Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 10:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить российские традиции семейного воспитания.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития семейного воспитания в России;
- выявить особенности семейного воспитания в современной России.
Введение 3
Глава 1. Изучение российских традиций семейного воспитания 5
1.1.История развития семейного воспитания в России 5
Глава 2. Анализ традиций и современной практики семейного воспитания в России 12
2.1. Особенности семейного воспитания в современной России 12
Заключение 25
Список литературы 26
Оглавление
Введение
Актуальность исследования. Социально-экономические реформы в стране привели к развитию кризисных явлений в жизнедеятельности российской семьи: распадается ее традиционная структура, деформируется характер супружеских отношений, ослабляются родственные связи и преемственность поколений, что ведет к снижению воспитательных возможностей семьи. В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная передача народного педагогического опыта от родителей к детям, утрачены многие нормы, считавшиеся основой воспитания.
Семья традиционно выступает хранительницей и транслятором фундаментальных ценностей подрастающему поколению. Именно здесь у ребенка формируется первое целостное представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности. Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и ключевым институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим за воссоздание определенного образа жизни, мыслей и отношений. Именно в ней формируются гуманистические нравственные начала в ребенке, она является исходной «школой» отношений с людьми. Но психологический дискомфорт, нестабильная эмоциональная атмосфера в семье, педагогическая некомпетентность родителей может привести к целому ряду негативных последствий.
По данным исследований И.В. Бестужева-Лады, И.А. Давлиева, С.В. Дармодехина, И.С. Кона, Б.Н. Попова, А.Г. Харчева и др. семья занимает ведущее место среди институтов воспитания. Структура семьи, ее значение, специфика и условия семейного воспитания, воспитательный потенциал, взаимодействие семьи со школой, педагогическая культура родителей изучались Ю.П. Азаровым, Л.В. Байбородовой, Т.С. Буториной, Т.П. Гавриловой, И.В. Гребенниковым, В.Н. Гуровым, Е.В. Киселевой, Л.И. Маленковой, Н.И. Монаховым, А.С. Спиваковской, Е.Л. Тихомировой и др. Историко-педагогический анализ воспитательного потенциала дан И.В. Крупиной; особенности воспитания детей из неполных семей раскрыты И.В. Борисовой и В.И. Костиевым; влияние уклада жизни многодетной семьи на формирование личности ребенка – Г.А. Новокшоновой; различные формы работы учителя с родителями – В.Г. Сенько, О.Н. Урбанской; дифференцированный подход в работе с семьей – Г.И. Куцебо, Е.И. Наседкиной. Т.В. Лодкиной исследована непосредственная связь уклада жизни семьи и ее психолого-педагогической культуры, рассматриваются вопросы повышения психолого-педагогической культуры как структурного компонента семейного уклада.
Объект исследования: семейное воспитание в России.
Предмет исследования: особенности семейного воспитания в России.
Цель исследования: изучить российские традиции семейного воспитания.
Задачи исследования:
- рассмотреть
историю развития семейного
- выявить особенности семейного
воспитания в современной
Глава 1. Изучение российских традиций семейного воспитания
1.1.История развития
Наука о семейном воспитании - относительно новая отрасль теоретических знаний о воспитании детей в семье. В России лишь со второй половины IX столетия стала выделяться из общей педагогики самостоятельная область ведения о воспитании детей до школы. Конечно, и до этого немало было в стране педагогических сочинений о первоначальном воспитании детей. Но собственно отечественных трудов среди них было немного, преобладали иноземные, в переводе на русский или в оригинале.
Расцвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новые способов воспитания детей в семье.
Теория и опыт семейного воспитания обретали новые активные способы воздействия на школу: родительские собрания, родительские комитеты и подобные им объединения родительской общественности. Семья и школа пришли к признанию необходимости сотрудничества в деле воспитания и преодоления разногласий антагонизма.
После 1917 года и до 90-х годов мы пережили величайший в истории человечества общественно- государственный эксперимент по освобождению российских народов от гнета частного капитала, от эксплуатации человека человеком, пишет Лебедев. Коллективные отношения определяли строй семьи и семейного воспитания.
Первый образовательный институт человека есть семья, а школа, даже элементарная, есть же продолжение воспитания и образования. А как идет воспитание в семье - хорошо или худо? Семья, да и школа, знают ли природу дитяти, особенности его возрастов, и поступают ли собрано с ними? Эти вопросы возникали при серьезном отношении к воспитанию [11].
