Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: провести эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и эмпатии будущего педагога.
Объект исследования: эмпатийные тенденции личности будущего педагога.
Предмет исследования: взаимосвязь некоторых личностных особенностей и эмпатии у будущих педагогов.
Гипотеза исследования: некоторые личностные особенности будущих педагогов способствуют развитию эмпатии.
Содержание
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное развитие и формирование личности будущего педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда.
Последнее десятилетие демонстрирует ориентацию педагогов на результат, которая вступает в резонанс с ориентацией на развитие личности учащегося (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, Т.И. Шульга и др.). Наиболее серьезные затруднения отмечаются на уровне изменения профессионального отношения педагогов к учащимся, которое не всегда соотносится с гуманистическими установками, и достаточно сложно поддается изменению (И.А. Бучилова, Е.И. Медведская и др.). Отношение педагогов к учащимся выявляется лишь на стадии послевузовского развития, когда смысловые установки, лежащие в его основе, приобретают устойчивый характер и сложно поддаются изменению, в то время как начальный тип отношения к личности ученика закладывается на вузовской стадии профессионализации, благоприятной для формирования системы отношений студентов.Одним из личностно-профессиональных значимых свойств педагога, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия, является эмпатия. Выявление наличия и закономерностей развития эмпатийных свойств у студентов выступает как условие формирования профессиональной пригодности. В исследованиях отмечают профессионально важные личностные особенности будущего педагога: эмпатия, модель общения, индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальные свойства личности и их влияние на результативность учебно-воспитательного процесса (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Г. Шевченко, Л.Н. Блинова, И.И Мамайчук и др). Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуально-психологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов.
Цель исследования: провести эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и эмпатии будущего педагога.
Объект исследования: эмпатийные тенденции личности будущего педагога.
Предмет исследования: взаимосвязь некоторых личностных особенностей и эмпатии у будущих педагогов.
Гипотеза исследования: некоторые личностные особенности будущих педагогов способствуют развитию эмпатии.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование по методикам: опросник «16PF» Р. Кеттелла, «Способность педагога к эмпатии» (И.М. Юсупов),
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участи 30 студентов очного отделения ЕФ КФУ «Елабужский Филиал Казанского Федерального Университета » в возрасте 19-22 лет, из которых 22 девушки и 8 парней.
Структура работы: введение, две главы, заключение, приложение.
Понятие эмпатии традиционно оценивается как многозначное. Можно выделить основные группы понятий по следующему принципу: источник содержания (понятие-предшественник) и базовая категория, в соотношении с которой оформляется содержание понятия. Такими категориями являются: 1) категория познания, в связи с которой оформляются предшествующие эмпатии понятия: понятие вчувствования как особого механизма познания у Т. Липпса; понятие сопереживания как способа познания переживания, формулируемое В. Дильтеем для описания особой формы или метода понимания в гуманитарных науках; 2) категория отношения, в связи с которой оформляется содержание понятия эмпатии, идущее от философской традиции понятия «симпатия»[5,с.19].
Рассмотрим типы понятия «эмпатия», данные через связь с этими категориями: эмпатия как феномен познания и эмпатия как феномен отношения, а также интегративные подходы, объединяющие их. Подходы, рассматривающие эмпатию как феномен познания, возникли на пересечении феноменологии, философии жизни, описательной (понимающей) психологии, то есть в направлениях, заложивших основы неклассической парадигмы гуманитарных наук. Переживание как репрезентирующее уникальное, смысловое измерение жизни личности рассматривается в этой традиции в качестве предмета гуманитарных наук ипсихологии, эмпатия как способ доступа к переживанию претендует на статус их метода.
Изначально понятие «вчувствование» Т. Липпса и введенный Э. Титченером термин «эмпатия» как его перевод не связаны с традицией сопереживания и симпатии. Понятие вчувствования подразумевает проекцию переживаний Я в объекты на основе моторной имитации и решает конкретные гносеологические задачи обоснования непосредственного характера восприятия, объективации индивидуальных смыслов и значений в психической деятельности индивида и т.п. Однако рассмотрение Т. Липпсом этих вопросов в контексте феноменологического подхода позволило другим исследователям использовать именно это понятие как основу, постепенно обогащаемую смыслами, накопленными при разработке понятия сопереживания В. Дильтеем и К. Ясперсом[16,с.18].
Эти смыслы сопереживания задают, во-первых, феноменологический оттенок значения понятия «эмпатия» – эмпатия рассматривается как понимание другого в его системе координат, так, как видит себя он сам, из внутренней феноменологической перспективы. В дальнейшем эта традиция будет продолжена авторами концепций так называемой «когнитивной эмпатии», в интеракционизме Дж. Мида (эмпатия как принятие роли другого, постановка на место другого), онтогенетических исследованиях развития децентрации (Ж. Пиаже). Во-вторых, от В. Дильтея идет спецификация эмпатии как целостного и «аналогового» процесса понимания. Как переживание является единицей жизни, полномочным представителем ее в целостности и единстве, так и сопереживание многопланово, но едино, переживается, а не заключается, выводится[17,с.54].
Узкая и широкая трактовки понятия «переживание» – как непосредственного испытывания, как событийного переживания, как деятельности – обусловливают существование узких и широких трактовок сопереживания и эмпатии: от эмоциональной реакции на эмоции до исследования внутреннего мира другого человека.
Обобщение опыта практики в теориях гуманистической психологии К. Роджерса и психологии самости Х. Кохута приводит к формулированию представлений об эмпатии как предмете универсальной потребности развития и условии личностного развития, методе психотерапии и методе психологии. В данных психотерапевтических системах осуществлена наиболее полная интеграция значений и смыслов понятия «эмпатия». И Кохут, и Роджерс понимают эмпатию как процесс, ориентированный на понимание и реагирование на внутренний мир другого человека с точки зрения его собственной системы координат, базирующийся на сопереживании, предельной целью которого является развитие личности другого человека. На уровне профессиональных установок и навыков работы психотерапевта эмпатия выступает как особое отношение к клиенту и способ реализации этого отношения[22,с.74].
В современной психологии преобладают исследования эмпатии как реагирования на чувства, состояние другого человека. Содержание, традиционное для симпатии, – сочувствие, сострадание, забота – было дополнено за счет понятия личного дистресса: чувств, возникающих в ответ, но ориентированных на себя, на состояние субъекта эмпатии. Данный подход распространен в возрастной психологии и исследованиях мотивации морального поведения и помощи. Они являются, на наш взгляд, локальной по предмету областью изучения эмпатии. Постепенно в этом поле возникает необходимость и возможность видения генетического, личностного или коммуникативного контекста, и это составляет основную тенденцию их развития в конце ХХ века[5,с.114].
Можно выделить несколько основных психологических категорий, посредством которых ученые определяют понятие «эмпатия»: способность (Т.П. Гаврилова, Дж. Мид и др.), свойство (Ю.А. Менджерицкая), состояние (T. Singer, F. de Vignemont), процесс (Н.Н. Обозов, G.A. Gladstein), реакция (M.H. Davis, N. Eisenberg, M.L. Hoffman) [23,с.98].
Обобщая все исследованные концепции эмпатии можно прийти к заключению, что выделяется как минимум три основных компонента в структуре эмпатии: 1) когнитивный компонент (Ю.А. Менджерицкая, Н.Н. Обозов, M.L. Hoffman); 2) эмоциональный компонент (Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая, Н.Н. Обозов, Н.И. Сарджвеладзе, M.L. Hoffman); 3) действенный компонент (Ю.А. Менджерицкая, Н.Н. Обозов, Н.И. Сарджвеладзе). В соответствие с указанными компонентами эмпатии выделяются основные виды эмпатии: когнитивная, эмоциональная и действенная. При этом эмоциональная эмпатия подразделяется рядом исследователей на позитивную («сорадование») и негативную (сострадание) (В.В. Абраменкова, H. Hashimoto, E. Royzman) [16,с.65].
К механизмам эмпатии различные авторы относят эмоциональное заражение (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе, S. Preston, Fr. de Waal), проекцию и интроекцию (Е.Я. Басин, Н.И. Сарджвеладзе), идентификацию (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе), децентрацию (Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, О.И. Цветкова) [17,с.102].
Интегративный подход к эмпатии развивается в социальной психологии и в различных направлениях консультативной и психотерапевтической практики. Единство познания и отношения, реализуемое в интегративных подходах, осуществляется в них либо на основе категории общения (единство коммуникативного, интерактивного и перцептивного в общении), либо на основе категории личности и личностного развития.
В современной психотерапии реализуется видение эмпатии, во-первых, как «способа доступа» к переживаниям и их развития здесь-и-сейчас и, во-вторых, как феномена интерперсональных отношений и фактора личностных изменений в целом. В человекоцентрированном подходе развивается «экспириентальное» направление, в котором акцентируется первый фокус видения эмпатии. При этом представляется важным удерживать фокусы второго типа, личностный, интерперсональный контекст. Тенденция к потере такого контекста существует в некоторых вариантах «экспириентальных» подходов. В психоанализе эмпатия рассматривается в отношениях со значимыми другими и реализуется и анализируется в отношениях с аналитиком. В целом и в экспириентальных, и в психоаналитических подходах, основывающихся на психологии самости Х. Кохута, реализуется «психотехническое» понимание эмпатии как метода порождения и развития переживания[5,с.164].
Наиболее продуктивное развитие психология эмпатии приобретает в рамках гуманистической психологии и генетической парадигмы исследований. Именно эти контексты являются, на наш взгляд, основными зонами роста теории и практики эмпатии.
В настоящее время особое внимание уделяется подготовке педагогических кадров с учетом возросших требований к их профессиональной деятельности. Важность подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности обусловлена не только объективными требованиями современного общественного развития и самой природой педагогического труда, но и сущностными возможностями и способностями человека.
Проблема профессионального и личностного
развития имеет стабильную актуальность,
что определяется значимостью профессиональной
деятельности в жизни человека, успех
и качество которой обусловлено личностными
особенностями, а также важностью творческой
реализации взрослого человека, прежде
всего, в сфере профессиональной деятельности.
В.Э. Чудновский
Проблема личности учителя имеет широкую психолого-педагогическую проблематику. В настоящее время эти исследования проводятся по следующим основным направлениям: 1) изучение педагогических способностей; 2) изучение профессионально-значимых качеств личности, необходимых для осуществления педагогической деятельности[11 .с, 23].
Проблемам подготовки будущих педагогов, развитию у них социальных и личностных качеств посвящены исследования многих авторов: Ю.П. Азарова, С.И. Архангельского, Г.С. Батищева, Е.П. Белозерцева, А.А. Вербицкого, Ф.Н. Гоноболина, М.И. Дьяченко, В.Д. Шадрикова и др. Необходимым условием профессионального становления будущего педагога является педагогическая направленность личности. Высокий уровень развития профессионально значимых качеств личности педагога является существенным фактором успешного овладения профессией. Центральным звеном педагогической деятельности выступает личность учителя как носителя педагогических способностей, педагогического мышления, педагогического сознания. Изучению профессионально-важных свойств учителя посвящены работы многих психологов и педагогов (Е.Г. Балбасов, В.А. Крутецкий, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) [13,с.52].
В психолого-педагогических исследованиях выделены следующие профессионально значимые личностные качества педагога: педагогическая направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогический такт, которые составляют центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя. Каждое из этих качеств можно рассматривать как комбинацию более элементарных и частных личностных свойств, формируемых в деятельности и общении и в той или иной степени зависящих от наследственных задатков. Более высокий уровень структурно-иерархической модели личности педагога составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные.
Информация о работе Теоретические вопросы изучения эмпатийных тенденций личности будущего педагога