизации России …………………4
Готовность российского общества к информатизации ………………..4
Социальные условия информатизации ………………………………….7
Техносфера ………………………………………………………………..7
Специфика информации России и ее социальные последствия ………10
Информационные ресурсы. Проблема «Утечки умов» из России …….10
Расположение баз данных по территории России ……………………...12
Социальные аспекты развития сети Интернет в России………………..17
Основное развитие российского сектора глобальной сети Интернет ...20
Информация и решение проблем различных социальных групп ……..25
Проблемы интеллектуализации социально-культурной сферы ……....27
Альтернативный вариант информации России …………………………30
Список использованной литературы ……………………………………32
Реальный ход информатизации в каждой стране имеет свою специфику, в России этот процесс сопряжен с рядом социальных проблем и последствий, в том числе и негативных.
Существенно уменьшает информационные ресурсы как национальное богатство России постоянная "утечка умов" из страны. Наиболее "выездной" возраст, по оценкам, 31—45 лет. По данным экспертных оценок Независимого института социального анализа, размер внешней эмиграции из России в год примерно постоянен и соответствует 4 тыс. работников науки и образования.
По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, потери России от "утечки умов" могут достигать 50—60 млрд. долларов в год. Расчеты по методике ООН показывают несколько больший ущерб — 60—70 млрд. долларов в год.
Как показывают многочисленные социологические исследования, более 80% отечественных ученых в принципе хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. "Внутренняя" утечка умов еще основательнее: на одного эмигрирующего ученого приходится примерно 10 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике.
По прогнозам, к 2013 году такой социальной группы, как ученые, в России вообще может не оказаться. В условиях кризисного состояния культуры как социальной системы наиболее беспокоит специалистов, изучающих проблему интеллектуальной эмиграции, дефицит интеллигенции, ее отток за рубеж.
Структура информационных ресурсов. Здесь по-прежнему господствует технократический подход, сводящий понятие "социальная информация" к информации о жизнедеятельности общества в целом или отдельных его сфер (политической, экономической и т.д.). Именно поэтому наибольшее развитие на современной технической основе получают базы управленческой, деловой, учетно-статистической, финансовой и коммерческой информации.
Социальная информация, отражающая многообразные общественные процессы через призму жизни и деятельности отдельных социальных групп, а также отдельных регионов, практически отсутствует.
По-прежнему в верхние этажи управления из регионов страны поступает информация не о выходе ключевых параметров социального управления за нормативные пороги, а практически полный поток параметров низкого уровня обобщения.
Социальная информация не пользуется спросом потому, что она по-прежнему не задействована на уровне принятия важнейших политических и экономических решений.
Важно отметить, что существуют как объективные, так и субъективные причины отсутствия динамики развития системы социальной информации.
Объективными причинами могут быть названы: трудность определения состава и иерархии ключевых управленческих параметров, а также их нормативных порогов (предельно-критических величин показателей11); отсутствие достаточных финансовых средств и программно-технического компьютерного обеспечения.
К субъективным причинам относятся, по-видимому, и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.
Из 3229 учтенных баз данных (БД) почти 65% находятся в Москве. Существуют большие территории, практически не охваченные информатизацией. В Москве расположено 74% БД научно-технической информации, 84% — справочной, финансовой и учетно-статистической информации, 87% — управленческой информации, 92,6% — коммерческой информации. Продолжающийся процесс концентрирования в столице БД общего применения ограничивает доступ к национальному информационному ресурсу. Эти трудности могут компенсироваться разнообразием созданных на его основе продуктов и услуг и, прежде всего использованием телекоммуникационных сетей, способных обеспечить удаленный доступ к нему "всех желающих", однако здесь вступает в силу фактор платежеспособности пользователей.
Важной проблемой является неудовлетворительная защита данных персонального характера. Особенно это касается информации о доходах и недвижимости, что приводит на практике к множеству криминальных последствий. Информационная безопасность личности является сегодня преимущественно теоретическим понятием.
Автоматизация баз данных. Отсутствие финансирования перевода с бумажного на современные типы носителей национально значимых фондов библиотек делает их уже сегодня, образно выражаясь, "виртуальными". Очевидно, что к моменту появления такого финансирования и наступления очереди на автоматизацию большинство важнейших информационных ресурсов России просто перестанет существовать. Отсутствие сетевого доступа к информационным ресурсам (в частности, на примере Российской государственной библиотеки) делает неэффективным или практически невозможным научный международный обмен. Для России в целом решение проблемы электронизации национальных библиотек, различных БД явится существенным вкладом в активизацию информационных ресурсов страны.
В 1994 году Комитетом при Президенте РФ по политике информатизации был представлен Национальный доклад "Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития12". В настоящее время подготовлен следующий по данному направлению Национальный доклад "Информационные ресурсы России13".
Самый крупный автоматизированный информационный ресурс России сосредоточен в ВИНИТИ. В общем объеме информационных ресурсов России наибольшую часть составляет научно-техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее генерируются и распространяются БД коммерческой, деловой, правовой информации.
По данным Миннауки РФ, ежегодный прирост информационных массивов составляет примерно 11 — 12%, реализуется лишь 3—4%. Причиной подобной практики является, в значительной степени, отсутствие хорошо организованного информационного рынка.
Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную службу в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает, как уже отмечалось, НТЦ "Информрегистр", создавая электронный каталог отечественных баз и банков данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о БД и их владельцах.
В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт информации. Однако баз данных, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается лишь около 3 тыс.
По данным мониторинга российских БД, проводимого НТЦ "Информрегистр", падение количества БД, создаваемых в целях более или менее широкого использования, отмечавшееся в 1993—1994 гг., примерно с осени 1995 г. прекратилось, а с 1997 г. наблюдается его медленный рост.
Качество БД, в частности достоверность содержащейся в них информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако 15% БД обновляются ежегодно, примерно 11% — ежеквартально, 13% — ежемесячно, около 7% — ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стоимость создания и ведения, например, документальной базы данных в расчете на один документ лежит в пределах 40-200 долларов.
Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (более 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные на мировом рынке, представлены на 29 языках мира.
По состоянию на 1995 год в мире существует 1131 БД, действующих в режиме on-line, из них практически 99% БД принадлежит США, что ярко свидетельствует о монополизации науки.
Создание в России фактографических баз социальных данных. Трудности создания таких баз, в том числе единой базы данных о населении, связаны в основном с отсутствием необходимого количества супер-ЭВМ, надежных сетей связи, а также с явно недостаточным финансированием этого направления и социальной сферы в целом.
Некоторые эксперты относятся скептически к созданию единой базы данных о населении в России, так как, по их мнению, такие базы данных в больших странах нереальны. В США, например, централизованного реестра нет, хотя каждый гражданин имеет номер. Реестры есть только в небольших странах: Швеции, Дании, Финляндии. Самый большой реестр — в Голландии (на 15 млн. человек).
Работа над созданием местных баз данных ведется в Татарстане, Санкт-Петербурге и Московской области.
Самая большая фактографическая база социальных данных в России находится в Пенсионном фонде. Данные собраны уже более чем на 36 млн. человек, практически половину работающих.. Раз в квартал данные обновляются. Эксперты считают, что, сколько бы ни стоило создание единой базы данных о населении, затраты окупятся: во-первых, из-за экономии средств за счет организации адресной помощи, во-вторых, за счет повышения сбора налогов. В Башкирии, например, где такая система уже готова, налоговые сборы возросли в 5 раз.
Доступ к данным планируется организовать следующим образом. Одни файлы (паспортные данные, образование, ближайшие родственники) будут открытыми. Другие (доходы, недвижимость, состояние здоровья) — закрытыми.
Только использование всего спектра ЭВМ, от персональных до суперразвитых средств телекоммуникации, а также современного программного обеспечения даст практическую возможность коллективного использования информационных ресурсов внутри страны и активного международного информационного обмена.
Представляется важным разработка национальной программы развития информационных ресурсов России, ее финансирование как государством, так и негосударственными инвесторами.
По данным NUA Internet Surveys, на сентябрь 1998 г. в мире насчитывается 147 млн. пользователей, причем наибольшее количество пользователей в США — 79 млн. (30% населения страны), Японии — 12 млн. (9,6 %), Великобритании — 7,2 млн. (12,8%). Лидерами в относительном к населению страны измерении являются Исландия (45%), Финляндия (35%) и Норвегия (32,5%).
По экспертным оценкам, в 2000 году общее число пользователей превысило миллиард, а сеть Интернет стала основным инструментом в бизнесе и обучении. Прогнозируется также, что к 2002 году перспектив роста у сети Интернет уже не будет, потому что все люди на земном шаре будут иметь к ней прямой доступ.
В аналитических публикациях отмечается, что Европейское сообщество должно признать тот факт, что в ближайшие десятилетия Интернет будет играть ключевую роль в экономическом развитии Европы. Считается, что наступил критический момент в эволюции Интернета в сторону электронной коммерции. Должны последовать срочные эффективные меры и соответствующее бюджетное регулирование с целью обеспечения сокращения отставания Европы от США в развитии и применении Интернета14.
В условиях стремительного и во многом противоречивого развития глобальной сети, наиболее важным представляется рассмотрение социальных особенностей развития сети Интернет в России.
Российский общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ15) в сводном отчете по итогам мониторинга с июня 1996 по июнь 1997 года "Российский сектор Интернета"3 приводил следующие данные:
Количество информационных ресурсов. Количество именованных информационных ресурсов на русском языке (собственно Web-сайтов и отдельных крупных информационных разделов) составляет около 6000, их число по сравнению с августом 1996 года увеличилось примерно в 9 раз.
Количество пользователей. Услугами Интернета пользовалось около 600 тысяч россиян, при этом ежегодно их количество увеличивается примерно в два раза (в настоящее время услугами сети пользуется немногим более 5% россиян). Первый же российский WWW-сервер появился в начале 1996 года, в 1997 году их насчитывалось 1300 из 30000 Web-серверов в мире в целом.
Качественный состав пользователей. Спектр пользователей по оценкам провайдеров выглядел следующим образом:
До 75% пользователей Интернета в августе 1996 года были жителями Москвы, 85% — жили в больших городах. Уже к январю 1997 года доля жителей больших городов снизилась существенно — до 75%, а Москвы — примерно до 60%.
По переписи населения русскоязычной части Интернета (сентябрь 1998 г.), проведенной агентством ИнфоАрт, доля Москвы упала до 44%16, т. е. наметилась явная тенденция по распространению Интернета в малых городах и в сельской местности.