Региональные проблемы развития инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 15:17, статья

Краткое описание

В последнее время неоднократно отмечалось, что развитие инновационной деятельности связано, прежде всего, с создание условий для её развития на региональном уровне. Так К.И.Плетнёв и О.В.Кичиков считают, что инновационное развитие должно учитывать региональные особенности . По их мнению, организации и предприятия, создающие новый продукт расположены в конкретных регионах и их функционирование во многом зависит от условий, созданных в регионах для инновационной деятельности. Главным направлением для создания условий развития инновационной деятельности в регионах эти авторы считают создание инновационной инфраструктуры регионов .

Прикрепленные файлы: 1 файл

Мищенко А.С. Региональные проблемы инновационного развития.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)


Мищенко А.С.

Региональные проблемы развития инновационной  деятельности

 

В последнее время неоднократно отмечалось, что развитие инновационной  деятельности связано, прежде всего, с  создание условий для её развития на региональном уровне.

Так К.И.Плетнёв и О.В.Кичиков считают, что инновационное развитие должно учитывать региональные особенности1. По их мнению, организации и предприятия, создающие новый продукт расположены в конкретных регионах и их функционирование во многом зависит от условий, созданных в регионах для инновационной деятельности. Главным направлением для создания условий развития инновационной деятельности в регионах эти авторы считают создание инновационной инфраструктуры регионов2.

А.И.Татаркина и А.Ф.Суховей считают, что проблема формирования инновационных территорий и иных центров инновационной активности является сегодня одной из ключевых задач политики государства3.

При оценке инновационных процессов, происходящих в различных регионах и проблем, с которыми они сталкиваются, возникает необходимость типологизации и  классификации регионов по их готовности и способности осуществлять переход к инновационному пути развития.

По оценкам В.Н.Княгинина и  П.Г.Щедровицкого4 и некоторых других исследователей5 Россию «накрыла мировая «региональная революция», выразившаяся в появлении новых регионов – экономических лидеров, сосредоточивших у себя основные рычаги управления глобальными рынком и предприятия новой экономики.  В России к таким регионам, по мнению В.Н.Княгинина и П.Г.Щедровицкого, пока можно отнести только Москву и Санкт-Петербург6. Эти авторы делят российские регионы по их включённости в глобальный рынок. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся регионами с интенсивным внешним обменом они выделяют регионы: с локальными замкнутыми рынками; регионы – производители технологий; регионы, производители товаров; регионы-импортёры и регионы-экспортёры7. Кроме того, В.Н.Княгинин и П.Г.Щедровицкий считают, что все регионы можно разделить по двум моделям пространственной организации территории – интегрированной (централизованной) и сетевой.

Первая модель связана с доминированием в региональной экономике производств, часто принадлежащих корпорациям, штаб-квартиры которых располагаются  за пределами этих регионов. Финансы  и инновации обращаются чаще всего за пределами таких регионов. Самостоятельные стратегии развития таким регионам не нужны. По оценкам  В.Н.Княгинина и П.Г.Щедровицкого в России примерено четверть субъектов Федерации имеет монопрофильную экономику и основным донором их бюджетов выступают крупные вертикально-интегрированные корпорации. Карта «корпоративных интересов» приведена в журнале «Эксперт» №1-2 за 2002 г8.

Карта корпоративных интересов в России

 

Территориально-производственный комплекс

Специализация

Корпоративные интересы

Уральский

Цветная и черная металлургия, тяжелое машиностроение

УГМК, СУАЛ, «Евразхолдинг», ММК, «Мечел», «Интеррос»-ОМЗ

Кузбасский 

Уголь, энергетика, коксохимия, черная и цветная металлургия, тяжелое  машиностроение

УГМК, «Русский алюминий», «Евразхолдинг», «Северсталь»

Средне-Енисейский и Канско-Ачинский

Энергетика, уголь, цветная  металлургия, химия, машиностроение, лес

«Русский алюминий» («Континенталь  Менеджмент»), ЮКОС, «Сибур», «Агромашхолдинг», МДМ, «Интеррос» (ГМК «Норильский  Никель»)

Братско-Усть-Илимский

Гидроэнергетика, цветная  металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, лес, руда

«Русский алюминий», «Альфа-групп», МДМ, «Илим палп», «ЮКОС»

