Проблема образа и действия в научном творчестве Ошанина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:50, творческая работа

Краткое описание

В 1997 году исполнилось девяносто лет со дня рождения Дмитрия Александровича Ошанина - одного из основоположников инженерной психологии и технической эстетики в нашей стране, автора концепции оперативности психического отражения. Им исследован феномен и специфические свойства оперативных образов, создана теория предметных действий, описаны психологические механизмы преобразования образа объекта в целесообразное воздействие на объект, разработаны оригинальные представления о структуре и функциях концептуальных моделей. Судьба Д.А. Ошанина необыкновенна, а его идеи по многим причинам еще только осознаются психологическим сообществом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

МОРОСАНОВА Проблема образа и действия в научном творчестве Ошанина.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Д.А. Ошанин писал о том, что в самом общем виде утверждение о зависимости содержания образа от его назначения в действии может показаться тривиальным. И в то же время он подчеркивал, что для постановки конкретных практических вопросов самого этого утверждения недостаточно: нужно подробное исследование данной зависимости, точный учет характеристик оперативного отражения. Игнорирование необходимости такого учета при решении, в частности, инженерно-психологических задач может привести к нежелательным последствиям, например, к снижению надежности действий оператора, нервно-психическим перегрузкам.

Если сам феномен оперативного образа был открыт при решении практических задач, то исследование свойств оперативных образов - это многолетние систематические лабораторные эксперименты под руководством Ошанина. Он был блестящим, тонким, изобретательным экспериментатором. В те годы, когда технические возможности были крайне ограничены, в его лаборатории создавались сложнейшие по тем временам экспериментальные установки, проводились трудоемкие эксперименты. Моделирующий эксперимент был для него одним из основных методов экспериментального исследования. Он видел задачу в том, чтобы создать достаточно элементарные лабораторные объекты (восприятие которых можно было контролировать в эксперименте), но в то же время моделирующие существенные особенности разных видов управляемых объектов. Остается только сожалеть, что в наши дни, когда технические возможности совсем иные, уже почти утеряна столь ценная экспериментальная традиция. Существование феномена оперативного образа было экспериментально доказано Ошаниным при исследовании восприятия простых тахистоскопически предъявляемых точечных объектов. По мере развития проблематики он смело ставил и решал задачи моделирования сложных объектов для исследования оперативности образов с ведущей структурой различной модальности (в том числе, слуховой и габтической). Особое значение он придавал исследованию оперативности образов динамических объектов, моделирующих смену состояний телеуправляемых объектов и характеризующихся определенным набором периодически сменяющихся пространственно-временных структур.

Концепция оперативности Ошанина - это теоретическое обобщение, как практического опыта, так и большой экспериментальной работы. Экспериментальные исследования Ошанина и его сотрудников (А.И. Миракяна, А.М. Зальцмана, В.И. Козлова, Н.Л. Мориной, В.И. Моросановой, В.И. Пановой и др.) позволили выявить и изучить сам феномен и некоторые специфические свойства оперативных образов, среди которых различаются следующие.

Специфические свойства. Оперативный образ прагматичен. Он складывается в процессе решения конкретной задачи (или конкретной группы задач).

Оперативный образ адекватен задаче действия. Обслуживая решение некоторой задачи, он ей соответствует наилучшим образом и в этом смысле эффективен. Он обеспечивает решение задачи или способствует ее решению, как в благоприятных условиях, так и в условиях более жестких - при возникновении возможных трудностей, помех и т.п., и в этом смысле наиболее надежен.

Из "пригнанности" оперативного образа к задачам действия следует его специфичность: он содержит ту информацию, которая необходима для определенных задач действия и, следовательно, пригоден для решения только этих задач.

Оперативный образ "лаконичен". Он "отвлечен" от целого ряда особенностей объекта, в том числе и весьма существенных, но таких, которые в данном случае не могут быть использованы исполнителем для решения стоящих перед ним задач.

