Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:18, дипломная работа

Краткое описание

Социальное обеспечение – одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.
Основной закон Российской Федерации – Конституция закрепляет гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39).
На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Общие положения назначения и выплаты пенсии за выслугу
лет………………………………………………………………………………..7



1.1. Трудовые пенсии в Российской Федерации: основные понятия………7

1.2. Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет ………...13

Глава 2. Специфика назначения пенсии за выслугу лет…………………...36

2.1. Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика…………………36


2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет………………..39

2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет..........................46

Заключение

Список источников и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом СЕргей Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.doc

— 567.50 Кб (Скачать документ)

 

  • Решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №ВКПИ 01-12 Об отказе в удовлетворении жалоб на абзац 1 пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Большая часть  жалоб  граждан остается  без  удовлетворения,   но  все  же, ВС Российской Федерации, по отдельным делам подтверждает несоответствие подзаконных актов федеральному законодательству.

  Приведем пример:

Заявитель Новикова А.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  требованием о признании незаконным абзаца 8 подпункта “б” пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации ”в части установления ограничений в зачета выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы, либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, сославшись на то, что положения оспариваемой нормы лишают его части льгот, установленных законом для военнослужащих, находившихся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит закону и Конституции Российской Федерации и нарушает его права, поскольку на ее основании после увольнения с военной службы выслуга лет для назначения пенсии за период службы и участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан   в   связи   с   понижением   в   должности   и   откомандированием   из этой страны   засчитана   ему   в   календарном     исчислении,   а  не   на   льготных условиях.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации сочла жалобу Новикова  А.В.   обоснованной  и  подлежащей    удовлетворению   по  следующим основаниям.

Статьей 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" №4468-1 от 12 февраля 1993 года для назначения пенсии определено понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.

В соответствии с частями 2 и 3.3 указанной статьи время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления  выслуги  лет  для  назначения  пенсии  лицам,  проходившим военную службу, определяется Правительством Российской Федерации. При   этом   Закон   не  содержит   каких-либо   ограничений  при  исчислении выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу в особых условиях.

Указанный закон также не раскрывает понятия "особые условия" военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к "особым".

Правовым   основанием   для  становления  порядка   счисления  выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях, является Постановление Правительства РФ №941 от 22 сентября 1993 года, а также Приложения к нему №1 и №2.

Правительство Российской Федерации, также не раскрывая понятия "особые условия" в своем Постановлении, к особым условиям службы относит такие ее периоды, как:

  • служба в составе действующей армии, участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, в том числе и за пределами Российской Федерации;
  • участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных действий;
  • служба в отдаленных местностях, неблагоприятных климатических условиях;
  • служба   на   определенных   воинских   специальностях,   при    выполнении

некоторых видов работ, боевых и других специальных задач, в подразделениях специального назначения и др.

        Таким образом, указанные критерии определения особых условий службы отражают объективные факторы прохождения военной службы, конкретизируют установленное законом право военнослужащих на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.

Обжалуемая   заявителем  норма  ( абзац  8   подпункта  “ б “  пункта  3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941) устанавливает ограничения в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

        Однако для  военнослужащих, участвовавших в иных военных действиях, в том числе и за пределами бывшего СССР и Российской Федерации, а также в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, при выполнении задач по поддержанию правопорядка, а также для всех других указанных в этом нормативном акте категорий военнослужащих, проходивших службу в особых условиях, таких ограничений не установлено.

       Таким образом, данное ограничение не является объективным критерием прохождения военной службы.

Не может быть отнесено это ограничение в полной мере, как это определено законом, и к порядку исчисления выслуги лет, установление которого относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

        По своей природе рассматриваемое ограничение служит для военнослужащего наказанием (санкцией) за совершение порочащего поступка, которое   лишает   его  части  пенсионного  обеспечения  либо  права  а него вовсе, поскольку  это  право  находится  в  прямой  зависимости  от  расчета  выслуги  лет именно в льготном исчислении.

Преамбулой и п.1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" для военнослужащих и граждан , уволенных с военной службы, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека перед законом и судом.

      Исходя из указанных конституционных положений и норм закона, Военная коллегия приходит к выводу, что военнослужащие, уволенные с военной службы и имеющие право на получение пенсии, соответственно должны обладать и равным правом на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.

      В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

         Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" таких ограничений не устанавливает.

        Напротив, норма этого закона о зачете времени прохождения службы в особых условиях в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении является императивной.

        В соответствии с нормами действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства гражданин может быть лишен прав, льгот и - свобод либо ограничен в них только в порядке исполнения уголовного наказания, назначенного по приговору суда.

Таким образом, установив рассматриваемые   ограничения,  Правительство

Российской Федерации вышло за пределы своей компетенции, определенной законом, а обжалуемая заявителем норма в этой части должна быть признана незаконной (недействительной) как противоречащая ст.ст.19 и 55 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" и ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной    системы, и их семей".

На  основании  изложенного  и  руководствуясь ст. ст. 119-197  и   239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила  удовлетворить жалобу Новикова Александра Васильевича и признать незаконным  (недействительным) абзац 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

На наш взгляд, судебная практика, в том числе по делам о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет приобретает все большее значение. И не смотря на то, что судебная практика не является источником права (как в странах с англо-саксонской системой права), она применяется нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел.

В   заключение   подчеркнем,    что    ФЗ   «О   государственном   пенсионном

обеспечении предусматривается возможность установления аналогичных пенсий государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормативными    правовыми     актами    указанных   субъектов   права    могут устанавливаться иные нормы, чем предусмотренные в Федеральном Законе «О государственном пенсионном обеспечении». Между тем, иногда субъекты злоупотребляют своими полномочиями.

        Приведем пример из практики:

        Прокурором Амурской области было подано заявление  в  суд   о     признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О денежном содержании государственных служащих государственной службы области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А" и п. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 9 декабря 2002 г.  N 156-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О денежном содержании государственных служащих государственной службы области и денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности области категории “А” в части включения материальной помощи в состав денежного содержания государственного служащего государственной службы Амурской области.

Решением Амурского областного суда от 24 декабря 2002 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 11 марта 2003 г. протест участвующего в деле прокурора, в котором ставился вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным истолкованием и применением материального закона и вынесении нового решения об удовлетворении заявления, удовлетворила по следующим основаниям.

Прокурором  области  оспариваются   Законы   области,   которыми   внесены изменения и дополнения в Закон Амурской области от 2 июля 1997 г. N 19-ОЗ "О денежном содержании государственных   служащих   государственной службы области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А".

        Согласно п. 1 ст. 1 Закона области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ денежное содержание государственного служащего государственной службы области состоит из : должностного оклада, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые  условия  государственной  службы,  надбавки  к  должностному  окладу  за выслугу   лет   на   государственной   службе,   премий    по   результатам    работы, материальной помощи.

Информация о работе Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет