Становление современной когнитивной психологии (Дж. Миллер, У. Найссер)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:48, реферат

Краткое описание

Значительная часть когнитивной психологии занимается вопросом о том, как знания представлены в уме человека. Самая актуальная проблема репрезентации знаний — то, что некоторые когнитивные психологи называют "внутренними репрезентациями" или "кодами",— порождала одни и те же фундаментальные вопросы на протяжении столетий: Каким образом приобретаются, хранятся, передаются и используются знания? Что есть мысль? Какова природа восприятия и памяти? и как развиваются все эти способности? В этих вопросах отражена суть проблемы репрезентации знаний: Как хранятся и схематизируются в уме идеи, события и объекты?
Рассматривая тему репрезентации знаний, мы проследим мнения многих ученых о том, как события, происходящие вне индивидуума, сочетаются с внутренним действием

Содержание

I. Предыстория современной когнитивной психологии 2
1) Репрезентация знаний в древний период 2
2) Репрезентация знаний в средневековый период 5
3) Репрезентация знаний: начало ХХ века 7
4) Изменение «духа» в физике 10
II. Становление современной когнитивной психологии (Дж. Миллер, У. Найссер) 12
1) Возрождение современной когнитивной психологии 12
2) Метафора компьютера 22
3) Природа когнитивной психологии 23
4) Роль интроспекции 25
5) Бессознательное познание 26
III. Заключение 29
IV. Список литературы 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Экспериментальные исследования Нисбетта и Уилсона, показавшие, что далеко не всегда может иметь место интроспективный доступ к высшим психическим функциям, заставили многих психологов занять более скептическую позицию по поводу достоверности интроспекции как метода психологического исследования. Правда, некоторые исследователи занимают по этому вопросу более оптимистичную позицию, полагая, что интроспекция все же дает достаточно надежные результаты. От того, удается ли разрешить данное затруднение, и зависят в значительной степени судьбы когнитивной психологии, поскольку многие ее положения основаны на использовании интроспективных сообщений.

5. Бессознательное познание

Бурное развитие исследований сознательных психических процессов вызвало вспышку интереса к бессознательной познавательной деятельности. «После ста лет непризнания, подозрительного отношения и замалчивания проблемы бессознательного вновь занимают в умах современных психологов значительное место».

Это, правда, не то бессознательное, о котором говорил Зигмунд Фрейд, — переполненное неудовлетворенными вожделениями и воспоминаниями, которые можно поднять на уровень сознания в результате длительной психоаналитической работы. Новый взгляд на природу бессознательного представлял его более рациональным и эмоциональным. Бессознательное проявляет себя уже на начальной стадии человеческого познания — на стадии реагирования на стимул. Бессознательное — это интегральная часть процессов научения и обработки информации, а потому его можно изучать в ходе контролируемого эксперимента.

Для того, чтобы отделить понимание бессознательного в когнитивной психологии от бессознательного в психоанализе (а также от ряда чисто физических состояний отсутствия сознания — обморока, сна или комы), некоторые представители когнитивного движения предпочитают говорить о неосознанном. Это понятие оказалось для когнитивной психологии столь важным, что многие исследователи считают, что большая часть психических процессов у человека проходит на неосознанном уровне. Это обстоятельство было подтверждено экспериментально для таких поведенческих актов, когда воспринимаемая информация не осознается, а действие носит автоматический характер.

В одном из популярных исследований испытуемым предъявляют некие стимулы на подпороговом уровне восприятия, либо же на время, меньшее его индивидуального порога осознанного реагирования. В этих случаях испытуемые не могут сознательным образом обрабатывать получаемую информацию, однако они все же реагируют на стимулы. На основании этих экспериментов исследователи пришли к выводу, что человек способен реагировать на стимулы, которые в действительности не видит и не слышит, то есть на подпороговые стимулы.

Эти и другие исследования подобного рода привели когнитивную психологию к заключению, что процесс познания, как в экспериментальных условиях, так и в естественных, развертывается на двух уровнях — сознательном и несознательном. Причем наибольший объем психической деятельности в процессе познания происходит как раз на несознательном уровне. Кроме того, исследования показывают, что именно на этом уровне обработка информации протекает быстрее и эффективнее (даже если это касается, достаточно сложной информации).

Но если основной объем информации обрабатывается на несознательном уровне, это значит, что никакие интроспективные методы не смогут помочь нам проникнуть в эти тайны. Какой толк изводить человека расспросами о том, чего он не знает, да и знать не может? «Не имеет значения, насколько хорошо подготовлены наши испытуемые. Они все равно не смогут нам рассказать, каким образом они обрабатывают информацию... Все это потому, что они не только ничего не знают о внутренних бессознательных процессах, но и никогда не узнают». Понятно, что такого рода выводы не могут не ограничивать применения интроспекции в когнитивной психологии в качестве исследовательского метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение.

Сейчас вновь, как и сто лет назад,  на первый план в современной психологии выходит проблема познания. В целом когнитивное движение можно оценить как успешное. В начале 70-х годов оно привлекло к себе столько сторонников, что возникла потребность в специальных научных журналах этого направления. За каких-нибудь десять лет появилось шесть журналов: «Когнитивная психология» (1970 г.), «Познание» (1971 г.), «Память и познание» (1983 г.).«Журнал мысленных образов» ( 1977 г.). «Когнитивная терапия и исследования» (1977 г.). «Когнитивная наука»        (1977 г.).

Джером Брунер определил когнитивную психологию как «революцию, всю глубину которой мы еще не в состоянии оценить». Ее влияние простирается на большинство основных разделов психологии, а базовые идеи когнитивного движения восприняты психологами по всей Европе, и даже в России. Можно сказать, что это движение вышло за пределы психологии в своих попытках объединить целый ряд дисциплин в единую теорию познания в самом широком ее смысле.

Это новое направление, получившее название когнитивной науки, представляет собой объединение самых разнообразных отраслей знания. Сюда входят: когнитивная психология, антропология, философия, компьютерные науки, программы создания искусственного интеллекта, а также ряд наук о закономерностях нервной деятельности. Различные лаборатории и институты когнитивных исследований начали возникать при университетах, как грибы после дождя. Вполне вероятно, что в следующем столетии когнитивный подход станет доминирующим, и не только в области психологии, но и в ряде других дисциплин.

Однако никакая революция, даже самая успешная, не обходится без своих критиков. Большинство бихевиористов высказались против когнитивной психологии.

 Среди когнитивных психологов  нет единства относительно трактовки  большинства основных понятий, нет  единодушия даже в том, какие  понятия считать действительно  важными, а какие — нет. Велика путаница и разногласия в терминологии и определениях. «Даже сегодня, спустя двадцать лет после того, как началась когнитивная революция, отмечая собою поворотный пункт в истории науки, у нас все еще нет единого мнения относительно ее природы и источников, ее движущих сил, а также се значения для будущего науки» (Sperry. 1993. Р. 880).

Ряд исследователей упрекает когнитивную психологию в явной переоценке роли и значения когнитивных факторов в ущерб другим фак торам, таким как мотивация и эмоции.  А в результате, по мнению Ульрика Найссера, происходит сужение проблемного поля науки, обеднение научного творчества. Найссер по этому поводу высказывается следующим образом: «Мышление человека включает в себя страсть и эмоции, человек всегда действует под влиянием множественных мотивов. Компьютерные программы, напротив, ... неподвластны эмоциям, маниакально прямолинейны и целеустремленны». Тем самым создается возможность того, что когнитивная психология так же замкнется на процессах мышления, как в свое время бихевиоризм — на поведенческих актах.


Когнитивная психология далека от завершения. Это направление еще находится в стадии развития, а потому окончательно судить об уровне его достижений и влияния еще рано. Когнитивная психология обладает всеми атрибутами и внешними признаками научной школы: у нее есть свои журналы, лаборатории, научные конференции, свой собственный язык и убеждения, а также последователи.

 

Если нас чему-то учит история психологии, так это тому, что, когда некоторое научное направление оформляется в научную школу, оно получает мощный дополнительный импульс движения, который можно остановить лишь полной победой над теоретическими противниками. Когда это, наконец, происходит,  движение начинает затухать. Гибкость сменяется окостенением, на смену революционному запалу приходит необходимость защищать достигнутое, умы и сердца закрываются для новых идей. Это и есть прогресс науки — стремление надстроить все новые и новые этажи знания. Нет конца, нет предела этому состоянию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии  – М., 2004.

3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология  – СПб., 1996.

4. Хрестоматия по истории психологии  – М., 1980.

5. Ярошевский М.Г. История психологии – М., 2004.

 


 



Информация о работе Становление современной когнитивной психологии (Дж. Миллер, У. Найссер)