С "лаконичностью" оперативного образа тесно увязана его функциональная деформация - свойство оперативных образов, связанное с субъективностью отражения, нарушением беспристрастности и нейтральности отражения объекта в образе через акценты в нем характеристик объекта, особенно значимых для субъекта в условиях конкретного действия, и, наоборот, через свернутость или меньшую осознанность отражения в нем мало информативных для субъекта в данной ситуации объектных свойств. Особенно важно, подчеркивал Ошанин, что функциональная деформация не исключает правильного отражения метрических и прочих действительных характеристик объекта. Отсюда частая двойственность и внутренняя противоречивость оперативного образа: с одной стороны, отношения между отдельными свойствами объекта отражены в нем "зеркально", а с другой, - они в соответствии с их функциональной значимостью искажены - Внутренняя противоречивость образа становится, по мнению Ошанина, источником активности субъекта деятельности: именно она, очевидно, стимулирует действие на снятие противоречия и приведения образа в соответствие с самим собой.

Результаты проведенных Ошаниным и под его руководством исследований оперативных образов опубликованы в целом ряде работ, как в СССР, так и за рубежом (в Болгарии, ГДР, КНР, Польше, Румынии, Франции и др.).

Умер Дмитрий Александрович 28 ноября 1978 года вдали от Родины во время операции на сердце. Умер в расцвете творческих сил и возможностей, находясь в Париже, где он читал лекции. С марта по июнь 1978 года им были проведены семинары на тему "Оперативные образы и их роль в регулировании трудовой деятельности ". В 1981 году, через три года после его кончины, в Сорбонне состоялся семинар по оперативному образу, специально посвященный ему; в Париже был издан сборник со статьями Дмитрия Александровича, его учеников и сотрудников.

Основная причина недостаточной известности работ Ошанина в нашей стране та, что главный его труд - рукопись докторской диссертации, в которой наиболее полно изложена концепция оперативности психического отражения, - до сих пор не издан. На судьбу научного наследия повлияла человеческая судьба эмигранта и невозвращенца", отношение к которому официальных властей в прежние времена было настороженным.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ ОПЕРАТИВНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ

Ошанин остался в сознании большинства психологов автором понятия и исследователем феномена оперативного образа в связи с прикладными проблемами инженерной психологии. Но его исследования в дальнейшем приобрели общепсихологический теоретико-системный характер. Им разработана концепция оперативности психического отражения, изложенная в полном объеме в докторской диссертации "Предметное действие и оперативный образ" (он защитил ее в 1973 г.). По своей фундаментальности понятие оперативности психического отражения по праву должно входить в систему основных понятий психологии. Перечислим узловые идеи этой концепции.

Ошанин разработал оригинальную теорию действий. Он хорошо понимал глобальность проблемы психологической регуляции деятельности и четко ограничил ее в своих исследованиях разработкой понятия предметных действий, т.е. действий, дающих непосредственный практический (внешний) результат.

Действия этого рода он рассматривал с различных сторон. Во-первых, как процесс целесообразного преобразования объекта. Объект он понимал достаточно широко: как предмет (вещь), процесс, любое явление внешнего мира, на которое субъект воздействует физически, и которое в результате этого воздействия целесообразно изменяется. Он писал: "Как объекты предметного действия, в равной мере должны рассматриваться мраморная глыба, из которой скульптор вырубает свое произведение, детали, которые рабочие сборочного цеха объединяют в готовое изделие, любой регулируемый оператором технологический процесс, любая динамическая система - пилотируемый летчиком самолет, теплоэлектростанция, предприятие химической промышленности и т.п."

Во-вторых, предметное действие Ошанин рассматривал, как информационный процесс. На входе этого процесса - информация о текущем состоянии объекта, на выходе - целесообразное преобразующее воздействие субъекта действия на объект.

Эта теория создавалась в период всеобщего увлечения информационным подходом к анализу деятельности, и созданная Ошаниным блок-схема предметного действия признавалась одной из самых совершенных. Но для Ошанина сухие информационные схемы были не целью, а средством исследования живой образной ткани, исследования психологических механизмов образа объекта в воздействие на объект, т.е. действие он рассматривал в первую очередь как психологическое явление.

Он писал о том, что "важнейшей особенностью предметных действий человека является то, что преобразование входной информации об объекте в целесообразное воздействие на объект в них совершается в форме психического отражения".

Понятие "психического образа" является центральным для концепции Ошанина. Он имел свой оригинальный взгляд на проблему образа.

Образ, в его понимании, это любое отражение объекта как системы. Соответственно, изучение образа - это исследование его структуры как отраженной структуры объекта; анализ структур образа относительно структуры объекта; исследование соотношения двух структур: отражаемой в образе структуры объекта и структуры образа, отражающего объект.

Информация об объекте структурирована в образе иерархически и расположена на разных уровнях наглядности, конкретности и осознанности, а между различными уровнями существуют стойкие функциональные и структурные взаимозависимости. Им проводится различение актуализированного содержания образа, данного в непосредственном переживании и являющегося некоторой выборкой из потенциального содержания, информационного задела. Он использовал понятие ведущей структуры, т.е. той, которая актуализируется легче и чаще остальных. В качестве ведущей чаще всего выступает сенсорная структура объекта. Благодаря ведущей структуре отражение в образе остается крайне экономичным.

Ошанин критически относился к психологическим определениям образа, в которых понятие наглядности и чувственности являются критериями выделения таких форм отражения, как ощущение, восприятие, представление и понятие. Он считал такой подход атомистическим, несоответствующим реально работающим в регуляции действий образам. Более конструктивным, отвечающим двум основным функциям отражения - познавательной и регулирующей, - он считал выделение оперативных и когнитивных образов, которые относительно дифференцируются лишь в связи с решением субъектом стоящих задач.

Оперативные образы обслуживают конкретные задачи действия, в них системно отражена информация об объекте, необходимая для действия, или, как говорил Ошанин, оперативная структура объекта. В когнитивных образах вся потенциальная информация об объекте организована в структуры, типичные для понятийного отражения,

Такая трактовка проблемы образа вызвала оживленную дискуссию при защите Ошаниным докторской диссертации. Принципиальное для него положение о том, что образ формируется и структурирован, в первую очередь, в связи с объективным субъективным предназначением его в системе психической регуляции, находит наши дни все больше сторонников.

Ошанин обосновал теоретико-психологическое и гносеологическое значение понятия оперативности психического отражения. Оперативность в его понимании - это общее свойство отражения человеком действительности, необходимое для эффективного регулирования им своих действий и имеющее глубокие корни в фило-, антропо- и онтогенезе. В его работах на основе анализа и обобщения данных психологических, этнологических и антропологических литературных источников показано, что именно в генетическом плане регуляторная и познавательная функции образов различим легче всего.

Ошанин писал о том, что долгое время особенностью образного отражения оставалась его привязанность к действию: образ обслуживал систему "одна задача - один объект - одна реакция на объект". Усложнение и рост динамичности среды привели к стремительному развитию психического отражения в сторону его большей полноты путем отражения не только актуально, но и потенциально значимых свойств объектов. Так постепенно образ превратился в психическое образование двойного назначения: оставаясь регулятором действия, он в то же время стал инструментом объективного познания мира. Параллельно с развитием теоретической деятельности шло накопление моторного опыта. Потенциально связанный с обширным набором поведенческих реакций, образ оказался относительно независимым от каждой из них. Развивавшаяся таким путем избыточность образа свидетельствует о его возросших возможностях как регулятора действия и в то же время лишает образ непосредственной действенности, отличавшей более ранние уровни развития психики: объект псе больше отражается в образе как возможный объект действия, обладающий потенциально полезными свойствами. По своей информационной емкости образ стал во много раз превосходить потребность конкретного действия, требующего для своего осуществления, как правило, информации лишь ограниченного объема. В связи с этим возникла необходимость оперировать информационными образными структурами для выделения тех, которые адекватны конкретной задаче выполняемого действия. Так, оперативность психического отражения, т.е. гибкая переключаемость с отражения одних свойств объекта на другие его свойства в зависимости от характера и задач действия, стала одной из фундаментальных особенностей отражения человеком действительности.

Ошанин разработал представления о психологической функциональной системе предметного действия. На начальном этане изучения процесса переработки информации в предметных действиях он представлял себе оперативный образ как относительно простую динамическую модель, осуществляющую данный процесс. Но по мере исследования выяснилась многозвенность процесса и соответственно чрезвычайная сложность промежуточного психологического звена, участие в его работе значительного числа различных оперативных образов. Стало ясно, что речь должна идти о системе оперативных образов, каждый из которых выполняет определенную функцию при преобразовании информации о текущих состояниях объекта в целесообразные воздействия на объект. Эта система была названа Ошаниным психологической функциональной системой предметного действия. Образная регуляция в этой системе описывается как процесс конфронтации соотносимых образов, содержащих информацию о текущем состоянии регулируемого объекта или явления с соотносящимися образами - образцами, играющими роль своеобразных фильтров, проходя через которые отбирается и целесообразно организуется информация, необходимая для требуемого воздействия.

Информация о работе Проблема образа и действия в научном творчестве Ошанина