Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 19:58, контрольная работа
Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определённых социальных условиях семьи, ближайшего окружения в определённых социально-политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макро ситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л. С. Выготский, складываются определённые социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребёнка к окружающей его социальной действительности
Введение
Развитие эмоциональной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста.
Развитие самосознания и самооценки ребенка.
Особенности возраста.
Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребенка дошкольного возраста.
Деятельность как фактор развития личности.
Заключение.
Литература
Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет.
Успехи дошкольников в познании окружающего мира поистине велики, хотя логическое мышление у них ещё не сформировалось. Этому в определённой мере мешает их эгоцентризм, когда ребенок считает, что он – центр вселенной и все вращается вокруг него, как планеты вокруг солнца. Препятствует этому и недостаточно развитое умение сосредоточиваться только на какой-то одной (или нескольких, но не всех) стороне события, явления или предмета. Кроме того, в 3-5 лет дети ещё не способны проследить все стадии изменений, происходящих с объектом, в их последовательности, хотя, как правило, верно, фиксируют его начальное и конечное состояния.
Эгоцентризм. Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека.
Эгоцентризм накладывает отпечаток и на способ мышления, и на характер общения детей с другими людьми. Иногда дети начинают рассказывать о каком-нибудь событии не с начала, а с середины, словно предполагая, что окружающие думают в данный момент о том же, о чем и ребенок.
Центрация. Этот термин Пиаже ввел для обозначения тенденции сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне события, явления, предмета. Если раньше дети могли воспринимать лишь целостный объект, то теперь в центре внимания может оказаться его часть.[2 с. 216]
Такое пока ещё ограниченное восприятие значительно сужает кругозор ребенка, и он формулирует свое мнение, основываясь не на том, какими вещи являются в действительности, а на том, какими они представляются ему. Для него три кусочка крекера выглядят чем-то большим (а он полагает, что и в реальности это именно так), нежели целый крекер; ему кажется, что две половинки бутерброда больше, чем целый бутерброд, а в высоком, но узком стакане сока больше, чем в низкой, но широкой чашке.
Неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники не способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации, состояния – исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс преобразования. В качестве иллюстрации этой специфики восприятия Пиаже использовал аналогию с кино: каждый кадр ребенок разглядывает как самостоятельный, не связанный с другими, в то время как взрослый воспринимает фильм как длящуюся во времени череду событий, связанных каким-то общим смыслом . [2 с.219]
Необратимость мышления. Это понятие также принадлежит Пиаже и означает неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений.
Размышляя над точкой зрения Пиаже относительно мышления детей-дошкольников, Валлон подчеркивает: «У Пиаже понятия эгоцентризма, центрации, преобразования и необратимости мышления взаимосвязаны. Уровень умственного развития ребенка определяется наличием или отсутствием у него любой из упомянутых характеристик. Постепенно эти факторы ослабевают. Ослабление эгоцентризма, например, позволяет лучше сосредотачиваться на простейших преобразованиях. А это, в свою очередь, создает основу для формирования способности мысленно возвращаться к исходному пункту рассуждений».[2 с. 306]
В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях.
С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему».[7 с. 462]
Другие советские психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала, известны советский психолог Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л.И. Божович, которую мы разделяем, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.[4 с. 223]
Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
По мнению советских психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера.
При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом).
Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности.
Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка.
Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье. Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей.
Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, людям вообще), мнительности, враждебности, стремлению к уединению.
Ребенок, которому удалось
преодолеть первый в жизни
серьезный внутренний конфликт
между чувством вины и
Детям, воспитывающимся в условиях вседозволенности, трудно научиться контролировать свое поведение, подчиняться правилам, установленным в обществе. В результате растет конфликтность, суть которой точно выразил Эриксон формулой «инициатива против чувства вины». Она возникает потому, что новые, сформировавшиеся способности позволяют детям что-то придумывать, изобретать, подчас ставя себя в такое положение, когда они сами не знают, как поступать, какие формы поведения выбрать, т.е. оказываются не в состоянии контролировать себя. В подобных ситуациях они нередко совершают поступки, не одобряемые не только родителями, но и более широким социальным окружением. В таких ситуациях, как Правило, и возникает чувство вины и страха.
Чувство вины может проявиться у ребенка и в том случае, когда, как ему кажется, он своим поведением, успехами и т.д. не оправдывает родительских ожиданий и надежд, а также тогда, когда он понимает, что своими поступками посягнул на права других. Пределы собственных физических и умственных способностей ещё не всегда осознаются детьми, и иногда им невероятно трудно сдержать порывы буйной фантазии и игру физических сил.
Ребенок боится даже воображаемых наказаний, особенно физических. Дети, для которых постоянные телесные наказания стали привычными часто испытывают страх даже тогда, когда они ещё только размышляют, сделать что-то или нет.
Наконец, причиной страха, чувства вины могут быть изменения в отношениях между родителями и детьми. Дело в том, что в этом возрасте привязанность детей к родителям противоположного пола сменяется привязанностью к родителям одного с ними пола. Но ребенку трудно дается усвоение норм и правил поведения, на которые он теперь должен ориентироваться, и, как утверждает Эриксон, этот процесс также может служить источником формирования чувства вины.
Дети, которые могут самостоятельно или с помощью взрослых быстро и безболезненно преодолеть эти трудности, становятся более ответственными, они легче и с большим удовольствием переходят на следующую ступень познания окружающего мира. Они учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и для тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать у детей неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль, которые будут постоянно мешать проявлению самостоятельности и ответственности. У таких детей подчас не удается сформировать понятие совести, умение постоять за свои и чужие интересы, желание расширять свои знания о мире. Они готовы выполнять все ограничивающие их поведение правила, надеясь таким образом избежать возникновения чувства вины. В результате вырастают люди, которые жестко требуют и от других такого же неукоснительного выполнения всех ограничивающих свободу правил и норм.
Дети с гипертрофированным чувством вины становятся менее активными и инициативными, их чаще преследуют неудачи и насмешки окружающих, их реже хвалят родители и другие взрослые, меньше поощряют за проявления добрых чувств и т.д. Этим детям труднее преодолеть конфликт между инициативностью и ощущением вины, который сковывает их лучшие порывы. Без помощи родителей и других взрослых им редко удается преодолеть формирующийся комплекс неполноценности. Эриксон отмечает, что в потенциале каждый ребенок обладает неистощимым запасом энергии, что помогает легко и быстро забывать о неудачах, преодолевать огорчения и стрессы. Дети «стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально приемлемые рамки».
Помочь детям в этом сложном деле – задача родителей и воспитателей, которые должны поощрять любознательность, побуждать к изучению окружающего мира, всех возможных форм поведения и общения. Тем самым у ребенка расширяется круг представлений о том, что общество принимает, а что отторгает, какие нормы в нем признаются оправданными, а какие нет. Чем шире знания детей об окружающем их мире, тем они свободнее чувствуют себя в нем, тем чаще добиваются успехов.
Помимо непосредственного знакомства с социальным окружением важную роль в формировании независимости ребенка играют беседы с родителями и воспитателями, подробные ответы на бесконечные «почему?», а также активное участие в самых разных домашних делах. Дети особенно любят, когда их привлекают к приготовлению пищи (я готовлю для всей семьи!) или к обсуждению каких-либо важных мероприятий (где и как провести очередной отпуск, куда пойти в выходной день и т.п.).
Для того чтобы блокировать формирование чувства вины, особенно если оно приобретает острые формы, родители должны постараться вызвать ребенка на откровенный разговор, узнать, что его беспокоит, как и почему возникло у него это чувство. Чем быстрее и лучше справятся со своей задачей родители, найдя наиболее подходящий способ преодоления детского чувства вины, тем скорее и эффективнее ребенок начнет проявлять свою самостоятельность и инициативу.
Важным средством разрешения конфликта между независимостью и чувством вины является игра. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Кроме того, детям необходимо предоставлять возможность побыть одним: без одиночества нет мечтаний и размышлений над какими-то собственными проблемами.
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры».