Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:25, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена потребностью осмысления современных социальных процессов, так как кардинальная трансформация российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. повлекла за собой и изменение отношений в религиозной сфере. Этот процесс нашел отражение в самых различных проявлениях. В обществе произошел пересмотр основополагающих идеологических ценностей, изменился взгляд на религиозное и культурное наследие. Либерализация законодательства способствовала активному вовлечению верующих в политическую жизнь, образованию политических движений и партий религиозного толка. Появились новые религиозные течения, деятельность которых влияет на развитие политических отношений в обществе.
Введение. 3
Глава 1. Факторы трансформации социального института церкви в современном российском обществе. 10
1.1. Цивилизационные и социокультурные факторы трансформации института церкви в России. 10
1.2. Социально-политические факторы трансформации роли института церкви. 18
Глава 2. Социодинамика института церкви в российском обществе. 25
2.1. Динамика религиозных ценностей в современном российском обществе 25
2.2. Место и роль религиозного фактора в системе общественных отношений современной России. 35
2.3. Перспективы развития роли института церкви в России. 41
Заключение 47
Литература 51
В то же время для того конкретного исторического периода было единственно правильным упразднение исполнительного органа государственной власти, отвечавшего за регулирование религиозных вопросов, т. к. существовавший Совет по делам религий дискредитировал себя в глазах большинства верующих всех конфессий общей атеистической направленностью своей деятельности.
Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. был призван несколько ограничить деятельность зарубежных проповедников нетрадиционных для России религиозных учений, но в отношении Православия был вполне лоялен. Государство, наконец, законодательно признало иерархичность Церкви. Православный приход уже не воспринимался государством как абсолютно обособленная единица и рассматривался как юридическое лицо, неотъемлемо входящее в структуру централизованной религиозной организации.
Внутрицерковная жизнь, церковно-государственные и церковно-общественные отношения приняли новые формы. Церковь стала восстанавливать тысячи разрушенных монастырей и храмов, духовное образование, социальную, просветительскую и издательскую деятельность. Возрождение церковной инфраструктуры шло в условиях отсутствия у Церкви централизованного финансирования, в том числе и социальных программ. Оно происходило в условиях резкого расслоения общества на сверхбогатых и полунищих, в том числе и в среде духовенства, в условиях фактического запрета финансирования Церкви из центрального или местного бюджета. Это время способствовало появлению среди священнослужителей большого количества тех, кто смело и активно участвовал в общественной жизни, в выстраивании новой модели церковно-государственных отношений. Говоря о церковно-общественных отношениях в постсоветской Росссии, необходимо отметить, что в 1990-е гг. появились самые разные формы таких отношений. Это и критика Церкви со стороны либералов, и резкая критика церковной иерархии внутрицерковными раскольничьими группировками. Но, с другой стороны, можно отметить и взаимополезное сотрудничество Церкви с нравственно-здоровыми общественными силами на нелегком поприще возрождения России. Архиерейский Собор РПЦ 2000 г. прославил Собор Новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за свою веру во время антицерковных репрессий в Советской России и СССР, принял ряд важнейших документов, в том числе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», сформулировавшие позицию Церкви по многим важнейшим вопросам церковно-государст-венных и церковно-общественных отношений14.
Исследование, проведенное А.М.Капалиным, показало, что для большинства респондентов, даже неверующих, характерно в целом положительное отношение к институту религии и осознание ее роли в обществе. Большинство респондентов согласны с суждениями о том, что религия помогает сохранять и обогащать культуру народа, удерживает от дурных поступков, способствует формированию согласия в обществе, помогает переносить трудности жизни, дает ответы на важные вопросы миропонимания. Безусловно, высокая религиозная активность присуща лишь определенной части верующих, но, даже в группе неверующих нет абсолютного непринятия религиозных практик. Все больше людей включаются в разнообразные религиозные отношения и готовы реализовывать свои религиозные убеждения в повседневной жизни: исполнять религиозные предписания и обряды (27,5% опрошенных), участвовать в благотворительных акциях (17,8%), в работе по благоустройству храмов (10,2%), оказывать помощь в больницах, хосписах (9%) и т.п.15
В общественном мнении довольно четко
укрепилась воспитательная, нормативная,
культуротранслирующая и
Оценивая социальные функции непосредственно РПЦ, респонденты также относят к разряду ее первостепенных функций культуротранслирующие, нормативные, социализирующие, интеграционные и адаптационные: сохранение и возрождение культурного наследия (59,7% опрошенных); воспитание уважения к окружающим (58,9%); формирование и поддержание в обществе важнейших социально-нравственных качеств (57,5%); объединение российского общества (48,2%); участие в реабилитации бывших участников тоталитарных сект (47,3%); воспитание чувства патриотизма (45,5%); оказание социально-психологической помощи в больницах, хосписах, домах престарелых (44,9%); оказание помощи в решении проблем нищенства и беспризорности (43,6%).
К разряду второстепенных социальных функций РПЦ респондентами были также отнесены адаптационные и воспитательные функции, но несколько «более активного» характера: участие в процессе реабилитации заключенных (42,2%); оказание содействия учебным заведениям в православном воспитании молодежи (42%); снижение социальной напряженности в обществе (40,2%).
