Взаимосвязь стиля поведения и личностной тревожности несовершеннолетних подозреваемых в процессе допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – изучение взаимосвязи стиля поведения с личностной тревожностью несовершеннолетних в процессе допроса.
Задачи:
1. Провести анализ юридико-психологической литературы по проблеме причин и особенностей проявления тревожности в подростковом возрасте.
2. Изучить уровень тревожности несовершеннолетних подозреваемых.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические подходы к исследованию стилей поведения и личностной тревожности несовершеннолетних в связи с процедурой допроса
1.1 Общее представление о стилях поведения в конфликтной ситуации
1.2 Допрос несовершеннолетних подозреваемых как конфликтная ситуация
1.3 Индивидуально-типологические особенности подозреваемого как условия, определяющие стиль поведения в ходе допроса
1.4 Тревожность как одно из условий, определяющее стиль поведения несовершеннолетних подозреваемых в процессе допроса
Глава II. Эмпирическое изучение взаимосвязи стиля поведения и личностной тревожности несовершеннолетних подозреваемых в процессе допроса
2.1 Описание исследования
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов исследования и их интерпретация
2.3.1 Анализ отношения несовершеннолетних к процедуре допроса
2.3.2 Анализ показателей личностной тревожности у несовершеннолетних
2.3.3 Анализ предпочтений в выборе стилей поведения у несовершеннолетних
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная работа11111.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

9) применение тактико-психологических  приемов и методов предъявления  доказательств;

10) использование специальных приемов  и методов допроса и склонения  к признанию в отсутствие доказательств[13, с.8].

В психологическом плане завершение допроса имеет несколько иное значение. Как любое общение, допрос имеет начало, основную часть и окончание, причем начало и окончание, как правило, наиболее запоминаемы человеком, это необходимо учитывать, тем более, если с допрашиваемым еще придется встречаться не раз. Если начало допроса, а именно, стадия установления психологического контакта, остается в памяти допрашиваемого как некий эмоциональный фон или сформированное отношение к следователю как к личности, что существенно упрощает установление и поддержание психологического контакта при последующих встречах, то завершение допроса выступает как финал только данного эпизода общения и закладывает прочный фундамент для продуктивных последующих встреч.  Допросы обвиняемого и подозреваемого, как правило, бывают множественными. Поэтому, завершая текущий допрос, необходимо подготовить благоприятную почву для последующего.

Психологический анализ и оценка результатов допроса. После окончания допроса у следователя имеется протокол с изложением процессуально значимых фактов, сообщенных допрашиваемым. В разных ситуациях они могут иметь различное значение и будут оцениваться в совокупности с другими доказательствами. Но при этом у следователя, как правило, имеется масса невербальной информации, полученной в ходе допроса, которая нигде процессуально не зафиксирована. Значение же она может иметь гораздо большее, чем сказанное допрашиваемым.

При допросе в так называемых конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний не признает себя виновным в предъявленном обвинении, следователь с учетом повышенной внушаемости, заранее разрабатывает тактику допроса, проявляя особую осторожность при постановке вопросов.

Немалую сложность  в конфликтной ситуации допроса представляет предупреждение и разоблачение ложных показаний обвиняемых. Мотивами дачи ложных показаний обвиняемым являются:

-         неправильное  понимание подростком чувства  товарищества;

-       повышенная стыдливость (в частности, в отношении половых  преступлений);

-       склонность к  отстаиванию ранее данных ложных  показаний, чтобы не показаться в глазах допрашивающего лгуном;

-        стремление  прослыть самостоятельным, “взрослым”, утвердить себя во мнении окружающих;

-         нежелание  “выдать” своего товарища, прослыть  “ябедой”;

-        обостренное  самолюбие, стремление любым способом сохранить свой авторитет среди сверстников;

-      повышенная эмоциональность  подростка и неуравновешенность  его эмоций;

-      пониженная критичность  и самокритичность, отсутствие жизненного  опыта;

-        слепая преданность  подстрекателю и сообщникам;

-        стремление  преувеличить свою роль в содеянном;

-      готовность солгать  ради поддержания авторитета  среди соучастников;

-    боязнь физического  наказания со стороны родителей  или родственников за совершенное  правонарушение;

-     утверждение, что в преступлении участвовали и другие лица, в надежде уменьшить степень своей ответственности.

Сомнение в достоверности показаний могут возникнуть у следователя, как во время, так и после допроса. В процессе допроса такие сомнения порождаются противоречивостью показаний, их изменением, явным не соответствием известным обстоятельствам дела, имеющимся в распоряжении следователя доказательствам, заученность рассказа, наличие несвойственных несовершеннолетнему формулировок и выражений.

Допрашивая лгущего несовершеннолетнего, следователь не может избежать определенного психологического воздействия на него с целью получения правдивых показаний. В этом нет ничего противозаконного или аморального (если только это воздействие не содержит элементов обмана или насилия, т.е. является правомерным). Известны следующие методы правомерного психологического воздействия на личность допрашиваемого:

  • метод убеждения, представляющий собой сообщение допрашиваемому сведений с целью воздействия на его эмоции, интеллект и волю;
  • метод изобличения, заключающийся в передаче допрашиваемому информации, чтобы получить от него более полные сведения;
  • метод правомерного внушения посредством требования, просьбы, предложения, совета, предостережения и предупреждения;
  • метод эмоционального эксперимента - использование психического состояния допрашиваемого;
  • метод примера, применяющегося в форме личного примера следователя или в форме сообщения о положительных действиях других лиц.

В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, т.к. это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. Более целесообразно в ходе допроса делать черновые записи показаний, которые не так заметны для допрашиваемого и не отвлекают следователя от беседы с несовершеннолетним. В протокол показания лучше заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетнему обороты речи. Помощь в точной фиксации информации, полученной от допрашиваемого несовершеннолетнего, может оказать использование звукозаписи при его допросе. Звукозапись показаний целесообразно применять в следующих случаях:

  • если несовершеннолетний правонарушитель меняет или может изменить свои показания под воздействием родственников, потерпевших, других соучастников;
  • при совершении преступления в группе или в результате вовлечения в преступную деятельность родственниками или другими взрослыми лицами;
  • для оглашения взрослому показаний несовершеннолетнего, если следователь во избежание отрицательного воздействия на подростка считает нецелесообразным производить между ними очную ставку;
  • для фиксации специфических оборотов речи;
  • с целью как-то дисциплинировать ее участников, нейтрализовать попытки некоторых из них оказать психическое давление на другого.

В ходе допроса несовершеннолетних нередко возникают самые разнообразные, не регламентированные уголовно-процессуалным законом ситуации, в которых необходимо строгое соблюдение нравственных норм. Еще Г. Гросс отмечал, что «допрос несовершеннолетних требует особой осторожности; стремясь выяснить истину, надо всегда принимать во внимание юность допрашиваемого и вести допрос соответствующим образом»[21, с.13]. Получается, что знания следователем одних лишь процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего не достаточно, чтобы в полной мере гарантировать соблюдение его прав и законных интересов.

Продумывая тактику допроса, следователь должен учитывать, что отчуждение нередко связано с совершением преступления, которое может выступать как психотравмирующий фактор. Зона психической травмы бдительно охраняется индивидом. Все, что связано с преступлением, воспринимается болезненно, субъект стремится избежать каких-либо разговоров об этом. Поэтому вначале вопросы следователя должны быть связаны только с социально-положительными связями данной личности, с дорогими для данного лица воспоминаниями и т д.

В процессе допроса поведение следователя постоянно корректируется в зависимости от динамики психического состояния допрашиваемого лица. При этом важно фиксировать, в связи с чем происходит смена его настроений (радость, разочарование, неудовлетворение, опасливость), изменения в способах коммуникации (дерзость, грубость, резкость, угодливость, предупредительность и т. п.). Кроме того, необходимо учитывать как вербальную, так и паравербальную информацию, в том числе динамику психических состояний допрашиваемых, для коррекции тактики допроса.

Установление коммуникативного контакта при допросе зависит от типа исходной ситуации - конфликтной или бесконфликтной.

В ситуации противодействия могут иметь место две коммуникативные позиции - позиция активного противодействия и позиция пассивного противодействия (отказ обвиняемого (подозреваемого) от дачи показаний, резкое ограничение свидетельских показаний).

Коммуникативный контакт - это информационный процесс, основанный на обратной связи. Он постоянно зависит от сигналов, получаемых партнерами по общению, и от их интерпретации в деонтической (оценочной) сфере общающихся лиц. При этом не только следователь, но и допрашиваемый постоянно проявляют повышенную избирательную чувствительность к определенным информационным блокам.

 В ряде случаев допрашиваемые  первоначально проявляют стеснительность, скованность, замкнутость, недоверчивость, опасливость Обстановка усугубляется  и необходимостью занесения в  протокол допроса анкетных данных  допрашиваемого.

Одной из задач следователя является распознание и преодоление психологических барьеров, препятствующих оптимизации допроса. Таким барьером могут быть бравада, наглость допрашиваемого, стремление запутать дело, уйти от ответственности, установка на противодействие; правовая неграмотность, опасение отрицательных последствий, боязнь мести со стороны заинтересованных лиц, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т. п. Предвидение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в необоснованности его опасений, в целесообразности правдивого поведения, содействия правосудию - одно из наиболее сложных условий коммуникативной деятельности.

Ущерб коммуникативному контакту может быть нанесен односторонним повышенным интересом следователя к уличающим обстоятельствам и невнимание, безразличие к оправдывающим, смягчающим ответственность обстоятельствам. Большую внимательность следователь должен проявлять ко всем обоснованным ходатайствам допрашиваемых лиц.

Лица, не давшие на допросе правдивых показаний, связывают это в значительной мере с отрицательным поведением следователя (грубость, необъективность, проявление чрезмерной заинтересованности в признании вины, безразличие к судьбе обвиняемого, повышенный интерес к прошлым судимостям, отрицательные качества характера). “Он вел себя грубо, повышал голос, а я ему мстил своим поведением, в душе радовался, видя, как он нервничает: чувствовал, что между нами существует вражда”.

 Необходимо помнить, что коммуникативный  контакт может быть нарушен  из-за проявления со стороны  следователя крайнего недоверия к показаниям подозреваемого, злорадства при первых незначительных противоречиях в его показаниях. Кроме того, это косвенно свидетельствует об отсутствии у следователя других веских доказательств виновности подозреваемого.

 В сложных ситуациях противодействия, когда допрашиваемый скрывает существенные для дела обстоятельства, дает ложные, дезориентирующие показания, допрос приобретает черты противоборства.

 

 

1.3  Индивидуально-типологические  особенности подозреваемого как  условия, определяющие стиль поведения в ходе допроса

 

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление “Я”, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Причиной возникновения тревоги в подростковом возрасте часто является внутренний конфликт, противоречивость стремлений подростка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Внутреннее противоречивое состояние подростка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же); неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры"; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире [54, с. 267].

Ведущий страх в данном возрасте - страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников или семья. Конкретными формами страха быть «не тем» являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга обязанности, т.е. обо всем том, что объединено в понятии «совесть», которая является центральным психологическим образованием данного возраста, они вздрагивают, на лице у них испуг, дети теряют как бы самоконтроль, способность думать и говорить[10, с.59].

Как указывает А.М. Прихожан, А.И.Захаров, ведущей  причиной тревожности старших подростков (в особенности мальчиков) является возможность несчастного случая  в результате физической травмы или увечья. Старшие подростки несколько чаще, чем младшие, тревожатся за родителей[49, с. 11-17].

Разнообразнее становятся и объяснения, которые они дают своей тревоге. Так, девочки чаще называют причиной своего беспокойства собственные действия, слова, поступки, а тревожащим их последствием нередко оказывается чувство вины или стыда. Это говорит о возрастающей ответственности за себя, об упрочнении моральных норм. А вот мальчики 15-16 лет нечасто связывают тревогу с внутренними причинами («мои ошибки», «мои угрызения совести»). Но и внешние санкции (наказания, замечания, двойки) в этом возрасте утрачивают для них свою остроту: девятиклассники реже, чем младшие подростки опасаются взрослых - родителей или учителей.

Информация о работе Взаимосвязь стиля поведения и личностной тревожности несовершеннолетних подозреваемых в процессе допроса