Отношение христианства к суициду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении христианства, его нравственных аспектов и его отношения к суициду.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......... 3
Глава 1.1. Нравственные нормы христианства…………..……………….........5
1.2. Проблема суицида в христианских православных аспектах……………17
Глава 2.1. Современная Русская Православная Церковь и суицид……….....23
2.2.Мировые религии, христианские конфессии и суицид...…………………25
2.3.Библейские и современные примеры суицида………………...…………..34
Заключение…………………………………………………………………….....38
Список литературы……………………………………………………………....40

Прикрепленные файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

В Древней Руси до принятия христианства, славянки добровольно  сжигались на костре с трупами  мужей - живая вдова бесчестила семейство. При Петре I в Военном и Морском Артикуле появилась суровая запись, касающаяся самоубийц: «Ежели кто себя убьет, то мертвое тело привязать к лошади, волоча по улицам, за ноги подвесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отважились». Религиозная принадлежность чрезвычайно важна в принятии суицидального решения. Условно можно подразделить религии на антисуицидальные, где моральные и психологические запреты на пути к самоубийству очень жестки, и религии, не считающие самоубийство абсолютным злом. Буддизм состоит в вере в бесконечность перерождений. Прекратить ее можно только в состоянии Будды, мирянину же это абсолютно недоступно. Самоубийство может привести к дальнейшему перерождению, но уже не в облике человека, а, например, животного или демона. Основная задача древнекитайской философии - выяснить причину, делающую мир прекрасным, и способ сделать прекрасным человека. Этим проблемам посвящены многие высказывания великих древнекитайских философов Лао-цзы и Конфуция, являвшихся основателями главных направлений философской и религиозной мысли древнего Китая - даосизма и конфуцианства. Лао-цзы выдвинул теорию «недеяния» и проповедовал пассивность как принцип жизни, требуя от людей следовать Дао - естественному ходу вещей. Жизнь - непрерывный поток движения, все качества явлений относительны, и цель мудреца - не противопоставлять себя этому движению, не обрывать его, как, например, в буддизме. Нужно просто пассивно отдаться его течению. Конфуций, стремившийся к достижению этико-эстетического идеала, считавший эталоном иерархического построение современного ему китайского общества, воспевавший полезность труда, доброты, повиновения, также отрицательно относился к суициду.

В исламе самоубийство запрещалось  Кораном и считалось тяжелейшим из грехов. Правоверные мусульмане верят, что судьба, предначертанная  Аллахом, будет определять всю их жизнь, и они обязаны терпеливо сносить все удары судьбы. Однако, двоякое толкование позволяет лишать себя жизни, при этом деяние не считается самоубийством (шахиды). В известном смысле шахиды не являются самоубийцами, так как целью является убийство другого человека или группы людей, сам шахид в данном случае рассматривается как воин Аллаха, павший на поле брани. Ислам, еще одна религия того же ближневосточного корня, относится к 
самоубийству с осуждением, однако, как и иудаизм, признает смягчающие 
обстоятельства. Корни этой не декларируемой, но практикуемой толерантности восходят к эллинистической эпохе и к философии стоицизма, утверждавшей, что смерть предпочтительнее страданий и бесчестья. Исторический ислам вообще гораздо терпимее и снисходительней к человеку, чем историческое христианство, слишком озабоченное идеей власти и экспансии. Как писал В.Соловьев: "Ислам — это последовательное и искреннее византийство, освобожденное от всех внутренних противоречий. Он представляет собой открытую и полную реакцию восточного духа против христианства, систему, в которой догма тесно связана с законами жизни, в которой индивидуальное верование находится в совершенном согласии с политическим и общественным строем". Если мусульманский закон и порицает самоубийство, то не столько в силу религиозных установлений (хотя формально они присутствуют), сколько из соображений человечности — как противоестественный акт, которого следует всемерно избегать, хотя это, к сожалению, не всегда возможно. Если говорить 
о религиозном аспекте этого деяния, то, с точки зрения ислама, преступность 
суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, 
которая предопределена ему Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от Рая. Наказанием грешнику будет Ад, где ему придется вновь и вновь совершать свое злое деяние. В подтверждение приводятся слова Пророка: "Человек умирает по воле Бога, согласно книге, в которой отмечен срок его жизни. Когда придет конец, он не сумеет ни замедлить, ни ускорить его ни на одно мгновение".

Как свидетельствует история, в христианстве четкое отношение к суицидам сформировалось не сразу. Впервые самоубийство было осуждено в IV веке. В Древней Руси до принятия христианства, славянки добровольно сжигались на костре с трупами мужей, как свидетельствует Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», «славянки не хотели переживать своих мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство». Древние иудеи отрицательно относились к самоубийству. В священных книгах Тора описаны лишь единичные случаи самоубийства. Иудаизм относился к жизни творчески, как к непреходящей ценности. Человек в этом смысле был не соперником Богу, а, скорее, партнером в продолжающейся работе творения. Попытка самоубийства рассматривалась как преступление, подлежащее суду и наказанию. Однако законодательно запрет на добровольный уход из жизни был оформлен лишь в постталмудический период и наиболее полно изложен в трактате «Семахот», классическом тексте, посвященном смерти и трауру. Самоубийство рассмотрено во второй главе «Семахота» - там же, где идет речь о казненных преступниках. Самоубиение названо худшим из грехов, еще более тяжелым злодеянием, чем убийство, ибо самоубийца отвергает Божий суд и пренебрегает правом на грядущую жизнь. Вместе с тем преступления этого рода считались подсудными не людям, а Богу.

В христианской традиции самоубийство попадает под прямой запрет «не убий» 31. Фома Аквинский (1225-1274) видел в нем:

1) грех против естественного  закона, согласно которому человек  должен любить себя;

2) грех против церковной  общины;

3) грех против Бога, право которого давать или  отбирать дар жизни никто не  должен присваивать себе.

После постановления  Триденстского собора (1568), официально признававшего на основании заповеди «не убий» суицид убийством, сформировались соответствующие законодательные меры в большинстве государств Европы, которые и определили доминирующее отношение общества к самоубийцам. Христиане считают самоубийство одним из тяжелейших грехов по той причине, что человек не может распоряжаться тем, что ему не принадлежит - жизнью. Совершившие самоубийство лишаются отпевания перед погребением. Единственным исключением являются сумасшедшие, покончившие с жизнью в состоянии помутнения рассудка. Ранее самоубийц хоронили вне кладбища. В загробной жизни самоубийцы обречены на вечные мучения в аду. В Библии самоубийство осуждается. Самоубийцу отпевают лишь в том случае, если священнослужитель признает покойного безумным. Позднее, умерших не по-христиански (то есть посредством самоубийства), хоронили отдельно от остальных.

Великие восточные конфессии  в гораздо меньшей степени, чем  иудаизм, ислам и особенно христианство, озабочены этической оценкой  суицида и вообще не склонны рассматривать  самоубийство как вопрос первостепенной важности. Подобное хладнокровие объясняется тем, что буддизм и индуизм по-иному относятся к смерти. Для человека такой культуры, в которой смерть находится за гранью, откуда нет возврата; Страшный Суд далеко, и вердикт его неизвестен; воскресение суждено не каждому - в общем, за гробом человека подстерегает неведомое. Смерть при этом рассматривается, во-первых, как событие огромной, всё заслоняющей важности, а во-вторых, как нечто страшное, внушающее ужас. Идея реинкарнации, общая для буддизма и индуизма, делает суицид бессмысленным и даже вредным - но не из страха перед Богом, а из вполне рациональных соображений. Добровольно уходящий из жизни ничего не достигнет - карма вновь поставит его в ту же самую ситуацию, ибо человек с ней не справился. Самоубийство все равно не спасет от выпавших на твою долю страданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. БИБЛЕЙСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРИМЕРЫ СУИЦИДА.

 

     Человек, совершая суицид, никогда не сделает это спонтанно. Чаще это подготовленное в течение нескольких дней или даже лет действие, направленное на вызов смерти, чтобы помочь самому себе преодолеть болезнь, депрессию, непонимание окружающих и т.д.

