Любовный идеал и его исторический характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:16, реферат

Краткое описание

Тема любви всегда интересовала людей и мне предстоит в своём реферате «Любовный идеал и его исторический характер» разобраться в идеалах любви. Для целесообразности сначала рассмотреть некоторые аспекты возникновения любви. Для выполнения работы поставил перед собой следующую цель: «Выявление формирования абстрактного образа любовного идеала в жизни и поэзии?» Поставленные задачи, должны раскрыть содержание реферата: формирование абстрактного образа идеала как необходимая предпосылка возникновения любовного переживания; соотношение образа идеала и образа потенциального партнера; влияние идеалов в поэзии;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..….2
1 Что мы знаем о любви….…...………...………………….…..……………................4
2 Учёные психологи о любви………………………………..…….………….................5
2.1. Любовь как болезнь………………………….…..…...…………………………..5
2.2Любовь как химия….. ………………………………...……….………………..….6
2.3. Любовь как треугольник…………………………...……………………………..7
2.4.Любовь как палитра………………………………...………………..…….……...8
2.5. Любовь как дружба………………………………..………………………………8
3. Романтическая любовь…………………………………………………………....…...9
4. А.С.Пушкин и его идеалы любви…………………………...…………………..…13
5. Идеал чистой любви………………….…………………………………………..….15
5.1. Как сохранить любовь……………………..…………………………….……..19
5.2Любовь – сокровенное чувство……………………………………………….….21
5.2.1. Смягчение психологического дисстреса……………………....………...22
5.2.2. Как мы пользуемся словом «ЛЮБОВЬ»…………………..…………...24
6. Любовь – это не просто чувство…………………………….…..…...……...…….…24
6.1. Любовь к конкретному партнеру…………………………………………………..25
6.2. Многие не выдерживают проверки временем………………...…………………..26
7. Что же известно о истории любовного чувства?
С любовью всегда было так сложно или нет?............................................................26
7.1. Любовь античности……………………………………………………...……….27
7.2. Современная любовь………………………………..……………………………29
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………………...35

Прикрепленные файлы: 1 файл

любовный харктер.docx

— 92.78 Кб (Скачать документ)

Эрос — любовь к идеальному человеку.

Лудос — любовь как игра.

Сторге — любовь как дружба.

Продолжая аналогию с палитрой, Ли предложил, что три основных цвета  можно комбинировать и создать  дополнительные цвета. В результате получится девять разновидностей любви. Например, если на палитре любви  смешать Эрос и Лудос, то получится Мания — навязчивая любовь. Точно также, если смешать Лудос и Сторге, то получится Прагма — реалистичная и практичная любовь. Если же смешать Эрос и Сторге, то получится Агапе — сострадательная и бескорыстная любовь.

 

2. 5. Любовь как  дружба.

Один из классиков «психологии  любви» Элейн Хатфильд с коллегами выделила два типа любви: сострадательную и страстную.

Страстная любовь связана  с сильными и неуправляемыми эмоциями. Согласно Хатфильд, она зависит от нашего воспитания и случайных обстоятельств — обстановка или какие-то личностные характеристики человека сигнализируют нам, что это «романтично» — и мозг получает сигнал влюбиться.

Сострадательная любовь качественно  иная, в идеале страстная любовь должна переходить в сострадательную. Такая любовь основана на общих ценностях, и ее можно назвать любовью-дружбой, когда людям нравится просто общаться, проводить вместе время.

 

Идеальная любовь, возможно, могла бы объединить страстную любовь и стабильную любовь-дружбу, но, по словам Хатфильд, это огромная редкость. Именно поэтому угасание страсти лучше всего переживают те пары, у которых общие культурно-нравственные ценности и общий взгляд на мир.

 

 3.Романтическая любовь.

Мы смешали две психологические  системы, существующие внутри нас, получив  результат, опустошающий нашу жизнь  и наши отношения.

 Большинству из нас  известны пары, никогда не проходившие  через "романтическую" стадию  любовных отношений. Возможно, их  отношения начинались с дружбы, они знали друг друга очень  долго, как знают друг друга  обычные люди, и никогда не  испытывали романтического влечения. Или же мы видели пары, начинавшие  свои отношения с романтического  всплеска, который постепенно сменился  взаимным принятием друг друга  как обычных людей. Они отказались  от своих взаимных ожиданий  совершенства другого и построили  человеческие отношения, исключающие  постоянное ожидание романтического  восторга.

 Нам очень трудно  представить, что после окончания  романа может существовать какая-то  любовь, по крайней мере, если  речь идет о жизнеспособной  любви. Однако очень часто люди, прошедшие через роман, сохраняют  то, чего не достает всем остальным,- любовь, взаимосвязь, стабильность  и обязательства. В западной  культуре существует изобилие  романтических отношений: мы влюбляемся, разочаровываемся, переживаем великие  драмы, полные восторга, когда  роман разгорается, и полные  отчаяния, когда чувства остывают. Взглянув на собственную жизнь  и жизнь окружающих нас людей,  мы увидим, что роман не обязательно  переходит в прочные отношения  или обязательства. Роман - это  что-то совсем иное, совершенно  постороннее, это отдельная реальность.

 Именно здесь находится  отправная точка нашего исследования: романтическая любовь - это нелюбовь, а комплекс установок в отношении  любви: переплетение чувств, идеалов  и реакций. Подобно Тристану, мы  утоляем жажду любовным зельем и ощущаем свою одержимость: мы оказываемся в ловушке автоматических реакций и интенсивных чувств, сужающих наше мышление и видение.

 Западный идеал романтической  любви был порожден в нашем  обществе приблизительно в двенадцатом  столетии - именно тогда, когда  Тристан выпивает любовное зелье.  В самом начале этот культурный  феномен назывался "куртуазность" и означал "возвышенную", или  платоническую, любовь. Куртуазная  любовь представляет собой совершенно  новое любовное отношение к  человеку. Под влиянием определенных  религиозных идей той эпохи  куртуазная любовь идеализировала "духовные" отношения между  мужчиной и женщиной. Она возникла  как антипод патриархальной установки,  существовавшей в мире Тристана. Она идеализировала фемининность; она учила жестокого рыцаря, подобного Тристану, жить, преклоняясь перед фемининностью как таковой. Символом фемининности была прекрасная дама, которой он служил и которую обожал. Именно такое поклонение мы видим у испившего зелье Тристана. Мы чувствуем, что он видит не женщину, а существующее в ней некое божественное воплощение, нечто вселенское и трансцендентное, символом которого для него становится Изольда.

 По законам куртуазной  любви каждый рыцарь соглашался  подчиняться своей даме во  всем, что относится к любви,  привязанности, манерам и вкусу.  В этой области она была  его владычицей, его королевой. 

 Есть три основные  черты романтической любви, помогающие  нам ее понять. Первая: рыцарь  и его дама никогда не вступают  в сексуальную связь. Это идеализированные  духовные отношения, созданные  специально для того, чтобы поднять  их над уровнем грубой материи  и культивировать утонченную  чувствительность и одухотворенность. Вторая черта возвышенной любви  заключается в том, что рыцарь  и дама не вступают в брак. Обычно прекрасная дама замужем  за неким другим благородным  человеком. Странствующий рыцарь  обожает ее, служит ей и делает  ее своим идеалом и духовным  центром, но он не может иметь  с ней близких отношений. Поступить  иначе - значит сделать ее обыкновенной  смертной женщиной, а возвышенная любовь требует, чтобы он постоянно видел в ней божество, символ вечной фемининности и фемининности своей души. Третья черта возвышенной любви состоит в том, что люди, которые ее испытывают, постоянно ее поддерживают. Распаляя друг в друге страсть, они все время страдают от страстного стремления друг к другу и пытаются сделать это желание одухотворенным, видя в любимом человеке символ божественного архетипического мира и никогда не сводя свою страсть к обыденным сексуальным и брачным отношениям.

 Идеал романтической  любви настолько захватил западное  воображение, что стал основной  подспудной силой, стимулирующей  написание стихов, песен, любовных  историй и пьес. Французские любовные  истории стали называться романами; из французского языка это  слово с незначительным изменением  перешло в английский. В этих  романах присутствовали все великие  темы, послужившие основой для  нашей романтической литературы. Рыцарь видит прекрасную даму  и восхищается ее прелестью  и добротой. Он служит ей, воплощающей  его внутренний идеал, его внутреннее  видение вечной фемининности. Переполненный священной страстью, он никогда к ней не притрагивается, но проходит через трудные испытания и совершает в ее честь великие дела, постоянно оживляя в себе ощущение благородства, которое она в него вселяет. Для него она не женщина, а Бланшфлер, Прекрасная Изольда, Душа, Беатриче и Джульетта, ибо все они воплощают в себе архетипическую фемининность, ее божественную сущность.

 Слово романтический  и наш романтический идеал  пришли к нам из романов.  Романтическая любовь - это "книжная"  любовь. Но это такая история,  которая заставляет каждого из  нас прожить ее по-своему в  рамках земных человеческих отношений  и практической жизни. Несмотря  на сексуальную революцию и  современную тенденцию сексуализации всех отношений, мы по-прежнему ищем в своих романах те же фундаментальные психологические паттерны: женщину, которая больше, чем женщина, выступающую в качестве символа чего-то божественного и совершенного, внушающего нам страсть, которая превосходит по силе физическую привлекательность и любовь и жаждет только поклонения. Мы ищем духовной напряженности, восторга и отчаяния, радостных встреч и трагических расставаний, как это бывает в романах. И при этом чувствуем все, что чувствовали средневековые рыцари; эти чувства нас возвышают, делают более утонченными и придают жизни новый, особый смысл, который был утерян нами с уходом Бланшфлер и который мы надеемся обрести в Прекрасной Изольде.

 Мы можем ожидать,  что культ любви, прямо противоположный  браку, одобряющий страстную любовь  вне брака, основанный на стремлении  к духовным отношениям, обладающим  постоянной сверхчеловеческой интенсивностью, становится очень рискованным  способом построения супружеских  отношений. Тем не менее, именно  эти идеалы до сих пор лежат  в основе наших паттернов возвышенной  любви и брака! Понимаемые неправильно,  эти унаследованные идеалы заставляют  нас искать страсть ради страсти.  Они вселяют в нас вечную  неудовлетворенность, невозможность  обрести совершенство, к которому  стремится эта страсть. Эта  неудовлетворенность омрачает любые  современные человеческие отношения,  создает недостижимый для нас  идеал, который постоянно нас  ослепляет, мешая наслаждаться  красотой мира, существующего здесь-и-теперь.

 Есть нечто вызывающее  трепет в этой сохранившейся  в культуре системе верований  и убеждений. Однажды мы осознаем  свою полную одержимость этой  системой верований, которую лично  мы никогда не выбирали, и свою  подчиненность ей. Это происходит  так, словно мы выносим ее  из кино и литературы, из окружающей  нас психологической атмосферы,  и тогда эти верования становятся  частью нас, впитываясь в каждую  клеточку нашего тела. Все мы  знаем, что понимается под "влюбленностью"  и что наши отношения строятся  на романе,- нет ничего легче,  чем считать именно так. Каждый  мужчина знает, какие чувства  у него возникают в тех или  иных отношениях и чего он  вправе требовать от своей  жены или подруги. Весь текст  этого заклинания подробно записан  в нашем бессознательном. Это и есть "роман".

 

 

4. Александр Сергеевич Пушкин и его   идеалы  любви.

Так и мне узнать случилось,

 Что за птица Купидон;

 Сердце страстное пленилось;

 Признаюсь - и я влюблен!..

 А.С.Пушкин.

Чувство влюбленности связывается  поэтом с образом Купидона.

В отличие от дружбы, в  которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя "страстям мятежным", но, как всякая буря, угасало, превращаясь в "погасший пепел", "цветок засохший, бездыханный". Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе "науки страсти нежной", ему хорошо знакомы признания и клятвы, разуверения и измены, "могучая страсть" и мягкая нежность.

Любовь для Пушкина-лирика - предмет высокой поэзии. Его  стихи вовсе не дневник его  любовных побед и поражений. В  них мы находим то, что не в  состоянии дать ни одно биографическое "разыскание", касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена  не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

Любовь - безоблачная, любовная мечта, любовь, веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл  жизни в любви, значит - она - главный  предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры.

В стихотворении  А.С.Пушкина "Я вас любил" и в большинстве стихотворений 1820-х г.г., нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкина часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий.

Впервые Пушкин встретился с молодой красавицей в петербургском  доме их общего знакомого Оленина  в 1818 году. Юный поэт пережил сильное  любовное увлечение. Новая встреча  поэта и Керн произошла во время  его северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825 году, Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина, своей тете, Прасковье Александровне  Осиповой, в Тригорском. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда в июле 1826 года ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу.

В своих воспоминаниях  А.П.Керн пишет: "Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листах, между которыми я нашла четверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: "Я помню чудное внимание:" Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих "Северных цветах". Михаил Иванович Глинка сделал из них прекрасную музыку."

Вспоминая момент вручения стихов, Анна Петровна Керн передает странное смятение, охватившее Пушкина: "Когда  я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел отдавать; насилу выпросила  я их опять; что у него промелькнуло в голове, я не знаю.

Другое  стихотворение  А.С. Пушкина   "К **" , где автор преклоняется перед женщиной, ставшей для него "гением чистой красоты".  Образ героини создается с помощью "загадочных" слов : "мимолетное виденье", "гений чистой красоты".

В послании "К ***" яснее, чем в других произведениях, выражается женский образ, который можно охарактеризовать как идеал поэта. Он как бы лишен плотского начала, поражая своей всепобеждающей вечной красотой, неземной чистотой, высоким благородством. Недаром с его появлением в душе поэта воскресает прежде всего "божество". Поэтому можно сказать, что идеальный образ женщины является в этом стихотворении идеалом духовным.

В зрелой любовной лирике поэта  за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария-дева, Матерь Господа  Христа, Пречистая.

 

5. Идеал чистой любви.

В русской народной культуре утверждался идеал «чистой любви», безоговорочно осуждался «блуд», капризы плоти, похоть. Способность  видеть в любимом существе не только телесное явление, но и «душу», стремление к единению, основанному на однородности духовных оценок и общности жизненной  цели, взаимное доверие и уважение – вот тот «состав» любовного  чувства, который позволяет считать  духовный элемент любви преобладающим  в русской культурной традиции.

Информация о работе Любовный идеал и его исторический характер