Психология творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить сущность психологии творческого мышления, развития творческого мышления личности.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что с помощью данной работы можно выявить пути развития творческого мышления, способности к творческому мышлению, отличительные черты творческой личности, а также ознакомится с концепциями и подходами к исследованию творческого мышления.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 100.08 Кб (Скачать документ)

1.Если в  прошлом определенный способ  решения человеком некоторых  задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает  его и к дальнейшему придерживаться  данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремиться применить его в первую очередь [18, с. 162].

2.Чем больше  усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике [18, с. 162].

3.Возникновение  стереотипа мышления, который в  силу указанных выше условий  мешает человеку отказаться от  прежнего и искать новый, более  подходящий путь решения задачи. Одним и з способов преодоления  такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решений только новые пути [18, с. 162].

4.Интеллектуальные  способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и  боязнь очередной неудачи начинает  автоматически возникать при  встрече с новой задачей. Она  порождает защитные реакции, которые  мешают творческому мышлению, обычно  связанному с риском для собственного  “Я”. В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувства успеха для усилия интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усилия [18, с. 162].

5.Максимум  эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого сугубо индивидуален [18, с. 162].

6.Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению [18, с. 162].

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках [20, с. 330].

Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р.Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1.Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих  суждениях и поступках [20, с. 331].

2.Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях [20, с. 331].

Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно "правильных" наиболее распространенных, общепринятых мнений [20, с. 331].

Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с детства учим своих детей, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным [20, с. 331].

3.Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления [20, с. 332].

4.Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе [20, с. 332].

5.Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи [20, с. 332].

6.Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволят научить ставить и решить новые проблемы, улучшая уже существующие решения [18, с. 162].

7.Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами [18, с. 162].

8. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках [20, с. 332].

 

    1. Творческое мышление в основных направлениях психологии
    1. Искусство и психоанализ

Сами поэты меньше всего

знают, как они творят.

Платон

Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З. Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении.

Ранк и Сакс говорят, что основные эстетические вопросы остаются неразрешимыми, «пока мы при нашем анализе ограничиваемся только процессами, разыгрывающимися в сфере нашего сознания... Наслаждение художественным творчеством достигает своего кульминационного пункта, когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда волосы встают дыбом от страха, когда непроизвольно льются слезы сострадания и сочувствия. Все это ощущения, которых мы избегаем в жизни и странным образом ищем в искусстве. Действие этих аффектов, очевидно, совсем иное, когда они исходят из произведений искусства, и это эстетическое изменение действия аффекта от мучительного к приносящему наслаждение является проблемой, решение которой может быть дано только при помощи анализа бессознательной душевной жизни» [19, с. 103].

Что такое искусство с психоаналитической точки зрения?

Искусство, считает З. Фрейд, возникло в период ранней истории общества. В психике первобытного человечества преобладали представления о всемогуществе мысли. Искусство, разумеется, в начале своего существования не могло являться искусством для искусства. В те доисторические времена оно, имело такое значение, которое в современном обществе уже потерянно. Первобытный человек не разделял свои представления, фантазии и реальные феномены явлений природы; ему казалось, что власть, которую он имеет над своими мыслями, распространяется и на объективную реальность. Подобный тип мышления называют магическим мышлением.

Развитие психики в ходе истории человечества, в процессе изменения социальной жизни, утвердили в человеке другой принцип – принцип реальности; вера во всемогущество мысли была разрушена. «В одной только области всемогущество мысли сохранилось, это область искусства. В одном только искусстве еще бывает, что томимый желанием человек создает нечто похожее на удовлетворение и что эта игра – благодаря художественным иллюзиям – будит аффекты, как будто бы она представляет собой нечто реальное» [21, с. 76].

Каковы же мотивы творческой деятельности? Что заставляет художника создавать свои произведения?

Конечно же, Фрейд не был единственным человеком, кто искал ответ на этот вопрос. Это древний вопрос.

Платон говорил, что художник создает грубое подобие «божественного вмешательства», во время которого рациональные силы художника находятся в плену у иррационального неистовства.

Напротив, Аристотель сформулировал представление о художнике как умелом ремесленнике, который осуществляет управляемую, целенаправленную деятельность, чтобы показать свое мастерство [23, с. 109].