     Одним из наиболее громких самоубийств 20-го века стал суицид С.А. Есенина, который прожил недолгую, беспутную жизнь: много пил, дебоширил, водил дружбу с отбросами общества и чекистским начальством, принимал наркотики. Однако, несмотря на все эти неприглядные биографические обстоятельства, оставил богатое литературное наследие. Самоубийству предшествовал длительный период запоев и душевного нездоровья. По свидетельству А. Мариенгофа, было несколько попыток уйти из жизни: Есенин пытался резать вены осколком стекла, хотел заколоть себя кухонным ножом, ложился под рельсы поезда. За несколько недель до смерти находился в психиатрической больнице, а при выходе оттуда (за неделю до смерти) снова начал пить. В ночь с 27 на 28 декабря в гостинице «Интернационал» (бывш. «Англетер») покончил с собой: взрезал вены и повесился на окне.

     Вот еще один пример: болгарский поэт, родился в крестьянской семье. Работал строителем, печатался в провинциальных газетах. При жизни издал всего один стихотворный сборник, однако после смерти стал одним из самых популярных болгарских поэтов. Не раз говорил, что умрет молодым, что «красиво умереть – это умереть до тридцати». Среди причин самоубийства называют семейные неурядицы, нервную болезнь, травлю со стороны официальной литературной критики. Умер, наглотавшись таблеток. До последней минуты, пока не угасло сознание, записывал свои ощущения и мысли.

Казалось бы, с христианством  всё ясно: оно право на самоубийство отрицает. Однако всё не так просто. В Библии нет прямых запретов на суицид. Косвенно как запрещающие можно истолковать 2 фрагмента: 
"Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей" 32                                        . 
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы".33 .                                          . 
Примечательно, что вторая цитата говорится устами апостола Павла - самопровозглашённого апостола, по моему мнению истинного основателя современного христианства. Христос подобных утверждений не делал, равно как и "настоящие" апостолы.                                       . 
     В то же время, в Библии описаны случаи самоубийства, которые в ней оцениваются вовсе не негативно. Вот несколько библейских самоубийц: 
Самсон. Захвачен в плен, лишён чудесной силы и ослеплён. Воспользовавшись случаем, обрушил на врагов крышу дома, заведомо зная, что погибнет и сам:                                        . 
     "И сказал Самсон: умри, душа моя, вместе с Филистимлянами! И упёрся всею силою, и обрушил дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей."  
Царь Саул. Потерпел крупное поражение, был ранен, приказал своему оруженосцу убить себя:                                       . 
     "Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним." 34                                                    . 
     Разис. Предпочёл убить себя, чтобы не быть пленённым. Обратите внимание, как восхищённо описывает Библия его поступок: 
"Когда же толпа хотела овладеть башнею и врывалась в ворота двора, и уже приказано было принести огня, чтобы зажечь ворота, тогда он, в неизбежной опасности быть захваченным, пронзил себя мечом, желая лучше доблестно умереть, нежели попасть в руки беззаконников и недостойно обеспечить своё благородство. Но как удар оказался от поспешности неверен, а толпы уже вторгались в двери, то он, отважно вбежав на стену, мужественно бросился с неё на толпу народа. Когда же стоявшие поспешно расступились, и осталось пустое пространство, то он упал в середину на чрево. Дыша ещё и сгорая негодованием, несмотря на лившуюся ручьём кровь и тяжёлые раны, встал и, пробежав через толпу народа, остановился на одной крутой скале. Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу и, моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, окончил таким образом жизнь." 35 
     Это были ветхозаветные самоубийцы, почитавшиеся как герои. В Новом завете единственный самоубийца - Иуда. Характерно, что его самоубийство (не предательство, а именно суицид) стали описываться негативно в позднейшее время. В Евангелиях это не подвергается осуждению.  Тот факт, что он удавился воспринимается авторами Евангелия как раскаяние в содеянном, а вовсе не новое преступление.                                                 . 
     В первые века существования христианства самоубийство было не только не осуждаемо этой религией, но и поощряемо. Многие первые христиане совершали суицид, добровольно отдаваясь палачам, или же прощаясь с жизнью при угрозе ареста. Многие фанатики-самоубийцы первых веков христианства признаны святыми, и являются таковыми до сих пор. Самоубийство стало незаконным лишь тогда, когда узаконилась сама церковь. Став государственной религией Римской империи, христианство должно было блюсти государственные интересы, в которые самоуничтожение граждан не входило. Однако, самоубийство не ушло совсем из религиозной практики. До сих пор самые истые монахи занимаются "умерщвлением плоти" - какой интересный термин! - фактически, медленным самоубийством. И церковь относится к этому очень даже неплохо.                              . 
         Другой пример подсознательной суицидальности первоначального христианства - трагическая история русских раскольников. Старая русская церковь ближе к исходному (римскому и византийскому) христианству, чем позднейшие ответвления - католическое, протестантское или никоновское православное. С середины XVII века на протяжении 2-х с половиной столетий на Руси горели раскольничьи скиты. Самосожжение, самоутопление, самопогребение совершили десятки тысяч двуперстных христиан ("благодаря" нынешнему Никоновскому православию).