Семья развивалась и слагалась при самых неблагоприятных исторических условиях. В древности семья не составляла отдельной, независимой единицы, хотя отец семейства и был полным властителем своей жены и детей. Она была частью целого рода, который состоял из многих семей, тесно связанных между собой происхождением от одного прадеда и признавших власть старшего в роде. Единицей был этот род. У каждой семьи кроме своих семейных интересов был еще интерес жизни общей, родовой, было чувство родовой чести: охранять ее, был долг совести каждого, потому что каждый имел значение не сам по себе, как личность, а по своему роду. Весь род вступался за бесчестье своего члена; зато весть род восставал на него, если бы он вздумал противиться тому, что, по общему мнению, рода было священным, нравственным; а нравственность слагалась из принятых укоренившихся отношений между всеми членами. Кто не хотел подчиниться этим общим требованиям, тот должен был оставить свой род.
Постепенно родовые связи стали слабеть, и семья начала приобретать самостоятельное значение. В XVI столетии московская семья является уже отдельной, независимой единицей; идеально выразилась она в известном Домострое. В ней отец семейства выступает грозным властелином, который уже называется государем дома. И в самом деле, он в своей семье был таким же государем, каким великий князь московский - в русской земле. Советы
Домостроя клонятся к тому, чтобы семью совершенно обособить от остального мира, чтобы никто не знал, что делается в семье. Полная монастырская замкнутость и полный произвол владыки дома, вот какие были основания семейной жизни. Вся жизнь ограничивается одними узкими, эгоистичными семейными интересами. Что же касается воспитания, то рекомендуются только плеть да жезл. Со стороны жены и детей в Домострое требуется одно строгое повиновение во всем; а для ограничения произвола отца семейства советуется только осторожность в побоях, чтобы не произошло увечья. Владыка дома мог принудить жену постричься в монастыре, и он делался свободным [6].
Уложение царя Алексея Михайловича красноречиво подтверждает все те описания русской семейной жизни, какие дошли до нас в сказаниях иностранцев, бывших в то время в Москве, и в наших собственных литературных памятниках. Уложение заботливо берет семью служилых людей под покровительство закона: оно ограждает вдов и сирот от нищеты, точно определяет их имущественные права и назначает им «прожиточные поместья. Уложение старается страхом жестоких казней поддержать те нравственные отношения в семье, которые, по описанию современников, уже теряли свои основы. За грубые речи детей в обращении с родителями и за драку с ними
Уложение велит бить кнутом таких забывателей закона христианского. Но в то же время Уложение не допускает никаких жалоб детей на их родителей, хотя бы те жалобы были справедливы: «им на отца и на матерь ни в чем суда не давать, да их же за такое челобитье бить кнутом и отдать отцу и матери» [8].
Таким образом, со стороны закона детям, в каком бы возрасте они не находились, не было защиты от родительского произвола. В то же время русская семья сильно потерпела от вторжения в нее государственной власти: отцы должны были отказаться от права распоряжаться судьбою своих сыновей. Это право приносилось в жертву интересам новосозданного государства. Ему нужны были люди, которые бы прошли какую-нибудь школу, хотя бы знали только грамоту да цифирь. И вот из семей по царским указам стали выбывать в раннем возрасте дети для школьной науки, поступать под чужой надзор и затем уже переходить на царскую службу.
Многие мальчики старше десятилетнего возраста, взятые из семьи, стали воспитываться не на глазах у родителей, а под надзором грубых приставников и суровых мастеров, вооруженных розгой и другими орудиями наказания: тогдашняя школа нравственно портила детей, ожесточая их сердца.
Петр Великий вывел женщину из уединенного терема прямо на шумные придворные праздники, балы, ассамблеи. Внешний блеск, роскошь, красота в европейском вкусе вошли в ее понятие об образовании и надолго исказили истинное понятие о действительном образовании.
Таким образом, русская преобразованная семья стремилась к светскости, с искаженным понятием об образовании. Табель о рангах 1721 г. оказала большое влияние на нравственноеm направление новой дворянской и чиновничьей семьи. Прежние заботы о родовой чести, понятие о которой, как мы видели, сильно исказились, сменились заботами о добывании чинов: каждый чин давал известные права и привилегии; чин обеспечивал семью благосостоянием и даже сторонним уважением и почетом. Вся семья сделалась заинтересованной чином отца семейства, в особенности женская ее половина: жена и дочери, по мужу и отцу, могли пользоваться правом на известные титулы, более или менее почетные - благородие, высокоблагородие и другие, занимать в официальных торжествах и церемониях определенные места, также с разными степенями почета [1].
Императрица Екатерина II в начале своего царствования согласилась с Бецким усилить влияние государства на семью, которая оказывалась несостоятельной в воспитательном деле. И. И. Бецкий составил план брать у родителей пятилетних детей и воспитывать их до совершеннолетия в полном отчуждении от семьи. По этому плану был преобразован шляхетный корпус, вновь открыта Академия художеств, воспитательное общество благородных девиц, с мещанским отделением, коммерческое училище. Задумана была грандиозная идея - воспитывать новую породу людей, не зараженную суеверием, предрассудками и пороками своих семей, с расчетом, что они, сами, став потом отцами и материями, будут воспитывать своих собственных детей по тому образцу, как сами были воспитаны. Хорошая французская речь в разговоре и известные манеры сделались заботами каждой матери и в семейном воспитании, в особенности дочерей. Понятно, что тут не могло быть и речи, ни о каких нравственных идеалах, связанных с высшими интересами жизни. Князь Щербато так отзывается о первых выпусках девиц из Смольного монастыря: «Ни ученых, ни благородных девиц не вышло, как толико, по колику природа их снабдила; воспитание более состояло - играть комедии, нежели сердце, нравы и разум исправлять». А о воспитанниках шляхетского корпуса он делает также замечание: « Вышли с малым знанием и с совершенным отвращением всякого повиновения; зачатые войны еще свое свидетельствуют» [5].
В 1802 году сенат пришел в недоумение, рассуждая об одном деле, в котором согласно с Уложением назначалось строгое наказание за неповиновение матери; но дочь была замужняя и по тому Уложению обязана была во всем повиноваться воле мужа, а не непослушание также подвергалась не менее строгому наказанию. В данном случае воля матери, и воля мужа оказались в совершенном противоречии: бедной женщине не было никакого спасения от суда и наказания. Дворянская и чиновничья семья далеко отошла от них, силясь усвоить себе понятия, вырабатываемые западным образованием. А затем настала другая эпоха в историческом развитии русской семьи.
Государство окончательно признало ее неспособной воспитывать детей в тех принципах, которые хотело положить в основание русской жизни. Еще в царствование Александра Павловича значительно было увеличено число казенных воспитательных заведений, преимущественно военных, и женских институтов, куда привлекались дети из дворянских семей. В следующее царствование на них было обращено особенное внимание: при каждой гимназии в столицах и в губернских городах заводились пансионы, где даром или за небольшую плату дети получали воспитание вместе со специальным образованием для какой- либо определенной государственной службы. Выгода для семьи была привлекательная. Воспитание детей с десятилетнего возраста почти ничего не стоило, да, кроме того, обеспечивало и будущую карьеру. И вот со всех сторон русской земли стали свозить детей в известные центры на казенное воспитание. В истории русской семьи нельзя обойти этого факта: он остался не без влияния на ее дух. Нет сомнения, пишет Лебедев, что удаление от семьи в раннем возрасте не могло способствовать между родителями и детьми сближению, не могло развить в них откровенности и скрепить их прочными нравственными узами [9].
И вот сокрушено крепостное право, а за ним положены новые основы для русской общественности. Прежние формы жизни стали распадаться. Преобразовались учреждения, открылись новые поприща жизни, вызвав новые силы для деятельности. Но люди вдруг преобразоваться не могли. Воспитанные в старых понятиях, которые им были навязаны как неоспоримые истины, на первое время растерялись и не находили ничего в свою защиту [4].
Физическое воспитание крестьянских детей, конечно, в значительной степени зависит от общих условий деревенского быта. Крестьянская изба вся состоит из одной комнаты и сеней. Поэтому обыкновенно изба бывает несоразмерно тесна. По способу отопления крестьянские избы делились на «белые» и «черные». О необходимости вентиляции крестьяне понятия не имели.
Меняют белье, ходят в баню редко, раз неделю или раз в месяц. Часто не существует кроватей. Условия были ужасными, смертность была высока. Все матери - крестьянки сами кормят своих детей грудью, ее суют в ротик дитяти при всяком крике, при всяком беспокойстве. С двух - трех лет ребенок большую часть своей жизни проводит на улице. Влияние улицы на физическое развитие было двустороннее, вечная грязь, обмороженные уши, «цыпки» на руках и ногах: с другой стороны они проводили дни на свежем воздухе, жили с природой. Лет с 8 на крестьянского ребенка ложатся труды и заботы хозяйства. Девочек рано усаживают дома прясть, ткать, вязать чулки, исполнять кухонные работы. Уличная свобода и раннее участие в хозяйственной работе, дают сельскому ребенку много знаний природы и сельского быта. В крестьянской семье книги не разделялись на книги детские и книги для взрослых. Поэтому приходится говорить здесь не о детских книгах, а вообще о книгах, наиболее распространенных в народе. К таковым, прежде всего, относятся духовные книги: Псалтырь, Евангелие, Часослов, Житие святых, затем лубочные издания, и, наконец, книги из школьных и народных библиотек. Отдаваться всей душой воспитанию дитяти - священный долг матери, но это вовсе не связано с необходимостью вытравить в себе все человеческие и общественные потребности ума и сердца