Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 23:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение проблемы возраста человека.
Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить проблему периодизации возрастного развития человека.
Исследовать старость как один из самых проблемных возрастов.
Объект исследования – развитие человека.
Введение 2
1 Проблема периодизации возрастного развития человека 5
1.1 Подходы к периодизации возрастного развития человека 5
1.2 Возрастные циклы развития человека 12
2 Проблема старости как возраста 29
2.1 Основные понятия и виды старости 29
2.2 Средняя продолжительность жизни и проблемы старения 34
Заключение 44
Библиографический список 47
Приспособления к жизненным условиям легче происходит у молодых (в ранней и средней зрелости) по сравнению с пожилыми людьми, которые, несмотря на имеющийся у них жизненный опыт, испытывают затруднения в переключении выработанного способа деятельности на новый, в приспособлении к новому в жизни в связи с изменившимися условиями. Мешают этому снижение пластичности нервной системы, стереотипность мышления и поведения.
Одной из важных социальных проблем является сохранность трудоспособности человека, основу которой составляют индивидуальные и возрастные особенности его развития. Возрастные периоды отличаются закономерностями психофизиологического, интеллектуального и личностного развития человека. Как показали геронтологи, разные составляющие процесса развития человека от рождения до старости проявляются с разной степенью интенсивности.
Одни функции начинают стареть в раннем возрасте, другие достигают совершенства, о чем свидетельствуют оптимальные точки подъема уровня развития, в зрелости, третьи даже в старости сохраняют стабильность. В таком неравномерном развитии функций лежат внутренние противоречия в гуморальных, кортико- висцеральных, кортико-ретикулярных, кортикальных системах. Как показали исследования экспериментальной акмеологии неравномерность (гетерохронность) развития психофизиологических, психических процессов и интеллекта наблюдается во всех возрастных периодах жизни человека. В разных возрастных периодах возможности интеллектуального и личностного развития человека будут разными, а, следовательно, в соответствии с их ресурсами приобретение трудоспособности и его долголетие будут изменяться на всем протяжении жизни человека. Физическое долголетие зависит не только от состояния здоровья человека, но и от реализуемых в жизни возможностей интеллекта, духовных запросов, возникающих в процессе воспитания и образования. «... физическое долголетие есть интегральный результат многих обстоятельств жизни, форм воспитания и видов деятельности самого человека, но в этом интегральном эффекте воспитанность интеллекта и способность к постоянному самообразованию занимают центральное место» [3. c. 21].
Показателем сохранности трудоспособности и долголетия являются оптимумы продуктивности учебной и трудовой деятельности, которые располагаются в сензитивных возрастных периодах жизни человека. Лица, относящиеся к сензитивным периодам жизни, отличаются высокой восприимчивостью к различным средствам воздействия, включая педагогические. У взрослых такими сензитивньши периодами являются ранняя зрелость (18-25 лет) и первый период средней зрелости (26-35 лет). Оптимумы продуктивности в общем образовании располагаются в периоде ранней зрелости, чему соответствуют высокие показатели психофизиологического и интеллектуального развития в эти годы жизни. Для ранней зрелости характерны высокие показатели мнемических и мыслительных функций, гибкость и подвижность в решении задач.
Потенциал обучаемости в ранней зрелости наиболее высокий. В этот период происходит наряду с получением общего образования приобретение профессии и самоопределение в ней. Однако оптимумы продуктивности профессиональной деятельности располагаются в возрастах средней зрелости (26-40 лет), когда человек совершенствуется в избранной профессии, овладевая мастерством. Таким образом, социальная проблема приобретает значение в поисках резервов и ресурсов интеллектуального и личностного развития человека, способного к длительной трудоспособности и долголетию.
Говоря о социальных факторах долголетия, современные геронтологи совершенно справедливо выделяют как один из важных среди них образование взрослых, обеспечивающее продолжительность трудоспособности и жизненной активности человека. Можно предположить, что существует прямая зависимость между обучаемостью и трудоспособностью»... трудоспособность можно определить через характеристики обучаемости и одаренности, а не только прямыми испытаниями функций, адаптированных к профессиональным видам труда». [4. c. 12]
Как общее, так и специальное образование, а также умственный труд, в процессе которого происходит не только усвоение знаний, но и умственное развитие человека, сказываются на его жизнеспособности и сохранности трудоспособности.
Процессу старения психофизиологических функции противодействуют факторы трудовой и умственной деятельности. Сохранность трудоспособности в пожилом возрасте, о чем свидетельствуют исследования психологов, изучавших творческую деятельность ученых, писателей, художников в старости, зависит от социальных условий, образования и умственного труда. Пожилые люди, продолжающие активно участвовать в трудовой деятельности, отличаются сохранностью трудоспособности по сравнению с теми молодыми, которые относятся к труду как к повинности.
На обучаемость и трудоспособность человека влияют его физическое и психическое здоровье, в связи с чем возрастает роль медицины с ее разделами: педиатрия, подростковая медицина, гериатрия. Профилактика и предупреждение заболеваний, восстановление трудоспособности - все это важно в любом возрасте человека. Здоровье подрастающего поколения является залогом здоровья трудоспособного населения, в чем имеет значение не только медицина с ее разделами, но и ее связь с физиологией, биохимией.
Одной из главных задач социальных наук и медицины являются поиски факторов, поддерживающих сохранность трудоспособности человека на всех этапах его жизненного пути. Как уже отмечалось, образование и умственный труд, положительно сказывающиеся на развитии умственных и профессиональных способностей взрослых людей, являются важным психогигиеническим фактором не только сохранности трудоспособности, но и источником самопознания и самореализации личности, ее потенциальных возможностей. Достижение мастерства в том или ином виде профессиональной деятельности связано с накоплением приобретаемых знаний и умений, а также с развитием способностей в процессе деятельности.
Итак, востребованность человеческих ресурсов в учебной и трудовой деятельности не может быть ограничена только возрастами ранней и средней зрелости, ибо потенциальные возможности трудоспособности располагаются и на периодах позднего онтогенеза. Это одна из социальных проблем, которая в решении задач трудоустройства требует учета научных данных психического развития взрослых в разные периоды их жизни.
Относительная доля и абсолютное число престарелых граждан мирового сообщества стремительно растет, а проблемы старения и старости становятся глобальными. При этом старение понимается как процесс, а старость как его результат. Процесс старения характерен как для индивида в его переходе из средней в старшую возрастную когорту, так и для общества в целом (его демографической, социальной и политической структур). Старость есть заключительный период в развитии любого организма, для человека это генетически заданное обретение определенного личного социального статуса. Старение, как любой процесс, насчитывает несколько этапов. (О старении общества несколько позже подробные соображения.)
Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей. Мы полагаем, что старение имеет конкретно-исторический характер и не может быть общемирового стандарта, периодизация должна коррелироваться со средней продолжительностью жизни в определенной стране. Соглашаясь с самим принципом трехэтапного деления, мы полагаем, что в нашей стране, учитывая пониженные показатели средней продолжительности, должны быть понижены и верхние значения каждого из этапов. По данным Отдела народонаселения и Статистического бюро ООН и национальных статистических органов среднея продолжительность жизни в Европе (1997 г.) для мужчин составляла - 71 год, для женщин - 79 лет, в мире соответственно 64 и 68, в России - 58 и 72. По нашим расчетам для России приемлема следующая градация: пожилые люди (60-69 лет), старые (70-84 года), долгожители (85 лет и старше). Причем, по нашему мнению, нет оснований для деления этих границ по половому признаку. Установившаяся в нашей стране традиция в статистических сборниках, отнесение женщин старше 55 лет к когорте пожилых, кроме юридических оснований (назначение пенсии), других аргументов не имеет. Нижняя возрастная граница старости (60 лет) постоянно отодвигается вверх под влиянием социально-экономических, научно-практических и культурологических факторов [10. c. 125].
Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет. Физиологической - состояние здоровья, совокупность соматических отклонении организма. Психологическая определяется самоощущением человека своего места в возрастной структуре.
Социальная старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости, однако, она нечто большее, чем простая совокупность разных видов старости: суммы прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний. Все виды старости взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга.
Демографы как и физиологи признают, что старость - это длительный период жизни, что для понимания тех изменений, которые претерпевает человек в этом возрасте, необходимо более дробное членение периода с выделением субпериодов.
Говоря о социальной старости, отмечают, что она сообразуется с возрастом всего общества. Специфика сегодняшнего общества - весомое представительство социально-демографической группы пожилых людей в возрастной структуре. Социальный возраст коррелируется средней продолжительностью жизни в определенной стране. В Замбии или Мали, где средняя продолжительность жизни 43-44 года, старики значительно «моложе», чем в Японии или США, странах с высокой продолжительностью жизни. Есть здесь и этнический аспект, особенно заметный у народов с традиционно высокой продолжительностью жизни. Старение, в большей степени социальный, чем биологический процесс, отличный для разных эпох и культур, для представителей различных социальных слоев, групп и этносов.
Чем выше уровень старения населения в целом, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости. Наступление социальной старости регулируется, однако, не только демографическим старением населения, но и длинным рядом других социальных определителей, в числе которых условия труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, уровень здравоохранения и социального обеспечения, культуры и образования, экологической безопасности и развития общественного производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей, уровень комфорта и благоприятный климат. Сюда же относится ряд чисто субъективных моментов: наличие или отсутствие вредных привычек, хронических заболеваний, травм, положительной наследственности.
Социальная старость есть определенный период социальной жизни. Если физиологическая жизнь имеет две четкие даты: рождение и смерть, то для социальной жизни нет фиксируемых начала и окончания. Социальная жизнь начинается со времени становления человека личностью, то есть ответственным и сознательным субъектом (деятелем) социальной жизни, а её окончание связывается с утратой этих качеств. Окончание социальной жизни может совпадать, а может и не совпадать с физиологической смертью (закончиться раньше).
И сама социальная старость не совпадает с физиологической: одни индивиды, несмотря на физическую слабость или даже немощность, остаются личностями и ведут активную социальную жизнь, другие - еще до утраты физических сил утрачивают личностную характеристику и практически ведут физиобиологический образ жизни.
Между временем начала жизни и наступлением календарной старости существует прямая зависимость, что характерно и для высшего вида жизни - социальной жизни. Высокоразвитое производство предполагает постоянное повышение образовательного уровня населения и, следовательно, более позднее вступление в самостоятельную жизнь, отсроченное временем получения необходимого образования. Но и время наступления социальной старости вместе с этим отодвигается по сравнению с прошлым веком, тургеневским и гоголевским старикам обычно было по пятьдесят лет.
Для XX века, особенно для его второй половины, характерен колоссальный демографический рост. Если за три предыдущих века население планеты увеличилось лишь втрое, то в нынешнем произошел его почти четырехкратный рост. Нарастание скорости роста численности населения характерно для всех возрастных групп, но наибольшие темпы характерны для старших возрастных групп. Прогнозируется, что к 2010 году численность людей старше 65 лет вырастет во всем мире, во всех его частях, в развитых и развивающихся странах, их доля составит 7%. Но прирост этот не равномерен, в европейских странах он идет раз в десять быстрее, чем в африканских. В XXI веке эта тенденция будет нарастать и Европа оправдает название -»старушка», во всех смыслах. [15. c. 42]
По данным ООН, в 1950 году в мире было 214 млн. людей старше 60 лет; по прогнозам к 2025 году 1100 млн. Численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это же время увеличится лишь в три раза.
Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный, причем половина из них престарелые люди. В Центральной России и на Северном Кавказе такая ситуация уже сложилась.
Различают три вида возрастных структур: «прогрессивную», где численность детей намного превосходит численность стариков, для нее характерен быстрый рост населения; «стационарную», с неизменным естественным приростом и примерным равновесием младших и старших групп; «регрессивную», отличающуюся большой долей пожилых людей и суженным или убывающим ростом населения.
Можно утверждать, что происходят кардинальные изменения в глобальной возрастной структуре. Аналогичные процессы характерны и для российской демографической структуры, наблюдается тенденция перехода от «стационарной» к «регрессивной» возрастной структуре, вместе с этим естественны и неминуемы пертурбации в социальной структуре; видоизменяются социальные институты (политические, экономические, науки, образования). Так, например, семья из многодетной, «с детьми всех возрастов считая», превратилась в малодетную.
Существуют различные шкалы для определения «возраста общества», они построены на определении удельного веса старшей возрастной группы в общей численности населения. Нижняя граница этой группы обозначается в одних шкалах 60 лет, в других -65, а демографическая старость общества варьируется от 4 до 12%. Наиболее объективной и реальной считают градацию, предложенную французской исследовательницей Ж.Боже-Гаранье и усовершенствованную Э.Россетом [11. c. 98]. В ней к пожилым людям от несены все, кому 60 лет и старше. В старости различаются: первое преддверие - от 8 до 10%, собственно преддверие от 10 до 12%, а все, что выше - старость. Однако, и эта ступень имеет несколько уровней, с ростом в 2 процента: начальный, средний, высокий и очень высокий. Общество, в котором доля пожилых людей превышает 18% называют - «очень старым».