  В общем, не так всё просто в отношениях христианской церкви и самоубийц.

Вывод: Иисус умер за все наши грехи… и если истинному христианину придется в момент духовной атаки  или слабости совершить самоубийство – это будет грех, за который умер Христос.                                                   . 
      Это не означает, что самоубийство не является серьезным грехом против Бога. Согласно Библии, самоубийство равняется убийству, что в любом случае плохо. Искренность веры любого, кто, считая себя христианином, совершил самоубийство, вызывает сомнения. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием самоубийства, тем более для христиан. Христиане призваны жить для Господа – и только Бог может решить, когда им умереть.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      С моей точки зрения причинами многих самоубийств являются так называемые молодежные субкультуры, которые подразумевают собой суицид как подвиг или протест против чего-либо.

     Основы социальной концепции еще раз подтверждают общеизвестный взгляд Церкви на самоубийство. Самоубийцы не удостаиваются христианского погребения и соборного литургического поминовения. Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни, пребывая в помрачении рассудка, то есть в припадке душевной болезни, то церковная молитва о нем дозволяется по исследовании обстоятельств дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что своя доля нравственной ответственности за самоубийцу нередко ложится на окружавших его при жизни людей, родных и близких, оказавшихся неспособными к действенному состраданию и милосердию.

     Люди просто не верят, что их кто-то или что-то защитит. Самоубийство - свидетельство все возрастающей разобщенности людей. Когда связи человека с миром слабеют, один ищет компенсации в алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать, что он этому миру больше не нужен. И уходит из него. Потеря эта невосполнима, ведь с каждым человеком исчезает безвозвратно целая Вселенная.                                                 

       Что же Библия говорит о самоубийстве христиан? Трудно поверить, чтобы христианин, совершивший самоубийство, потерял свое спасение и попал в ад. Библия учит нас, что с того момента, когда человек искренне поверит во Христа, он получает вечную гарантию спасения . Поэтому христиане могут быть уверены, что владеют вечной жизнью, что бы ни случилось с ними в будущем. «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Ничто не может отделить христианина от Божьей любви! «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Если ни одно творение не может отделить христианина от Божьей любви (и даже он сам христианин, который совершает самоубийство, является творением), тогда и самоубийство не может отлучить его от Божьей любви. Иисус умер за все наши грехи… и если истинному христианину придется в момент духовной атаки  или слабости совершить самоубийство – это будет грех, за который умер Христос.                                                   . 
      Это не означает, что самоубийство не является серьезным грехом против Бога. Согласно Библии, самоубийство равняется убийству, что в любом случае плохо. Искренность веры любого, кто, считая себя христианином, совершил самоубийство, вызывает сомнения. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием самоубийства, тем более для христиан. Христиане призваны жить для Господа – и только Бог может решить, когда им умереть.

Информация о работе Отношение христианства к суициду