Жизненный путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Личность человека - это его жизненный путь, его деятельность на этом жизненном пути, деятельность, которая способна изменить не только жизнь человека, но и мир вокруг него. Личность - это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен заканчиваться стремлением вверх - к нравственным, этическим ценностям.
Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Содержание

Введение
1. Жизненный путь человека как проблема психологии
2. Варианты жизненного пути
3. Поиск смысла жизни
4. Программирование личности
5. ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

жизненного пути.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

1. Поиск смысла жизни является  психическим процессом, который  включает когнитивные, мотивационные  и поведенческие процессы.

2. Поиск смысла жизни подразумевает  потребность в смысле жизни,  которая активизирует и направляет  индивида.

3. Поиск смысла жизни переходит  в практическую реализацию найденного  смысла, которая предполагает расчленение  смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы.

4. Поиск смысла жизни преимущественно  является когнитивным процессом  по реконструкции смысла реального  жизненного пути.

5. Поиск смысла жизни имеет  внешние проявления и может  быть психометрически измерен. 

«Короче говоря, – заключает Вонг, – понятие «поиск смысла жизни «предполагает возможность строгого научного анализа, в отличие от других понятий, обремененных умозрительными интерпретациями».

С позиций психологии человеческого  бытия логично предположить, что  за понятием «поиск смысла жизни» скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своего жизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути.

Основные виды понимания личностью  смысла жизни в юности:

1. Терминальный вид. В целом  личность смысл своей жизни  видит в конечной реализации  жизненных целей, осуществлении  сокровенных мечтаний и покорении  определенных жизненных высот. 

2. Процессуальный вид. Специфику понимания смысла жизни, присущую данному виду, метко передают крылатое выражение: «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».

3. Нигилистический вид. Личность  с таким видом понимания обесценивает  значение смысла жизни лично для себя и для других людей («смысл жизни не представляет никакой ценности для человека», «понимание человеком смысла своей жизни ничего в ней не меняет», «потеря человеком смысла жизни может быть легко пережита»).

4. Аксиологический вид. Это такое понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает в качестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считать одной из величайших ценностей человека).

5. Гедонистический вид. Общая  логика, присущая данному виду  понимания, заключается в осмыслении личностью своей жизни через категории удовлетворения – неудовлетворения личных потребностей. Смысл жизни для такой личности заключается в «получении удовольствий», «пользовании жизненными благами», «удовлетворении желаний». В свою очередь осмысленность жизни обусловливается притоком, «валом» всяческих благ и.

6. Аскетический вид. Содержание  данного вида составляют утверждения  о необходимость ограничения  человеком своих потребностей, обуздания  страстей и непрерывного самосовершенствования.

7. Эвдемонический вид. В данном  случае понимание личностью смысла  жизни сводится к стремлению  обрести и сохранить счастье. 

8. Глористический вид. Существование  личности в данном случае наполнено  смыслом при условии осознания  своей значимости и почтенности.

9. Деонтологический вид. Деонтологическое  понимание смысла жизни основано  на твердом убеждении о наличии  тесной связи между предназначением  личности и ее жизненным. 

10. Гуманистический вид. Прямым  источником гуманистического понимания  смысла жизни явилась направленность жизненного пути личности на благо конкретных «значимых других» («ребенок», «родители», «семья») или более общая ориентация на принесение пользы другим.

11. Виталистический вид. При таком  понимании смысл жизни вкладывается  в «борьбу за выживание», «конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыслом выступают «жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которые необходимо превозмогать.

12. Фаталистический вид. Понятие  судьбы чаще всего опредмечивается в неустранимых жизненных обстоятельствах («рок», «предназначение», «доля») либо в неопределенной группе жизненных обстоятельств, на которые индивид не способен повлиять («тяжелая жизненная ситуация»).

Поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности.

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ человека. Воспитание детей на ранних стадиях взросления.

    В романе американского писателя-фантаста М. Крайтона «Человек-компьютер» я встретил рассуждения по поводу процессов формирования человеческой личности: «...Наиболее властный контроль за ним (сознанием. — Л.Р.) осуществляют родители. И они же причиняют самый большой вред. Теоретически обычно забывают, что никто нс рождается с предрассудками, неврозами, обманутыми надеждами. Все это развивается благодаря чьей-то помощи. Конечно, родители вредят своим детям бессознательно. Они просто прививают своему ребенку то отношение к окружающему миру, которое кажется правильным.

