Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности.
Развитие - закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующегося как необратимое и направленное.
Под развитием в общем виде обычно подразумевают необратимое качественное изменение. Данные конкретных наук свидетельствует о том, что существует 3 главных типа такого изменения.
1. Переход объекта из качественного состояния в другое качественное состояние той же степени сложности (так называемое одноплоское развитие);
2. Переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние, меньшей степени сложности (регрессивное развитие);

Прикрепленные файлы: 1 файл

периодизация психического развития (вопрос).doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

 Последний, высший  период интеллектуального развития  — период формальных операций. Подросток освобождается от конкретной  привязанности к объектам, данным  в поле восприятия, и приобретает  возможность мыслить так же, как взрослый человек. Он рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным. Эгоцентризм детского мышления. Жан Пиаже прожил большую плодотворную жизнь в науке — он интенсивно работал в течение 60 лет. Естественно, что его психологические взгляды менялись на протяжении этого времени, развивалась теория. В начале своей научной деятельности, в 20-е годы Ж. Пиаже рассматривал развитие интеллекта ребенка как смену стадий аутизма, эгоцентризма и социализации. Л.С. Выготским дан подробный анализ этой схемы и самого понятия эгоцентризма.

 Аутистинеская мысль  подсознательна, она не приспосабливает  ребенка к окружающей его внешней  действительности, а сама создает  воображаемую действительность: это миражное мышление, грезы наяву. Аутистическая мысль стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания; проявляется в образах, а не в речи; индивидуальна, ее трудно передать другим.

 Социализированная,  направленная мысль, наоборот, сознательна, преследует ясные цели, приспосабливает ребенка к действительности, выражается в речи и заключает в себе истину или заблуждение. Эгоцентрическая мысль - главная из промежуточных форм между логикой аутизма и логикой разума. Поэтому в ней есть черты аутизма, в частности направленность на удовлетворение желаний ребенка. Корни эгоцентризма — в асоциальности ребенка, продолжающейся до 7—8 лет, в эгоцентрическом характере его практической деятельности.

 Ж. Пиаже судит  об эгоцентрическом мышлении ребенка по его эгоцентрической речи. Эта речь не имеет функции общения. Когда два маленьких ребенка что-то обсуждают, каждый из них говорит о своем и о себе главным образом потому, что не может встать на точку зрения собеседника. В результате получается не диалог, а «коллективный монолог». Вообще эгоцентрическая речь монологична. Ребенок, ни к кому не обращаясь, говорит сам с собой так, как если бы он думал вслух. Эгоцентрическая речь сопровождает деятельность и переживания ребенка, это как бы побочный продукт детской активности; если бы ее не было, ничего не изменилось бы в действиях ребенка. Она постепенно исчезает, отмирает на пороге школьного возраста.

 Л.С. Выготский,  заинтересовавшись фактами детского  развития, выявленными Ж. Пиаже,  их объяснял по-другому. Но прежде всего он проводит исследование эгоцентрической речи. В его эксперименте ребенок сталкивается с затруднением в своей деятельности, например, рисуя, он в какой-то момент не находит нужный цветной карандаш. При появлении трудностей эгоцентрических высказываний становится вдвое больше. О чем же говорит ребенок? «Где карандаш? — спрашивает сам себя дошкольник. — Теперь мне нужен синий карандаш. Ничего, я вместо этого нарисую красным и смочу водой, это потемнеет и будет как синее». Уже из одного этого примера видно, что в эгоцентрической речи ребенок пытается осмыслить ситуацию, поставить проблему, наметить выход из затруднения, спланировать ближайшие действия. В такой же ситуации школьник не произносил ничего вслух, он всматривался и обдумывал положение; на этапе затруднения у него включалась внутренняя речь.

 Как считает Л.С.  Выготский, эгоцентрическая речь  имеет две функции: с одной  стороны, она сопровождает детскую  активность, с другой — служит  средством мышления, образования  плана решения задачи. Когда эгоцентрическая речь отмирает на границе дошкольного и школьного возрастов, она не исчезает совсем, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентрическая речь, таким образом, необязательно является выражением эгоцентрического мышления. Выполняя функции планирования действий, она сближается с логикой реалистического, социализированного мышления, а не логикой грезы и мечты. Что касается аутистического, «миражного» мышления, то оно не может быть первичной ступенью, над которой надстраиваются все остальные. Мышление как новая психическая функция появляется для лучшего приспособления к действительности, а не для самоудовлетворения. Аутистическое мышление — позднее образование, благодатная почва для упражнения достаточно развитых мыслительных способностей. Грезы наяву, игра воображения появляются только в дошкольном возрасте.

 По Ж. Пиаже, развитие  детского мышления идет от  аутизма — через эгоцентрические  речь и мышление — к социализированной  речи и логическому мышлению. По Л.С. Выготскому, от исходно социальной речи ребенка развитие идет через эгоцентрическую речь к внутренней речи и мышлению (в том числе аутистическому).

 Феномены Пиаже.  Как показано выше, у детей  дошкольного возраста нет представления  о сохранении количества вещества. Оно спонтанно появляется после 7—8 лет. В связи с этим возникает вопрос: можно ли сформировать это представление у дошкольников, т.е. «снять» у них феномены Пиаже? Могут ли дети на данном возрастном этапе логично мыслить и при каких обстоятельствах?

 Дж. Брунер изменил  ход одного из экспериментов Ж. Пиаже. Детям предлагалась задача со стаканами воды. Сначала они сравнивали количество воды в двух сосудах и устанавливали, что оно одинаково. Затем сосуды закрывали ширмой и детей спрашивали, изменится ли количество воды, если ее из одного стакана перелить в другой, более широкий. Большинство детей 4—5 лет говорили, что воды останется столько же. На третьем этапе эксперимента за ширмой переливали воду из одного стакана и убирали ширму. Теперь дети видели, что в новом широком стакане уровень воды ниже, чем во втором, и большинство детей уже считали, что в нем стало меньше жидкости.

 Дж. Брунер показал,  что, не имея наглядной картины,  в чисто теоретическом плане  дошкольники знают — от переливания  количество воды не меняется. Но каждое свойство вещи для ребенка является ее характеристикой в целом, и уровень жидкости, который они видят, становится показателем всего ее количества. Восприятие и наглядные представления часто приводят к ошибочному истолкованию изменения видимых признаков вещи как изменения ее тождества: меняется один параметр, значит, меняется вся вещь.

 Дети понимают принцип  сохранения количества вещества  следующим образом: вещь может  выглядеть по-разному и все  же оставаться той же самой  вещью. Как дети могут прийти  к такому пониманию? Еще один эксперимент был проведен Дж. Брунером с глиняными шариками. Все 6-ти летние дети, принявшие в нем участие, имели феномен Ж. Пиаже. Одной группе детей было предложено изменять форму шариков. Манипулируя с материалом, они раскатывали шарик, превращали его в длинную колбаску и снова скатывали глину в шар. Вторая группа наблюдала за деформациями глины, которые производились психологом; дети рассказывали, что они видят, т.е. давали словесное обозначение полученным формам (длинный и тонкий; короткий, но толстый и т.п.). В третьей группе дети сами действовали и проговаривали то, что у них получалось. Когда после формирующего эксперимента снова были даны задачи Пиаже, третья группа показала лучшие результаты. Дж. Брунер пришел к выводу: дошкольники могут открыть принцип сохранения количества вещества с помощью действия и символическим путем (с помощью словесных обозначений).

 Понятие о сохранении  количества вещества у детей  шести лет формировалось и  в эксперименте Л.Ф. Обуховой. Она обучала детей определять размер величин с помощью общей меры и оценивать их по результатам этого предварительного измерения. Использовалась задача с жидкостью в сосудах: в две плотно закрытые бутылки наливали одинаковое количество воды, потом одну из бутылок переворачивали так, что уровень воды в ней повышался. Дети измеряли количество воды в бутылках одной меркой — кружечкой. Сначала, чтобы узнать, одинаковое ли количество воды в бутылках, они измеряли воду на первом и на втором этапе (когда уровень воды был одинаковым и разным). Затем они начинали измерять воду только в первом случае, когда и так было видно, что воды одинаково, а при разных уровнях воды, не прибегая к измерению, правильно отвечали: количество воды не изменилось. И наконец, когда принцип сохранения был сформирован, они сразу давали правильный ответ, не используя свою мерку.

 Представления об  измерении и опыт практических  действий «снимают» у дошкольников  феномен Пиаже. При этом труднее  всего им выделить параметр, по  которому должна оцениваться  вещь (например, объем, а не высота), легче — по этому параметру определить равные количества. Поэтому дети так парадоксально ведут себя в середине эксперимента. Уверенные в равенстве количества воды в бутылках, они проверяют этот факт с помощью выбранной меры.

 Проводилась длительная работа с детьми — организация разного рода измерений и сравнений, обучение детей аккуратному, точному измерению, способам фиксации получаемых результатов (откладыванию фишек по числу отложенных мер или счету), объяснение того, что каждую величину можно измерять только своей мерой и что одну и ту же вещь можно измерять по-разному — по длине, по площади, по объему, по весу и т.д. В результате дошкольники давали правильные ответы в самых трудных задачах Пиаже, но постоянно отмечали, что «кажется одно, а на самом деле получается другое».

  1. Теория морального развития Л.Колберга

Колберг основывался на когнитивной  психологии и идеях Пиаже и  Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному  развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Поставил вопрос: какие познавательные схемы описывают детскую ложь, страх, воровство?

Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации: 1) на авторитеты, 2) на обычаи и 3) на принципы.

Уровни развития морального сознания:

1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:

1а - ориентация на избегание  наказания;

1б - ориентация на получение  поощрения (эгоистические соображения  взаимной выгоды – послушание  в обмен на конкретные блага  и поощрения).

2) Уровень конвенциональной морали  – ориентация на образец или  авторитет:

2а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;

2б - установка на поддержание  социальной справедливости и  фиксированных правил (хорошо то, что справедливо и правильно).

3) Уровень автономной морали  – ориентация на общественный  договор и общепринятые моральные нормы.

3а - осознание относительности  и условности нравственных правил; признание правильным того, что  полезно и логично; 

3б - признание наличия высшего  закона, соответствующего интересам  большинства;

3в - формирование устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;

3г - высшая стадия: моральные  ценности выводятся из философских  постулатов; этой стадии достигают  лишь немногие.

Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный характер, а потому конкретная периодизация их невозможна.

  1. Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому

 

 

 

  1. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

В основе онтогенетической теории психического развития Леонтьева лежит теория деятельности. Культура выступает источником психического развития только тогда, когда ребёнок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественного опыта в виде орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д.

Поделил периоды развития по ведущему типу деятельности и новообразованиям, психологическим изменениям, впервые  возникающим в этой деятельности. Основой психического развития является смена деятельности, обусловливающая возникновение новообразований; достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

В основе периодизации развития лежит  тип ведущей деятельности:

1) младенчество – непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;

2) раннее детство – предметная  деятельность;

3) дошкольное детство – игра;

4) школьный возраст – учение;

5) подростковый возраст – общественно  полезная деятельность+ общение  со сверстниками;

6) юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

 

  1. Концепция развития личности в трудах Д.Б.Эльконина

Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Рассмотрим концепцию Д.Б. Эльконина более подробно.

 

Период от рождения до окончания  школы Эльконин разделил на семь этапов.

 

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

 

2. Раннее детство: от 1 года жизни  до 3 лет.

 

3. Младший и средний дошкольный  возраст: от 3 до 4–5 лет.

 

4. Старший дошкольный возраст:  от 4–5 до 6–7 лет.

 

5. Младший школьный возраст:  от 6–7 до 10–11 лет.

 

6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.

 

7. Ранний юношеский возраст:  от 14–15 до 16–17 лет.

 

Весь процесс развития можно  разделить на три этапа:

 

дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст  – от 6–7 до 10–11 лет; средний и  старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет.

 

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

 

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

 

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.

Информация о работе Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности