Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:31, контрольная работа
Задания контрольной работы:
1. Прочла Плутарха «Сравнительное жизнеописание», главу ДЕМОСФЕН И ЦИЦЕРОН.
2. Характеристика риторики эпохи средневековья.
3. Риторика нового времени
4. Риторика новейшего времени
5. Оратор новейшего времени - Авраам Линкольн
6. Русское судебное красноречие
Однако постепенно на протяжении первой половины прошлого века, предмет риторики как науки все более суживается: от него одна за другой отпадают то одна, то другая область словесности, обретая отдельность и самостоятельность; обособляется теория поэзии, стилистика (хотя долго еще продолжает излагаться в курсах риторики).
Риторика разделяется на общую (т. е. теорию прозы
вообще) и частную (рассматривающую
отдельные прозаические жанры — «повествовательно-
Судьба риторики, ее история рассмотрены В. В. Виноградовым в уже упомянутом выше труде «О художественной прозе» во второй его части, названной «Поэтика и риторика». По наблюдениям ученого, положение риторики заметно меняется к середине 30-х годов XIX в. Перед литературой натурализма, которая сосредоточивается «на прозаических низких жанрах», «остро встает проблема борьбы с риторикой». Противоположные же натурализму литературные течения стремятся ограничиться только областью поэтической; риторика — тогда уже теория только прозаической речи — и здесь становится помехой. Поэтика и риторика разделяются; риторика как теория вытесняется за пределы литературы. Однако в литературе сохраняются особые «риторические формы» — «ряд приемов построения», рассчитанных на «убеждение» читателя, на его «обработку».
В 40-е годы прошлого века
поэтика и риторика
В отечественной культуре
наиболее яркой фигурой, в
Почему же? Действительно, как мы
уже заметили к середине прошлого столетия
риторика как научная теоретическая дисциплина
во многом исчерпала себя, дав начало нескольким
особым областям филологии. Преподавание
же этого предмета в гимназиях нередко
бывало более чем скучным и отдавало средневековой
схоластикой с присущей ей схематичной
сухостью и догматизмом. Белинский обвинял
риторику в том, что она насаждает в обществе
ложь и лицемерие. "Из живого, здорового
полнотою чувств ребенка делается рефлектер,
резонер, умник, и чем лучше говорит он
о чувствах, тем беднее он чувствами,—
чем умнее он на словах, тем пустее он внутренне...";
«результат всего этого тот,— накаляет
страсти критик,— что в мальчишке не остается
ничего истинного, что он весь ложен, что
он не живет, а рассуждает. Вот оно, нравственное
растление...». Но вот парадокс: истоки
пламенного красноречия самого страстного
нашего обличителя школьной и теоретической
риторики восходят к хорошей риторической
выучке! Вряд ли Белинский, не получив
сам традиционной гимназической речевой
подготовки, против которой он так ратовал,
стал бы тем блистательным публицистом
и критиком, каким мы его знаем. Недаром
один из его оппонентов заметил: «Это учение
(«антириторику» Белинского), вероятно,
скорее и ревностнее всех примут ученики
гимназий.
Жаль, если они будут следовать ему, поступивши
в студенты университетов! Беда — если
они будут держаться его, сделавшись преподавателями
грамматики, риторики, пиитики!». Однако
именно так, к сожалению, и произошло: в
русской послереволюционной школе и вузе
риторика была решительно отставлена
как предмет, якобы мешающий развитию
творческой мысли и речи. К тому были и
глубокие социальные причины: как и во
времена афинских тиранов (вспомните Крития),
в тоталитарном обществе мастерство свободного
слова, воздействующего на умы и души сограждан,
было более чем опасным/В соответствующих
разделах пособия вы прочтете о том, как
осуществлялось «падение риторики» в
нашей стране. Результаты этого очевидны:
немногие наши соотечественники могут
похвастаться умением легко и свободно
говорить публично, найти нужный тон в
беседе, доказательно и доброжелательно
убедить в своей правоте в споре... Проблемы,
связанные с речевым общением, многочисленны,
и каждый решает их сейчас в меру своих
сил и дарования, нередко в течение всей
своей жизни, не имея возможности опереться
на столь необходимую для успешного их
преодоления риторическую подготовку.
Попытки возрождения риторики в
России можно отнести еще к 20-м
годам нашего столетия. К сожалению,
многие высказанные тогда
Именно к этой традиции возвращаемся мы сегодня. Поэтому современная риторика в России не столько создается заново, сколько возрождается на новом уровне. Представим в общих чертах исторические изменения предмета риторики в обобщенной таблице.
Оратор новейшего времени
Авраа́м Ли́нкольн— американский государственный деятель, 16-й президент США (1861—1865) и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.
Авраам Линкольн в 1846 году
В 1846 году Линкольн был избран членом Палаты представителей Конгресса в (1847—1849) от партии вигов. В Вашингтоне, не будучи особенно влиятельной фигурой, он, однако, активно выступал против действий президента По́лка в американо-мексиканской войне, считая её неоправданной агрессией со стороны Соединённых Штатов. Тем не менее, Линкольн голосовал за выделение Конгрессом средств на армию, на материальное обеспечение солдат-инвалидов, жён, потерявших мужей, кроме того, поддерживал требование предоставить избирательные права женщинам. Линкольн сочувствовал аболиционистам и был противником рабства, но не признавал крайних мер, выступал за постепенное освобождение рабов, так как целостность Союза ставил выше свободы негров.
Неприятие популярной американо-мексиканской
войны повредило репутации
В 1856 году он, как и многие бывшие виги, примкнул к созданной в 1854 году Республиканской партии, выступавшей против рабовладения, и в 1858 году был выдвинут кандидатом на место в Сенате США. На выборах его соперником был демократ Стивен Дуглас. Дебаты между Линкольном и Дугласом, в ходе которых обсуждался вопрос о рабовладении, получили широкую известность (некоторые называли эти дебаты спором между «маленьким гигантом» (С.Дуглас) и «большим молокососом» (А.Линкольн)). Линкольн не был аболиционистом, но выступал против рабства по моральным соображениям. Он считал рабство неизбежным злом в условиях аграрной экономики Юга. Пытаясь оспорить аргументы Дугласа, который обвинял своего противника в радикализме, Линкольн заверял, что не выступает за предоставление неграм политических и гражданских прав. Вопрос о рабовладении, по его мнению, входит в компетенцию отдельных штатов и федеральное правительство не имеет конституционного права вмешиваться в эту проблему. Вместе с тем Линкольн твёрдо выступал против распространения рабства на новые территории, что подрывало основы рабовладения, ибо его экстенсивный характер требовал продвижения на неосвоенные земли Запада. На выборах победил Стивен Дуглас, но антирабовладельческая речь Линкольна «Дом разделённый», в которой он обосновал невозможность дальнейшего существования страны в состоянии «полурабства и полусвободы», широко распространилась в США, создав её автору репутацию борца против рабства.
В октябре 1859 года на юге вспыхнуло восстание Джона Брауна, захватившего правительственный арсенал и планировавшего начать восстание рабов на юге. Отряд был блокирован войсками и истреблён. Линкольн осудил действия Брауна как попытку силового решения вопроса о рабовладении.
Кандидат в президенты Авраам Линкольн, 1860 год.
Основная статья: Президентские выборы в США (1860)
Умеренные позиции в вопросе о рабстве определило избрание Линкольна как компромиссного кандидата в президенты от Республиканской партии на выборах 1860 года. Южные штаты угрожали в случае победы республиканцев выйти из состава Союза. Обе партии, демократическая и республиканская, вели борьбу за ценности, которые олицетворяли кандидаты. Личность Линкольна ассоциировалась у американцев с трудолюбием, честностью, социальной мобильностью. Выходец из народа, он был человеком, который «сделал сам себя». 6 ноября 1860 года участие в выборах впервые превысило 80 % населения. Линкольну, во многом благодаря расколу в Демократической партии, выдвинувшей двух кандидатов, удалось на выборах опередить своих соперников и стать президентом США и первым от своей новой партии. Линкольн победил на выборах, в основном, за счёт поддержки Севера. В девяти южных штатах имя Линкольна вообще не значилось на избирательных бюллетенях и ему удалось выиграть только в 2 округах из 996.
Русское судебное красноречие
Начинает развиваться во второй половине XIX в., после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных и с учреждением присяжной адвокатуры. Корпус российских государственных обвинителей был сформирован впервые в середине XIX в. в отсутствие школы, подготовки, на основе лишь зарубежного, не всегда приемлемого для российских условий опыта. В короткое время русские прокуроры превратились в «говорящих публично судей», которых отличали «спокойствие… опрятность приемов обвинения…». Выдающимся, самым ярким государственным обвинителем XIX в. был А.Ф. Кони. Судебные речи талантливых русских юристов А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Н.П. Карабчевского, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, П.А. Александрова, Н.И. Холева, С.А. Андреевского, В.И. Жуковского, К.Ф. Хартулари, Ф.Н. Плевако, М.Г. Казаринова, А.В. Лохвицкого, Н.В. Муравьева, М.Ф. Громницкого, В.М. Пржевальского, П.Н. Обнинского, А.М. Бобрищева-Пушкина с полным правом называют прекрасными образцами судебного ораторского искусства.
Безусловно, все ораторы различны по своим характеристикам: от страстного, эмоционального борца за истину до спокойного, бесстрастного исследователя фактов. В речах одних ораторов, например, А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Н.П. Карабчевского, П.А. Александрова, К.Ф. Хартулари, К.К. Арсеньева, Н.И. Холева, мы находим всесторонний глубокий разбор обстоятельств дела, доказательств, глубину и ясность мысли, строгую логику рассуждений. Умелой полемикой с процессуальным противником и экспертом славились В.Д. Спасович, Н.И. Холев, К.К. Арсеньев, К.Ф. Хартулари, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов; их речи характеризуются строгой логичностью. В речах А.Ф. Кони, К.Ф. Хартулари, С.А. Андреевского, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусова, В.Д. Спасовича, М.Г. Казаринова, В.И. Жуковского видим тонкий психологический анализ действий подсудимого. Речи Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского отличались необыкновенной образностью, выразительностью.
Но объединяло их прежде всего уважение к своей профессии, широкая образованность, правовая и общая эрудиция, богатство и глубина мыслей, тщательный анализ собранных доказательств, сила слова, что делало их речи убедительными. Многие русские судебные ораторы были одаренными людьми, деятельность юриста сочетали с литературной и научной работой. А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, К.К.Арсеньев, А.В. Лохвицкий, А.М. Бобрищев-Пушкин - авторы многих работ по уголовному праву и уголовному судопроизводству, авторы учебников.
А.Ф. Кони, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, К.К. Арсеньев, A.M. Бобрищев-Пушкин, П.Н. Обнинский, А.И. Урусов, В.М. Пржевальский, Н.И. Холев, М.Г. Казаринов писали стихи или прозаические произведения, очерки о русских писателях, сотрудничали в журналах. Так, А.Ф. Кони - автор очерков о Пушкине, Одоевском, Григоровиче, Писемском, Островском, Некрасове, Гончарове, Тургеневе, Достоевском, Толстом.
С.А. Андреевский - поэт, литератор, критик. Ему принадлежат работы о творчестве Лермонтова, Баратынского, Тургенева, Некрасова, Достоевского. К.К. Арсеньев печатал статьи в «Русском вестнике», в «Отечественных записках».
В.Д. Спасович, «король адвокатуры», опубликовал 10 томов статей по истории русской и мировой литературы.
А.И. Урусов много времени посвящал журналистской деятельности, выступал как литератор и театральный критик.
Литературная деятельность позволяла многим из них стать «говорящими писателями», создателями литературного языка защитительной речи - мастерами живого слова.
Русские судебные ораторы XIX в., которых
характеризовала высокая