Иркутско-Черемховский

Уголь, гидроэнергетика, нефтехимия и химия, цветная металлургия

СУАЛ, МДМ, «ЮКОС», ТНК

Обский 

Нефть, газ, нефтепереработка и нефтехимия

«ЛУКойл», ЮКОС, ТНК, «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Сибур», «Газпром»

Норильский

Цветная металлургия

«Интеррос» (ГМК «Норильский  Никель»)

Пермский 

Нефть, газ, калийные удобрения, нефтепереработка, лес

«ЛУКойл», «Уралкалий», «Интеррос»-ОМЗ, «Альфа-Групп»

КМА

Железная руда, черная металлургия, машиностроение

НЛМК, «Газпроминвестхолдинг», «Металлоинвест», УГМК, МАИР, «Северсталь»

Кольский 

Гидроэнергетика, фосфорные  удобрения, цветная металлургия, железная руда

«ЛУКойл», «Интеррос», «Северсталь», МДМ

ТПК Севера России

Черная металлургия, уголь, нефтепереработка, целлюлозно-бумажная промышленность, лес

«ЛУКойл», «Северсталь», «Титан», «Илим палп», «Сургутнефтегаз»

Волжско-Камский

Нефть и газ, нефтепереработка и нефтехимия

«Татнефть», «Башнефть», «Башнефтехим»

Средневолжский 

Нефтепереработка, химия  и нефтехимия, машиностроение

«ЛУКойл», «Северсталь», «Сок», «Русский алюминий», МДМ, АвтоВАЗ, ЮКОС, ТНК, ЕПК, «Газпром»

Западно-Якутский

Алмазы и драгметаллы

«Алроса»

Южно-Якутский

Уголь, энергетика, нефть

«Якутуголь», ЮКОС, ТНК, МДМ, «Северсталь»


 

Сетевая организация экономического пространства основана на том, что включает в себя автономные и взаимозаменяемые звенья – производственные комплексы и предприятия, специализирующиеся на изготовлении того или иного продукта, сконцентрированные на данной территории, что позволяет связать отрасль промышленности с данным регионом. Собранные вместе предприятия, входящие в сеть кооперации и взаимодействия, образуют производственный кластер9.

По мнению В.Н.Княгинина и П.Г.Щедровицкого в постсоветский период крупные  вертикально-интегрированные компании поглотили большую часть массового  производства, что повлияло на производственно-территориальную  организацию российских регионов. Поэтому, по их мнению, производственных кластеров, конкурентоспособных в мировых масштабах, в стране почти нет и можно выделить лишь протокластеры и недооформленные сетевые регионы10. Это явно тормозит инновационное развитие российской промышленности и ослабляет ее конкурентоспособность. К организованным в большой степени по сетевому принципу регионам, по мнению этих авторов, полностью можно отнести  только Москву и Санкт-Петербург и по некоторым характеристикам ряд других субъектов Федерации, вносящих значительный вклад в ВВП страны.  Они считают, что для успешного вхождения в глобальный рынок и перехода к инновационной экономике «России предстоит из протокластеров вырастить полноценные производственные кластеры и на этой базе развернуть полноценную сетевую пространственную организацию страны».

Другие авторы предлагают свои классификации  регионов по отношению к перспективам развития в них инновационных  процессов. Так М.А.Гусаков одним  из главных оснований для классификации  регионов по их инновационной активности считает готовность регионов к инновациям (инновационную готовность)11

Одной из характеристик инновационной  деятельности в регионе М.А.Гусаков  считает типологию городов региона  по их роли в инновационной деятельности. Города-генераторы инноваций осуществляют миссию активного экспортера продукции и услуг высокой технологии, города-преобразователи и распространители инноваций – действуют по стратегии обеспечения других регионов наукоемкой продукцией, а города-потребители инноваций занимаются акцентированно развитием предприятий своего региона. Он относит Москву и Санкт-Петербург к городам-генераторам  инноваций, но в то же время отмечает, что  инновационная активность у Москвы и Санкт-Петербурга существенно ниже, чем в таких федеральных округах как Приволжский, Уральский и Сибирский. 12

Города – генераторы, по его  мнению,  должны обладать потенциалом  ведения фундаментальных исследований и наукоемкими предприятиями, трансляторы  – пакетами технологий, адаптеры –  инновационно-активными предприятиями. В зависимости от типа основой инновационной готовности региона может быть опора на новые поколения техники или на повышение общего уровня научно-инновационной насыщенности отраслей и производств, на новую экономику или на использование информационных технологий в старых отраслях, на разработку прорывных высокотехнологичных суперпроектов или просто на повышение конкурентности региона. М.А.Гусаков также отмечает, что развитие инновационной инфраструктуры корреспондируется с рейтингом регионов по развитию транспортной инфраструктуры, а адаптационные возможности регионов связаны в достаточной степени с рейтингом регионов с наибольшей концентрацией доходов населения.

И.В.Бойко отмечает, что в Европейском  союзе в качестве необходимого условия  в развитии инновационной экономики рассматривают осуществление региональной инновационной политики13. Она также указывает на типологические различия российских регионов и предлагает для их различных типов различную инновационную стратегию развития.  В качестве основных критериев для типологии регионов ей предлагаются удалённость регионов от центров диффузии инноваций а также отраслевая и промышленная специализация регионов.

Таким образом, можно констатировать, что в России пока не создано условий  для развития инновационной деятельности с учётом специфики различных регионов.

В связи с этим различными исследователями  большое внимание уделяется  региональным проблемам развития инновационной  деятельности.

Отмечается, что медленно идёт процесс  создания основных элементов инновационной структуры регионов.

Так,  в России на сегодняшний  момент создано более 70 технополисов, наукоградов и технопарков, из которых  успешно функционируют только 10, тогда как в США насчитывается  около 300 технопарков14.

По мнению А.И.Татаркина и А.Ф.Суховей основные причины замедленного развития в РФ инновационных территорий заключаются в следующем15.

В первую очередь, сказывается несовершенство федерального и регионального законодательства в отношении инновационной деятельности. В РФ все еще не принят федеральный закон об инновационной деятельности и государственной инновационной политике. Законодательно не определен статус таких важных для активизации в регионах инновационных процессов форм организации, как инновационный центр, «инкубатор» инновационного бизнеса, технопарк, технополис и др.

Имеется ряд не решенных в законодательстве проблем и в отношении наукоградов, хотя им повезло несколько больше, чем научно-технологическим паркам. В 1998 г. был подготовлен и в 1999 г. утвержден Государственной Думой РФ федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации». Правда, в соответствии с недавно принятым, но уже ставшим печально знаменитым федеральным законом № 122, в закон о наукоградах и ряд других нормативно-правовых актов введены поправки, которые существенно сужают возможности по поддержке инновационно-территориальных комплексов), правки вступят в силу с 1 января 2006 г.):

1. прежде всего, в соответствии  с п. 6 ст. 80 федерального закона  № 122, полномочия субъектов Федерации,  касающиеся материально-технического и финансового обеспечения научной и научно-технической деятельности, распространяются только на государственные учреждения субъектов РФ; применительно к наукоградам как к муниципальным образованиям это означает, что регионы лишаются права поддерживать их с помощью целевых программ, налоговых льгот и иных механизмов;

2. в новой редакции закона  о наукоградах исчезло упоминание  о сроке, на который муниципальному  образованию предоставляется статус  наукограда (в прежней редакции  этот статус предоставлялся на 25 лет);

3. статус наукограда теперь не  может быть присвоен территориям  с высоким научно-техническим  потенциалом, не являющимся муниципальным  образованием, например, технопаркам;

4. исключено положение о федеральной  целевой программе как механизме государственной поддержки наукоградов; целевые программы заменены на субвенции, при этом размер этих субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на дополнительные расходы наукограда, не определен (см. статью 8 новой редакции).

По мнению авторов16, обеспечить в РФ повышение инновационной активности и превратить научно-технический потенциал в действенный фактор экономического обновления и технологического развития общества возможно лишь при условии перехода от политики точечных мер государственной поддержки инновационной деятельности к политике наибольшего ей благоприятствования. Реализация такой стратегии предполагает создание в России и ее регионах инновационной системы, основными элементами которой являются предприятия, производящие высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию, обеспечивающая их хорошо развитая инновационная инфраструктура и подсистема комплексных мер государственной поддержки инновационной деятельности с учетом приоритетов социально-экономического развития.

Информация о работе Региональные проблемы развития инновационной деятельности