Кризисы возрастных периодов и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 05:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию возрастных кризисов. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
- теоретический анализ аспектов изучения проблемы возрастных кризисов;
- раскрытие сущности и содержания возрастных кризисов;
- изучение общих принципов возрастного психического развития;
- психологический анализ кризисов возрастного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие возрастного кризиса………………………………….....5
1.1.Сущность возрастного кризиса………………………………………...5
1.2. Возрастные кризисы……………………………………………............6
Глава 2. Характеристика кризисов………………………………………...8
2.1 Кризис новорожденного……………………………………………….10
2.2 Кризис одного года………………………………………………..........11
2.3 Кризис трех лет…………………………………………………............11
2.4 Кризис семи лет. Готовность к школе.……………..............................14
2.5 Кризис подросткового возраста……………………………….............16
2.6 Кризис среднего возраста………………………………………...........20
2.7 Кризис 40-45 лет……………………………………………….............21
2.8 «Узелковый период». Кризис старости………………….......... …….22
Глава 3. Периодизация личностного развития по Эриксону……............25
Вывод ……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………...31
Приложение. Стадии психосоциального развития (по Эриксону)……...32.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по психологи(2).docx

— 70.43 Кб (Скачать документ)

Аффективные реакции при  очередном «нельзя» или «нет»  могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и  ногами. Чаще всего появления сильных  аффектов у ребенка связано с  определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее  даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях  взрослых, когда сегодня можно, а  завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с  ребенком, предоставление ему некоторой  самостоятельности, то есть большей  свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких  взрослых смягчают кризис, помогают ребенку  избавиться от острых эмоциональных  реакций. Познавательное и эмоциональное  развитие ребенка основывается в  первую очередь на потребности в  общении со взрослым – центральном  новообразовании данного возрастного  периода.

   Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Детские слова по своему звучанию иногда напоминают "взрослые", иногда резко отличны от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых (например, "ика" — шкаф, "гилигилича" — карандаш), слова — обрывки слов взрослых ("как" — каша, "па" — упала), слова — искажения слов взрослых, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок ("тити" — часы, "ниняня" — не надо), звукоподражательные слова ("ав-ав" — собака, "му-му" — корова).

   Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши "взрослые" понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому - то существенному, обычно функциональному признаку. Так, "часы" — вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Описывая поведенческие  симптомы кризиса одного года, Выготский  говорит о гипобулических реакциях – ярких эмоциональных взрывах, проявляющихся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может  броситься на пол, плакать, топать ногами. По Выготскому, симптомы трудновоспитуемости  в кризисе одного года вызваны  тем, что окружающие не понимают автономной речи. Это непонимание провоцирует  гипобули-ческие реакции.

Эриксон называет этот кризис «базисное доверие против базисного недоверия» .

Важнейшей задачей  родителей и консультанта на этом этапе является достижение баланса  между базовым доверием и базовым  недоверием к миру, улучшение способностей коммуникации ребенка.

2.3 Кризис трех лет

    Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "я". Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Он возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения  ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием.  Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми  и  хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он  отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять  свои желания его ожиданиям.

    Фрейд называет этот период «анальной стадией», поскольку первое реальное расхождение между потребностью ребенка в автономности и родительским требованием дисциплины связано с усилиями взрослых приучить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно справлял свои физиологические нужды. Первые уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями. Он вскоре начинает понимать, что может доставить удовольствие или вызвать обеспокоенность, отдавая или задерживая фекалии и мочу. Так, в дополнение к отказу от еды, выделительные процессы становятся одним из первых видов оружия ребенка в отношениях с родителями.

Эриксон называет этот период стадией «автономии против стыда и сомнения». У ребенка развивается потребность быть независимым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. С точки зрения развития у индивидуума способности любить ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его ценят за его независимость точно так же, как за его зависимость.

Эльконин  определяет новообразования раннего возраста, оформляющиеся в три года, как личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной со взрослым предметно-мани-пулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. К трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым.

Важные симптомы кризиса трех лет (Э. Келер)

  • негативизм  выражен отказом подчиняться требованиям взрослых
  • упрямство происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях.
  • строптивость как правило, это протест против порядков, существующих в доме.
  • своеволие   ребенок сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого.
  • обесценивание взрослых мама – «дура».
  • протест-бунт ребенок  находится в состоянии конфликта, войны  с окружающими.
  • стремление к деспотизму  (встречается в семьях с единственным ребенком)

       Все эти симптомы  развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма. Именно взрослый должен в каждом отдельном случае найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем,  ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое он провоцирует своим дурным поведением, или своей волей.

      Данный период становится решающим для  установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, самовыражением или смиренной угодливостью. Но именно переживания кризиса обостряют чувствительность   ребенка к  чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей.

      Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

       Важнейшей проблемой на этой стадии становится контроль над агрессивными чувствами. Задача родителей – направлять агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной. Поскольку предоставлять ребенку неограниченную свободу не менее вредно, чем излишне стеснять ее, следует помнить, что об этом говорит Хорни : не сами по себе фрустрации и депривации имеют критическое значение для развития ребенка, а обстановка, в которой они происходят. Фактически ребенок способен вынести многое, если это происходит на фоне любви и заботливого отношения к нему. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда его чувства просто преувеличенны. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло.

 

2.4 Кризис семи лет. Готовность к школе.

        Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

        Кризис 7 лет – это переживание ребенком той системы отношений, в которую он включен. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

     Эриксон называет этот период «стадией инициативы». При этом он имеет в виду, что ребенок движется в будущее.

        Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

        Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.

      Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь осуществление деятельности, его положительные и негативные проявления, удовлетворение или неудовлетворение от него. Таким образом, в психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка. Согласно взглядам  Д.Б.Эльконина, когда появляется ориентация на смысл поступка, тогда можно говорить о переходе ребенка в новый возраст. Диагностика этого перехода является одной из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие.

       В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз Примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

        Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Например, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: "четверка" для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

       Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется возможность более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка — его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

      Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

        Манерничанье проявляется в том, что ребенок постоянно что-то из себя «строит», играет придуманные им самим роли и образы, зачастую становится скрытным. Симптом «горькой конфеты» у ребенка обусловлен желанием скрыть внутреннее (а порой и физическое)  ощущение боли и страха.  Ребенок начинает  замыкаться в себе и становится неуправляемым. Кризис требует перехода к новой  социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность (по Д.Б.Эльконину). Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.

Информация о работе Кризисы возрастных периодов и пути их преодоления