Сравнительное изучение восприятия «черного» юмора у разных возрастных категорий людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего исследования стало сравнительное изучение восприятия «черного» юмора у разных возрастных категорий людей.
В связи с поставленной целью в работе рассмотрены и решены следующие задачи:
· Рассмотрение литературы по данной тематике;
· Анализ механизмов и функций «черного юмора»;
· Анализ восприятие «черного» юмора разными возрастными категориями людей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Исследование черного юмора.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Юмор  и эмоции, взаимодействие и воздействие

Эрик Берн, автор  теории «трансактного анализа» (ТА), был неудовлетворен результатами классического  психоанализа. В частности, он сделал попытку ухода от непонятной пациенту «научной» терминологии путем создания единого языка как для специалистов, так и для клиентов. Введя слэнг в текст, сделав его разговорным, Берн стал понятен даже для детей восьмилетнего возраста.

Краеугольным камнем ТА считается  трехчленная схема анализа (Родитель - Взрослый - Ребенок), основанная на «феноменологических реальностях, а не на умозрительных конструктах».

Один из разделов книги  содержит идеи относительно роли юмора  при его практическом применении ТА. Автор прежде всего замечает: «…нет никаких подтверждений того мнения, что серьезность в психотерапии ведет к более явному или быстрому клиническому улучшению состояния пациента. Не только архаическая часть личности пациента - его Ребенок - верит в то, что психотерапевт - волшебник и маг, но и сам психотерапевт нередко склонен разделять эту веру, а каждый маг знает, что лучше не смеяться в процессе своего колдовства. В виде исключения допускаются лишь определенные ритуальные шутки, предписываемые той или иной ситуацией. Поэтому терапевтическая серьезность может становиться своего рода folie a deux (безумство вдвоем), которое присутствует в некоторых видах психотерапии, но не согласуется с рационалистическим подходом. Трансактный аналитик, хорошо сознавая биологическую и экзистенциальную функцию юмора, без колебаний использует его. Он только должен непременно уметь различать смех Родителя, Взрослого и Ребенка, а это не всегда легко. Смех Родителя - снисходительный или насмешливый. Смех Ребенка в ситуации лечения - непочтительный или торжествующий. Смех Взрослого в терапии - это смех инсайта, он возникает из абсурдности обстоятельств, породивших его проблемы, и еще большей абсурдности самообмана» /

Смех в группе трансактного анализа аналогичен смеху пассажира  такси в Токио. Первая кошмарная  поездка в означенном транспортном средстве предоставляет потрясенному пассажиру три возможности: бороться за сохранение своего самообладания (что вряд ли имеет смысл); или же съежившись от страха, забиться в угол; или же смеяться. Те, кто смеются, добираются до пункта своего назначения с той же скоростью, что и все прочие, но они имеют два преимущества. Во-первых, они получили больше удовольствия от поездки, а во-вторых, им будет не так скучно рассказывать о ней.

Терапевт должен помнить, что хотя смерть - это трагедия, все же жизнь - это комедия. (Более того, смерть - не всегда трагедия для того, кто умер; она может иметь трагические последствия лишь для оставшихся в живых.) Любопытно, что многие пациенты переворачивают этот драматический принцип и относятся к жизни как к трагедии, а к смерти - как к комедии. Терапевт, который соглашается с ними, соглашается тем самым играть свою роль в этом.

Согласно экзистенциалистам  человек всю свою жизнь находится  в затруднительном положении; даже приверженцем других философских систем приходится признать, что и они проводят в затруднительном положении большую часть своей жизни. Биологическая ценность юмора с точки зрения выживания состоит, коротко говоря, в том, чтобы доставить человеку шанс прожить свою жизнь с максимально возможной при данных обстоятельствах эффективностью. Поскольку большая часть психогенных проблем вытекает из всякого рода самообманов, юмор Взрослого наиболее уместен в ходе психотерапевтической работы» .

Теорию ТА в определенной степени дополняют исследования психологов и физиологов эффекта улыбки как для самого улыбающегося, так и для окружающих. Они пришли к выводу, что далеко не всегда улыбающийся находится в прекрасном расположении духа. Эта улыбка может выражать и притворную радость («дежурная» улыбка), которая не дает прилива энергии.

Установлено, что лишь одна из примерно 16 улыбок способна стимулировать  положительные эмоции. Пол Экман, ученый из Калифорнийского университета, считает ее той, которая заставляет нас щурить глаза, когда мы лишь слегка посмеиваемся. С точки зрения физиологии она совершенно отличается от других улыбок, скажем, от той, которой пользуются люди взамен слова «угу», когда хотят показать, что они слушают собеседника, или улыбки, с помощью которой хотят сгладить впечатление от только что произнесенных резких слов. Указания, которые получили участники эксперимента, были предельно просты: скулы поднять, рот приоткрыть, уголки губ приподнять .

Такое выражение лица называется «улыбкой Дюшена», по имени французского невропатолога Дюшена, который в 60-х годах прошлого века первым исследовал работу более чем 100 мускулов лица. Для того чтобы привести в движение каждый из мускулов, он использовал электрический шок, причем пациент не чувствовал боли.

Главные отличительные особенности  улыбки Дюшена, которые выделяют ее среди других улыбок, - это собранные в складки морщины вокруг глаз и слегка опущенные веки, в результате чего кожа над глазами сдвигается вниз в направлении глазного яблока.

Лишь улыбка Дюшена вызывает повышенную мозговую деятельность, в первую очередь, в левой передней части коры головного мозга, где, как показали предыдущие исследования, расположены центры управления положительными эмоциями.

Значение юмора  в жизни человека, как показывают работы Фрейда и Берна, достаточно велико. Фрейд выделял юмор как наиболее умеренный вид комизма, поскольку для осуществления юмора достаточно одного человека, так же считал, что юмор помогает пережить мучительный аффекты, что приводит к некоторому балансу внутренних конфликтов. Фрейд проводит аналогию между сновидениями и остротой, выявляя их одинаковые стороны. В тоже время сальности помогают некоторому выходу, как агрессивной энергии, так и сексуальной энергии, показывая тем самым окружающим, что он возбужден и попытается возбудить партнера. Тем самым давая выход либидо, несколько завуалировано. Берн подчеркивает биологическую значимость юмора, считая, что с помощью него можно гораздо более эффективно пережить ту или иную ситуацию. Так же говоря об важности юмора в психотерапии и особенно об умении различать улыбки по степени искренности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «ЧЕРНОГО» ЮМОРА

2.1 О природе черного юмора

 

Чтобы разобраться  в природе черного юмора, нужно  попытаться понять природу юмора  как такового. Ведь черный юмор —  это тоже юмор. Просто специфический.

 Что же  такое юмор? Суммируя и упрощая  множество существующих определений,  можно сказать, что юмор —  это действия и явления, вызывающие смех (веселость, эмоциональную реакцию). А смех — это определенная телесная реакция организма, которая изменяет наше эмоциональное состояние.

О пользе смеха  написано немало. Главные полезные действия смеха — сброс напряжения и выработка эндорфинов — гормонов счастья. Психика и тело человека представляют единую систему. Это значит, что каждая эмоция имеет свою телесную реакцию. Например, при страхе тело сжимается, и мы чувствуем напряжение в животе, при обиде сжимается горло, при гневе появляется неприятное напряжение в груди.

 Современный  человек часто подавляет эмоции  в силу существования системы  социальных стандартов поведения:  нельзя злиться, нельзя бояться,  нельзя плакать (мужчинам). Когда  эмоции подавляются, они не  находят телесного отреагирования и «застревают» в теле в виде мышечных зажимов, которые со временем становятся хроническими. В местах зажимов нарушается нормальная жизнедеятельность тканей и со временем могут развиться заболевания. Эти заболевания называют психосоматическими, к ним относят гипертонию, аллергии, астму, язву желудка, всевозможные сердечные заболевания… Этот список можно продолжать очень долго, в него входит большинство заболеваний невирусного характера.

 Так вот,  одна из важнейших функций  смеха — сброс телесного, а значит, и эмоционального напряжения. Поэтому считается, что смех удлиняет жизнь. Кстати, ту же функцию выполняет и плач — он также сбрасывает телесно-эмоциональное напряжение. Мужчинам с детства внушают, что плакать постыдно. Поэтому мужчины чаще умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, особенно от инфаркта. Плачущие женщины продлевают себе жизнь, сбрасывая напряжение в груди от обиды и печали через рыдания. А смех и слезы, как известно, всегда рядом. И пока мы плачем и смеемся, мы живем.

Итак, юмор продлевает нам жизнь, и черный юмор, несмотря на свою «черноту», не исключение. Если он вызывает веселый смех, пусть  и с мрачным налетом, он полезен  для нашего здоровья. А здоровые люди формируют здоровое общество. Значит, черный юмор полезен для здоровья общества.

Профессор британского  университета Сэм Шустер провел необычное  исследование. Он проанализировал реакцию 400 людей на его езду по городу на одноколесном велосипеде. Большинство  женщин реагировало на его езду доброжелательно  и одобрительно. Мужчины же реагировали шутками, зачастую издевательского характера. Особыми шутниками были молодые мужчины, а мужчины пожилые, как правило, реагировали «по-женски» доброжелательно.

 Профессор  считает юмор трансформацией  агрессии и результатом действия мужского гормона тестостерона. Этим он также объясняет, что мужчины шутят гораздо чаще женщин. По этой же причине большинство юмористов и комиков — мужчины .

Мужчина на одноколесном велосипеде подсознательно воспринимался  окружающими мужчинами, как соперник, способный отобрать на себя внимание женщин. Этим и была обусловлена неосознанная агрессия, которая проявлялась в виде шуток.

Таким образом, юмор выполняет еще одну важную функцию  — он позволяет «выводить» агрессию в социально-приемлемой форме. Если бы мы не смеялись друг над другом, то давно бы уже «лопнули от злости», либо превратили этот мир в сплошной театр военных действий. Давайте пожелаем мировым политикам больше шутить.

Известный немецкий психолог и философ Эрих Фромм  считал, что в каждом человеке присутствует одновременно два стремления — к жизни и к смерти. Только у разных людей эти стремления выражены в разных пропорциях. По этому признаку Фромм делил людей на 2 категории: биофилы – люди, в которых больше развито стремление к жизни; некрофилы — люди, с более развитым стремлением к смерти.

 Разумеется, стремление к смерти не означает, что индивид хочет умереть.  От этого нас оберегает инстинкт  самосохранения. Это значит, что  некрофилу интереснее все, что  связано со смертью, он смотрит  на мир с точки зрения смерти. В то время как биофил рассматривает мир с точки зрения жизни.

Мир представляет собой единство противоположностей: добро-зло, свет-тьма, жизнь-смерть. Одно не существует без другого. Одно и  другое — суть две стороны одной  медали. Так же биофилы и некрофилы взаимодополняют друг друга в этом удивительном мире, а также внутри каждого из нас.

 Для некрофилов  характерен повышенный интерес  к смерти и разрушениям. Их  притягивают репортажи о катастрофах,  истории о маньяках-убийцах (в  нашем агентстве работала сотрудница, которая собирала истории о серийных убийцах и могла часами говорить на эту тему). Молодежное направление готы объединяет ярко выраженных некрофилов, которые находят выражение своих стремлений к смерти в музыке, мировоззрении и внешнем виде a la вампиры

В своих крайних  проявлениях некрофилы — это  настоящие маньяки, которые не ограничиваются одним лишь интересом к смерти. Но это уже патологическая форма.

 Одним из  таких некрофилов был Гитлер. Вот что писал один из приближенных  фюрера А. Шпеер в своих воспоминаниях:

 «...Не менее  характерными были шутки, которые  Гитлер любил повторять. Он  придерживался вегетарианской диеты,  но гостям подавали обычную  еду. «Если на столе появлялся  мясной бульон, — вспоминает Шпеер, - я мог быть уверен, что он заведёт речь «о трупном чае»; по поводу раков он всегда рассказывал историю об умершей старушке, тело которой родственники бросили в речку в качестве приманки для этих существ; увидев угря, он объяснял, что они лучше всего ловятся на дохлых кошек» .

Из этого  описания видно, что люди некрофильского склада склонны к черному юмору. Выходит, одна из причин тяготения к  черному юмору лежит в глубинном  интересе человека к вопросу смерти. Хочу также напомнить, что интерес  к жизни и смерти живут одновременно в каждом из нас.

 К тому  же, интерес к конкретным проявлениям  черного юмора будет диктоваться  еще множеством дополнительных  факторов — моральные установки,  психологические особенности, эстетическая  подготовка, культурный уровень.  Как видно по качеству шуток Гитлера, высоким культурным уровнем фюрер не отличался.

 Итак, одна  из причин привлекательности  черного юмора скрыта в неосознанном  стремлении человека к смерти. И чем больше это стремление, тем больше склонность к черному  юмору. К тому же, тема смерти социально табуирована, а запрет всегда подогревает интерес.

 Что же  касается социальной значимости  черного юмора, то и в данном  контексте он исключительно полезен  для общества. Стремление человека  к смерти так же природно, как  и стремление к сексу. Так  лучше давать ему выход через социально приемлемые формы.

Информация о работе Сравнительное изучение восприятия «черного» юмора у разных возрастных категорий людей