Психология общения и воздействия на человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Традиционно к социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение. На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 51.31 Кб (Скачать документ)

 

Особое, скрыто-объектное  отношение манипулятора к партнеру приводит к ряду последствий. В нравственном аспекте формируется отношение к людям как к орудию достижения личных целей; в мотивационном — оформляется в желание, привычку распоряжаться партнером, стремление получать одностороннее преимущество; в когнитивном — возникает эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя. Последнее подчеркнем: в манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, нужных манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и т. д. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

 

В приведенных выше суждениях  прослеживается оценочное отношение  автора к манипуляции. Да, оно скорее негативное. Вместе с тем есть манипуляции  и манипуляции. Флирт — разновидность  именно такого типа общения, ораторские приемы регулирования интереса аудитории  к информации, технологии эффективного обучения — тоже. Э. Шостром вообще говорит о наличии ситуаций, в которых манипулирование оказывается благом, так как поднимает общение от доминирования и насилия к манипуляции — в известном смысле, более гуманному типу отношения.

 

Есть целые области  социальных отношений, где манипуляция  вполне «законна» (хотя по-прежнему личностно  несимпатична). Сферами «разрешенной»  манипуляции, несомненно, являются бизнес и деловые отношения вообще, политика, идеология. Символом такого типа отношений  давно стала концепция общения  Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен  манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

 

Вместе с тем известно, что успешное овладение и широкое  использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего страдают от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети, педагоги и их воспитанники. Профессию педагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и т. д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, внушить («заставить любить предмет»). Уместная в области предметного обучения, эта установка может пагубно сказаться на межличностных отношениях учителя с другими людьми.

 

Манипулятор живет в каждом человеке — на разной глубине, под  разными личинами.

 

Э. Шостром выделил 8 типов манипуляторов, которые легко объединяются в 4 пары: диктатор — тряпка; вычислитель — прилипала; хулиган — славный парень; судья — защитник.

 

Диктатор. Преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы жестко управлять своей жертвой.

 

Q Тряпка — жертва диктатора.  Развивает большое мастерство  во взаимоотношениях с диктатором: не слышит, молчит, ловит на лету  и с полуслова. В нужный момент  легко меняется с диктатором  местами. Так, муж — большой  начальник на работе — дома  после выхода на пенсию часто  оказывается «под каблуком» у  жены-тихони.

 

Вычислитель. Преувеличивает возможности своего контроля над  окружающими. Обманывает, увиливает  с тем, чтобы перехитрить и  вывести на чистую воду. Стремится  всех и вся контролировать.

 

Прилипала. Полярная противоположность  вычислителя. Преувеличивает свою зависимость. Личность, стремящаяся быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Позволяет  делать другим работу за себя.

 

Q Хулиган. Преувеличивает  свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность, угрожает. Тем  самым получает выгоды для  себя.

 

Q Славный парень. Преувеличивает  свою заботу, любовь, привязывает  к себе своей нарочитой добротой. В споре с хулиганом чаще  всего выигрывает. Доброта — серьезная  добродетель в нашей культуре, ее трудно обесценить, даже если  чувствуешь, что ею манипулируют.

 

Q Судья. Преувеличивает  свою критичность. Никому не  верит, преисполнен негодования, обвинения, с трудом прощает. Этакий мститель.

 

Защитник. Противоположность  судье. Чрезмерно снисходителен к ошибкам других. Портит людей, сочувствуя сверх меры, не давая им стать самостоятельными и самокритичными в своих оценках.

 

Человек, будучи манипулятором  определенного типа, чувствителен к  партнерам, принадлежащим к противоположному типу. Так, жена-тряпка выбирает мужа-диктатора  и образует с ним достаточно устойчивый союз, где один управляет другим с помощью удобных ему способов. Но беда, если один из супругов решил  выпрыгнуть из манипулятивного жернова, перемалывающего его жизнь, чувства, отношения.

 

Таковы типы манипулятивного поведения.

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

Человек, рассматривая другого  как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного  собеседника, игнорируя его. Пользуясь  выражением А. А. Ухтомского, человек  видит вокруг не людей, а своих  двойников. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, то есть видит самое себя. Искажение  восприятия партнера происходит потому, что таковы цели человека, или, по выражению  Ухтомского, его доминанты: «Человек видит реальность такою, каковы его  доминанты, то есть главенствующие направления  его деятельности». «Доминанта на себя»  рождает двойников, монологический (по Бахтину) тип общения с другим. Человек ведет монолог с самим собой, глядя в окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

 

Отношению к другому человеку как к средству может быть противопоставлено  отношение к нему как ценности. Изменение отношения, «доминанты», позволяет выйти на совершенно новый, невозможный для манипулятора, уровень  общения, который в отечественной  психологии получил название «диалог» (М. М. Бахтин), а в западной традиции — гуманистический тип общения (К. Роджерс). В диалогическом отношении происходит открытие человеком иной реальности, отличной от самого себя и своих проекций. Прежде всего — открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире и как следствие — открытие иных горизонтов окружающего мира. Мира, каким он выглядит в восприятии собеседника. Открывается возможность избавиться от двойника, которого Ухтомский определял как «бесконечное и навязчивое повторение в окружающем мире меня самого, моей собственной проекции, моего собственного надоевшего и абстрактного «я».

 

Таким образом, для порождения кардинальных личностных изменений  в человеке и его когнитивной  организации необходима внешняя  стимуляция такой интенсивности  и субъективной значимости, чтобы  дисбалансировать его целостную аттитюдную систему. В практической работе с людьми для этой цели чаще всего используются уже упоминавшиеся приемы «иллюзивной» терапии, а также так называемые техники «катарсического» воздействия, вызывающие довольно сильные эмоциональные реакции у клиентов. Главным требованием здесь является наличие высокого профессионализма в работе с такого рода приемами психологического воздействия во избежание отрицательных для клиента рецидивов и последствий. Частным случаем применения такой тактики социального влияния является известный прием, получивший название «апелляция к страху», который мы рассматривали на примере личностной конверсии Патриции Хэрст, а также метод «взрыва» (А. Макаренко).

 

Отсюда можно сделать  важные практические выводы, в частности, о том, что во многих жизненных  ситуациях, как поощрения, так и  наказания (безотносительно, применяются  они к детям или взрослым) не должны быть чрезмерны.


Информация о работе Психология общения и воздействия на человека