Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования явилось установление взаимозависимостей структурных компонентов самосознания, (эмоционального, когнитивного и регулятивного) и их возможного влияния на регуляцию поведения в условиях болезни, что и определило конкретные задачи исследования:
1. Экспериментальное исследование когнитивной составляющей самосознания у больных алкоголизмом.
2. Изучение эмоционально-ценностного компонента, самосознания больных алкоголизмом.
3. Выявление возможных вариантов соотношения структурных компонентов самосознания и их влияния на регуляцию поведения в условиях болезни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ 7
1.1. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни 7
1.2. Проблема алкоголизма в контексте исследования самосознания 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Прикрепленные файлы: 1 файл

Психологические особенности больных алкоголизмом.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

- обсессивно-компульсивное  мышление, когда речь идет о  предмете зависимости (об алкоголизме, наркотиках);

- отрицание как форма  психологической защиты;

- утрата контроля.

Химическая зависимость  поражает как индивида, так и его  семью:

- физически;

- психологически;

- социально.

Указанные выше признаки относятся и к созависимости. Сходство зависимости и созависимости усматривают в том, что оба состояния:

- представляют собой  первичное заболевание, а не  симптом иного заболевания;

- приводят к постепенной  физической, психической, эмоциональной  и духовной деградации;

- при невмешательстве могут привести к преждевременной смерти;

- при выздоровлении  требуют системного сдвига, как  в физическом, так и в психологическом  плане.

Пристрастие к алкоголю и наркотикам и созависимость  в равной степени отбирают у больного и его близких, совместно с ним проживающих, энергию, здоровье, подчиняют себе их мысли, эмоции. В то время как больной навязчиво думает о прошлой или будущей выпивке (потреблении химических веществ), мысли его жены (матери) столь же навязчиво направлены на возможные способы контроля над его поведением.

Химическую зависимость  часто называют болезнью безответственности. Больной не отвечает ни за последствия  употребления химического вещества, ни за разрушение своего здоровья, он также  безответственен по отношению к  другим членам семьи, не выполняет родительских обязанностей. Созависимые лишь внешне производят впечатление сверхответственных людей, однако они в равной степени безответственны к своему состоянию, к своим потребностям, к своему здоровью и тоже не могут выполнять родительских обязанностей.

Групповая психотерапия подразумевает активное участие  членов группы в дискуссиях, взаимную эмоциональную поддержку друг друга, выработку установки на трезвость. Чаще групповая психотерапия используется в процессе поддерживающего лечения.

Когнитивно-поведенческая психотерапия больных с зависимостью от алкоголя представляет собой процесс направленного формирования желаемых, адаптивных форм поведения на основе принципов теории обучения [16, с. 97]. В отличие от аверсивных процедур, использующих стимуляцию субъективно тягостных и неприятных ощущений, возникающих в результате употребления алкоголя, в когнитивно-поведенческой психотерапии каждый шаг больного в нужном направлении подкрепляется положительным стимулом. В результате подобных изменений пациент устанавливает причинно-следственные связи между собственным поведением и поведением окружающих, что способствует снижению уровня собственной конфликтности и улучшению социальной адаптации.

Когнитивно-поведенческая  психотерапия способствует овладению пациентами навыками, расширяющими их адаптационные возможности. Пациенты, участвующие в ней, обучаются навыкам борьбы с актуализацией патологического влечения к алкоголю, умению благополучно справляться с ситуациями и состояниями, ранее приводившему к рецидиву заболевания. Цель когнитивно-поведенческой психотерапии – заложить в пациента новую программу поведения, улучшающую процесс реабилитации в среде без алкоголя. Для этого используется многократное повторение и закрепление необходимых реакций [16, с. 104].

В настоящее время  наиболее известным методом формирования целевой установки на трезвость  является метод кодирования. Это связано, на наш взгляд с одной стороны, с большой наркотизацией населения, с другой, поиском людьми наиболее эффективных способов лечения наркозависимости. Кроме того, среди различных методов психокоррекции кодирование оказалось наиболее рекламируемым в средствах массовой информации. Все вышесказанное привело к высокой популярности метода кодирования не только среди врачей, но и среди больных алкоголизмом. Идеологическая парадигма кодирования охватила умы врачей и алкогольнозависимых настолько, что в обществе сформировалась стойкая целевая установка об этом методе и поэтому целесообразнее в настоящее время применять именно этот метод.

Необходимо отметить, что у метода кодирования большой  психологический эффект ореола. Поэтому  этому методу часто приписывается  то, чем он в действительности не обладает. Иными словами, положительный  эффект от этого метода часто бывает выше, чем заложенные возможности самого метода. Это позволяет назвать метод кодирования качественно новым способом формирования целевой антинаркотической установки психокоррекции наркозависимости. Таким образом, у большинства алкогольнозависимых нашего социума сформировалась антиалкогольная целевая и операциональная установки, что после кодирования потребление наркотических средств смертельно опасно.

На наш взгляд, основными особенностями метода кодирования являются следующие:

а) Метод основан на научно-медицинской и психологической тайне, которой владеют немногие психологи. В ней заложены научно разработанные психологические и медикаментозные механизмы, позволяющие воздействовать на подсознание больного, в результате чего вырабатывается не только страх выпивки, но и безразличие к алкоголю.

б) Обладание тайной информацией о методе кодирования не всегда позволяет психотерапевту эффективно проводить лечение. Есть нечто, связанное с личностью и интуицией самого психолога, которое, органически соединяясь с научными основами метода кодирования, дает положительный лечебный эффект.

в) Метод кодирования - творческий процесс. Каждый психолог должен понимать это. Иначе метод может превратиться в конвейер и потерять свою суть.

г) Эффективности метода способствуют сами наркозависимые, рекламируя его, давая положительные отзывы. Срабатывает психологическая индукция как основной способ косвенного внушения. Психотерапевт должен заботиться об ауре, окружающей метод. Чем более положительный ореол (аура) метода среди людей, тем больше эффективность процесса кодирования. В противном случае идет дискредитация метода, доводящая его до уровня медицинского аферизма.

д) После кодирования необходим соответствующий контакт психотерапевта и больного, позволяющий в первые годы после лечения застраховаться от нежелательных психологических процессов. Кроме того, взаимодействие психотерапевта с больным позволяет не загрязнять положительный ореол метода в случае неэффективной антиалкогольной психокоррекции.

Вообще, кодирование можно  квалифицировать как метод особого воздействия на личность с целью изменения отношения её к действиям, которые наносят вред психологическому и физическому здоровью. Это изменение отношения может выражаться:

а) в безразличии, отвращении и страхе потребления наркотических средств, а также снятии наркозависимости;

б) в исчезновении вредных привычек: курения, сосания, плевания, ругани матом и т.д. и т.п.

в) в уменьшении потребности пищи (от ожирения), соли, сахара;

г) в снятии глубинных  психологических конфликтов (снятие порчи, сглаза и т. д.)

Применение кодирования  с целью психокоррекции алкогольной  зависимости, является лишь частным  случаем в общей системе кодирования. На наш взгляд, все методы наиболее эффективного кодирования от алкогольной  зависимости основываются на использовании  феномена пограничной ситуации. Согласно экзистенциальной философии и психологии [52, с. 90], находясь в пограничной ситуации, личность познает себя, снимает «шифр бытия», в ней идет осмысление жизни и т.д. и т.п. Именно страх смерти способен влиять на мышление и поведение человека как никакой другой феномен человеческой души. Грамотной организацией этих процессов с целью психокоррекции алкогольнозависимых личностей занимаются психологи, применяющие методы кодирования.

Приведем для наглядности  пример из нашей практики.

На приеме в нашем  медицинском центре находились трое больных алкоголизмом. На первом этапе  было проведено знакомство с больными и их тестирование. Оказалось, что  двое из них плохо внушаемые, неврастенического  типа личности. Третий больной оказался истероидного типа, очень внушаемым (степень алкоголизма очень высокая). На втором этапе выяснилось, что оба неврастеника сильно верят в метод, так как ранее проходили кодирование их близкие друзья. Истерик, наоборот, в метод не верит и не слышал об его эффективности. На этом этапе был сделан вывод, что во время привязки проводить условно-рефлекторное воздействие целесообразнее только обоим неврастеникам. Условно-рефлекторное воздействие проходило на этапе привязки. Пациентам были введены внутривенно специальные фармпрепараты, а через три часа проведена "репетиция" введения кода и проверка реакции организма на выпивку алкоголя после пробного кодирования. Во время "репетиции" присутствовал пациент истерического склада, и ему также был введен код (фармпрепарат не вводили). Пациенты-неврастеники после выпивки небольшого количества водки сразу ощутили смертельный ужас своего состояния: началась сильная рвота, глубокая депрессия, мучительные ощущения в голове и в теле, постепенное умирание и т.д. Мы попросили, чтобы они сообщали все свои ощущения. Пациент-истерик, благодаря психологической индукции и сильной внушаемости, ощутил те же состояния. У него также началась рвота и гнусные (со слов) ощущения. Все трое стали просить о снятии кода, иначе они погибнут. Код был снят введением фармпрепарата, снимающего действие ранее введенного. Истерику "код сняли" благодаря внушению и манипуляциям о "снятии кода". На последнем, заключительном, этапе кодирования был окончательно введен код и дана инструкция, что потребление алкоголя смертельно опасно. (Очевидно, что фармпрепарат не вводился).

Сильный стресс, испытанный накануне кодирования (на этапе привязки), надолго «осядет» в подсознании  больного – это и будет действием  кода. Закодированный, после такого лечения будет испытывать страх выпивки, чтобы избежать тех смертельно опасных ужасов, которые происходили с ним во время лечения. Практика показывает, что после такого кодирования около 7-8% пациентов, употребив алкоголь, действительно начинают испытывать те же ощущения, что и во время привязки.

Благодаря этим пациентам  создается положительный ореолоэффект метода (вера в метод), что способствует страху выпивки у многих закодированных. Вышеприведенное кодирование также  проводилось в группах из 20-25 человек. Введение фармпрепарата, вызывающего гнусные ощущения после потребления алкоголя, проводят 4-5 пациентам. Обычно этих пациентов называют группой затравки, создающей психологическую индукцию и ореол- эффект метода кодирования. Общение этих пациентов с остальной группой позволяет всем пациентам окончательно поверить в силу кода. Условно-рефлекторное воздействие проводится лишь небольшому числу пациентов, которые не знают истинных причин последствий, вызываемых фармпрепаратом, дающим "смертельно опасную" реакцию лишь после смешения с алкоголем. Очевидно, что код является лишь ритуалом. Происходит подмена истинной причины эффекта (смешение фармпрепарата с водкой) на ложную (код). Это и есть шанжировка – основной принцип манипулятивной психотерапии.

Таким образом, в качестве кода может выступать любая ритуальная манипуляция (прикосновение и надавливание на определенные точки головы, воздействие светом, звуком, теплотой, пассы руками и т.д. и т.п.). Психолог должен ответственным образом относиться к этим ритуалам, так как они проникают в подсознание и создают психологический каркас физиологического кода.

Кодирование будет называться чисто физиологическим условно-рефлекторным, если игра идет в открытую, т.е. психотерапевт  говорит о специальном уколе (укол является кодом). В случае информационно-физиологического формирования целевой установки (кодирования), см. приведенный выше пример, причина эффекта привязки скрывается, а кодом является ритуал. Часто злоупотребление ритуалом кодирования без применения сильной привязки (условно-рефлекторной и др.) ведет к снижению эффективности лечения. Многие псевдоцелители вообще не знают привязки, занимаясь ритуалом со всеми пациентами, независимо от типа личности. Это в конечном итоге ведет к дискредитации метода кодирования и медицинскому аферизму. Поэтому многим психологам мы бы рекомендовали проводить серию лекций об опасности выпивки алкоголя после кодирования, демонстрируя приведенные выше эффекты привязки в аудитории

Выше был описан метод  условно-рефлекторного (УР) кодирования, который в чистом виде (без информационного воздействия) вызывает "предсмертные ужасы" после выпивки алкоголя. Кодом может выступать укол, который действительно, смешиваясь с алкоголем, вызывает эти "ужасы". Но чаще всего код зашифровывается в виде ритуала, а истинная причина "ужасов" скрывается от пациента.

Аналогичным образом  обстоят дела с рефлексотерапевтическим (РТ) (иглотерапевтическим) и биоэнергетическим (БЭ) формированием антиалкогольной целевой установки (кодированием). Отметим, что РТ и БЭ кодирования чаще всего сопровождаются информационным воздействием. Так, например, когда идет кодирование методом воздействия игл на определенные ключевые зоны, определяющие алкоголизм, психотерапевт дает дополнительную установку (информационное воздействие) на различные неприятные ощущения и реакции, которые будут после потребления наркотических средств. Мы придерживаемся точки зрения, что чисто рефлексотерапевтическое кодирование мало эффективно, необходимо дополнительное внушение. Возможно, существуют "виртуозы игл", которые имеют оригинальные комбинации и методики, благодаря которым можно создать привязку по величине, равной условно-рефлекторному воздействию.

Преимущества рефлексотерапевтического (РТ) и биоэнергетического (БЭ) кодирования  в том, что они эффективнее  вырабатывают безразличие к алкоголю в то время, как условно-рефлекторное кодирование эффективно благодаря существованию страха выпивки.

РТ и БЭ - кодирование  имеют низкий эффект привязки на страх  потребления, но высокий на безразличие  к алкоголю. Тем не менее, в настоящее время, благодаря ореолоэффекту кодирования в нашей стране, РТ и БЭ – кодирования так же вызывают страх потребления алкоголя и, как следствие, стрессотерапевтические приступы после потребления.

В случае РТ и БЭ –  кодирования этапа шанжировки, т.е. подмены причин эффекта, не существует. Больной знает, что весь эффект либо в иглорефлексотерапии, либо в биоэнергетическом воздействии. Умелые руки иглорефлексотерапевтов порой так эффективно воздействуют на различные зоны, что после этого потребление алкоголя может вызвать сильные и невыносимые боли в голове и в других частях тела. Эти боли бывают настолько невыносимы, что у больных хватает терпения на 15 минут. Затем они требуют раскодирования. Познав ужасы от таких ощущений и депрессию, они знают, что после кодирования рисковать с алкоголем не стоит. Психотерапевт в этом случае дает установку о возможных последствиях: инсульт, паралич и т.д.

Очень часто биоэнергетическое (БЭ) и рефлексотерапевтическое (РТ) кодирование выступают в качестве ритуального кода в системе условно-рефлекторного (УР) кодирования (см. выше). Так, например, больному вводят фармпрепарат, который, смешиваясь с алкоголем, вызывает стресс. Причину этого стресса объясняют больному БЭ или РТ - воздействием, а не влиянием фармпрепарата. Этот прием является парнокомплексным кодированием УР – БЭ.

Информация о работе Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом