Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования явилось установление взаимозависимостей структурных компонентов самосознания, (эмоционального, когнитивного и регулятивного) и их возможного влияния на регуляцию поведения в условиях болезни, что и определило конкретные задачи исследования:
1. Экспериментальное исследование когнитивной составляющей самосознания у больных алкоголизмом.
2. Изучение эмоционально-ценностного компонента, самосознания больных алкоголизмом.
3. Выявление возможных вариантов соотношения структурных компонентов самосознания и их влияния на регуляцию поведения в условиях болезни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ 7
1.1. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни 7
1.2. Проблема алкоголизма в контексте исследования самосознания 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Прикрепленные файлы: 1 файл

Психологические особенности больных алкоголизмом.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

Алкогольное опьянение — это  временно преходящее изменение психики, искусственно вызываемое употреблением этилового спирта различной крепости, качества и количества. Фактически любое алкогольное опьянение по сути своей является непродолжительным болезненным состоянием, реакцией организма на острую интоксикацию этиловым спиртом (ядом, убивающим все живые микроорганизмы) с клинической картиной нервно-психических расстройств [6, с. 12].

Степень выраженности опьянения колеблется в широких пределах, от очень легких до смертельных, и зависит от тяжести  отравления алкоголем. Последняя определяется концентрацией алкоголя в крови. Легкая степень опьянения возникает уже при содержании алкоголя 0,3г. на 1 кг веса человека, т.е. речь идет об употреблении 40 - 50 мл водки или 100 мл вина или 250 мл пива.

Первым и основным признаком  легкой степени опьянения являются изменения настроения, чувств, эмоций. Постоянно присутствующий признак - приподнятое настроение, веселость, переоценка своих сил, возможностей, способностей, ситуации. Приподнятое настроение сочетается с ощущением довольства жизнью, приливом бодрости, приятными мыслями, положительной окраской всего происходящего. Это проявляются психотропные, наркотические свойства алкоголя - основная причина его потребления. Еще такой эффект называют эйфоризирующим (веселящим). Именно такое действие алкоголя привлекает к спиртному лиц с частым или постоянно мрачным настроением, пониженной самооценкой, пессимистическим складом психики. Испытав эти ощущения, многие затем будут стремиться их повторить, и, закрепив подобный опыт удовольствия во времени, раз и навсегда приобретают положительные условно - рефлекторные связи или психическую зависимость.

Алкоголь может искусственно успокаивать, снимать тревогу и напряжение, вызывать более спокойный и упрощенный взгляд на реальные неприятности или  конфликты. Это седативный (успокаивающий) эффект алкоголя. Подобная психологическая иллюзия может привязать к себе некоторых лиц, находящихся в психологическом напряжении, в затяжной конфликтной ситуации, имеющих неприятности в личной, семейной жизни, в сфере профессиональной деятельности.

Легкая степень опьянения снимает  действие «сдерживающих центров» (И.П. Павлов называл алкоголь «нервным парализатором»). Резко затрудняется предусмотрительность. Одновременно усиливается впечатлительность, повышается общительность, растормаживаются низкие инстинкты (влечения), в частности, половой. Отсюда - неразборчивость в связях, венерические заболевания, преступления на сексуально - половой почве, аборты, рождение неполноценных, слабых детей.

Алкоголь подталкивает людей к  облегченному преодолению морально-этических ограничений, способствует пренебрежению такими нравственными категориями, как долг, честь, верность. Человек становится способным на дурной поступок, который он бы категорически отверг, будучи трезвым. По данным ГУИН РФ от мая 1999 года 87 % лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, пошли на преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Случайные половые связи, совершенные в состоянии легкого опьянения, являются причиной половины беременностей, завершившихся незамужних женщин первым абортом, 80 % случаев заражения сифилисом и 85 % гонореей [14, с. 210].

Искусственное повышение общительности  в состоянии легкого алкогольного опьянения, усиление при этом решительности, смелости называют коммуникативным  свойством алкоголя, часто выступающим причиной психологической зависимости от него в подростковом возрасте, в начале полового созревания [19, с. 45].

Некоторые типы личности могут, особенно в молодом возрасте, подтолкнуть  на путь приобщения к алкоголю.

Неустойчивый тип. Основное проявление - безволие. Все, что требует хоть каких-то затрат труда, человеку неприятно, нежелательно. В то же время несоразмерно развита тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Все дурное словно липнет к людям такого рода. Они рано начинают курить. Тяга к бездумному времяпровождению, поиск новых острых впечатлений только подталкивают к употреблению спиртного и наркотиков. Желание вернуться к веселому настроению приводит к повторным выпивкам, при этом предпочитаются слабые сладкие алкогольсодержащие напитки, так как «водка не вкусная и быстро валит с ног».

Эпилептоидный или возбудимый тип. Главные черты: крайняя неуравновешенность, периоды беспричинной злобной тоски, мрачность, накипающее раздражение, сопровождаемое поиском объекта, на котором можно «сорвать зло». Такие люди стремятся к власти, диктаторству, всегда с выгодой для себя. Нередко злопамятны и мстительны, ревнивы. Первое знакомство с алкоголем может иметь для них драматические последствия, так как возникает устойчивое желание повторить испытанные ранее ощущения, появляется потребность «пить до отключения».

Истероидный тип. Его черты - постоянная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Такие люди повышенно внушаемы, лживы, склонны фантазировать, постоянно приукрашивая свою персону. К алкоголизации приобщаются по тем же мотивам: желание привлечь к себе внимание, стать «своим» или претендовать на роль лидера в компании. Отличаясь слабой переносимостью к спиртному, тем не менее, быстро приобщаются к пьянству, становятся алкоголиками.

Гипертимный тип. Отличительные черты - утрированная общительность, порой принимающая характер болтливости, чрезмерная самостоятельности, неугомонность. При высокой инициативности человек неусидчив, недисциплинирован. При хороших способностях, живом уме, умении схватывать все на лету, учится не ровно, взлеты сменяются падениями. Но это надолго жизни не отравляет. Случайный контакт может привести в неблагоприятную среду, где человек быстро осваивается. Выпивает всегда в компании, легко поддается искушению частых повторений.

Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а  часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству  в группе. Такие люди обычно склонны  к морализаторству и консерватизму.

Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти люди не очень тянутся к общению, предпочитают быть одни или находиться в компании тех, кто их плохо знает.

Продолжая перечень индивидуально-психологических  факторов, предрасполагающих к выпивкам, можно сказать об отстаивании культурных, эстетических потребностей от растущего благосостояния, что нередко сочетается с резервом незанятого свободного времени. Если у человека слабо развиты серьёзные, облагораживающие, духовно обогащающие увлечения, он не знает, как занять себя, как структурировать время. И тогда выпивка выступает как своеобразная форма развлечения [53, с. 58].

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  САМОВОСПРИЯТИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

 

В последнее время  формы болезненной зависимости от психоактивных веществ — наркомания, токсикомания, алкоголизм — принято объединять общим термином "зависимость от химически активных соединений", или для краткости "химическая зависимость". Больной, страдающий химической зависимостью, редко живет в полной изоляции. Обычно он живет либо в родительской, либо в им созданной семье с детьми и женой (мужем). Химическая зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. В большинстве семей, в которых проживают больные с химической зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет стали обозначаться термином созависимость (со — приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний) [13, с. 34].

Созависимость является не только мучительным состоянием для страдающего ею (подчас более мучительным, чем сама химическая зависимость), но и для членов семьи, принимающих такие правила и формы взаимоотношений, которые поддерживают семью в дисфункциональном состоянии. Созависимость — это фактор риска рецидива химической зависимости у больного, фактор риска возникновения различных нарушений в потомстве, в первую очередь риска химической зависимости, почва для развития психосоматических заболеваний и депрессии.

Когда говорят о низкой эффективности лечения больного с химической зависимостью, то часто сетуют на то, что "больной вернулся в ту же среду". Действительно, среда может способствовать рецидиву болезни, особенно внутрисемейная среда.

Химическая зависимость — семейное заболевание. Есть теории, рассматривающие химическую зависимость как симптом дисфункции семьи. Из этого следует, что программа психокоррекции алкогольной зависимости у мужчин должна предусматривать не только лечение зависимости от алкоголя, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и другим родственникам, проживающим совместно с ним.

- Созависимый человек — этот  тот, кто полностью поглощен  тем, чтобы управлять поведением  другого человека, и совершенно  не заботится об удовлетворении  своих собственных жизненно важных потребностей

Созависимыми являются [20, с. 90]:

1) лица, находящиеся в браке или  близких отношениях с больным  химической зависимостью;

2) лица, имеющие одного или обоих  родителей, больных химической  зависимостью;

3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

Созависимые происходят из семей, в  которых имели место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная  агрессия), а естественное выражение  чувств запрещалось ("не реви", "что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось", "мальчикам плакать нельзя"). Такие семьи носят название дисфункциональных.

Семья — это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Система — это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном контакте, то и улучшение (ухудшение) состояния одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии других. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, необязательно ждать, когда больной химической зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться, если хотя бы один из созависимых членов ее начнет выздоравливать от созависимости.

Наивысшая цель семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной  семьи в функциональную.

Признаки дисфункциональной семьи:

- отрицание проблем и поддержание  иллюзий; 

- вакуум интимности;

- замороженность правил и ролей; 

- конфликтность во взаимоотношениях;

- недифференцированность "я" каждого члена ("Если  мама сердится, то сердятся все");

- границы личности  либо смешаны, либо наглухо  разделены невидимой стеной;

- все скрывают секрет  семьи и поддерживают фасад  псевдоблагополучия;

- склонность к полярности  чувств и суждений;

- закрытость системы; 

- абсолютизирование воли, контроля;

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них:

- взрослые — хозяева  ребенка;

- лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно;

- родители держат эмоциональную дистанцию;

- воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Признаки функциональной семьи:

- проблемы признаются  и решаются 

- поощряются свободы  (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства,  желания, свобода творчества)

- каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

- члены семьи умеют  удовлетворять свои потребности 

- родители делают то, что говорят 

- ролевые функции выбираются, а не навязываются 

- в семье есть место  развлечениям 

- ошибки прощаются, на них учатся

- гибкость всех семейных  правил, законов, возможность их  обсуждения.

Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом. [Приложение 3]

Воспитание в дисфункциональной  семье формирует те психологические  особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье, в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Стресс выступает как триггер, пусковой механизм, чтобы имевшаяся почва пришла в движение. Здесь уместно напомнить об ассортативности браков больных алкоголизмом. Ассортативность браков — это отклонение от панмиксии при выборе брачного партнера. Иными словами, ассортативность — это не случайный выбор супруга, а выбор по наличию определенных признаков. Как правило, подобный выбор делается неосознанно. Ассортативность браков при химической зависимости подтверждается тем, что супруги больны” чаще подвержены аналогичному заболеванию, чем представители общей популяции. Второе доказательство заключается в том, что семьи супругов отягощены случаями зависимости не менее часто, чем семьи самих больных с зависимостью. Известно, что дочери больных алкоголизмом отцов выходят замуж за тех мужчин, которые уже больны алкоголизмом или могут заболеть в будущем. Ассортативностью объясняется также и то, что повторный брак часто оказывается также "алкогольным", как и первый.

Информация о работе Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом