Уровень эмоциональной возбудимости – уравновешенности у работников охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Эмоциональная реакция – это специфический ответ человека или животного на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы.
Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждалось еще мыслителями Древней Греции. Аристотель, рассматривая причины познания, пришел к выводу, что его побудителем является чувство удивления: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызвало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении вселенной»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Психологические представления об эмоциональной сфере человека:
1.1 Эмоциональная сфера человека
1.2 Теории, объясняющие сущность и механизмы возникновения эмоций
1.3 Методы изучения эмоциональной сферы человека
Выводы по главе 1
2. Эмпирические исследования уровня эмоциональной возбудимости – уравновешенности у работников охраны
2.1 Задачи, гипотеза, предмет и объект исследования
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

По мнению Зайонца, в ряде случаев эфферентные сигналы от лицевых мышц могут инициировать эмоциональные переживания. Таким образом, автор частично возрождает теорию эмоций Джемса – Ланге.

1.2.5 Биологическая  теория эмоций П. К. Анохина

В рамках этой теории эмоций рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных.

Возникновение потребностей приводит, по П. К. Анохину (1949, 1968), к  возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т.е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной  эмоцией, способствует обучению соответствующей  деятельности, а повторные неудачи  в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

1.2.6 Фрустрационные  теории эмоций

Эта группа теорий объясняет  возникновение отрицательных эмоций как следствие неудовлетворения потребностей, влечений, как следствие неудачи. В данном случае речь идет о рассудочных эмоциях, возникающих не как оценка раздражителя, что наблюдается при безусловно-рефлекторных эмоциональных реакциях, а как оценка степени успешности (а точнее – неуспешности) достижения цели, удовлетворения потребности. Это эмоции досады, злости, гнева, ярости, страха.

Начало разработки этих теорий положил Дж. Дьюи (Deway, 1895). Он полагал, что эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. В этом случае, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, человек испытывает эмоцию. Дьюи писал, что психологически эмоция – это адаптация или напряжение привычек и идеала, а органические изменения являются проявлением этой борьбы за адаптацию.

Близка к этой позиции  и точка зрения Э. Клапареда (1928): эмоции возникают лишь тогда, когда  по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает страха.

В последующие годы возникла и была основательно разработана теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (Festinger, 1962; русский перевод – 2000). Согласно этой теории, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций. Возникающие при диссонансе и консонансе эмоции рассматриваются в этой теории как основные мотивы соответствующего поведения человека.

Несмотря на многие исследования, подтверждающие правоту этой теории, существуют и другие данные, показывающие, что в ряде случаев и диссонанс  может вызывать положительные эмоции (Хант (Hunt, 1962)). По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходима определенная степень расхождения между установками и сигналами, некоторый «оптимум расхождения» (новизны, необычности, несоответствия и т.п.). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, покажется опасным, неприятным, раздражающим и т.п.

1.2.7 Информационная теория эмоций П. В. Симонова

Оригинальную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов (1966, 1970, 1986). Он считает, что  эмоции появляются впоследствии недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребностей. Степень эмоционального напряжения определяется, по П. В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»:

    Э = - П(Ии – Ис),

Где Э – эмоция, П  – потребность, Ии – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация, которой  субъект располагает в момент возникновения потребности.

Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при  наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции, так как произведение Э = 0(Ии – Ис) тоже становится равным нулю. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ии – Ис) = 0, т.е. если человек обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией (Ии = Ис). Важность разности (Ии – Ис) Симонов обосновывает тем, что на её основании строится вероятностный прогноз удовлетворения потребности. Эта формула дала Симонову основание говорить о том, что «благодаря эмоциям обеспечивается парадоксальная на первый взгляд оценка меры незнания» (1970, с. 48).

    1. Методы изучения эмоциональной сферы человека

Физиологические показатели и диагностика эмоций. Поскольку возникновение эмоций связано с изменением физиологических параметров, естественно стремление исследователей, диагностирующих наличие того или иного эмоционального состояния, опирается на эти «объективные» показатели.

Среди вегетативных показателей  наиболее часто используются частота  сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) и кожно-гальваническая реакция (КГР), реже – газообмен и энерготраты (Мясищев, 1929; Ермолаева-Томина, 1965; Валуева, 1967, Путляева,1979, и др.). Л.Б. Ермолаева- Томина отмечает, что при эмоциях КГР более длительна, чем при ориентировочной реакции. Правда, у некоторых лиц при наличии всех остальных признаков эмоциональной реакции (покраснения, сердцебиения, появления слез и т.д.) гальваническая реакция может не регистрироваться (Мясищев, 1929; Lacey, 1956).

О. В. Овчинникова и Н. И. Наенко (1968) для измерения эмоциональной  напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки  зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором – повышена. Насколько это правомерно, сказать трудно, так как имеются данные, что такая же динамика зависит от знака эмоции: при тревоге и депрессии наблюдается снижение температуры, а положительные эмоции сопровождаются её повышением (Хессет, 1981).

Из психомоторных показателей  наиболее чуткими индикаторами эмоционального возбуждения зарекомендовали себя тремор (Luria, 1932; Berrien, 1939; Писаренко, 1970 а, б; Васюков, 1970), кинематометрия (воспроизведение заданных амплитуд движений) (Борягин, 1959; Ильин, 1972), рефлексоматория ( измерение времени простой и сложной сенсомоторной реакции), реакция на движущийся объект (РДО) и отмеривание временных отрезков (Пономарев, 1960; Элькин, 1962).

Разработаны электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица (измерение лицевой экспрессии).

П. Уикман и У. Фризер ( Ekman, Friesen,1978) разработали метод, получивший название FACS (Facial Action Coding System) - «система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении в течении более 10 лет анатомии лицевых мышц. Была выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, вовлеченных, например, в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описана не только в статических, но и в динамических показателях. В системе зафиксировано также время начала и конца активности каждой мышцы.

Применение этой методики показало, что при отрицательных эмоциях (гнев, страх, отвращение, печаль) активируется около 41% всех мышц лица. При этом степень электрической активности мышц находится в определенном соответствии с глубиной переживания этих эмоций. Были выделены три мышцы, активизирующиеся при отвращении: одна поднимает центральную часть верхней губы, другая поднимает и напрягает крылья носа, третья усугубляет носогубную складку.

Знак эмоционального переживания можно устанавливать  по соотношению активности двух мышц: большой скуловой и мышц нахмуривания, так как активность первой мышцы положительно коррелируют с интенсивностью переживания «счастья», а второй - с печалью.

По паттерну трех лицевых  мышц: большой скуловой(Z), мышцы нахмуривания(С) и жевательной(М) – можно различать четыре эмоции. Схематично эти паттерны представляют следующим образом: печаль( Z – стрелка вниз, С – стрелка вверх); гнев( Z – стрелка вниз, С – стрелка вверх, М – стрелка вверх); страх(Z – стрелка вниз, С – стрелка вниз); радость ( Z – стрелка вверх, С – стрелка вниз, М – стрелка вверх). Из этого перечня видно, что все отрицательные эмоции связаны с подавлением активности большой скуловой мышцы, а переживание радости связано с усилением активности этой мышцы. Активность мышцы нахмуривания возрастает во время гнева и печали и снижается при страхе и радости. Жевательная мышца активизируется во время гнева и радости и не реагирует во время печали и страха.

В лаборатории Г. Шварца разработана программа для ЭВМ, позволяющая автоматически дифференцировать основные эмоции по ЭМГ лицевой мускулатуры.

В то же время в ряде исследований показано, что лицевая  экспрессия находится под социальным контролем, определяемым принятыми  нормами поведения. Это снижает  надежность использования данного  метода для диагностики эмоций. Плохо подчиняется волевому контролю лишь круговая мышца глаза, которая участвует в эмоции радости.

Диагностика эмоций с помощью анализа речи. В ряде ситуаций единственным каналом, по которому может поступить информация об эмоциональном состоянии человека (летчики, космонавты, метеорологи на крайнем Севере и т.п.), является речевой. В связи с этим разработка объективных (аппаратурных) методов диагностики этих состояний по различным параметрам речи имеет большое практическое значение. Ряд таких методов разработан в лаборатории В. И. Галунова при участии В. Х. Манерова. Выделяются следующие характеристики: частота основного тона речи за любой отрезок высказывания, интервал изменения частоты основного тона, изрезанность кривой основного тона. Эти показатели позволяют определить степень эмоционального возбуждения говорящего. Э. Л. Носенко (1978) предложены другие критерии изменения речи при эмоциональном напряжении.

Однако о том, можно  ли диагностировать качество (модальность) эмоций по физиологическим показателям, до сих пор дискутируется ученными. Многие из них считают, что качество эмоциональных переживаний не всегда определяется интенсивностью и реактивностью физиологических показателей (Лазарус, 1970; Ольшанникова, 1969). П. В. Симонов (1972), например, пишет, что «…наши реальные знания о физиологических механизмах отрицательных и положительных эмоций остающихся крайне ограниченными. При изучении их электрофизиологических и вегетативных проявлений мы, как правило, обнаруживаем сходные признаки гораздо чаще, чем относительные и слабовыраженные различия» (с.6). Сводка таких данных  дается в обзорной статье Ю. С. Бабахана (1970).

В ряде работ показаны сугубо индивидуальные реакции разных людей на одно и то же эмоциональное  состояние. В исследовании А. Е. Ольшанниковой показано, что одни и те же эмоциональные состояния (например, страх) могут у различных людей сопровождаться как увеличением, так и уменьшением исходных (фоновых) значений вегетативных реакций. Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу (1966) указывают, что на ряду со случаями учащения пульса при ожидании удара электрическим током может наблюдаться и его урежение. Авторы приводят результаты наблюдения за людьми, прятавшимися в бомбоубежищах: при взрыве бомбы одни люди бледнели, а другие краснели. Следовательно, у первых преобладала реакция симпатического отдела вегетативной нервной системы, а у вторых – парасимпатического. Сходные данные получены Н. Д. Скрябиным (1972) при изучении страха: у трусливых людей частота сердечных сокращений могла как повышаться, так и понижаться. Н. М. Трунова (1975) наблюдала при эмоциональных  переживаниях как увеличение частоты сердечных сокращений, так и уменьшений. В то же время положительные эмоциональные переживания тоже приводили к уменьшению частоты сердечных сокращений. По данным этого же автора КГР повышалась как при отрицательных, так и при положительных эмоциональных переживаниях.

Ю. С. Бабахан (1970), анализируя работы Бэдфорда, отмечает, что изменение  уровня адреналина, кожной проводимости, частоты дыхания и т.д. может  в лучшем случае выявить интенсивность различных переживаний. Однако и это не всегда получается. Многое, очевидно, зависит от того, какой физиологический показатель выбирается исследователем. Л. М. Аболин (1987) в качестве физиологического показателя проявления различных эмоций использовал баланс ионов Na и К. при всех эмоциях (страхе, гневе, радости) перед сдачей экзамена этот показатель уменьшался независимо от интенсивности переживаемой эмоции.

Таким образом, трудность  использования только вегетативных показателей для диагностики даже просто знака эмоции, не говоря уже о модальности, состоит в том, что при одной и той же эмоции могут быть разнонаправленные сдвиги вегетатики и в то же время при разных эмоциях – однонаправленные сдвиги.

Может наблюдаться и расхождение нейродинамического показателя  эмоционального возбуждения и вегетативных показателей. По данным Л.Д. Гиссена (1973), по мере приближения для гребцов дня финальных гонок на первенство СССР уровень эмоционального возбуждения у спортсменов повышался. Одновременно до некоторого момента у них повышался и энергетический обмен. Когда же уровень возбуждения превосходил условный индивидуальный предел, показатели энергетического обмена начинали снижаться.

Информация о работе Уровень эмоциональной возбудимости – уравновешенности у работников охраны