Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:54, реферат

Краткое описание

Современное общество отличается сложностью своего устройства и разнообразием общественных отношений, поэтому на образование возлагается роль обеспечения воспроизводства всего многообразия социальных явлений и процессов. Оно пронизывает и концентрирует вокруг себя все сферы общественной жизни, а также определяет перспективы и основные направления развития общества. Не случайно проблема образования выведена на уровень сферы государственных интересов и от ее решения зависит не только сохранение нации, но и ее национальная безопасность.

Содержание

Введение 3
Социальная мобильность: понятие и сущность 6
Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности 12
Образование как фактор социальной мобильности в современном обществе 15
Роль и место образования в преобразовании общества. Маргинальность как состояние образованных слоев общества 23
Женское образование и мобильность 25
Образование в системе ценностей россиян 27
Заключение 31
Список литературы. 33

Прикрепленные файлы: 1 файл

реф по социологии1.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

 


Госкомитет по рыболовству

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра истории социологии

 

 

Реферат по социологии

Тема: Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности

 

 

 

Выполнила: студентка МЭ 101,

 Погосян Армине Араратовна

Проверил: Рябев Вячеслав Васильевич

  д-р соц. н.,

заведующий кафедрой, профессор

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск 

  2011

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Образование представляет собой важнейшую  область общества, определяющую его  функционирование и развитие, а также  сферу необходимой социально-исторической практики человечества. Выступая в  качестве социального института, образование обеспечивает выполнение своей главной задачи — воспроизводства социальности. Наряду с передачей социально значимого опыта новому поколению образование обуславливает сохранение социальной структуры общества, ее специфики и своеобразия в каждом конкретном обществе, а также воспроизводит систему каналов перемещений индивидов и социальных групп. К тому же образование является одним из факторов обеспечения социальной мобильности человека.

Современное общество отличается сложностью своего устройства и разнообразием общественных отношений, поэтому на образование возлагается роль обеспечения воспроизводства всего многообразия социальных явлений и процессов. Оно пронизывает и концентрирует вокруг себя все сферы общественной жизни, а также определяет перспективы и основные направления развития общества. Не случайно проблема образования выведена на уровень сферы государственных интересов и от ее решения зависит не только сохранение нации, но и ее национальная безопасность.

Наряду с этим современное общество переживает эпоху глубинных изменений во всех своих структурах - социально-экономических, политических и культурных. Эти изменения связаны с появлением особой сферы социального бытия - информационной сферы. По отношению к обществу, базирующемуся на производстве, обработке и использовании информации, в научной литературе используются разнообразные понятия, среди которых наиболее часто употребляемые - «информационное общество» и «общество знания». В таком обществе особая роль отводится образованию и науке как сферам, обеспечивающим его жизне и конкурентоспособность, а знание и информация становятся ведущими социальными ресурсами. В связи с этими социокультурными трансформациями изменяется и социальная структура общества, возрастает потенциал образования как фактора обеспечения социальной мобильности человека.

Идущие в обществе и образовании  модернизационные процессы проявляются  достаточно противоречиво. С одной  стороны, декларируется первостепенная значимость образования для дальнейшего  социально-экономического развития общества. С другой стороны, оторванность института образования от реального процесса социализации, его недостаточное финансирование, снижение ценности образования в общественном сознании значительно усложняют его функционирование.

Таким образом, исследование современного состояния института образования и его социальных функций является достаточно сложным и многоаспектным. Рассмотрение образования как социальной проблемы осуществляется, как правило, силами социологической и педагогической наук. Так, социологический аспект образования состоит в изучении его социальных функций. Образование понимается как один из множества факторов социальной мобильности. В педагогике акцентируется внимание на образовании как процессе и результате передачи знаний, умений, навыков. Конкретные науки определяют сущность образования и его социальную роль, исходя из специфики своих предметов. Его исследование ограничено использованием частной научной методологии, что не обеспечивает понимание фундаментальных оснований проблемы образования и не выводит на необходимый уровень обобщения и глубины ее исследования. Поэтому проблема образования как инструмента изменения социального положения человека в условиях современного общества требует социально-философского осмысления, так как связана с включенностью образования во все сферы общества и его влиянием на поддержание и изменение социальной структуры. Социально-философский подход к проблеме образования имеет стратегическое значение для настоящего и будущего развития общества, в особенности, российского, ведь от ее решения зависит выбор направлений дальнейшего развития современного общества.

Выяснение значения образования в  обеспечении социальной мобильности  дает возможность оценить потенциал  образования с точки зрения оптимизации его влияния на человеческую активность в настоящем и будущем, а также определить характер и степень его влияния на тенденции развития общества. Таким образом, социальный анализ сущности и возможностей образования как фактора обеспечения социальной мобильности в настоящее время приобретает особую актуальность.

Целью исследования является изучение образования как фактора социальной мобильности, неотъемлемого и необходимого критерия развития общества. В соответствии с целью работы необходимо обозначить круг задач, которые будут рассматриваться на протяжении всей работы:

-дать определение понятию социальная  мобильность

-рассмотреть виды социальной  мобильности

-раскрыть значение образования  в процессе социального дифференцирования

-указать основные социальные функции образования, а так же выявить основные проблемы образовательного процесса

 

 

 

Объектом исследования темы является социальная структура общества. Предметом  исследования является всеобщее в системе  перемещений: каналы социальной циркуляции, институты наследования социального статуса, способы его получения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная  мобильность: понятие и сущность

Социальные изменения характеризуются  в первую очередь социальными процессами (от лат. processus - прохождение, продвижение) - последовательными сменами состояний общества или его различных систем. Процесс выступает как движение во времени ряда событий, субъектами которых являются люди и различные формы их объединения. К основным социальным процессам относятся социальная мобильность, социальное воспроизводство.

Научное первенство изучения вопросов социальной мобильности соотносят  в современном социологическом  знании с именем Сорокина П.А., который  определил, что “ под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую”.1

Для обозначения социальной позиции  в современном социологическом  знании употребляется термин социальный статус, характеризующее положение личности, общности в иерархии общественных отношений.

По Сорокину П.А. существует два  основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью (перемещением) подразумевается переход индивида, общности людей или социального объекта из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же уровне, то есть без изменения основных характеристик социального статуса. При этом он приводит следующие примеры: “Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую  религиозную группу, из одного гражданство в другое, из одной семьи (как мужа так и жены) в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некого места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении”.2

 

Таким образом, во-первых, под вертикальной социальной мобильностью он понимает перемещение индивида, социальной группы или объекта с изменением объема прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества, то есть с изменением основных характеристик своего социального статуса.

Во-вторых, Сорокин П.А. выделяет социальную мобильность самих людей и  мобильность социальных объектов, то есть продуктов человеческой деятельности как материальных, так и идеальных (рис. 26). 

Вертикальная социальная мобильность  может быть восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. Сорокин П.А. отмечает, что  “в соответствии с природой социальной стратификации есть нисходящие и  восходящие течения экономической, политической  и профессиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт, или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно, и нисходящие течения так же имеют две формы:

первая заключается в падении  индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал;

другая форма проявляется в  деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального  единства. В первом случае “падение”  напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги”.3

Отмечая, что случаи индивидуального  проникновения в более высокие пласты или случаи падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны, Сорокин П.А. приводит следующие исторические примеры вертикальной групповой социальной мобильности.

      Историки кастового  общества  Индии сообщают нам, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, а, как оказывается, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом, и все ее члены в полном составе заняли то же положение.

До принятия христианства Константином Великим статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви в целом поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства и, особенно, высшие церковные сановники также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к относительному понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он несомненно ниже, чем был в средние века.

Рис. 26. Основные формы социальной мобильности

Другой пример - группа легистов во Франции. Появившись в XII веке, эта группа быстро росла по своему социальному  значению и положению, Очень скоро  в форме судейской аристократии они вышли на позицию дворянства, В XYII веке группа в целом начала “опускаться” и, наконец, вовсе исчезла в пожарище Великой французской революции. То же происходило и в процессе восхождения аграрной буржуазии в средние века, привилегированного Шестого корпуса, купеческих гильдий, аристократии многих королевских дворов. Занимать высокое положение при дворе Романовых, Габсбургов или Гогенцоллернов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. “Падение” династий привело к “социальному падению” связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены в целом были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией.

Подобные явления наблюдаются  и в ракурсе чистой экономической  стратификации. Так до наступления  эры “нефти” ил “автомобиля” быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей  сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую коллективную форму восходящих и нисходящих течений в социальной мобильности.4

Систематическое изучение вертикальной мобильности развернулось в 50—60-е  годы. Большинство социологов в качестве эмпирического индикатора анализа  восхождения и нисхождения избрали профессию.

Видные американские социологи  Питер М. Бло и Отис Д. Данкен рассматривали  каждую профессиональную группу двояко: как «потребителя» людских ресурсов и как «поставщика» рабочей силы. Способность той или иной профессии  выступать потребителем и поставщиком на рынке труда зависит от таких факторов, как временные изменения профессиональной структуры (в частности, в течение жизни одного поколения), дифференцированная рождаемость и смертность внутри категории и открытость или замкнутость профессиональной иерархии.

Анализ вскрыл интенсивную мобильность  среди мужской части населения  США. При этом превалировала мобильность  по восходящей линии.

Более частыми были перемещения  в пограничных стратах, а не через  несколько ступеней. Низшие «белые воротнички» и низшие «синие воротнички» (включая неквалифицированных сельскохозяйственных рабочих) реже всех наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Низшие «белые воротнички» совершали в основном восхождение в высшие страты, хотя какая-то их часть была вынуждена перейти в разряд «синих воротничков». Подобным же образом сыновья из семей, относящихся к категориям низших «синих воротничков», чаще становились высшими «синими воротничками», а небольшая их часть проникала даже в разряд «белых воротничков». В итоге можно сказать, что американцы городского происхождения наталкивались на реальный барьер: «белые воротнички» — «синие воротнички», однако препятствие оказывалось относительно преодолимым.

Информация о работе Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности