Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:01, доклад
Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Креативность вне творчества невозможна. Креативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стало возможным синтез творчества и креативности.
П. Торренс (Torrance, 1974b) выделяет наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в преодолении опыта, «в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла». Х. Гарднер (Gardner, 1988) описал семь видов интеллекта (одаренности), в которых «общая» креативность становится «специальной»:
1. Лингвистический интеллект,
основанный на
2. Логическо-математический
интеллект -- способность исследовать
категории, взаимоотношения и
структуры путем
3. Пространственный интеллект - способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме.
4. Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде.
5. Музыкальный интеллект - способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку.
6. Интраперсональный интеллект - способность понимать и опознавать собственные чувства.
7. Интерперсональный интеллект - способность замечать и различать темперамент, мотивацию и намерения других людей.
Часто они выступают вместе, например, кинестетический и пространственный интеллект дают компетентность в сфере механики.
Компетентность только в одной сфере - лингвистической или интерперсональной - также может привести в ряде профессий к выдающимся успехам. Существуют убедительные экспериментальные доказательства существования многих видов креативного процесса, в зависимости от сферы приложения.
Тейлор (Taylor, 1988) пишет, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности. Они были разделены на шесть типов:
1) гештальтистские, описывающие
креативный процесс как разруше
2) инновационные,
3) эстетические, или экспрессивные,
делающие упор на
4) психоаналитические, или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений (Оно, Я и Сверх-Я);
5) проблемные, определяющие
креативность через ряд
6) определения, не попавшие ни в один из вышеперечисленных типов, в том числе и весьма расплывчатые.
М. А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении. Креативность в узком значении – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). Правомерным следует признать подход к проблеме зарубежных психологов, которые в проблеме креативности выделяют четыре аспекта: креативный процесс (как способность), креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Под последней понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества.
4. Ассоцианистский подход к изучению творчества и креативности.
Ассоцианистский подход
получил широкое
- идей (или элементов) и ассоциаций (или связей) между ними.
Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.
Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить закономерности процесса сознательного мышления и, в частности творческого мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам.
5. Психоаналитические модели креативности.
Психоаналитический подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, основывался на отдельно взятых примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти неосознанные желания могут касаться власти, богатства, славы или любви. Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи старались отыскать в деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода - анализ Фрейдом побудительных мотивов творчества Леонардо да Винчи.
Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем [10].
А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности [10].
К. Юнг рассматривал стремление
к творчеству как часть базовой
энергии либидо. В самом же феномене
творчества он видел проявление архетипов
коллективного бессознательного
Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении [15].
Новый аспект мышления был выделен в трудах представителей гештальт-психологии - М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других. В рамках данной школы в основном проводились экспериментальные исследования восприятия, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления. Основным положением данной школы являлось утверждение, что целостный образ - гештальт - возникает не путем синтеза, а сразу как целостный. Сам гештальт истолковывался как функциональный, т. е. как некоторая структура, характеризуемая через функцию, а мышление - как деятельность последовательного переструктурирования, продолжающегося вплоть до нахождения необходимого по ситуации гештальта (структуры), что и было названо "инсайтом", или "озарением" [15, 2].
Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста. По Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
6 Психофизиологический подход к исследованию креативности.
В рамках этого направления работ производится соотнесение регистрируемых физиологических параметров работы мозга с творческими способностями человека и характеристиками его высших когнитивных процессов. Это направление является продолжением и развитием применительно к проблематике творчества исследований, проводившихся в Лаборатории когнитивной психофизиологии. Применительно к задачам исследования психофизиологии творчества разрабатываются представления о формировании нового продукта на основе фазово-частотного кодирования информации. Это представление является расширением теории фазово-частотного кодирования информации на область процессов творчества. На этой базе осуществляются исследования ЭЭГ предикторов креативности и их сопоставление с электрофизиологическими коррелятами музыкальности.
В работах лаборатории осуществляется также выявление электрофизиологических предикторов эмоциональности и активности. Выявляются электрофизиологические предикторы эмоциональности и активности темпераментальной сферы.
Проводится также оценка индивидуальных личностных свойств по электрическим потенциалам мозга. Производится исследование субъективной оценки психологических особенностей и осуществляется сопоставление этой оценки с объективными электрофизиологическими показателями.
Другим направлением развития психофизиологических исследований лаборатории является анализ процессуальных характеристик творчества. В исследованиях творчества уже давно выявлен ряд фаз творческого процесса. Эти фазы в теории, предложенной Я.А. Пономаревым, объясняются сменой доминирующего уровня психологического механизма творчества, взаимодействием логического и интуитивного уровней. В терминах современных когнитивистских моделей (ACT-R) логический уровень может быть понят как концентрация активации на немногочисленных элементах семантической сети, а интуитивный - как «расползание» активации. Это позволяет делать предсказания относительно электроэнцефалографических коррелятов доминирования логического или интуитивного уровней.
7 Модель творческого процесса по Г.Уоллесу.
В психологических
исследованиях творческого процесса большинство исследователей
опирается на предложенную Г. Уоллесом
в 1926 г. четырехзвенную модель: а) подготовительная
стадия — формулирование задачи и начальные
попытки ее решения; б) инкубация идеи
— временный отказ от попыток решения
и переключение на др. вопросы; в) озарение
— мгновенное интуитивное проникновение
в существо проблемы; г) проверка — испытание
и (или) реализация решения. Все этапы творческого
процесса представляют собой сложное
взаимодействие сознательно отбираемых
стратегий решения задачи, упорядочивания
данных по интересующей исследователя
проблеме и неосознаваемых установок,
предпочтений, ценностных ориентиров,
фрагментов информации. Вместе с тем первая
и последняя стадии являются преимущественно
осознаваемыми, вторая и третья — бессознательными.
Модификации этой схемы связаны обычно
с разбиением отдельных стадий на подэтапы.
Ключевой момент творческого процесса
— озарение, инсайт. Проблема, долгое время
волновавшая исследователя и не поддававшаяся
решению, вдруг видится под др. углом зрения,
в результате чего противоречившие друг
другу компоненты информации оказываются
совместимыми, или же обнаруживается недостающий
фрагмент информации. Противоречивость
и (или) неполнота проблемной ситуации
снимаются, сменяясь ощущением красоты
и гармоничности найденного решения. Обычно
инсайт сопровождается сильными положительными
эмоциями и убежденностью в том, что решение
найдено, хотя зачастую в этот момент автор
еще не может его не только обосновать,
но даже и сформулировать. Инсайту предшествует
этап инкубации идеи, когда творец (ученый,
художник, композитор) на какое-то время
как бы «забывает» о проблеме, занимаясь
повседневными делами или решая др. задачи.
Исследователи выдвигают разные объяснения
плодотворности этапа инкубации: переключение
усилий на др. объекты позволяет «отдохнуть»
от проблемы, забыв при этом ранее использованные
и неэффективные способы решения задач;
сознание в это время не вмешивается в
деятельность бессознательного, направляя
ее в соответствии с доказавшими свою
неплодотворность собственными стратегиями;
значительную часть жизни занимает отдых,
и уже в силу его длительности за ним следуют
творческие решения. Перспективы анализа
творческого процесса связаны с изучением
и реконструкцией мышления человека именно
на стадиях преимущественно бессознательной
переработки информации.
8 Когнитивный подход в исследованиях креативности и творчества.
Представители когнитивной психологии: Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.
Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию большого числа идей;
гибкость – способность к продуцированию различных идей;
оригинальность – способность отвечать нестандартно;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.13
Е. Торренс, изучая особенности одаренных людей, показал, что они чаще всего склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов.
Торренс, автор «теории интеллектуального порога», считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.
При этом Е. Торренс предлагает
«теорию интеллектуального
Г. Айзенк и Д. Векслер также разделяют эту точку зрения взаимосвязи уровня развития интеллекта и креативности.
Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с одаренностью. Он считает, что одной из сфер одаренности является креативность.15
10 Социокультурный подход к изучению творчества.
Социокультурный подход позволяет
не только объяснить происходящие в
психологии творчества изменения, но и
дает возможность предсказать