Сравнительная характеристика взглядов Узнадзе Д.Н. и Фрейда З. на бессознательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Познакомившись с философскими идеями Платона, З. Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема установки в трудах Д.Н. Узнадзе……………5
§1. Общее понятие об установке в теории Узнадзе Д. Н………...5
§2. Бессознательное в установке Д.Н. Узнадзе…………………..12
Глава 2. Бессознательное в трудах З. Фрейда…………………….15
§1. Психодинамическая теория З.Фрейда…………………………15
§2. Бессознательное в структуре личности………………………..18
Глава 3. Сравнение взглядов на бессознательное Д.Н. Узнадзе и З. Фрейда…………………………………………………………………….22
Заключение……………..
Список литературы………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая восст.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

3. Прочность установки - показатель измеряется длинной пути, который приходится преодолеть испытуемому прежде, чем он достигнет состояния полной ликвидации фиксированной у него установки: а) путём экспонирования перед испытуемым критических объектов на продолжительное время, с тем, чтобы следить, через сколько времени он сумеет идентифицировать их. Продолжительность времени, затраченного на этот процесс, и является показателем прочности измеряемой нами фиксированной установки; б) путём повторного предъявления критических экспозиций, пока не будет точно засвидетельствовано, что они равны. В этом случае количество повторов будет показателем прочности установки

4. Динамичность и статичность установки – показатели определяющие возможность полной ликвидации фиксированной установки у субъекта. Динамической, установка считается, если в результате прохождения ряда этапов она, в конце концов, полностью ликвидируется и испытуемый доходит до признания равенства критических фигур. Наоборот статической установка является в случае невозможности её полной ликвидации и признания равенства критических объектов.

5. Пластичность установки и ее грубость - характеризуется изменениями, которые она претерпевает в процессе ее ликвидации.  В случае, когда фиксированная установка под влиянием ряда критических опытов начинает меняется, делается все слабее, мы имеем дело с фиксированной установкой, которую следует характеризовать как пластичную. Когда, наоборот процесс критических опытов не оказывает никакого влияния на характер установки и она до конца сохраняет себя, без изменений, мы говорим о грубой установке.

6. Иррадиированность и генерализованность установки. Свойство установки фиксированной в одном органе или перцептивной модальности распространяться на другой орган или перцептивную модальность называется её иррадированностью. Свойство установки фиксироваться на отношение предъявляемых в экспозиции предметах, а не на их частных особенностях называется генерализованостью.

7. Константность и вариабельность фиксированной установки. В случае, когда наблюдается постоянно одна и та же картина протекания этапов угасания фиксированной установки она является константной, в противоположном случае, если   картина протекания этапов угасания фиксированной установки в той или иной ситуации меняется, то она является вариабельной.

 

8. Стабильность и лабильность фиксированной установки. Свойство установки в течение определенного промежутка времени сохранять способность к активности называется стабильностью. В случае, когда установка может быть вовсе лишена этого свойства, она является крайне лабильной..

10. Интермодальная природа типа фиксированной установки означает, что отдельные аспекты фиксированной установки представляют собой по существу не частные, не зависимые друг от друга состояния отдельных модальных областей, а общие свойства, имеющие распространение, на весь организм в целом.

Итак, в этой главе можно найти исчерпывающий ответ на поставленный выше вопрос о природе и свойствах выявленной Д.Н. Узнадзе установки.

 

 

 

 

 

§2. Бессознательное в установке Д. Н. Узнадзе.

В своей книге «Психология установки» Узнадзе резко критикует взгляды, современных ему, зарубежных психологических школ, направлений и их представителей. Изучив традиционные взгляды и идеи на проблему психического, он делает вывод, что в западной психологической мысли господствует точка зрения, будто психика и сознание вполне покрывают друг друга: все психическое сознательно, и то, что сознательно, является по необходимости и психическим. Из этого следует, что психическая действительность имеется лишь там, где допускается наличие сознательных процессов, и что психика резко отграничивается от всего того, что лишено сознания, от всего материального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности. Другими словами, вопрос о взаимоотношении психического и физического разрешается здесь на основе идеи психофизического параллелизма. Однако Узнадзе указывает на несостоятельность этой идеи в разрешении вопроса о развитии психики. Таким образом, идея психофизического параллелизма мыслится неприемлемой и  следует отказаться от мысли отождествления психики с сознанием и допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознательной формой ее существования и, предположительно, предшествует ей. Не обходит стороной в своей критике Узнадзе и понятие бессознательного в западной психологии. Он считает, что разница между сознательными и бессознательными процессами, в психологии бессознательного, заключается в том, что эти процессы, будучи по существу одинаковыми, различаются лишь  тем, что первый из них сопровождается сознанием, в то время как второй не сопровождается сознанием. И только если бы удалось освободить понятие бессознательного от обычного для сознательной жизни психического содержания, найти для него иное содержание, которое, по существу, не было бы оторвано от связи с психикой, то появилась бы возможность приблизиться к ответу на вопрос о развитии психики.

     Эти взгляды, по мнению Узнадзе, базируются на постулате непосредственности, точке зрения, содействовавшей в свое время быстрому и плодотворному развитию естественных наук, о том будто объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику и в этой непосредственной связи определяет ее деятельность. Однако явления психической жизни создают некоторое затруднение для признания принципа непосредственной связи между ними. Ведь они имеют смысл, поскольку опосредствуют нам особенности внешней ситуации, которая сама не является фактом психической действительности. Но если допустить, что, помимо обычных явлений сознания, у нас имеется и нечто другое, что, не являясь содержанием сознания, всё же определяет его в значительной степени, и искать ответ не в сознательных психических процессах, а в том, какие же ступени предшествуют возникновению психики как сознательного процесса, как готовится возникновение этого процесса и переход его в активное состояние. То есть допустить, что психика не является раз и навсегда данной, неразвивающейся сущностью, а проходит ряд ступеней своего становления, а так же, что ступени сознательных психических процессов по необходимости предшествует активность психики, протекающая без всякого участия сознания, что существует досознательная ступень развития психики.

В качестве такой, досознательной ступени развития Узнадзе представляет установку - целостное состояние субъекта, направляющее его в определенную сторону, на определенную активность, состояние, которое можно квалифицировать как внесознательный психический процесс, оказывающий  решающее влияние на содержание и течение сознательной психики.

Основанием для того, что установка не является феноменом сознания  можно считать материалы эксперимента. А именно опыты с постгипнотическим внушением. Выше уже упоминалось, как протекают эти опыты. После того как испытуемый вводится в состояние глубокого гипнотического сна, ему даются в руки шары — один большой, другой малый — с предложением сравнить их друг с другом и сказать, какой из них больше. После значительного числа повторений этих опытов испытуемый выводится из гипнотического состояния в другой комнате и здесь проводятся с ним критические опыты, то есть ему даются в руки одинаковые шары с предложением сравнить их между собой. Испытуемые, ничего не зная об установочных опытах, проведенных с ними во время гипнотического сна, в критических опытах все же обнаруживают обычную иллюзию установки: один из шаров, как правило, кажется им почти всегда больше другого, и это — определенно под влиянием проведенных во время гипнотического сна установочных опытов.

Таким образом, можно считать, что наши состояния сознания могут протекать под воздействием не обязательно других сознательных процессов. То есть налицо достаточное обоснование существования ступени развития психики, которая не имеет определенного места в сознании и, значит, не являются сознательным психическим фактом. Эта область психики в полной мере предшествует и определяет содержание сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 2. Бессознательное в трудах Фрейда

§1. Психодинамическая теория З. Фрейда.

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики, которые не вписывались в представление о «сознательном». Исходя из этих задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат, состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы.

Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, «латентное» бессознательное, то есть то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем «всплыть» в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, то есть те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила.

Первый вид бессознательного в своих работах Фрейд называет предсознательным (ПСЗ), а второй - собственно бессознательным (БСЗ, или "Оно", или "Id"). Вырабатывая психоаналитические представления о бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том, каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания. И если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. В отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным материалом, полученным в результате клинических наблюдений за пациентами, страдающими неврозом.

Кроме констатации самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, Фрейд старается вскрыть особенности механизма переключения психических актов из сферы бессознательного в сознание. И здесь он пытается идти от обратного путем переформулировки задачи исследования: «Каким образом сознательные процессы становятся бессознательными?». Возможность осознания бессознательных механизмов осуществляется, по Фрейду, тогда, когда имеющееся предметное представление облекается в словесную форму. Отсюда и то исключительное значение, которое Фрейд придавал роли языка и законов лингвистики в раскрытии болезненной симптоматики пациента.

Выделенные Фрейдом психические уровни собственно бессознательного и предсознательного объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики человека. Причем, начиная с ранних своих работ, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Бессознательное в структуре личности.

Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); «Массовая психология анализ человеческого «Я» (1921); «Я» и «Оно» (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это – «Оно» (Id), то есть глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. «Оно» является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.

Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется «Я» (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями «Оно» и требованиями человеческого сообщества. «Я», как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного «Оно» с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, «Сверх-Я (Super-Ego)» - это внутриличностная совесть, то есть инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. «Сверх-Я» воплощает в себе интернализованные индивидом «родительские образы», моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. «Сверх-Я» описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции «Сверх-Я» стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

Для образного описания взаимоотношений между «Я» и «Оно» Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому, как ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение «Я» существенно сложнее, чем положение лошади («Оно»). Во-первых, «Я» должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, то есть следовать принципу реальности. Во-вторых, «Я» испытывает постоянное давление со стороны мощного «Оно», и этот конфликт между требованиями внешнего мира («Сверх-Я») и потребностями глубинных уровней личности («Оно») порождает у «Я» постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, «Я» подвергается отдельному нажиму «Сверх-Я», как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим проблемам и патологиям, как личности, так и общества в целом. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение антикультурных порывов «Оно» в социально приемлемые виды деятельности «Я». Согласно Фрейду, «Сверх-Я» является «наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений «Оно» и самых важных судеб его».

Информация о работе Сравнительная характеристика взглядов Узнадзе Д.Н. и Фрейда З. на бессознательные процессы