Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Принято считать, что понятие «имидж» ввел в обиход Зигмунд Фрейд. В З0-е годы XX века он издавал журнал с одноименным названием. И с тех пор имидж перестал быть исключительно психологическим термином. Впрочем, существует и иная версия происхождения понятия: в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг. Так или иначе, данным понятием стала пользоваться коммерческая реклама для дифференциации товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 60-х годов XX века в США это понятие стали широко применять и для дифференциации общественных лидеров.
В России в 90-х годах этот термин также перестал быть достоянием узких специалистов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к формированию имиджа 5
1.1. Понятие, функции и типология имиджа 5
1.2. Современные технологии формирования имиджа 12
1.3. Современные научные поиски в изучении проблем имиджа 16
Глава 2. Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России 18
2.1. Понятие имиджа государственного служащего в России 18
2.2. Особенности формирования имиджа государственного служащего в средствах массовой информации 26
2.3. Практический пример имиджа федеральных государственных служащих в России 29
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социология управления(2).docx

— 50.84 Кб (Скачать документ)

В основе дальнейшего формирования имиджа лежат широко описанные в социально-психологической литературе механизмы (установки, стереотипизации, идентификации, физиогномической редукции и др.) и эффекты («ореола», «первичности» и «новизны»,  «пигмалионна» и др.). 
 
Типичным, например, является действие механизма стереотипизации, проявляющемся в отнесении политика к определенной социальной категории и приписывании ему всех ее типичных особенностей. Так политический деятель, указывая свою профессию, неизбежно актуализирует у населения существующее мнение о представителях данной профессиональной сферы. 
 
На формирование имиджа оказывают влияние существующие у населения коммуникативные барьеры, фильтры («доверия» и «недоверия»), степень согласованности всех  вербальных и невербальных аспектов коммуникации. Все эти явления универсально влияют на «естественный» процесс познания людьми друг друга и тем самым - на формирование имиджа политика также. 
 
Можно выделить три точки зрения мнения на природу сущности политического имиджа. Первая состоит в том, что имидж может быть вообще не связан с реальными характеристиками субъекта, которому он принадлежит. Вторая – имидж является определенным отражением сущности личности. Третья точка зрения признает двойную детерминацию сущности имиджа: зависимость, как от реальности, так и от целенаправленного формирования. 
 
Имидж политика – это  сформированный у избирателей образ, являющийся результатом его непосредственного восприятия, его политической деятельности и продвижением в результате PR - деятельности в СМИ.  Рассматривая содержание имиджа личности политика, авторы (Е. В. Егорова, О. В. Иванникова, А. И. Ковлер, Г. Г. Почепцев, Е. Б. Шестопал и др.) предлагают различные варианты трактовки его составляющих. 
 
По мнению известного политолога Е. В. Егоровой[448], можно говорить о его трехкомпонентной структуре. Первой составляющей структуры имиджа становятся персональные характеристики его как человека. Второй составляющей структуры имиджа будут его социальные характеристики. Третьей компонентой имиджа являются символические характеристики имиджа, которые являются составляющей частью менталитета. 
 
В работах другого не менее известного автора Г. Г. Почепцева[449] выделяются следующие компоненты содержания имиджа политика: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти компоненты очень важны, так как их заполнение делает имидж политического деятеля более живым и приближает его к «населению». Их заполнение может служить также и для подержания символьной нагрузки имиджа. Следует отметить, что при отсутствии информации о «простых человеческих слабостях», они заполняются массовым сознанием произвольно.

Таким образом, даже беглый обзор наиболее заметных исследований, проведенных по политической имиджелогии последние годы показывает, что основные научные проблемы, которые привлекают исследователей это: 
 
1) Выявление как роли и функций имиджей в общественном бытие и менталитете культуры, так и особенных и частных функций конкретных имиджей в различных сферах общественной практики; 
 
2) Составление типологии имиджей и анализ всего существующего в данный исторический момент времени открытого (это важно подчеркнуть) поля политических  имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой семиотичности, динамичности и других  входящих в него характеристик; 
 
3) Раскрытие закономерностей освоения существующего поля имиджей, их присвоения личностью политика; 
 
4) Изучение специфики феномена политического имиджа на каждом из трех уровней (политик, партия-движение, общество), раскрытие их структурно-содержательного наполнения; 
 
5) Описание закономерностей формирования и трансформации политического имиджа при переходе от индивидуального, к групповому и массового сознанию и обратно; 
 
6) Анализ исторических и социально-ситуативных предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования политических имиджей разного типа; 
 
7) Описание взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений) как внутри одной категории, так и между классами; 
 
8) Раскрытие всех возможных механизмов формирования и трансформации имиджа. 
 
Все это необходимо для формирования как положительного, так и отрицательного имиджа политического деятеля. 
 
1.2. Современные технологии формирования имиджа 
 
Развитие практики управления имиджем в современных условиях развития общества привело к появлению специальной дисциплины,  получившей название – паблик рилейшенз или «связь с общественностью». Паблик рилейшенз объединяет такие формы управления имиджем как технологии формирования общественного мнения по отдельным вопросам деятельности учреждения и профессиональной подготовки, рекламе, эффективного взаимодействия со сторонними организациями, прессой, телевидением и т. д. Назначение мероприятий по созданию управляемого имиджа в целом – повышение конкурентоспособности политика или организации.[450] 
 
Считается, что PR-технологии направлены на достижение пяти основных целей: 1) позиционирование, 2) возвышение имиджа, 3) снижение имиджа конкурентов, 4) отстройка от конкурентов, 5) контрреклама.

Позиционирование включает констатирование своего существования, создание и поддержание понятного окружению имиджа. Отсутствие такой деятельности у объекта восполняется стихийным формированием имиджа. Мероприятия по возвышению имиджа способствуют «раскрутке» объекта. При взаимодействии с прессой и представителями других общественных и административных учреждений объекту не просто создается положительный образ, а часто имидж более значительный, чем это есть на самом деле. 
 
Снижение имиджа конкурентов – предполагает введение сомнения в верности информации, известной о конкуренте, выявление противоречий в его имидже. Отстройка от конкурентов предполагает комбинацию возвышения своего имиджа при снижении имиджа конкурентов. Отстройка может быть явной и неявной. Это могут быть как сравнительная информация, показывающая насколько мы лучше их, так и суждения на тему: «Ну что тут сравнивать!». 
 
Контрреклама – может происходить по-разному, но в любом случае в основе лежит выявление и придание гласности недостатков в работе конкурентной стороны. В основе всех имидж-технологий и PR лежит современная социальная и политическая психология, а именно психология социального познания, психология влияния, психология рекламы, психология управления, политическая психология, психология масс и др. 
 
Решение проблемы управления имиджем в политических  коммуникациях должно опираться на ряд особенностей формирования политического имиджа в конкретных культурно-исторических условиях развития общества в России. В первую очередь, дефицит информации о реальных качествах политика, распространенность дезинформации в СМИ и в каналах «сарафанного радио». Во-вторых, недостаточное адресное поступление информации к аудитории, наличие «фильтров недоверия» в отношении различных форм предвыборной агитации и пропаганды. В-третьих, необходимость непротиворечивости доступной для электората информации при поддержании сформировавшего позитивного имиджа. В-четвертых, учет механизмов взаимосвязи различных политических имиджей. 
 
Технология формирования имиджа политического лидера должна основываться: 1) на понимании сущности феномена имиджа, 2) на учете особенностей политика, 3) на учете особенностей той группы, на которую имидж направлен. На протяжении всего избирательного процесса (или деятельности политического лидера) необходимо ориентироваться на «обратную связь», которая дает возможность оперативно корректировать имидж политика.

В политической практике управление имиджем включается в  предварительно разработанную программу действий в той или иной мере связанную с выборами. Для составления такой программы осуществляется изучение контингента, «целевой аудитории» имиджа. Это осуществляется с помощью социологических и социально-психологических методов изучения представлений, мнений и других проявлений массового сознания, проведения экспертных опросов, фокус-групп и др., а также наблюдения. С помощью этих методов «вычисляется» идеальный образ для данной аудитории.[451] 
 
Следующий важный компонент сбора необходимой информации - составление психологического портрета личности политика, для актуализации наилучших их черт или затушевывания негативных. Наиболее распространенными методами исследования личности политических лидеров является: контент-анализ их текстов, анализ личных документов и биографии, составление психологических профилей, интервью, опросники, проективные методики и т. п. 
 
Далее необходимо определить к какому типу лидерства относиться данный политик и какие архетипы задействуются. На этой основе строится стратегия подачи (презентации) и самоподачи (самопрезентации) имиджа политического лидера, то есть определяется тот миф, на котором будет строиться политическая кампания. Для актуализации определенного архетипа необходимо, чтобы конкретный кандидат предъявил такие черты, которые позволили бы его идентифицировать с одним из архетипов. Биография и сама логика поведения политика должна быть подана через призму архетипа. 
 
В имиджелогии выделяются следующие архетипные образы: «мудреца», «воина-защитника» («доброго молодца»), «доброго царя-кормильца», «слуги народа» («борца за справедливость»), «былинного богатыря», «аскета», «святого» т. д. Необходимо изучать политическую ситуацию и конкурентов. Это дает возможность создать яркий контраст, выделиться из «толпы» конкурентов в соответствии с требованиями сегодняшних реалий. Изучение этих аспектов создает «эффективный» имидж, учитывающий особенности населения, политической ситуации и самого политика. 
 
При формировании имиджа обычно делается акцент на сильных сторонах политического лидера (характеристики, отвечающие требованиям электората) и нивелировке недостатков (характеристики, не отвечающие требованиям электората).

Существующие в литературе различные модели технологии формирования имиджа позволяют выделить основные этапы его формирования, в которые учитывают перечисленные особенности. На первом этапе определяются свойства, которые отличают данного лидера от других. На втором этапе подчеркиваются характеристики, которые приближают политического деятеля «к народу» (активизируется механизм идентификации и отнесения его к категории «свой»). На третьем этапе приближают объект имиджирования к политика как оратора, добиваясь согласованности вербальной и невербальной информации. На пятом этапе – вызывается интерес средств массовой коммуникации. Далее составляется программа встреч с электоратом. На седьмом – создается контр-технология с негативной информацией, технологии изменения негативных характеристик имиджа. 
 
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить важность профессионального управления политическим имиджем. Имидж в современной России уверенно становится фактором продуктивной политической коммуникации. Формирование имиджа политического лидера необходимо осуществлять на всем процессе его политической жизни, а не только в период выборов. Устойчивый позитивный имидж позволяет политическому лидеру или движению более продуктивно реализовывать свою деятельность, получая постоянную поддержку со стороны населения. Важно также формировать имидж окружения (например, имидж органов власти, если это президент). 
 
1.3. Современные научные поиски в изучении проблем имиджа 
 
Проблема имиджа сегодня привлекает внимание ученых и практиков, абсолютно всех политиков, не оставляет безразличным любого человека, интересующегося развитием современного общества, политических процессов и отношений в нем. Формирования эффективного политического имиджа является одной из актуальных задач политологии, политического менеджмента, политической психологии и других наук, объектом которых выступает современная политика во всем ее многообразном понимании и проявлении. 
 
Имидж изучается представителями разных дисциплин, но на прямое и центральное место все же претендует имиджелогия и ее новое направление – политическая имиджелогия. В силу растущих потребностей в развитии политической теории и практики политическая имиджелогия призвана дать систематизированные данные о феномене политического имиджа, раскрывая его сущность, особенности, механизмы и условия развития. Особое место в политической имиджелогии занимают прикладные аспекты, понимание которых позволяет эффективно воздействовать на политический  имидж.

Искусство формирования необходимого имиджа – искусство целенаправленного управления впечатлением появилось вместе с классовой дифференциацией общества. Выделение института власти требовало развития определенных механизмов влияния на людей и формирования отличного от обычного образа высокопоставленных персон. Востребованными оказались и специальные помощники, способные усилить необходимые впечатления. Искусством такого воздействия  владели уже в древнем Египте и в древнем Риме (достаточно вспомнить сценарий въезда Клеопатры в Рим). Любой монарх в период новой истории содержал штат, специально занимающийся разработкой и обслуживанием определенных церемоний взаимодействия царской особы с подданными. Таким образом, искусство управления впечатлением в политике с помощью средств политической агитации и пропаганды значительно опередило современные научные поиски в области управления имиджем. 
 
