Психоанализ по Зигмунду Фрейду. Основание теории, ее суть, применение на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:50, реферат

Краткое описание

Зигмунд Фрейд (1856—1939), основоположник психоанализа – нового направления в психиатрии и психологии, принадлежащего к числу базовых культурных новаций XX века. Его появление радикально изменило взгляд на мир: психоанализ Фрейда порывает с представлениями, которые принято называть классическими, с картиной строго упорядоченного, рационально организованного мира.

Содержание

Введение 3 стр.
Основание теории психоанализа 3 стр.
Теория психоанализа: 6 стр.
Определение психоанализа 6 стр.
Психоанализ – как философско-социальное учение 7 стр.
Развитие теории психоанализа 9 стр.
Значение памяти 15 стр.
Инстинкты жизни и смерти 17 стр.
Гипотезы об инфантильной сексуальности и Эдиповом комплексе 20 стр.
Применение психоанализа на практике 22 стр.
Заключение 25 стр.
Список литературы 27 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1. Психология - реферат.docx

— 184.74 Кб (Скачать документ)

Значение  памяти: сны, инстинкты.

    В психоаналитической теории память занимает центральное место, и терапевтическая функция памяти проистекает из истинностной ее ценности. Поэтому, по Фрейду, важно суметь погрузиться в память, обнаружить бессознательное в его продуктах, проанализировать сны, посмотрев на них “открытыми глазами”. Открыв, таким образом, “строгие истины”, можно разбить рамки, сковывающие бессознательное. Анализ сновидений Фрейд рассматривает как составную часть психоанализа. Сновидения выполняют защитные функции. Это «неврозы нормального человека», галлюцинаторное символическое исполнение вытесненных желаний. В природе сновидения и психоневроза много общих механизмов. Различается явное (то, что фактически галлюцинируется во сне) и скрытое содержание сна (то, что обнаруживается мыслями, приходящими в голову сновидцу, когда он думает и рассказывает о сновидении). Сновидения поставляют материал, который помогает восстановить детские воспоминания, понять невроз и личность невротика либо здорового человека.

    Акцентируя  внимание на бессознательных влечениях  человека, скрытых в глубинах человеческой психики и представляющих собой  необузданные порывы, Фрейд обратился к рассмотрению «темной» стороны человеческой души. Расшифровка символического языка бессознательного, толкование сновидений, обнаружение симптомов болезненного расщепления внутреннего мира личности – все это неизбежно привело его к признанию того скрытого «дурного» начала в человеке, которое находило свое проявление в природной сексуальности, противостоящей культурным завоеваниям человечества.

    Согласно  Фрейду, уже в сновидениях обнаруживаются антисоциальные, противоморальные желания человека, свидетельствующие о его «дурных» наклонностях. Эти желания обретают свое самовыражение в символической форме, т.к. в сновидениях цензура сознания ослаблена, контроль человека над самим собой устранен, угрызения совести отсутствуют. Раскрытие символики языка бессознательного позволяет выявить все те «неприличные» желания индивида, которые, будучи вытесненными и подавленными днем, оживают и приобретают реальную значимость ночью во время сна.

    Психоаналитическое  видение человека основывается, таким образом, на признании в нем наличия «дурного» начала. Более того, Фрейд не только говорит о «злобных» желаниях, вытесненных и сознания человека и проявляющихся во время сна, но и указывает на возможность обострения внутрипсихических конфликтов, возникающих в результате столкновения бессознательных природных влечений с нравственными предписаниями культуры. С одной стороны, имеются различного рода враждебные импульсы против ближних, поскольку «склонность к агрессии является самой существенной инстинктивной диспозицией в человеке». С другой – любое общество основывается на нравственных предписаниях и моральных требованиях, сдерживающих свободное проявление агрессивных склонностей и способствующих вытеснению его природных желаний из сознания. Именно столкновение между ними часто приводят к внутрипсихическим срывам и надломам, особенно в том случае, когда в силу своей природной конституции или личностных установок индивид оказывается не в состоянии подчиниться требованиям существующей культурной морали. Исход может быть различным: от совершения антисоциальных деяний, осуществления преступлений до «бегства в болезнь», развития неврозов.

    Психоаналитическая  теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь  с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение  активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она  может переходить из одного состояния  в другое, но количество ее остается тем же самым). Фрейд взял этот общий  принцип природы, перевел его  на язык психологических терминов и  заключил, что источником психической  энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. У каждого  человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация  человека полностью основана на энергии  возбуждения, производимого телесными  потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет  снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические  образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами, которые и направляют организм к  определенным целям. Инстинкты – "последняя  причина всякой деятельности" –  это силы, побуждающие людей к  действию. Согласно Фрейду, любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяются инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и не прямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение, - их действия служат цели уменьшения этого напряжения.

Инстинкты жизни и смерти.

    Хотя  количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование  двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. В годы войны и после нее, когда Фрейд начал развивать теорию целостной личности, он пришел к выводу, что ужасающие сновидения солдат, шокированных боем, трудно объяснить только в терминах сексуального символизма или осуществления желаний и что агрессия, как и секс, должна быть важным инстинктивным объектом для вытеснения и поэтому способна вести к неврозу. Начиная с 1920г. Фрейд вводит в свою психоаналитическую концепцию теорию инстинктов Жизни и Смерти.

    Инстинкт  Жизни или Эрос включает в себя понятие либидо и влечение к самосохранению, то есть силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. "хотеть" или "желать"), или энергия либидо - термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. Согласно Фрейду, существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон, ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.

    Инстинкт  Смерти или Танатос совершенно отделен от либидо и фактически представляет внутреннюю деструктивность и агрессию, направленную в первую очередь против себя. В то время как инстинкт Жизни является созидательным, инстинкт Смерти – это та сила, работа которой постоянно направлена к смерти и, в конечном счете, на возвращение к первоначальному неорганическому состоянию полной свободы от напряжения или усилия. Навязчивое повторение, проявляющееся в боевых снах солдат в форме повторяющихся сновидений об определенных травматических инцидентах, было признано связанным с тенденцией инстинкта смерти возвращаться к более ранним состояниям. Поскольку направленная вовнутрь агрессия, независимо от ее источника, представляет опасность для индивида, возникает постоянная необходимость бороться с ней таким образом, чтобы сделать ее менее деструктивной по отношению к нему, что может быть сделано одним или двумя способами: посредством ее эротизации, то есть посредством соединения ее с либидо, вследствие чего она может принять форму садизма или мазохизма (сексуальных перверзий, в которых соединены секс и агрессия), или же посредством направления ее вовне и превращения в агрессию против других. Кроме того некоторая агрессия участвует в поддержке диктата строгой совести – Сверх-Я. На основе этой теории Фрейд предполагает, что война может быть понята как попытка психологического самосохранения нации, так как если бы последняя не направила свою агрессию вовне, то, в конце концов, разрушила бы себя внутренней враждой. Суицид, в свою очередь, является следствием провала при попытке сохранить себя подобными средствами, и многие меньшие формы нанесения себе вреда типа пагубных привычек и неудач до более драматичных – преступлений, совершаемых с намерением быть разоблаченным, могут быть приписаны направленному внутрь инстинкту смерти.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: а) источник, b) цель, c) объект и d) стимул.

  1. Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал.
  2. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).
  3. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивиды способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.

Практически любой  поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:

    1. привязки, или направления энергии на объект (катексис)
    2. препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (анти-катексис).

    Примером  катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.

  1. Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.

    Ключом  к пониманию динамики энергии  инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной  активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене  поведенческой активности. Смещенная  активность имеет место тогда, когда  по каким-то причинам выбор нужного  объекта для удовлетворения инстинкта  невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

Гипотезы  об инфантильной сексуальности  и Эдиповом комплексе.

    По  мнению Фрейда, страхи являются выражением желаний, т.е сознательный страх – это часто выражение бессознательной потребности - отсюда формулировка двух гипотез, включенных в психоаналитическую теорию: гипотеза об инфантильной сексуальности и Эдиповом комплексе.

    В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд описал онтогенез сексуальных  влечений (либидо, как указывалось ранее). Они возникают с момента рождения и сопутствуют человеку всю жизнь. Половое влечение вначале не отделено от инстинкта самосохранения. Однако в отличие от последнего оно обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации.

    Первая  фаза «оральной сексуальности»: младенец переживает явное наслаждение не только при сосании груди, но и замещающих ее вещей (пальцы и т. п.). В дальнейшем либидо локализуется в различных телесных зонах и сладострастное ощущение связывается с деятельностью прямой кишки – фаза «анальной сексуальности», функцией мочеиспускания – фаза «уретальной сексуальности». Новорожденный — существо нарцисстическое, аутоэротическое, любит самого себя и наслаждается своим собственным телом. Контакт с окружением (прежде всего с матерью) ведет к распространению либидозных стремлений на лиц, окружающих его; он становится гетероэротичным. В «фаллическом» периоде (4—5 лет) детская сексуальность достигает вершины, и объектом либидо становится родитель противоположного пола: мальчик влюбляется в мать, девочка в отца (мальчик переживает Эдипов комплекс, девочка — комплекс Электры). Родитель того же пола становится конкурентом. Это ведет к возникновению внутридушевного конфликта, так как ребенок любит обоих родителей. В этой фазе, по мнению Фрейда, мальчик переживает кастрационный комплекс, девочка — представление, что она уже была так наказана. Выходом из этих конфликтов-комплексов является отождествление себя с конкурирующим (возненавиденным) и в то же время любимым родителем. Таким путем формируется основа морали — «Сверх-Я» и возможность активного подавления сексуальных влечений.

    Далее в развитии сексуальности наступает  период «латенции» в течение которого сексуальность становится фактически бездействующей и остается таковой вплоть до периода половой зрелости. В пубертатном периоде в связи со сложными нейроэндокринными изменениями в организме сексуальность вновь оживает. Юноша (девушка) разрешает свой конфликт, направляя половое влечение на дозволенные — внешние объекты. Наступают период зрелости и нормальная половая жизнь.

    Во  фрейдовской теории считается, что легкость или сложность, пережитая ребенком при прохождении указанных догенитальных фаз, имеет фундаментальное влияние на его позднейшие (уже в качестве взрослого) отношения к основным формам поведения. Конфликты или трудности, пережитые на той или иной стадии, могут привести к фиксации либидо на данном пункте, а позднейшие неприятности вызывают регрессию к нему. Младенец испытывает наслаждение в так называемых эрогенных зонах в связи с процессами кормления и испражнения, в результате чрезмерной стимуляции или фрустрации (или за счет повышенной чувствительности), за счет чего эрогенные зоны сохраняют характер либидо и в последующие годы, когда при нормальном развитии главная роль должна перейти к генитальной зоне. Эта задержка, фиксация на прегенитальном уровне ведет к сублимациям и комплексам реакций, которые и входят в структуру личности, становясь составными частями характера. Например, человек может ожидать всех благ от других людей, а не от собственных усилий, потому что им руководит подсознательное желание, чтобы его кормили, сублимируемое в желание получать помощь, знания и т.д.

Применение  психоанализа

В медицине.

    Самая, казалось бы, рядовая медицинская  практика характеризуется порой  даже сильно выраженными переносами. Пациенты имеют подчас склонность воспринимать врача чересчур наивно, относиться к нему чуть ли не как к члену  семьи. Нередко врач становится единственным близким человеком пациента, и  тогда пациенты втягивают терапевта  в стереотипные отношения, которые безусловно повлекут за собой определенную ответную реакцию последнего, с тем лишь отличием от психоаналитической ситуации, что аналитик эту реакцию осознает. Бессознательной целью многих заболеваний оказывается желание избежать эмоционального одиночества и привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. Цели этой больной достигает редко, поскольку в подавляющем большинстве случаев врач реагирует на "привязанность" пациента все увеличивающимся количеством рецептов и направлений к другим специалистам. Случается и так, что от пациентов просто отказываются.

Информация о работе Психоанализ по Зигмунду Фрейду. Основание теории, ее суть, применение на практике