Влияние психокоррекции на снижение конфликтности в подросткловом сообществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:31, дипломная работа

Краткое описание

Отсюда вполне логичным и обоснованным представляется изучение влияния психокоррекции на снижение конфликтности подростков в классных коллективах, что и стало целью дипломной работы.
Достижение цели возможно в результате решения следующих задач:
1.изучить теоретические аспекты социально-психологического феномена «конфликт»; 2.рассмотреть подростковую общность как фактор возникновения конфликтности среди ее членов; 3. определить особенности психологической коррекции как метода снижения конфликтности подростков в классных коллективах; 4. проанализировать влияние психокоррекции на снижение конфликтности подростков в классных коллективах.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы конфликтности подростков в классных коллективах 6
1. 1. Конфликт как социально – психологический феномен 6
1.2. Подростковая общность как фактор возникновения конфликтности среди ее членов 22
1.3. Психологическая коррекция как метод снижения конфликтности 31
Глава II. Эмпирическое исследование влияния психокоррекции на снижение конфликтности подростков в классных коллективах 46
2.1. Цели и задачи эмпирического исследования 46
2.2. Характеристика выборки исследования 46
2.3. Характеристика методов и методик исследования 47
2.4. Изложение и анализ результатов исследования 53
Заключение 63
Список литературы 65

Прикрепленные файлы: 1 файл

подросток и конфликт(диплом).doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс разрешения их характеризуется  некоторыми общими чертами.

Разрешения конфликта проходит следующие этапы:

    • Первый этап - аналитика конфликта, выяснение истинных  мотивов претензий конфликтующих сторон. Результат этого этапа – экспликация конфликта в понятийном аппарате конфликтологии, политологии, социологии, социальной психологии и других наук.
  • Второй этап - диагностика конфликта, выяснение того, в чем состоит реальная проблема, диагностика – характеризует реальную причину конфликта.
  • Третий этап - тактика конфликта. Формирование такой тактики, согласно которой необходимо отказаться от победы любой ценой, ибо цена такой победы равносильна проигрышу.
  • Четвертый этап - вариативность конфликта. Это моделирование конфликтной ситуации с учетом множества вариантов и разработка методик для каждого из вариантов.
  • Пятый этап - оптимизация выбора вариантов развития конфликта. Оптимизация предполагает несколько параметров:

а) минимальное количество уступок конфликтующих сторон,

б) минимизация шагом по урегулированию конфликта,

в) максимальные при данных условиях способы удовлетворения конфликтующих сторон,

г) снижение уровня социальных деструкций.

  • Шестой этап - открытая информация о локализованном конфликте. Информационное поле должно быть тоже методом урегулирования, а не раздувания конфликта.
  • Седьмой этап - сохранение мира. Это и сохранение тех положительных результатов, которые достигнуты на предыдущих шести этапах, это и уважительное отношение к оппонентам, это и допущение, что истина – посередине. 

 В ситуации управления  конфликтом важно помнить о  стратегиях решения конфликтных ситуаций. Можно выделить 5 основных стратегий поведения: противоборство, компромисс, уступчивость, избегание, сотрудничество.

Классический конфликтологический  пример проявления стратегий поведения  в конфликте связан с дележкой апельсина. Ничей, «дармовой» апельсин попадается на глаза одновременно двоим людям, причем каждому из них в данный момент апельсин бы не помешал. Итак, налицо межличностный конфликт: есть стороны – счастливые обладатели апельсина, есть объект притязаний сторон – экзотический фрукт. Что делать?

Апельсин можно поделить, не так ли?  Это стратегия компромисса, весьма почитаемая в нашей культуре. В этом случае каждому достается пол – апельсина, а значит, потребность каждой стороны удовлетворяется лишь наполовину. И вот что удивительно: даже если дележ происходил очень строго, придирчиво, чуть ли не с использованием электронной техники, у каждого участника остается смутное и тревожное ощущение, что другому досталось больше.

Каждая сторона может  попробовать завладеть фруктом  единолично, воспользовавшись для этого, например, физической силой, социальным статусом, психологическим влиянием, возрастом, полом и прочими ранговыми штучками. Это стратегия противоборства: «Мои цели мне важнее всего, остальные пусть сами решают свои проблемы».

Апельсином можно распорядиться  и нетривиально: выбросить его в окно, подарить третьему лицу, раздавить. В общем: «Зачем мы, интеллигентные люди, будем ссориться из–за какого–то апельсина?». Такова стратегия избегания: нет объекта – нет конфликта; нет личных целей – нет проблем во взаимодействии. Избегание – это бегство от конфликта.

Фрукт может отойти в  собственность одного из участников вследствие самоотверженного поступка другого: «Тебе он больше нужен, я  обойдусь». Это стратегия уступчивости – отказ от собственных целей ради целей другого человека. В этике, а в последнее время и в психологии, такое поведение именуют альтруизмом. Однако уступчивость и альтруизм совпадают лишь отчасти. Они синонимичны, если уступка вызвана мотивом помощи, желанием блага и удачи другому человеку даже ценой собственной неудачи или потери. И они совсем не одно и то же, если отказ от цели обусловлен рациональными моментами: партнер объективно силен, зачем напрасная борьба; партнер опасен, лучше отступить и т.д.

Наконец, ситуацию вокруг апельсина можно разрешить и таким способом. Партнерам нужно позволить себе две вещи, на первый взгляд совершенно несовместимые. Во – первых, иметь собственные жизненные цели (в данном случае – в виде потребности в апельсине). Во – вторых, признать аналогичное право за оппонентом. Далее два счастливых обладателя апельсина садятся за стол переговоров, с тем, чтобы, не спеша обсудить взаимные ожидания, опасения и тревоги. В ходе разговора может выясниться, что один из них нуждается в апельсиновом соке по причине авитаминоза, а второй вовсе не претендует на жидкую часть фрукта, так как печет пирог и нуждается в апельсиновой цедре. Апельсин торжественно делится, а бывшие оппоненты расстаются совершенно удовлетворенные. Кроме того, сам процесс конструктивного решения проблемы оставил у каждого приятное ощущение компетентности и мудрости. Называется такой вариант стратегией сотрудничества.

Противоборство и сотрудничество являются «сильными» стратегиями. Реализующий  их отстаивает свое святое человеческое право иметь жизненные цели и  последовательно их добиваться. Избегание и уступчивость – слабые стратегии. Они предполагают отказ от собственных целей и потребностей. Но ради чего?  Либо ради другого, либо ради того, чтобы избежать перипетий в отношениях и ударов по самооценке, которые несет в себе конфликт. Но «конфликтный штиль» обманчив: обещая покой, он несет с собой разрушение отношений. 

   Таким образом,   стратегия управления конфликтом включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений субъектов.

В данной работе рассматривается  возрастная категория – подростки  и далее  возникает необходимость  рассмотрения подросткового возраста и выявления факторов, которые  могли бы привести к конфликтному поведению в подростковом коллективе.

 

1.2. Подростковая общность как фактор возникновения конфликтности среди ее членов

Стенли Холл (1884-1923) называл  подростковый возраст периодом «бури  и натиска», внутренних и внешних  конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка –  личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. [24]

А. Изелл (1880-1961) из всех периодов жизни человека так же особое внимание уделил подростковому возрасту и  определил его как возраст от 11 до 16 лет. [24] На основании длительного изучения подростков он выделил некоторые закономерности. С 11 лет, по его мнению, начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет отношение к миру становится позитивнее, растет автономия подростка от семьи, влияние сверстников. Ведущее свойство 13- летнего –  обращение внутрь себя, подросток более интровентирован, критичен к родителям и к себе, чувствителен к критике. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. Новообразования этого возраста –  рост духа независимости, что делает отношения со сверстниками и родителями напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. В 16 лет снова наступает равновесие: увеличивается самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

Ш.Бюллер (1893-1982) выделила две фазы развития в подростковом возрасте: негативную и позитивную. [24]   Характерные черты негативной фазы – беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность. Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижения работоспособности. У девочек пик негативности обычно заканчивается в 11-13 лет. У мальчиков предел возрастных колебаний гораздо больше и негативная  фаза приходится на 14-16 лет. Позитивная фаза наступает постепенно. Она выражается в новом восприятии мира, появление новых ценностей.

В отечественной психологии  этой проблеме  посвящено достаточно большое  количество исследований и  публикаций, и среди них работы Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка» (1967), А.П.Краковского «О подростках» (1970), В.А.Крутецкого, Н.С.Лукина «Психология подростка» (1965), коллективная монография под редакцйией А.Г.Хрипковой «Подросток» (1982), С.А.Беличевой «Сложный мир подростка» (1984) и др. [8, 10, 16, 24, 26]

Ведущей деятельностью  в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Несмотря на избирательность, круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы и от особенностей  внутригрупповых отношений.

В подростковом возрасте, в периоде полового созревания, поведение  в значительной степени определяется характерным для этого периода  жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитации (Личко, 1985). [26] Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими, так и препятствующими  конфликтогенному поведению.

Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще, всех старших по возрасту; от установленных ими порядков, правил и законов.

Реакция увлечения (хобби), в отличие от реакции эмансипации, как правило, препятствует асоциальному поведению. Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эстетические хобби (увлечения литературой, историй, философией и т. д.), телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.).

Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным  (Личко,  Битенский,   1991). [26] Такие подростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, поглощению и обмену малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информацией. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям сверстников, практически «уход» из семьи.

Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, обычно более  старших по возрасту, к которым он испытывает положительные чувства - от подражания до слепого почитания и обожания кумира. Реакция имитации может, как способствовать, так и препятствовать нарушению поведения.

Реакция группирования со сверстниками является ведущей у младшего подростка (Личко, Битенский,1991). [26] В связи с этим рассмотрим особенности подростковых общностей.

В социальной психологии подростковые группы разделяют на «просоциальные» (то есть следующие по пути, на который их наставляет общество), «асоциальные» (т.е. пренебрегающие господствующими в обществе  идеалами,   нормами   поведения  и  образом  жизни)  и «антисоциальные» (то есть активно бунтующие против идеалов, правил и законов,  установленных   старшим   поколением).   Такое разделение подростковых групп само по себе еще не определяет их связь с конфликтогенным поведением.

Иное разделение подростковых групп на жестко регламентированные и свободные также само по себе ничего не говорит об их конфликтогенном поведении. [22]

Жестко регламентированная группа отличается постоянным составом, безраздельной властью вожака, «своей» территорией, твердо установленными взаимоотношениями между членами группы, иерархией подчинения между ними, борьбой с соперничающими группами.

Свободная подростковая группа характеризуется непостоянным составом (одни приходят, другие уходят), нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Подобными группами могут быть территориальные (дворовые) компании, сборища около дискотек и т. п.

В современном поколении  подростков в нашей стране можно увидеть следующие типы групп, большая часть из которых были описаны В. С. Битенским и др. (1989). [22]

Территориальные группы  – объединяют сверстников по месту учебы, жительства, по национальному признаку и т.д. Территориальные группы могут быть как свободными, так и жестко регламентированными. Кроме драк и побоищ, группе остается пустое времяпрепровождение («информационно-коммуникативное хобби»), азартные игры, делинквентные поступки, выпивки, психоактивные вещества. Многие из подобных территориальных групп превращаются в делинквентные.

Делинквентные и криминальные  группы отличаются друг от друга условно – лишь по тому, подвергаются ли совершаемые группой поступки наказанию, согласно Уголовному кодексу, или нет.  Делинквентным  поведением принято называть не наказуемые проступки и правонарушения. Криминальное поведение включает уголовно наказуемые действия.

Информация о работе Влияние психокоррекции на снижение конфликтности в подросткловом сообществе