    Новорожденные дети — это маленькие компьютеры, ожидающие программирования. И они научатся тому, чему их будут учить, — начиная от скверной грамматики и кончая скверным мироощущением... Основное программирование заканчивается к семи годам. Отношение к вопросам этики, пола, расы, религии, национальности выработано».

Конечно, ребенок рождается с  определенными темпераментными  особенностями (тут Крайтон несколько  преувеличил), но все-таки процесс формирования личности, ее установок происходит под влиянием деятельности, отношений индивидуума. Они начинаются буквально со дня его рождения. Это в первую очередь отношения с матерью, затем — с отцом и другими членами семьи. Далее отношения выходят за пределы семьи: ясли, детский сад, школа, товарищи по играм по дворе, спортивной секции и т. д. Именно отношения детского возраста ложатся в основу формирующейся личности, закладывают фундамент будущего взрослого человека, определяют его установки. На формировании личности, особенно в раннем детском периоде, отражаются и некоторые случайные ситуации: болезни, внезапный испуг, смерть близких людей, потеря любимого животного или игрушки. Однако, признавая значение этих привходящих моментов, все-таки воспитание — вот главное в процессе формирования целостной личности. Дефекты воспитания не замедлят проявить себя при первых же трудностях, которые появятся на пути формирующейся личности. Именно они приведут к изменению врожденных и целесообразных типов реагирования на неадекватные, болезненные, невротические. Как ни велика роль школы или детского сада в воспитании все-таки ведущее в этом плане значение принадлежит родителям.

     Детство не защищено. Дитя нуждается в опеке, ласке, тепле, безопасности. Сам ребенок не в состоянии обеспечить себе все это. На первом году жизни все необходимое малыш получает от матери. Именно нарушения взаимоотношений ребенка с матерью ведут к предутотованности к невротическим реакциям уже на первом году жизни ребенка.

Смешно даже! Какие могут быть нарушения взаимоотношений между  матерью и крошечным дитем? —  такую реплику нередко приходится слышать в беседах с родителями или во время чтения лекций.

К сожалению, ничего смешного в этом нет. Бывают сложнейшие расстройства взаимоотношений, бывают нередко. Мало того, мать даже не замечает этих нарушений, а они есть. Мы привыкли к тому, что появление ребенка на свет — радость для всей семьи. Формально это правильно. Но некоторыми родителями ребенок неосознанно не принимается. Такое непринятие проявляется в недостаточном внимании к ребенку, в нехватке материнского тепла, иногда и в безразличии к нему. С позиций матери, она уделяет много внимания ребенку. А с точки зрения малыша (не удивляйтесь, у него тоже есть свой взгляд на события), внимания недостаточно. Другое дело, что ребенок не может оценить причины невнимания. Ему невдомек, что мама работает или заболела, что она занята с другими детьми или поглощена домашними делами. Ему абсолютно все равно, чем занята мама. Важно, что ее нет рядом. Отсутствие матери — повод для волнения, тревоги, неуверенности. И если такое отсутствие — частое явление, чувство тревоги будет привычным, станет чертой характера.

     В течение некоторого времени мне довелось быть свидетелем развития отношений между молодой мамой и ее ребенком — моими соседями по лестничной клетке. Мама — молодой экономист, папа — инженер. После окончания института Людмилу (так звали маму) приглашали в аспирантуру, однако от этого лестного предложения пришлось отказаться — Люда ждала ре-I бенка. Она успела поработать всего лишь 3—4 месяца, и подошел срок стать матерью. Малыша приняли чудесно, радостно. Все было как положено. Шло время, ребенок хорошо рос, прибавлял в весе. Людмила в течение года не работала. Время от времени она почитывала литературу по специальности, чтобы не за-быть то, чему ее учили в институте. Сетовала, что не имеет практики, с нетерпением ждала выхода на работу.

Наконец ребенка приняли в ясли. Люда с увлечением работала, вновь  стала подумывать об учебе в аспирантуре, диссертации. Как на грех, ребенок начал хворать, часто простужаться, капризничал. У Люды появились больничные листы по уходу за ребенком. Это сбивало ее с привычного ритма работы. Дома ребенок чувствовал себя хорошо, быстро поправлялся. Как только он возвращался в ясли, через некоторое время опять заболевал, и все повторялось сначала. Так прошло еще два года. Ребенок пришел в детский сад. Мне часто приходилось видеть по утрам плачущего малыша и расстроенную маму, которая уговаривала его идти в садик. Люда почти всегда спешила. Однажды, когда она пришла за ребенком в детский сад, малыш заплакал при виде ее, стал крепко обнимать за шею и вдруг... несколько раз ударил кулачком по лицу. Он одновременно и радовался ей и боялся снова остаться без мамы. Своей агрессивностью он как бы упрекал ее за разлуку.

      Непринятие себя ребенок видит в тех случаях, когда его отправляют в ясли или детский сад совсем крошечным или госпитализируют без мамы в больницу, тем более что нередко мамаши и папаши говорят детям после их очередной шалости: «Ну погоди, отдам тебя в ясли (садик, школу), тогда узнаешь, как себя вести!»

Отрыв от матери, особенно госпитализация в больницу без нее — весьма тягостная, психогенная для ребенка  ситуация. В возрасте до года существенную роль в плане развития невротических реакций могут играть испуги, различные болезни, ограничивающие подвижность ребенка или сопровождающиеся острой болью (воспаление среднего уха, ушибы, переломы).

После года, помимо перечисленных  выше моментов, определенную роль может играть передача ребенка бабушке. Как ни странно, но любимые и любящие бабушки нередко наносят непоправимый ущерб воспитанию ребенка. Бабушки (не все, конечно) заласкивают детей, делают их эгоистичными. Бабушек понять можно: в чрезмерной любви к внукам они видят возможность в полной мере проявить материнство — ведь своих детей уже больше не будет; это, вероятно, неосознаваемое соревнование с мамой малыша.

       По возвращении к матери — торопливое, порою грубое исправление допущенных бабушкой промахов. Ребенок получает возможность сравнить, кто лучше — бабушка или мама. Нередко мама в этом сравнении проигрывает. Ребенок не понимает, что она занята, а бабушка свободна. В результате конфликт с мамой, а у мамы с бабушкой. Далеко не всегда такие конфликты правильно разрешаются. Впрочем, в последние годы бабушки помолодели и тоже не хотят бросать работу из-за внуков.

Дефицит любви со стороны матери может иметь место, если она занята на работе, учебе; если в семье несколько  детей и маленький еще первенец оказывается не единственным. Существенное психогенное влияние оказывают ссоры в семье, совместное проживание в одной квартире разведенных супругов, появление отчима в семье, где нет отца. (Разумеется, хороший отчим, ласково относящийся к ребенку, — это благо.)

В раннем школьном возрасте психогенные  ситуации могут возникнуть из-за конфликтов с товарищами, которые по какой-то причине не принимают ребенка, третируют  его; из-за отставания в учебе, когда  ребенок воспринимает свои неудачи  как собственную несостоятельность, неполноценность. Он привык дома к всеобщему вниманию, там он единственный и самый лучший, а в школе все не так. В качестве психогенной ситуации может выступать и конфликт с учителем. И еще много самых разных и самых неожиданных ситуаций, в которых ребенок, закаляясь или не справляясь с ними, невротизируется.

       Все многочисленные формы неправильного воспитания сведены известными ленинградскими детскими психотерапевтами В. Гарбузовым, А. Захаровым и Д. Исаевым к трем типам: воспитание по типу непринятия, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое.

Воспитание  по типу «непринятия» обусловливается  некоторыми факторами, осознаваемыми, а порой и неосознаваемыми  родителями.

Сюда относятся: нежелательность ребенка по полу (рождение мальчика вместо желаемой девочки и наоборот), нежелание одного или обоих родителей иметь ребенка. В тех случаях, когда родители студенты и еще непрочно стоят на ногах; когда неблагоприятны жилищные условия; когда в период беременности выявляется острый конфликт в семье, ребенок связывает родителей, становится препятствием к расторжению брака, заставляет жить с нелюбимым человеком. Бывает, что ребенок вообще некстати — «пожить бы еще вдвоем в свое удовольствие!».

        Все это может осознанно или неосознанно влиять на процесс воспитания. К такому же типу можно отнести и жесткое, тираническое воспитание, не учитывающее запросов ребенка, его индивидуальные особенности; ироническое отношение к ребенку, недооценка его психических и физических данных, особенно если реально существуют физические или психические дефекты. Все это ведет к развитию чувства неполноценности, мнительности, тревожности. При воспитании по типу «непринятия» родители либо чрезмерно требовательны, тщательнейшим образом регламентируя и контролируя действия ребенка, навязывая ему единственно возможный тип поведения, либо пускают все на самотек, полностью игнорируя его трудности,

Информация о работе Жизненный путь