В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имиджа в целом. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологии, костюмологии и др.), так и появление в начале ХХ столетия первых кафедр и факультетов имиджелогии в отечественных вузах, защиты диссертационных исследований, посвященных проблематике имиджа, рост научных и научно-популярных публикаций в данной области, введение курсов имиджелогии в подготовку широкого круга специалистов и, наконец, увеличение количества специализирующихся в данной сфере организаций. 
 
Глава 2. Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России 
 
2.1. Понятие имиджа государственного служащего в России 
 
В процессах взаимодействия государственного служащего с населением имидж выполняет весьма разнообразные функции: выделят госслужащего, создавая его отличия от других, или наоборот, позволяет отождествлять его с желаемой группой, к которой он, может быть, и не принадлежит. 
 
Сегодня специалистами используется расширенная трактовка, в соответствии с которой имидж определяется как система тотальной коммуникации. В ней фигурируют такие элементы, как общая и корпоративная философия организации или личности, их история, среда обитания, язык, одежда и поведение, принципы идентификации друзей и недругов, символика и т. д[453]. Имидж государственного служащего может и, как правило, являться не столько плодом его собственных усилий, но и плодом трудов его конкурентов, как это не странно звучит. Можно сказать, что имидж это не только целенаправленно формируемый «положительный» образ, это и «единство и борьба противоположностей», между создаваемым госслужащим и его командой «положительным» имиджем, повседневной реальностью и создаваемым конкурентами «негативным» имиджем.

Особый интерес вызывают практические исследования имиджа государственных служащих. В качестве примера формирования имиджа государственного служащего в России, можно привести социологический опрос который приводился в 2007г. в Челябинской области проводился социологический опрос «Имидж государственных и муниципальных служащих». В нем приняли участие 94 государственных служащих Челябинской области и 108 муниципальных служащих четырех муниципальных образований в Челябинской области: городов Челябинска, Коркино, Трехгорный и Сосновского района. Среди респондентов - 40,9% мужчин; 59,1% женщин; 6,9% - государственные и муниципальные служащие до 30 лет; 64,5% - от 30-44 лет; 28,8% - государственные и муниципальные служащие в возрасте 50 и более лет. Были опрошены представители четырех основных должностных категорий государственных и муниципальных служащих в следующем соотношении: руководители высшего звена - 14,6%; заместители начальника (руководителя) - 8,7%; начальники (заведущие) отдела (управления) - 41,8%; специалистов (в том числе главных, ведущих) - 27%; другие должностные категории (в том числе зам. начальника отдела) - 2,9%[455]. 
 
В ходе опроса было выявлено 20 характеристик, определяющих имидж государственных и муниципальных служащих. 
 
1. Образовательный уровень. 
 
Наибольшее количество государственных и муниципальных служащих в Челябинской области имеют высшее образование - 75,6%, только одна треть имеет общее среднее, среднее специальное или незаконченное высшее образование (соответственно - 0,6%; 18%; 5,8%). Это говорит о том, что подавляющее большинство (93%) служащих получили образование либо в ВУЗе, либо среднем специальном учебном заведении и имеют соответствующие дипломы. 
 
2. Характер базового профессионального образования. 
 
Государственные и муниципальные служащие распределены следующим образом по характеру полученного ими базового образования (в порядке убывания): 
 
- естественно-техническое - 34,6% 
 
- экономическое (не по специальности Экономика и управление )-14,8% 
 
- педагогическое -12,6% 
 
- сельскохозяйственное - 9,9% 
 
- юридическое - 9% 
 
- гуманитарное - 8,4% 
 
- экономическое (по специальности Экономика и управление) - 4,2% 
 
- медицинское - 3,4% 
 
- военное - 2,8% 
 
- иное - 3,8% 
 
Данное распределение соответствует распределению основных видов базового образования по степени массовости. 
 
3. Наличие дополнительного образования по какой-либо специальности государственной (муниципальной) службы. 
 
Только 10% респондентов ответили утвердительно на вопрос «имеете ли вы образование по вашей специальности». Таким образом, 9/10 государственных (муниципальных) служащих потенциально нуждаются в дополнительном образовании. 
 
4. Опыт управленческой работы.

Информация о работе Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России