Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:06, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ существующих взглядов отечественных и зарубежных психологов на механизмы защиты от манипулятивного воздействия.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие манипулятивного воздействия, его механизмы и виды;
2. Сравнить существующие подходы к определению психологической защиты;
Перцептивно ориентированное манипулятивное воздействие использует следующие средства: образ, как основной действующий агент; прямую актуализацию мотива, соблазнение, провокацию, пробуждение интереса в качестве способов побуждения; в роли мишени выступают желания и интересы; а основными автоматизмами являются межмодальные ассоциации, релевантность образа мотиву, намеченному в качестве мишени воздействия.
Простейшие приемы выстраиваются на предъявлении таких стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность. Например, на этом принципе строится подавляющее большинство сексуальных уловок: обнажение участков тела, подчеркивание эротически привлекательных форм, использование движений и жестов, ассоциирующихся с сексуальными играми и т.д.
Конвенционально-
Операционально-ориентированное манипулятивное воздействие содержит в качестве основного действующего объекта схемы деятельности, их инерцию, привычки, логику исполнения. Основные способы побуждения – это толчок, придание ускорения, разгон, привыкание. Мишенями воздействия являются способы поведения, а срабатывающими автоматизмами – инерция и стремление к завершению. Показательный пример подобного механизма часто используется с младенцами. Когда у ребенка в руках каким-либо образам оказывается опасный для здоровья предмет, пытаться отобрать – лишь подвергать его еще большей опасности. Задача родителей сделать так, чтобы ребенок сам захотел разжать руку. Один из действенных способов – показать ему нечто более привлекательное. Тогда ребенок, потянувшись за новой вещью, сам разжимает ручонку.
В ориентированном на умозаключение манипулятивном воздействии обнаруживается стандартное умозаключение как основной действующий агент; намек, постановка задачи, имитация процесса решения проблемы в качестве способов побуждения; познавательные процессы в качестве мишени. Автоматизмом здесь и будет собственно управляемое умозаключение. Например, когда сын сообщает отцу, что видел в радиомагазине приставку к FM-приемнику, он рассчитывает, что отец догадается ее купить. Расчет основан на том, что при покупке музыкального центра в подарок сыну таких приставок в продаже не было, следовательно (логический переход), ее надо приобрести сейчас.
Для ориентированного на личностные структуры манипулятивного воздействия характерны: поступок, принятие решения в качестве основного действующего объекта; актуализация внутриличностного конфликта, имитация процесса принятия решения как способов побуждения; в роли мишени выступают мотивационные структуры, а автоматизмом является принятие ответственности за выстраданный в сомнениях выбор. Эксплуатация личности выражается в имитации манипулятором процесса самостоятельного выбора между альтернативными мотивами, в создании иллюзии совершения поступка. В результате происходит перемещение ответственности за постановку цели с манипулятора на адресата. Принятая адресатом ответственность позволяет присвоить и навязанную извне цель. В результате цель оказывается «подключенной» к личностным, то есть мотивационным структурам, начинающим «работать» на эту цель. Человек оказывается в положении побуждающего самого себя на достижение цели, указанной манипулятором.
Механизмами, передающими манипулятивное воздействие к исполнительным структурам, могут стать также высшие уровни психики: жизненные смыслы и ценности. Для ориентированного на духовную эксплуатацию манипулятивного воздействия характерны: поиск смысла в качестве основного действующего агента; актуализация существующих смыслов и ценностей, имитация процесса поиска смысла в роли способов побуждения; мишенями здесь выступают собственно смыслы, а в роли автоматизмов выступают привычные для данного конкретного человека способы совладания со смысловой дезориентацией.
Следует отметить, что выделенные механизмы лишь в анализе могут существовать в виде изолированных препаратов, позволяющих рассматривать их вне связи с психическим контекстом. В действительности большинство механизмов взаимодействует между собой, тесно переплетаясь и, тем самым, усиливая эффективность манипуляции.
Следует обратить внимание
на деструктивность
Следовательно, появляется необходимость защиты от такого рода воздействий.
II. Защита от манипулятивного воздействия
2.1. Определение понятия психологическая защита
Этимология слова защита предельно ясна: создать прикрытие (щит), препятствующее поражению или нанесению ущерба телу воина [17, 84].
В толковом словаре при объяснении значения слова защита встречаются понятия угроза и граница [13, 225]. Наличие угрозы указывает на то, что необходимость в защите возникает в состоянии противоборства (конфликта, борьбы или войны) или же, в условиях присутствия разрушительного вредоносного фактора (стихии, неблагоприятных, вредных условий существования). Наличие границы, которую следует защищать, указывает на то, что в защите нуждается какая-то целостность (тело, организация, государство, строение).
Впервые о психологической защите заговорил З.Фрейд. Он определял как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом [9, 15]. Последователи Фрейда разрабатывали понятие психологической защиты – не меняя его по сути – в сторону детализации и дополнения. При наличии некоторых расхождений частного характера общий облик модели психологической защиты весьма устойчив. Первой основной чертой признается наличие тревоги как фактора, несущего угрозу и обуславливающего необходимость защиты.
Второй важный признак, выделяемый авторами, указывает на структуры, находящиеся под протекцией. Как правило, это Эго и его атрибуты: самооценка, Я-образ, Я-концепция и т.д.
Общей чертой в традиционном психоаналитическом представлении о психологической защите является их интраличностная локализация: это одна из сторон протекания внутренней борьбы, в которой Эго защищает себя от разрушения в вихре конфликтов между сознанием и бессознательным, между противоречащими устремлениями, между Оно и Супер-Эго [9, 18].
В. Ф. Басин определяет
психологическую защиту как психическую
деятельность, направленную на спонтанное
изживание последствий
Общим для всех этих определений является то, что психологическая защита всегда является частью каких-нибудь других психических феноменов: деятельности, отношений личности, компенсации. Общим также является ситуация конфликта, травмы, стресса, и цель – снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики.
Понятие «психологической защиты» Е.Л. Доценко выводит путем сужения родового понятия «защита» по следующим параметрам:
1) предмет защиты (что защищается);
2) угроза (от чего?);
3) ущерб (во избежании чего);
4) средства защиты (как?).
В соответствии с этой схемой в своей работе он определяет психологическую защиту как употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта [7, 170].
2.2. Виды психологических защит
В зависимости от защищающегося субъекта принято выделять две группы психологических защит. Во-первых, это могут быть соответственно защиты межличностные и внутриличностные, и во-вторых, защиты бывают специфическими и неспецифическими. Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоуверенность, самооценка. Каждая из этих подструктур определяет особенности внутреннего мира человека и формирует его внешнее поведение. Каждая из них имеет свои собственные устремления, которые, по меньшей мере, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Происходит естественная конкуренция между ними. Когда эта конкуренция перерастает во внутриличностную борьбу, возникает необходимость в психологических защитах, которые уберегают одни внутрипсихические образования от ущерба со стороны других. Такие психологические защиты называются внутриличностными. Вот как говорит об этом К.Роджерс: «Когда существует несогласованность, но индивид не осознаёт этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если значимое противоречие становится столь ясно, что оно должно быть сознательно воспринято, то индивид будет под угрозой и его Самость дезорганизуется этим противоречием. В этом случае с целью сохранения структуры Самости выступает в действие защита» [9, 18].
Межличностные защиты обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной. Так как люди, вступающие в общение, являются носителями несовпадающих желаний, между ними естественным образом возникают противоречия, которые вызывают стремление защищаться. Предметом межличностных защит является индивидуальная целостность, соотносимая с индивидуальной обособленностью, и направленная против силы желаний и устремлений оппонента. В зависимости от направленности выделяются специфические и неспецифические психологические защиты.
Специфические психологические защиты – это защиты, которые направлены на характер угрозы. По сути, они напоминают процесс решения проблем. Они представляют собой поисковые действия в проблемной ситуации. Такие защитные действия сориентированы на стандартный, часто повторяющийся вид угрозы. Вследствие этого, специфические психологические защиты могут превратиться в автоматические, стать привычкой. Такой вид защит обеспечивает детальный анализ характера угрозы. Результатом этого анализа будет ощущение, образ.
Неспецифические психологические защиты направлены на сам факт угрозы. Такие защиты имеют дело с характеристиками ситуации взаимодействия. Они в наибольшей степени подвержены стереотипизации и генерализации. Благодаря этому виду защит время задержки реакции сильно сокращается. Факт присутствие угрозы действует как ключевой раздражитель, который запускает один из психических автоматизмов, состоящий из базовых защитных установок (о них я буду вести речь ниже). Неспецифические защиты обеспечивают быстрый анализ силы угрозы. Результатом их работы является эмоциональная оценка.
При дальнейшем изучении предмет психологических защит становится не столь важным. Во-первых, потому, что большое количество сходств меж- и внутриличностных защит доказывает их существенную «взаимозависимость и взаимообратимость». Во-вторых, вопрос о том, где воспроизводятся психологические защиты (в межличностных отношениях или во внутреннем мире человека) отходит на второй план, когда речь заходит об используемых при этом стратегиях. Существует большое количество способов защиты, но всё же все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных установок. А именно: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование [7, 176].
Уход – увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, прерывание беседы под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными людьми.
Изгнание – увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, осуждение, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера).
Блокировка – контроль воздействия, выставление преград на его пути. Предельное выражение – полная самоизоляция посредством активизирования отдельных статусов и подсистем. Повседневное применение в виде смысловых и семантических барьеров («Я не понимаю, о чём Вы говорите»), ролевые барьеры («я на работе»).
Управление – контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение – подчинение себе другого человека. Привычные способы использования таких защит – жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения.
Замирание – контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма – оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.