Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:52, контрольная работа
Цель исследования: определение взаимосвязи психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни.
Задачи исследования.
. Провести теоретический анализ состояния проблем психического здоровья и его нарушений. Систематизировать сформировавшиеся на данный момент научные подходы к исследованию этих феноменов.
. Дать определение понятию психическое здоровье в рамках исследования.
. Осуществить теоретический анализ проблемы качества жизни.
. Определить психологическое содержание субъективной оценки качества жизни.
Введение
Глава 1. Теоретическийанализ проблемы психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни
.1 Методологические основания проблемы психического здоровья
.1.1 Психическое здоровье
.1.2 Личностное здоровье человека
.2 Психология болезней: психогенные психические расстройства
1.2.1 Методологические основания проблемы психогенных психических расстройств
1.2.2 Психологические подходы к проблеме развития психогенных психических расстройств
.2.3 Систематика психогенных психических расстройств
.3 Качество жизни в контексте психологии здоровья
.3.1 Теоретические аспекты проблемы качества жизни
.3.2 Психологическое содержание категории качества жизни
Глава 2. Методы исследования психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни
.1 Методы исследования и статистической обработки данных
2.2 Процедура и характеристика эмпирического объекта исследования
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни
3.1 Исследование представлений совокупных субъектов о психически здоровой личности
.2 Сравнительный анализ представлений совокупных субъектов о психическом здоровье
.3 Определение взаимосвязи между субъективными представлениями о психически здоровой личности и уровнем психического здоровья совокупных субъектов (работающих и студентов)
.4 Анализ «естественных категорий» субъективной оценки качества жизни совокупных субъектов (работающих и студентов)
3.5 Содержание связей психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни
Заключение
Литература
В результате анализа было установлено, что в данной группе испытуемых наиболее часто употреблялись слова, указывающие на эго-позицию, причем освящалась всесторонне (я, меня, мне, сам, себе и т.д.). Это можно трактовать как процесс активного эго-осознания. Однако категория «я», все-таки, не определяется в студенческой группе через эго-позиции, она определяется через категории «люди» и «друзья», что подчеркивает отсутствие эгоидентичности, которая, по мнению Э. Эриксона, должна сформироваться к концу подросткового возраста; на данном этапе испытуемые студенты демонстрирует групповую идентичность. Однако то, что это не совсем подростки по своим психологическим характеристикам, убеждает наличие тесной корреляционной связи между категориями «родители» и «друзья», точнее через категорию «друзей» осуществляется связь с категорией «родителей». Родители выступают одним из источников комфортной жизни испытуемых и не отталкиваются ими.
Вторая половина плеяды разделена на категорию-изолят «жизнь», значимо отталкивающаяся от всей плеяды и категорий «родители», «устраивает», «вполне», «очень», «много». Три категории из шести второй части плеяды относятся к категориям субъективно-эмоционального отношения («очень», «много», «вполне») и связаны с категорией «устраивает». Не неся значимой информативной нагрузки, эти три категории дают экспрессивную оценку происходящему, которая характеризуется высокой степенью эмоциональности, неосознанности, недифференцированности, невычлененности, когнитивная простота - сложность, дискретность - слитность, чего-то должно быть много, стремление к максимуму в обладании.
Категории «жизнь» и «родители» являются антикатегориями (коэффициент корреляции -0,4), т.е. одну категорию через другую определить невозможно. «Жизнь» выступает специфичной категорией, является изолятом и по смыслу равна всей корреляционной плеяде. Показательным является отталкивание этой категории от категории «родители», т.е. «родители» выступают своего рода препятствием для освоения жизненного пространства детьми. Вероятнее всего, «родителями» выбрана стратегия «бегства» от жизни, что наблюдалось в исследовании корреляционных плеяд работающих испытуемых или стратегия предупреждения об опасностях, которые несет с собой «взрослая» жизнь. Мы склонны интерпретировать этот факт, как возникший неэффективный социализационный механизм «нашего времени», широко распространенный и демонстрирующий ситуацию растерянности, дезориентированности самих трансляторов социального опыта. В результате распространенности стратегии «запугивания» реальной жизнью и желанием обезопасить жизнь детей, образовалась благоприятная почва для продления подросткового периода и упрочения инфантильных форм поведения.
По результатам корреляционного анализа данных, полученных на основе письменного ответа испытуемых студентов «Хорошая жизнь или будущее, к которому я стремлюсь», была построена корреляционная плеяда (см. схема № 4). В содержательном отношении корреляционная плеяда представлена в целевом ракурсе - будущее, к которому я стремлюсь, и представляет собой почти монолитное образование разных по типу категорий.
