Образование и социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников.
В процессе социализации детей и молодежи институт образования должен выполнять три задачи: естественно-культурную, социально-культурную и социально-психологическую. Решение образовательных задач должно помочь и в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии.
Цель работы заключается в изучении связи образования и социализации личности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Агенты первичной и вторичной социализации в сфере образования.5
2. Соотношение содержания образования и социализации на разных этапах развития личности ………………………………………………………..13
3. Роль самообразования в социализации личности……………………..24
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...38

Прикрепленные файлы: 1 файл

Образование и социализация личности. Контрольная работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

     Самообразование не имеет статуса социального  института (и, по всей вероятности, никогда  его не обретет). Его обычно рассматривают  как вид деятельности, ведущей  и базовой социальной функцией которого является самореализация личности, как фоновую характеристику учебной либо досуговой деятельности и только в некоторых случаях осознают в качестве самостоятельного вида деятельности. Самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность12.

     «Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей»13. Необходимо отметить, что, несмотря на тесную связь с образованием, самообразование можно рассматривать как автономное явление.

     Как отмечают Г.Е.Здоровский и Г.А.Шуклина, перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

     В доиндустриальных обществах самообразование (как, впрочем, и образование) реализовывалось  в контексте межличностных отношений  и выступало аспектом коммуникативной  деятельности. Самообразование было органично включено в процесс жизнедеятельности общности, сопутствовало практически всем видам деятельности человека, но было узко востребовано лишь как форма самостоятельного «закрепления» стереотипов поведения, соответствующих строго фиксированной социальной роли личности. Общность «образовывала» человека через труд и обычаи, процессы социализации доминировали над процессами индивидуализации.

     В данном случае речь идет о зарождении самообразовательных процессов  в их современном понимании, поскольку коллективное сознание доклассового общества лишь в незначительной степени способствовало проявлению самости человека, интересы и ценности личностного и индивидуального видения мира еще не были сформированы. И лишь со временем подражательное образование и «закрепляющее» самообразование начали дополняться стремлением к осознанному получению и передаче знания.

     Поскольку человек не отделял себя от общности, которая была условием его существования  и жестко детерминировала его  сознание и деятельность, в целом  технологию самообразования того периода можно охарактеризовать как социоцентрическую. Ее социальный смысл заключался в том, что она являлась средством социокультурной интеграции. Устойчивая мифологичность знания доиндустриальной эпохи, переплетение мифологических представлений с магической практикой закладывали основы не только прикладных, но и научно-теоретических форм самообразовательной деятельности.

     Таким образом, в доиндустриальном обществе технология самообразования выступала  как сопутствующая другим социальным технологиям жизнедеятельности социума, имела коммуникативный (межличностный) способ реализации и являлась носительницей интегративных социальных целей (социоцентризм).

     Коренные  изменения технологии самообразования  возникают с углубившимся разделением  умственного и физического труда, в результате которого самообразование  выделяется из всей системы жизнедеятельности  в качестве самостоятельного вида деятельности. Это сопровождается процессами личностного самопознания. Тем не менее, в разных культурах намечаются различия в становлении самообразования: в одних активность ориентирована на упрочение социального целого, в других - на высвобождение индивидуальности.

     Античная  технология самообразования базировалась на рациональных основах, ее целью было формирование личности, ориентированной на решение проблем внешнего мира.

     В противовес данной технологии выступали  религиозные стратегии самообразования. Именно религиозная образовательная и самообразовательная деятельность в доиндустриальную эпоху являлась одной из самых влиятельных форм саморегуляции знания. Интегрирующая функция религиозной самообразовательной деятельности выступала как одна из основ социальной жизни. Так, самообразование в контексте иудаизма с его ориентацией на постоянное учение, поиск мудрости в священных книгах и молитвенных обращениях к Богу создало homo studiosus (человека обучающегося14), восходящего к религиозным истинам, постигающего божественную мудрость. Выступая стержнем самообразовательной активности человека, религиозная составляющая знания оказывала определяющее регулятивное воздействие и на иные формы социальной активности человека15.

     Необходимо  отметить, что античная технология самообразования, ориентированная на поиск истины, новых знаний, предполагала формирование сферы знания, достаточно открытой для инноваций социального плана, и оказывала на них стимулирующее воздействие. Вместе с тем религиозный тип самообразования, обращенного внутрь человека и направленного на прояснение и истолкование уже данной людям божественной истины, формировал специфическую сферу знания и внутреннего опыта, лишь опосредованно влияющую на социальную активность личности через задаваемые символьные ценностно-нормативные ориентиры. Поэтому так или иначе религиозная самообразовательная активность должна была столкнуться с «трудовым» самообразованием и, вступив с ним в противоречие, разделить сферы влияния и области регулирования. Альтернативой религиозному самообразованию выступили также и иные формы светского самообразования, когда светская духовность обособилась в самостоятельную сферу. В этот период ведущим способом реализации самообразования продолжала оставаться межличностная коммуникативная деятельность. В русле коммуникативной активности развивались как античная, так и более поздние технологии самообразования.

     Углубление  дифференциации духовной жизни в  эпоху Возрождения, зарождение идей гуманизма поставили Человека в  центр мироздания и стали основой  для начала реализации идеи всеобщего обучения. Возникновение института образования, трансформирование педагогической практики, формирование высокого статуса образованности в обществе оказали воздействие на самообразовательную деятельность. Изменение социальной роли образования повысило статус самообразования.

     В индустриальную эпоху самообразование  окончательно сформировалось в качестве самостоятельного вида деятельности, имеющего массовый характер и уже  свойственного целым социальным группам. Этому способствовал ряд  характеристик общества индустриального типа и в первую очередь утверждение приоритета личности и ее независимости от общества в качестве важнейшей ценности. Такие характеристики духовной сферы, как развитие образования и формирование национальных культур, дифференциация духовной жизни общества, усложнение систем коммуникации, появление СМИ, плюрализация общественного сознания и идеологии, стали факторами развития сферы знания и, соответственно, самообразования как механизма ее регуляции. Рост промышленного производства, высокая степень разделения труда, углубление социальной дифференциации и процессы формирования социальных отношений на основе профессиональных, классовых, имущественных связей также стали социально-экономической базой самообразования.

     Технологии  самообразования в индустриальную эпоху формируются под воздействием глубоких противоречий в сфере знания, связанных с нарушениями его воспроизводства, функционирования и трансляции. Динамизм социальной жизни еще не стал нормой индустриальной эпохи, поэтому доминирующая ориентация на воспроизводство знания в рамках традиции приходит в противоречие с убыстряющимся ходом истории и порождает конфликты на уровне и индивида, и группы, и общества в целом.

     Более того, процессы модернизации, столь  характерные для индустриального общества и порождающие многоукладность во всех сферах социальной жизни, распространяясь также и на область знания, приводят к его дробности, совмещению традиционных, современных и переходных элементов. Эти процессы резко дифференцируют стратегии самообразовательной деятельности. В рамках одной (например, профессиональной) сферы могут одновременно сосуществовать как современные, так и традиционные стратегии самостоятельного воспроизводства профессионального знания, кардинально различающиеся потребностно-мотивационными, ценностно-нормативными и целевыми характеристиками. Именно поэтому самообразовательная деятельность отличается крайней усложненностью и противоречивостью. Сфера знания дифференцируется по классовому, слоевому признаку и соответствующим образом содержательно и формально организуется.

     Дифференциация  видов самообразования во многом объясняется позицией субъекта в  социально-экономической структуре  общества и тенденциями ее изменения. Различия в социальных позициях определяются функциональным, содержанием последних и связаны с социально-экономической неоднородностью труда. Для воспроизводства той или иной социальной (социально-профессиональной) группы общество совершает определенные затраты, связанные с подготовкой и обучением ее членов - в силу того, что статусные и профессиональные различия предполагают дифференциацию образовательного уровня и степени личностного развития.

     Развитие  науки и образования в индустриальном обществе приводит к усложнению знания, средств и способов его передачи. Формирование техносреды предъявляет новые требования к самообразовательной активности, являющейся показателем уровня освоения личностью передовых технологий и оптимальности ее включения в информационное пространство.

     Поскольку механизм воспроизводства знания различается в зависимости от характера социокультурного контекста, то и самообразование специфицируется по содержанию, форме и функциональному предназначению. Глобальные процессы индустриализации, информатизации общества приводят к углублению и усложнению процессов социальной дифференциации, возникающие передовые технологии способствуют появлению новых профессий, требующих более высокой квалификации и серьезной подготовки. Стало быть, образование и самообразование превращаются во все более выраженный дифференцирующий фактор в социальной структуре общества.

     Для отдельных социальных групп самообразование (и его базовая характеристика - образование) выступает условием их воспроизводства в определенной общественной позиции (социально-профессиональные группы, занятые творческим трудом, для которых самообразование - неотъемлемый способ жизнедеятельности). При этом для них потребность в самообразовании характеризуется развитостью, устойчивостью, массовостью проявления, взаимосопряженностью с узловыми экзистенциальными и духовными потребностями.

     В то же время для любой социальной группы самообразование - это способ воспроизводства профессиональной групповой субкультуры, поскольку  оно выступает механизмом усвоения групповых социокультурных норм и стереотипов поведения.

     Необходимо  отметить, что наряду с ведущим  базовым социально-профессиональным стратификационным делением «в позднеиндустриальных и информационных обществах приобретает  самостоятельное значение культурно-статусная  стратификация.

     Статусные группы образуются по признаку культурной принадлежности, обладают общими нормативно-ценностными представлениями и стилем жизни»16. Положение в социально-профессиональных, культурно-символических, культурно-нормативных стратах реально передается через образование и воспитание, опыт и секреты мастерства, санкционирование определенных кодексов поведения17. Именно это дает основание утверждать, что образование (а в значительно большей степени самообразование) станет ведущим механизмом формирования социальной структуры постиндустриального общества.

     Преодоление технократизма в решении социальных проблем, снижение регулятивной роли рыночных отношений и утверждение в  социальной сфере приоритета социокультурных  факторов (образовательных, интеллектуальных, творческих) кардинальным образом меняют содержание, видовые и функциональные характеристики самообразования. Поскольку «в постиндустриальном обществе сфера культуры в ее новом состоянии, включая семью, образование, науку, информатику, художественную деятельность, приобретает качественно новое значение, все более становится ведущим сектором производства, его «базисом» и движущей силой»18, есть все основания утверждать, что самообразовательная активность становится серьезным фактором социального развития. Постиндустриальное общество - общество самообразующееся, и самообразование выступает источником не только технологических, но и социальных инноваций.

     Особенностью  развития самообразования в постиндустриальном обществе можно считать определенный баланс между процессами дифференциации и интеграции. Центростремительные тенденции тотального расширения видового многообразия самообразования начинают уравновешиваться осознанными интегративными усилиями общества, связанными с целенаправленной работой по приобщению своих членов к универсальным морально-этическим и ценностно-нормативным системам, гармонизирующим отношения в системе «индивид-социальная общность-социум». Так, например, технократическим тенденциям, порождающим дифференциацию видов профессионального самообразования, противопоставляются высокие требования (в профессиональной сфере) к уровню фундаментального образования.

     Анализ  процессов самообразования значительно  углубляется и обретает новые  черты в рамках концепций информационного  общества. Поскольку основным видом  деятельности большей части членов этого общества (базирующегося на создании, потреблении и распространении информации) является работа с информацией, самообразование в нем обретает статус ведущего вида деятельности. Информационная революция, коренным образом преобразуя всю систему социальных отношений, трансформирует и самообразовательные процессы, создавая новый тип технологий самообразования.

Информация о работе Образование и социализация личности