Механизмы психологической защиты личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение механизмов психологической защиты личности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы зарубежных и отечественных авторов к проблеме механизмов психологической защиты личности.
2. Охарактеризовать основные виды механизмов психологической защиты.
3. Проанализировать отличия механизмов психологической защиты и совладающего поведения (копинга).
4. Охарактеризовать основные стили совладающего поведения.
Объектом исследования являются механизмы психологической защиты личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ 11
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 17
2.1. КОПИНГ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ 17
2.2. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Самообман или искажение  восприятия реальности обеспечивают ощущение эмоционального комфорта лишь в течение непродолжительного времени. По мере нарастания  отрицательной информации, неудач, конфликтов психологическая защита перестает приносить нужный результат. Необходимо решать возникающие проблемы, и иллюзорное благополучие исчезает. Тогда возможно применение более сильных способов защиты, выражающихся в конкретных действиях, в частности в использовании психоактивных веществ. Изменение своего психического состояния с их помощью создает иллюзию преодоления трудных жизненных ситуаций, способствует редукции негативных эмоциональных состояний, повышению настроения. Однако и в этом случае проблема остается нерешенной (не удовлетворена потребность, не исправлен личностный недостаток, не устранена причина конфликта), что приводит к дезадаптации как стабильному состоянию человека.

Таким образом, можно  говорить о психологических защитах  как способствующих психологической  адаптации в случае их «нормального»  применения, в таком случае защита характеризуется  адекватностью, гибкостью  и зрелостью. Проблемы возникают лишь тогда, когда существует недостаток в более зрелых способах адаптации, когда применяемые  психологические защиты мешают поиску и использованию последних.

К таким зрелым способам адаптации, как правило, относят  копинг-стратегии, или механизмы совладания. Копинг-стратегии рассматриваются исследователями чаще всего как более конструктивные механизмы преодоления трудных жизненных ситуаций по сравнению с психологическими защитами. Их отличает осознанность и направленность на решение имеющихся проблем в отличие от бессознательных, как правило, защитных механизмов, основной задачей которых является устранение эмоционально-негативных перегрузок.

М.К. Акимова, С.Ю. Семенов  отмечают отсутствие единства во взглядах исследователей на дифференциацию копинг-стратегий и психологических защит: есть точка зрения, согласно которой существуют конструктивные и неконструктивные виды копинга, и последние фактически совпадают с защитными механизмами. Некоторые исследователи относят копинг к разновидности психологических защит [1; c. 56].

По мнению ряда авторов (Р.М. Грановской, Б.Д. Карвасарского, Т.Л. Крюковой и др.), совладающее поведение  следует отличать от адаптивных защит  тем, что оно применяется сознательно, целенаправленно и является проявлением  активности, осознанным действием, которое направленно на активное взаимодействие с ситуацией – это ее изменение или приспособление к ней.

Т.Л. Крюкова выделяет пять основных задач копинга как  особого адаптивного поведения [6; c.88]:

1) минимизация негативных  воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности;

2) терпение, приспособление  или регулирование, преобразование  жизненных ситуаций;

3) поддержание позитивного,  положительного образа Я, уверенности  в своих силах;

4) поддержание эмоционального равновесия;

5) установление и сохранение  достаточно тесных взаимосвязей  с другими людьми.

Главным отличительным  признаком совладающего поведения  являются его субъективные характеристики. К критериям совладания как поведения  субъекта мы относим, прежде всего, его осознанность (отличие данного вида поведения от реактивного или защитного поведения).

К другим критериям совладания относятся:

    • целенаправленность;
    • контролируемость (возможность устранить, преобразовать трудную ситуацию или приспособиться к ней);
    • неразрывная связанность с трудной (стрессовой) ситуацией и направленность на нее – адекватность ситуации и моменту времени (своевременность);
    • регуляция уровня стресса;
    • значимость последствий выбора данного поведения для психологического благополучия субъекта;
    • социально-психологическая обусловленность совладания (принадлежность как индивиуальному, так и групповому субъекту);
    • возможность обучения этому виду поведения, подготовки, «закаливания» перед жизненными трудностями.

Другие исследователи (Л.И. Анцыферова, Дж. Вайс, Р. Лазарус, С.К. Нартова-Бочавер, С. Фолкман и др.) под копингом понимают как «совладающие» (направленные на преобразование ситуации), так и защитные стратегии преодоления трудностей. Другими словами, копинг рассматривается как родовое, широкое понятие, включающее в себя и бессознательные защитные механизмы, и активные, целенаправленные способы поведения. Давая определение понятию «копинг» в широком смысле, С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что данное понятие «включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации» [9; c. 22].

2.2. Основные стили совладающего поведения

Важной закономерностью  функционирования копинга является то, что характеристики совладания изменяются в процессе развития самой трудной (стрессовой) ситуации. Совладающее поведение может трансформироваться по мере изменения требований ситуации к субъекту, либо его собственных изменений в ней. Взросление, развитие самопознания и владения собой повышает субъектность совладания, делает его менее противоречивым и в большей степени соответствующим внешним критериям успешного совладания. Способность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» чрезвычайно важна, т.к. это повышает возможности человека действовать в кризисной ситуации. Регуляция и укрепление совладающего поведения возможны на основе способности субъекта к обучению навыкам совладания.

Рассмотрим влияние  когнитивного оценивания ситуации на особенности совладающего поведения.

Наиболее значимый вклад  в изучение когнитивного оценивания был сделан Р. Лазарусом. Автор выделил  следующие этапы когнитивной  оценки:

  1. Первичная оценка.

Функцией первичной  оценки является определение ситуации как стрессовой или нейтральной, т.е. определение значимости события.

  1. Вторичная оценка.

Функцией вторичной  оценки является поиск пути преодоления  этой ситуации и ресурсов, которыми располагает индивид. Также вторичная  оценка предполагает определение степени ответственности, прогнозирование ожиданий от предполагаемых действий.

  1. Переоценка.

Переоценка основывается на анализе результатов первичной  и вторичной оценки. Следствием переоценки может быть изменение первичной  и вторичной оценок, пересмотр  субъектом своих ресурсов и возможностей. Также она может представлять собой попытку совладать со стрессом.

Согласно Р. Лазарусу, в процессе когнитивного оценивания субъект  интерпретирует события  как несущие:

- угрозу (возникает, когда  человек оказывается в ситуации, несущей угрозу благополучию его жизнедеятельности);

- потерю (проявляется  в ситуациях, связанных с утратой  чего-то значимого);

- вызов (возникает,  когда у человека появляется  шанс достигнуть чего-либо, но  для этого нужно приложить  усилия).

Е.В. Битюцкая описывает следующие критерии когнитивного оценивания трудной жизненной ситуации [3; c.35-36]:

  1. Значимость ситуации, т.е. какую ценность представляет собой данная ситуация для человека.
  2. Степень подконтрольности ситуации, т.е. насколько человек может повлиять на события и исход ситуации.
  3. Неопределенность ситуации, т.е. насколько ситуация является определенной.
  4. Выбор решения, т.е. насколько трудно человеку принять то или иное решение.
  5. Затруднения в прогнозировании ситуации; при этом выделяется  прогнозирование возникновения и дальнейшего развития ситуации.
  6. Необходимость быстрого реагирования на условия ситуации.
  7. Оценка собственных ресурсов – возможностей преодоления ситуации и соизмерение их с требованиями ситуации.

Н.А. Польская отмечает, что  в случае оценки собственных копинг-ресурсов как неадекватных, стрессовое событие воспринимается как угроза. Данная оценка коррелирует с отрицательной психологической и соматической адаптацией [10; c.45]. Оценка, переработка и формирование определенного психологического ответа на стрессовое событие определяется характером и особенностями копинг-стратегий, имеющих три уровня – когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Исследуя стратегии  совладающего поведения в юношеском  возрасте, М.А. Холодная, О.Г. Берестнева и Е.А. Муратова, отмечают функцию интеллектуального контроля, занимающего центральное место в системе индивидуальных психических ресурсов. Интеллектуальный контроль связан с особенностями восприятия, понимания и интерпретации происходящего [15; c. 153-154].

В трудных жизненных ситуациях интеллектуальный контроль проявляется в разных формах:

    • контроль ситуации (выявление ее релевантных аспектов, анализ причин и последствий и т.д.);
    • контроль внешних факторов влияния на возникшую проблему (в том числе опора на ресурсы других людей в целях ее разрешения, а также учет контекстов сложившейся ситуации);
    • контроль своих психических ресурсов (блокирование потребностей, рефлексия мотивации, саморегуляция аффективных переживаний, оценка уровня своей компетентности, использование индивидуальных компенсаторных психических возможностей, поддержание физического здоровья и т.д.);
    • контроль базовых убеждений (баланс принятия/ непринятия трудной ситуации внутренней/внешней атрибуции ответственности за происходящее, доверия/недоверия другим людям, уверенности/неуверенности в справедливости миропорядка, управляемости/неуправляемости событий и др.).

Своеобразным итогом работы интеллектуального контроля является оценка ситуации по двум пересекающимся «ментальным» шкалам:

1) разрешимость/неразрешимость трудной ситуации (представления человека о возможности изменения, либо устранения ситуации, мере опасности, последствий);

2) преодолимость/непреодолимость  трудной ситуации (представление  человека о своих психических  и физических ресурсах для преодоления возникшей жизненной ситуации).

В трудной жизненной  ситуации человек одновременно использует несколько разноуровневых осознанных видов поведения:

    • простые единичные копинг-действия, детерминированные спецификой ситуации;
    • копинг-стратегии (конкретные образы действий);
    • копинг-стили (группы стратегий, близких по смыслу).

Субъект может предпочитать один из способов совладания, наиболее продуктивный в определенном контексте  в данное время, одновременно допуская применение других.

Рассмотрим стили совладающего поведения:

М.А. Холодная, О.Г. Берестнева, Е.А. Муратова определяют стиль совладающего поведения как «тенденцию человека действовать определенным и последовательным образом в трудных ситуациях, выбирая определенные паттерны поведения» [15; c.144].

В опросник ACS выделяется 18 стратегий, объединенные в три стиля совладания [15; c. 143-144]:

1. Продуктивный стиль  совладания – решение проблем  (систематическое обдумывание проблемы  с учетом разных точек зрения); работа и достижения (добросовестное отношение к работе или учебе, ориентация на успешность своей деятельности); религиозная поддержка (обращение к богу, духовность); позитивный фокус (оптимистический взгляд на сложившуюся ситуацию).

2. Непродуктивный стиль  совладания – беспокойство (тревога о последствиях и будущем вообще); чудо (мечты и надежда на счастливый случай); несовладание (отказ от действий вплоть до болезненных состояний); разрядка (слезы, агрессия, обращение к алкоголю и наркотикам); игнорирование (сознательное блокирование проблемы); самообвинение (личная ответственность за проблему); уход в себя (отказ посвящать других в свои проблемы); отвлечение (развлечение в обществе, релаксация); активный отдых (занятие спортом, поддержание здоровья).

3. Социальный стиль  совладания – социальная поддержка (обсуждение проблемы с другими людьми); друзья (опора на близких друзей); чувство принадлежности (забота о мнении других людей, поиск их одобрения); общественные действия (организация групповых действий); профессиональная помощь (обращение к специалистам).

Э. Фрайденберг и Р. Льюис выделяют следующие стили  совладания [15; c. 144]:

1. «Решение проблем» (решение  проблем, работа и достижения, позитивный фокус, активный отдых,  отвлечение).

2. «Эмоциональное фокусирование» (беспокойство, чудо, несовладание, разрядка, игнорирование, самообвинение, уход в себя).

3. «Обращение к другим  людям» (социальная поддержка, друзья, принадлежность, религиозная  поддержка,  профессиональная помощь, общественные  действия).

Стили совладания обнаруживают себя в зависимости от того, как ту или иную ситуацию оценивает сам человек, а именно: в какой мере он воспринимает ее как разрешимую/неразрешимую и свои возможности справиться с ней/не справиться:

    • проблемно-ориентированный стиль (ситуация разрешима/могу справиться);
    • мобилизационный стиль (ситуация неразрешима/могу справиться);
    • социотропный стиль (ситуация разрешима/ не могу справиться);
    • эмоционально-доминантный стиль (ситуация не разрешима/не могу справиться).

Информация о работе Механизмы психологической защиты личности