З. Фрейд рассматривает творчество как продолжение и замену старой детской игры, в которой поэт создает мир, к которому относится очень серьезно, внося в него много увлечения, в то же время, однако, резко отделяя его от действительности. При этом, считает он, творит отнюдь не счастливый человек, а только неудовлетворенный. Ибо чтобы в душе писателя или поэта развился образ, его должны обуревать сильные чувства, вызванные действием нерешенных внутренних конфликтов, которые ему необходимо отреагировать, чтобы от них освободиться [24, с. 207].

Свои конфликты художник перерабатывает с помощью создаваемых образов, наделяя героев противоречивыми чертами своей личности. Чем глубже проработка характеров героев, тем больше вероятность освобождения художника от конфликтов и достижения им большей психологической зрелости.

Лев Выготский пишет: «Как говорит один из героев В. Шекспира, «поэт выплакивает собственные грехи в других людях, изживает свое собственное горе» [22, с. 485]. Мы знаем знаменитое признание Н. В. Гоголя, который утверждал, что он избавлялся от собственных недостатков и дурных влечений, наделяя ими героев и отщепляя, таким образом, в своих комических персонажах собственные пороки…

Искусство как бессознательное есть только проблема; искусство как социальное разрешение бессознательного – вот ее наиболее вероятный ответ [22, с. 489].

 

    1. Гуманистический подход

Представители гуманистического подхода в творчестве видели, прежде всего, процесс создания, открытия нового, рассматривали творчество как глубинную потребность человека в самореализации (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей).

Р.Мей, не соглашаясь с теоретическими взглядами Фрейда на творчество как сублимацию, поддерживал подход Юнга, рассматривая процесс творчества как проявление «коллективного бессознательного». Природе творчества ученый понимал как экзистенциальную встречу художника или ученого с миром, причем мир представляет собой совокупность сущностных взаимосвязей, в которых проживает творческий человек, причем в этой встрече исчезает дихотомия субъекта и объекта .

Интересный материал для понимания природы творчества находим у А. Маслоу. Он разделяет творчество на первичное, вторичное и интегрированное. Первичное творчество сравнивают с игрой счастливых защищенных детей, считая, что она проявляется в спонтанности, в так называемой «второй наивности» взрослых, сочетающий свежесть мировосприятия с изяществом ума. Вторичное творчество исследователь связывал с вторичными процессами, поскольку она требует обдумывания, взвешенного подхода и больше относится к «продуктам цивилизации, например, связана с созданием мостов, домов, даже научных систем». Время, интегрированное творчество сочетает в себе первичное и вторичное и порождает настоящие великие творения. Понимание творчества в концепции А. Маслоу интересно тем, что значительно расширяет рамки стереотипного представления о творчестве как только вид деятельности, должен быть представлен «творческой профессии» [8, с. 234].

Созвучные мысли находим в концепции другого представителя гуманистической психологии К. Роджерса, который считал, что творчество является важной потребностью человека реализовать себя. Под творческим процессом он понимает «создание посредством деятельности нового продукта вырастает с одной стороны, с уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми, обстоятельствами жизни», что близко к понятию «встречи», предложенного Р. Меем. К. Роджерс убежден в том, что творчество является также социальной необходимости. Так, по его мнению, отдельные индивиды, группы людей, нации, должны творчески пересмотреть и по-новому подойти к тем глобальным изменениям, происходящим в мире, иначе человечеству грозит уничтожение. В гештальт-терапии, основанной Ф. Перлзом, рассматривают понятие творческой адаптации как эффективного способа взаимодействия с окружающей средой, в то время как в окружении организма происходит что-то новое, необычное. В отличие от пассивной адаптации, воспроизводит знакомые, стереотипные паттерны поведения, творческая адаптация проявляется в спонтанности, непринужденности, в результате чего человек осознанно принимает решение: эффективно изменяет среду или меняется сама. Следует отметить, что гештальтистов, рассматривая человека как биосоциального существа, экстраполируют принцип биологического гомеостаза, на уровень социума, что позволяет применять этот подход в контексте жизненного пространства личности [25, с. 201].

Информация о работе Психология творческого мышления