Смысловым центром плеяды являются категории: «я», «мне», «хочу», «жить», «семья», «дети», которые отражают желание усовершенствовать настоящее. Уровень качества жизни будущего имплицитно измеряется степенью «отрицания», непохожести его на настоящее. Стремление изменить качество своей жизни определяется желанием сделать иначе, «все будет не так». Наблюдаемая замкнутость категорий «я», «мне», «хочу», «будет» выявляет уверенность испытуемых в том, что «будет так, как я хочу». Примыкание к этому ядру категорий «семья», «дети» проясняет целевой ракурс значимых сфер жизни.
С категорией «жить» связано выделение достаточно самостоятельной сферы будущей жизни. Это линейно связанные между собой категории «хорошая», «люди», «жить», «человек», «свое», которые можно интерпретировать, как «жить с хорошими людьми и быть Человеком». Невысокий коэффициент корреляции (0,26) между категориями «человек» и «свое» можно расценивать, как стремление обрести эгоидентичность (я - свое - сам - субъект), хотя наиболее сильной, все-таки, сохраняется связь (характерная и для работающих испытуемых) «я» - «мне», отражающая пассивность «я».
Схема № 4. Корреляционная плеяда «естественных категорий». Тема: «Хорошая жизнь или будущее, к которому я стремлюсь» Испытуемые студенты
В результате дальнейшего анализа выявилось противоречие между категориями «семья» и «люди» (отрицательный коэффициент корреляции -0,3). Имплицитно в сознании респондентов заложен конфликт между интересами семьи и социальными интересами, что нашло подтверждение в слабой корреляционной связи между категориями «семья» и «дети» (0,29).
Семантическая пара «я» - «мне» имеет прямую связь с категорией «дети» (0,34), с категорией «семья» - опосредованную. Категория «дети» связана с категорией «материальное», а «материальное» - единственная категория, соприкасающаяся с категорией «жизнь» (0,29). Таким образом, последняя указанная категория «жизнь» оказалась «на обочине будущей жизни» испытуемых данной группы. Мы рассматриваем этот факт, как проявление тенденции «избегания трудностей», очевидной личностной десубъективации.
Вследствие этого закономерным выглядит факт отсутствия источника средств существования и создания качества будущей жизни. Пытаясь создавать качество своей жизни, респонденты, по сути, отторгают категорию «жизнь», что демонстрирует их не умение управлять своей жизнью, они не являются ее распорядителями, скорее наоборот, выбрана стратегия «спрятаться от жизни», либо совершаются попытки пассивной адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Итак, анализ «естественных» категорий позволил определить наиболее значимые сферы жизни респондентов обеих групп, от наличия и содержания которых, существенно зависит качество жизни в целом. Кроме этого, было выявлено ряд скрытых, имплицитно существующих противоречий, без решения которых, едва ли возможно создание оптимального желаемого качества жизни.
Наиболее сложной и трудной для ее разрешения является проблема, выявившаяся у респондентов обеих групп - это личностная десубъективация, проявляющаяся в неспособности (неумении) быть волеизъявителем и распорядителем своих внутренних ресурсов, своей жизни вообще. Этот аспект исследования обнажил сложные не только индивидуально-психологические, но, в первую очередь, социально-психологические проблемы, т.к. анализируя идеальную модель будущей жизни, автоматически осуществляется проекция функционирования личности в системе социальных отношений.
Учитывая новые тенденции в развитии нашего общества, становится очевидной проблема обновления и изменения психологического содержания многих жизненных стратегий, которые ранее обеспечивали необходимый уровень адаптации личности и обуславливали определенную степень ее успешности. Сегодня пассивно-адаптивные стратегии значительно тормозят процесс вхождения и приспособления личности к новым социально-экономическим условиям, требующим координально новых стратегий взаимодействия, а именно - активно-адаптивных.
Являясь мощной детерминантой сдерживающей и препятствующей процессу успешного приспособления личности к новым условиям жизни, пассивно-адаптивная стратегия, кроме этого, несет опасность десубъективации, отчуждения личности. По нашему мнению, проблема повышения качества жизни в психологическом ключе должна осуществляться в направлении развития и упрочения субъектных качеств личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).
.5 Содержание связей
В данном параграфе обсуждаются результаты корреляционного анализа статистически значимой взаимосвязи между уровнем психического здоровья испытуемых и субъективной оценкой качества жизни. Таблицы сводных данных (№ 12,13) и коэффициентов корреляции (таблицы № 14,15) приводятся в Приложении.
Статистическая процедура анализа (корреляция Пирсона) позволила выделить корреляты между уровнем психического здоровья совокупных субъектов (работающих испытуемых и студентов) и субъективной оценкой качества жизни.
Чтобы облегчить сопоставление результатов субъективной оценки качества жизни с результатами тестовых показателей уровня психического здоровья самих испытуемых (определение локуса контроля, уровня адаптивности, степени акцентуированности черт характера, типа партнерских отношений), была предпринята процедура шкалирования (приписывание баллов разным признакам, в зависимости от степени их выраженности). Для определения выбора предпочитаемого типа партнерских отношений и выявления степени акцентуированности черт характера для удобства проведения корреляционного анализа были градуированы результаты следующим образом.
В основу классификации акцентуаций характера была положена степень их выраженности, проявленности:
отсутствие акцентуаций - обозначалось нулем;
- наличие трех и более - тройкой.
В основу классификации типов партнерских отношений -отсутствие просоциальной направленности. Максимальное количество баллов получил «иждивенческий» тип «Б» - четыре балла (желание утвердиться самому в более мягком окружении);
Три балла - равно-активный тип «А» (стать тверже вместе со всеми);
Два балла - спонсорский тип «В» (смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим).
Один балл - равно-пассивный тип «Г» (стать мягче вместе со всеми).
Проклассифицировав, таким образом, результаты испытуемых, далее был проведен корреляционный анализ данных субъективной оценки качества жизни (ВОЗКЖ) с показателями тестов, подобранных с целью выявления уровня психического здоровья испытуемых. Для более детального рассмотрения специфики и особенностей субъективной оценки качества жизни испытуемых, в анализе составляющих качества жизни (ВОЗКЖ) подробнее, на уровне субсфер были рассмотрены сферы психологическая и социальных отношений. В группе работающих испытуемых были выявлены следующие значимые коэффициенты корреляции.
Удовлетворенность своей жизнью имеет большое количество корреляционных связей с разными сферами качества жизни, Максимальный показатель коэффициента корреляции обнаружен со сферой социальных отношений (0,89), далее психологическая сфера (0,70) и духовная (0,38). С объективной и субъективной оценкой качества жизни соответственно 0,60 и 0,53.
Субъективная оценка качества жизни оказалась максимально зависимой от состояния духовной сферы работающих испытуемых (0,54), далее - степени благополучия сферы социальных отношений (0,45) и только потом психологической составляющей (0,40).
Не выявлено прямой корреляционной связи между субъективной оценкой качества жизни (СОКЖ) и удовлетворенностью своим здоровьем (в том числе и состоянием физической сферы), но высокий коэффициент корреляции с объективной оценкой качества жизни (ООКЖ) - (0,64) позволяет сделать вывод о влиянии состояния здоровья на СОКЖ, т.к. ООКЖ имеет значимую статистическую связь с показателем удовлетворенности своим здоровьем (0,63).
Представляется важным отметить содержательные аспекты показателей объективной (ООКЖ) и субъективной (СОКЖ) оценок качества жизни.
СОКЖ носит интегральный характер и образуется в результате предельно малого количества ответов (2) испытуемых, сугубо касающихся удовлетворенности своей жизнью.
ООКЖ имеет дифференциальный характер и получена в результате обработки большого количества показателей по всем сферам и субсферам качества жизни, в том числе и тем, которые несут информацию о субъективной составляющей (психологическая сфера, социальная, духовная).
В силу этого факта мы рассматриваем возможность согласованной интерпретации результатов, если выявлены значимые коэффициенты корреляции между субъективной и объективной оценкой качества жизни.
Таким образом, в группе работающих испытуемых между уровнем психического здоровья и субъективной оценкой качества жизни обнаружены значимые статистические связи:
интернальность личности положительно согласуется с удовлетворенностью качеством жизни (-0,43), т.е. чем выше показатель экстернальности, тем ниже степень удовлетворенности качеством жизни и имеет значимую статистическую связь с уровнем независимости (0,39);
более личностно зрелые партнерские отношения, направленные на сотрудничество значимо коррелирует с уровнем независимости (0,31),
уровень адаптивности личности связан отрицательными коэффициентами корреляции с эмоциональной составляющей психологической сферой качества жизни и уровнем независимости личности; высокий уровень адаптации можно рассматривать, как препятствие для повышения уровня независимости.
степень акцентуированности личности взаимосвязана с психологической и социальной сферами качества жизни на уровне оценивания своего образа тела, внешности; способности устанавливать и поддерживать межличностные отношения;
предпочтение сотруднического типа партнерских отношений коррелирует с более высоким уровнем независимости и социальной поддержки личности. Кроме того, субъективная оценка качества жизни у работающих испытуемых оказалась наиболее зависимой от состояния духовной сферы (r=0,54) и степени благополучия значимых социальных отношений (r=0,45).
В группе испытуемых - студентов обнаружены статистически значимые связи между уровнем психического здоровья и субъективной оценкой качества жизни. Самое большое количество связей обнаружено с показателем локус контроля:
экстернальность личности положительно коррелирует с уровнем акцентуированности черт характера (0,28);
интернальность взаимосвязана с более высокой объективной оценкой качества жизни (-0,34), с уровнем независимости (-0,43), с физической сферой (-0,43), с психологической сферой (-0,39), с удовлетворенностью своей жизни (-0,28).
Также выявлены значимые корреляционные связи между показателями психического здоровья и субсферами качества жизни (психологической и социальных отношений) (Приложение, таблица № 16). С уровнем адаптивности статистически значимых связей не обнаружено.
Информация о работе Взаимосвязь физического и духовного развития личности