Уровень активности РПЦ респонденты в большинстве своем оценивают как средний, однако, чем выше уровень религиозности респондентов, тем выше они оценивают активность РПЦ. Это позволяет считать, что заниженные оценки активности РПЦ связаны, скорее всего, с некомпетентностью респондентов в вопросах религии и незаинтересованностью делами церкви. Об этом же свидетельствует и тот факт, что многие респонденты затрудняются с ответами на вопросы об участии РПЦ в решении социальных проблем. В то же время верующие респонденты склонны отмечать активное участие РПЦ в решении проблем, связанных с реализацией ее воспитательных и адаптационных функций.
Довольно позитивным является и отношение респондентов к строительству новых православных храмов, а также к изучению в школах традиционной православной культуры. Безусловно, верующие и православные респонденты высказывают при ответах на данные вопросы более положительные оценки, но и в оценках неверующих респондентов, а также респондентов других конфессий абсолютного непринятия мероприятий в данной области отмечено не было.17
Отвечая на вопрос о наиболее актуальных проблемах современного общества, респонденты к их числу очень часто относят: проблемы нравственного характера (41,2%), рост алкоголизма и наркомании (33,4%), детское бродяжничество и беспризорность (24%), а это именно те проблемы, на решение которых и ориентирована реализация социальных функций РПЦ. Следовательно, те начинания, которые уже есть у РПЦ, необходимо продолжать, расширяя при этом деятельность по многим направлениям, прежде всего в области реализации культуротранслирующих, социализирующих, адаптационных, нормативных и интеграционных функций.
Одним из самых действенных, проверенных поколениями и освященных традициями методов преодоления негативного воздействия деструктивных элементов окружающей социальной среды является обращение человека к духовным ценностям, актуализация их не только в его сознании, но и в практической деятельности. Оживление духовной жизни человека зачастую достигается через обращение к религиозной вере, которое предстает наиболее щадящим для личности, гармонизированным по форме и содержанию способом включения в деятельность той или иной социальной общности. Принадлежа к определённому религиозному объединению, исповедуя соответствующее вероучение, человек, как правило, получает искомое чувство полноты и осмысленности бытия, ощущение счастья и гарантии социальной поддержки. Его деятельность определяется некими рамками, которые он сам оценивает как направление развития и границы безопасности.
Религиозность — это социально-философская категория, отражающая связь (отношение) между содержанием сознания индивида и формами его деятельности; степень связанности идей, образов, мотивов и установок, отражающих в сознании и поведении людей представления о трансцендентальном мире (мире высших ценностей), с идеями, образами, мотивами и установками, отражающими в сознании и поведении людей представления о реальном мире.18 Понятие «религиозность» описывает отношения, степень и уровни взаимосвязи, в которых объективируется религиозная вера субъектов и приобретает субъектную форму социальная реальность. Содержание и формы религиозности отражают исторически накапливающийся, проявляющийся в индивидуальном сознании и деятельности, комплекс реальных свойств и закономерностей социального развития. Связь и взаимозависимость между составными частями религиозности (религиозное сознание — религиозное поведение — религиозное специфическое поведение) может быть прямой и непосредственной, может быть опосредованной и может полностью отсутствовать.
Религиозная вера – это такое состояние сознания, которое характеризуется убеждённостью:
1) в объективном существовании
таких явлений, свойств и
2) в том, что общение, получение помощи и другое воздействие на эти высшие силы вполне доступно человеку при наличии особенных условий;
3) в своей причастности к основны
4) в таком происхождении
5) в святости и непогрешимости
людей, заслуживших или
Сущность религиозной веры не исчерпывается этими пятью признаками, хотя они с достаточной степенью достоверности раскрывают наиболее общие проявления религиозной жизни людей. О.Ф.Лобазова полагает, что данное определение понятия «религиозная вера» является методологическим основанием для выявления степени религиозности человека. 20
Так, существуют люди, люди, которые не принадлежат к определённому вероисповеданию, к религиозной организации, не посещают культовые мероприятия, не знакомы с основными тезисами вероучения, но периодически, в зависимости от обстоятельств своей жизни обращаются к мыслям о высших силах, испытывают потребность в систематизации сведений о них (например, желают найти доказательства их отсутствия). Есть также люди, которые не принадлежат к определённому вероисповеданию, к религиозной организации, не посещают культовые мероприятия, не знакомы с основными тезисами вероучения, но периодически, в зависимости от обстоятельств своей жизни, совершают некие действия, обращённые, на самом деле, к высшим силам (выполнение примет, ношение амулетов, выполнение процедур народной медицины, гадание и т.д.). В обществе действуют также люди, которые не принадлежат к определённому вероисповеданию, к религиозной организации, не посещают культовые мероприятия, но самостоятельно ознакомились с основными тезисами вероучения и ведут целенаправленную работу по приведению своей жизни в соответствие с ними (вернее, со своим пониманием основ некоего вероучения). Большую часть представляют люди, которые принадлежат к определённому вероисповеданию, к религиозной организации, посещают культовые мероприятия, знакомятся с основными тезисами вероучения в рамках традиции своей религиозной организации. Наконец, в обществе действуют люди, которые принадлежат к определённому вероисповеданию, входят в состав определённой религиозной организации, посещают культовые мероприятия, знакомятся с основными тезисами вероучения под руководством харизматических лидеров, оказывающих на них непосредственное влияние. Указанная типология отражает не просто различное состояние убеждённости человека, но и путь к выстраиванию связей и зависимостей между самыми различными элементами социальной системы21.
В исследовании Лобазовой О.Ф. выделяются следующие типы религиозности: