Социально-психологические факторы суицида среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: склонность к суицидальному поведению у молодежи.
Предмет исследования: социально-психологические факторы, способствующие суицидальному поведению.
Цель исследования: выявить социально-психологические факторы суицида молодежи.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Определить факторы, ведущие к суицидальному поведению молодежи.
Выявить уровень склонности к суицидальному поведению среди молодежи.
Проанализировать результаты эксперимента и наметить пути снижения склонности к суицидальному поведению молодежи.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы суицидального поведения молодежи

1.1 Самоубийства: определение, терминология
8
1.2 Теории суицидального поведения
13
1.3 Причины, условия и мотивы суицида молодежи
24
1.4 Факторы суицидального поведения молодежи
30
Глава 2. Практическое исследование суицидальных намерений молодежи

2.1 Организация и условия проведения практического исследования
46
2.2 Результаты эксперимента
49
2.3 Выводы и рекомендации
52
Заключение
65
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

дип.-суицид Москва.doc

— 467.00 Кб (Скачать документ)

Переход суицидальных тенденций  в суицидальные  проявления говорит  о  присоединении к замыслу  суицида волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению  решения – совершению суицидальной попытки.

Суицидальные покушения (попытки) - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажные целями.

Иногда попытки самоубийства не завершаются смертельным исходом  по независящим от суицидиента причинам - не смертельное ранение, обрыв веревки, своевременно оказанная медицинская, реанимационная помощь и т.п.

Следует различать завершенные самоубийства (истинные суициды по А.Г. Амбрумовой) и попытки самоубийства (незавершенные суициды), носящие демонстративно-шантажный характер. Последние не преследуют цель ухода из жизни. Их цель - привлечение к себе или возвращение утраченного внимания, жалости и сочувствия окружающих, избавление от угрозы наказания и т.п. Принято говорить в этом смысле о суициде и парасуициде.  Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. Термин “парасуицид” в настоящее время стал общеупотребительным в западной научной литературе. Соотношение самоубийств и попыток самоубийств среди гражданского населения составляет 1:8 [4].

Способ самоубийства. Выбор способа, места и времени для самоубийства косвенно  свидетельствует о серьезности суицидальных намерений и риске завершенности суицида. По частоте использования у нас в стране при завершенных суицидах чаще всего встречаются:

  • повешения,
  • огнестрельные ранения,
  • отравления химическими веществами или медикаментами,
  • падения с высоты, под проходящий поезд или автотранспорт,
  • прочие.

Характерной особенностью настоящего времени является то, что часть лиц, пытавшихся покончить с собой,  благодаря развитию реанимационной службы остаются в живых, но часто имеют существенный ущерб для здоровья.  Например, в случае самоповешения, 87% из них в дальнейшем получают инвалидность.

По частоте суицидальных покушений распределение иное:

  • отравления,
  • самопорезы,
  • повешения,
  • прочие.

Распространенность тех  или иных способов самоубийства наиболее тесно связана с профессиональной принадлежностью и полом суицидентов. Женщины чаще выбирают отравления. Инъекционные способы введения лекарственных веществ используются преимущественно медицинскими работниками и т.п.

Членовредительство - умышленное самоповреждение с определенными конечными установками (увольнение  со службы,  избежание уголовного наказания, получение пособия по инвалидности, страховки). Иногда подобные действия могут  совершаться лицами,  находящимися в состоянии ярко выраженного психологического аффекта,  и служить путем к его разрядке  и облегчению душевных  страданий  (чаще  всего  это  порезы  в области предплечий). В других случаях членовредительство может совершиться по бредовым мотивам лицами с психическими заболеваниями. Самоповреждающие действия  с  демонстративно-шантажными целями, членовредительство, вследствие неправильного расчета,  по  неосторожности или  случайности могут иметь роковые последствия и закончиться смертью. Например, самопорез в области локтевого  сгиба  или  предплечья может быть:

  • суицидом или попыткой самоубийства,  если конечной целью была смерть от кровопотери;
  • несчастным случаем,  если он совершен психически больным по бредовым мотивам, например, “выпустить из крови бесов”;
  • демонстративно-шантажным поведением, если конечной целью было показать окружающим намерение умереть;
  • членовредительством,  если преследовалась цель уклониться  от службы.

В последние годы получили распространение  такие  понятия,  как “пресуицид” и “постсуицид”. Под пресуицидом обычно имеют в виду период времени от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации  или само психическое состояние, предшествующее суициду. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид)  или месяцами (хронический пресуицид). Большинство отечественных суицидологов (А.Г. Амбрумова,  В.И. Леви) под понятием “пресуицид” подразумевают состояние личности,  обуславливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта.  Подобное разночтение существует и в отношении термина “постсуицид”.  На наш  взгляд,  более правильно  пользоваться  такими  дифференцированными понятиями,  как “постсуицидальное состояние” и “постсуицидальный период”.

Суицидальный риск - это потенциальная готовность личности совершить самоубийство, который может быть оценен как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов личности.

1.2 Теории суицидального поведения

 

В настоящее время единой теории, объясняющей природу суицидов,  нет. Можно говорить только об отдельных  теоретических концепциях, среди  которых условно выделяют три  основные: психопатологическую, психологическую  и социальную.

Психопатологическая концепция исходит из  предположения о том, что самоубийцы - душевнобольные люди, а суицидальные действия – есть проявление психических расстройств.  Сторонниками этой концепции были такие видные отечественные психиатры,  как Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, Л.А. Прозоров и другие. В 19 веке делались  попытки выделить самоубийства в отдельную  нозологическую единицу, cуицидоманию (suicidomania, suigeneris). Проблема изучалась привычными для медицины методами с точки зрения этиологии, патогенеза,  клиники заболевания. Предлагались различные методы медикаментозного и физиотерапевтического лечения суицидомании (слабительные, желчегонные,  кровопускания, холодные влажные обертывания и т.п.). С началом систематических эпидемиологических и социологических исследований, появилось большое количество данных, свидетельствующих против представления о том, что самоубийство это всегда аутоагрессивный акт психически больного человека.

В настоящее время сторонники психопатологической  концепции придерживаются в основном взглядов, что психическое состояние индивидуума с суицидальными переживаниями и действиями может быть описано как патологические формы дезадаптации в рамках пограничных нервно-психических расстройств [41]. В основе этих воззрений лежат также данные об особенностях работы эндокринной системы и метаболизма серотонина у лиц, совершивших самоубийства.

Однако подавляющее  число авторов считают, что суицидальные действия могут совершать как  лица с психическими заболеваниями,  так и практически здоровые люди [4,21]. Естественно, что больные,  склонные к суицидальным действиям, в первую очередь требуют внимания врача.  Но если суицидальные действия совершают практически здоровые люди в ответ на создавшиеся объективные психотравмирующие трудности,  то компетенции врача недостаточно, так как в этих случаях в первую очередь нужно  ликвидировать  объективные причины, приводящие к суицидальным действиям. Меры только медицинского характера по отношению к этим лицам чаще всего малоэффективны и не решают проблемы.

Психологическая концепция отражает крайнюю точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций личности ведущее место занимает психологический фактор.

Фрейд рассматривал  самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может выражаться агрессией и как частный случай  аутоагрессией. Сторонники  этой концепции считают,  что самоубийство – это преобразованное (направленное на себя) убийство,  а в  подтверждение правильности своей  точки зрения ссылаются на обратное численное соотношение убийств и самоубийств,  действительно существующие в  ряде стран, а  также  -  на  снижение уровня самоубийств во время войн.  Среди причин  самоубийства представители данной концепции ведущее место уделяют психологическим,  а основным методом их изучения считают метод психологизации суицидального поведения.

В некоторых случаях  суицид может носить характер любовного влечения, когда лицо, совершающее самоубийство, надеется путем смерти воссоединиться с любимой или родственниками,  по которым скучает. Такие лица уповают  на то,  что когда они умрут, то обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни. И смерть для них представляется привлекательной.  Особенно это касается суицидальных намерений. В своих суицидальных фантазиях они созерцают собственные похороны,  наслаждаются  признанием в любви и раскаянием близких и родственников. Существует прямая зависимость между суицидальным  поведением и “страстной  влюбленностью”.  При  этом суицидальное поведение,  по мнению автора,  является своеобразной попыткой стать “хозяином положения” и снять напряжение,  вызванное тяжелым кризисным состоянием.

Несомненный интерес  в этом плане представляют работы,  в которых изучаются преморбидные особенности личности как один из  предиспонирующих факторов, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение. А.Г. Амбрумова и Е.М. Вроно [4,16], исследуя личностные особенности подростков с суицидальным поведением, показали, что для большинства из них характерна импульсивность,  проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь  продолжительное  время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и  смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы.    Всем суицидентам,  по  данным  авторов,  была свойственна некоторая эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, чем и объяснялось большое количество конфликтных  ситуаций,  нередко заканчивавшихся суицидальными действиями. Изменение настроения у таких подростков обычно зависело от мимолетных и  незначительных  впечатлений,  а  в конфликтной ситуации у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями (тахикардия,  гипергидроз,  яркая игра вазомоторов лица, сухость во рту и т.п.).

Большинство лиц, совершивших суицидальные действия,  отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на себя, быстром “вживании” в образ, в возможности испытывать в этих несуществующих ситуациях истинные эмоциональные  потрясения,  а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т.п. Нельзя оставить без внимания тот факт,  что описанные А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно [4,16] личностные особенности суицидентов в  известной степени свойственны любому подростку,  чем и объясняется, по утверждению самих же авторов, высокий процент ситуационных реакций и реактивных состояний,  формирующих пресуицидальный период в подростковом возрасте.

Ц.П.Короленко, А.Л.Галин  выделяют следующие психологические  особенности суицидентов:  преобладание  формально-логического типа мышления, усиление аффективной сферы и  недостаточность активного воображения [27]. По мнению авторов, мышление большинства лиц с суицидальными тенденциями больше соответствует законам формальной логики; мышление же лиц,  у которых во фрустрирующих условиях  не  возникает суицидальных тенденций, приближается к мышлению, протекающему по законам логики диалектической.  Субъективная однозначность интерпретации внешних объектов,  характерная для суицидентов, объясняется преобладанием формально-логического типа мышления и выраженным влиянием на интеллект аффективной сферы.  В то же время недостаточно развитое воображение делает фрустрирующую ситуацию  неожиданной,  затрудняет  возможность прогнозировать последствия своих действий,  снижает психологические защитные механизмы и делает суицидальную попытку более вероятной.

Н.В. Конанчук [25] выделяет три основных свойства, характеризующих личность суицидента:  повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели; повышенная потребность в эмоциональной близости, зависимости от любимого человека, когда собственное “я” растворяется и воспринимается лишь в паре: “я – она” (“я – он”), а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях;  низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов,  неумение  ослабить фрустрацию.

А.Е. Личко указывает  на определенную связь  суицидального  поведения с типом акцентуации  характера [32]. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. По данным автора,  при демонстративном суицидальном поведении 50%  подростков имели истероидный,  истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы,  32%  - эпилептоидный  и  эпилептоидно-истероидный и лишь 18%  - другие типы акцентуаций характера.  В то же время суицидальные покушения в большинстве случаев совершались лицами с сенситивным (63%) и циклоидным (25%) типами акцентуации. Е.Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное,  импульсивное  и демонстративное [59].

Социологическая концепция. Эмиль Дюркгейм считал, что в основе суицидального поведения лежит “снижение и неустойчивость социальной интеграции”,  а частота самоубийств зависит от того в какой степени индивиды интегрированы в обществе [20].

 По мнению Дюркгейма,  самоубийство во всех случаях  может быть понято лишь с  точки зрения влияния на человека  социальной среды, что является  односторонним и непродуктивным.

Информация о работе Социально-психологические факторы суицида среди молодежи