Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:04, реферат

Краткое описание

Концепция культурно-исторического развития психики, разрабатывавшаяся (дата, в каком году конец 20-х – начало 30-х гг ст. 107) Л. С. Выготским совместно с его ближайшими сотрудниками и учениками, не была им завершена. Однако в ней уже были заложены те основные идеи, которые, при их дальнейшем систематическом развитии, открывают пути к познанию того, что Л. С. Выготский считал высшей проблемой психологии, — к познанию человеческой личности

Прикрепленные файлы: 1 файл

выготский.docx

— 44.32 Кб (Скачать документ)

     В ходе развития аффективно-потребностной  сферы возникает и та психическая  система, которая образует волю человека, т.е. его способность организовать свою мотивационную сферу так, чтобы обеспечить доминирующее положение тем мотивам, которые побуждают поведение человека в соответствии с сознательно поставленными им целями.

     Наконец, в ходе онтогенетического развития возникают и те новообразования (сплав мотива и способов поведения), которые обозначаются в психологии понятием качества личности (например, ответственность, аккуратность, организованность и пр.) и которые, раз возникнув, начинают в свою очередь выполнять соответствующую побудительную функцию. Анализ внутренней структуры всех возникающих в процессе онтогенеза новообразований обнаруживает, что в их психологическую природу входит «сплав» аффективных и когнитивных компонентов, что, кстати сказать, обеспечивает и сознанию его побудительную силу. Поэтому-то в тех случаях, когда постановка цели (или принятие намерения) осуществляется чисто рациональным путем, т.е. в этом процессе не происходит «встреча аффекта и интеллекта», то не возникает и соответствующее функциональное новообразование и не осуществляется побудительная сила сознания.

     Таким образом, на основании исследований видно, что и в области аффективно-потребностной сферы поведение человека характеризует не элементарные (натуральные) потребности и влечения, а их новые опосредствованные структуры.

     По-видимому, в этом направлении шла и мысль  Выготского, когда он, поддержав  К. Левина в том, что только человек может образовывать «любые намерения», заметил, что именно эта способность отличает культурного человека от примитивного и от ребенка и что именно она «в гораздо большей степени, чем высокоразвитый интеллект, отличает человека от животного» 

     С развитием потребностей тесно связано и развитие эмоций. В некотором смысле то и другое является двумя сторонами одного и того же процесса — процесса становления аффективно-потребностной сферы.

     Первоначально переживание удовольствия (или неудовольствия, дискомфорта) возникает, как особая форма отражения степени удовлетворенности тех или иных потребностей индивида. Тем самым эмоции ориентируют индивида в его взаимоотношениях с окружающей средой, побуждают его активность и таким образом служат элементарным механизмом его саморегуляции.

     Однако  в зависимости от предмета, в котором потребность находит свое удовлетворение, а также от способа ее удовлетворения (прямого или опосредствованного) переживание изменяет свое содержание и строение. Так эмоции начинают свой путь «культурно-исторического развития». Этот процесс, как и все другие процессы развития, заключается в том, что элементарные эмоции качественно изменяются, превращаясь в сложные, специфически человеческие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные и пр.

     Этот  путь развития эмоций также предвидел  Выготский. Критикуя натуралистическую  теорию чувств, он упрекал ее сторонников  в том, что они остаются слепы  к тому факту, что в ходе развития жизни человека в его чувствах постоянно возникают новые качества и что эти качества, в своем самом существенном содержании, возникают скачкообразно и никак не могут быть поняты из простого развертывания более элементарных форм .

     Следовательно, и здесь Выготский видел тот же закон превращения элементарных (натуральных) психических процессов в новые функциональные структуры, содержание и строение которых зависит от социального опыта, которыми они опосредствуются. Поэтому, например, любовь, возникающая между данным мужчиной и данной женщиной, отличается не только от полового влечения животных, но и от любви людей, живущих в другие исторические эпохи, и от любви людей, имеющих другой индивидуальный опыт. (Недаром Стендаль описал многообразные формы этого чувства, каждая из которых отличается от другой содержанием входящих в нее компонентов и их специфическим содержанием: любовь — честолюбие, любовь — привычка, любовь и чувство собственности  и т. д.)

     Исследование  развития эмоциональной сферы человека пока еще находится в самом  начале. Но и на этом первоначальном этапе имеются данные, свидетельствующие о том, что переживание, возникающее у человека в ходе и в результате удовлетворения потребности, может приобрести для него самостоятельную ценность и таким образом само стать предметом потребности. Это приводит к многочисленным следствиям: во-первых, потребность становится «ненасыщаемой», что делает ее безграничной в своем развитии; во-вторых, возникают новые потребности (я не хочу есть, но я хочу апельсин), часто стоящие в прямом противоречии к той первичной потребности, на основе которой новая потребность возникла; и наконец, самое главное, изменяется функция переживания и его место в общей структуре личности человека.

     Переживания, чувства становятся центром душевной жизни человека, ее главным содержанием. И если элементарные эмоции служили целям саморегуляции индивида на ее натуральном (как Выготский говорит, зоологическом) уровне, то чувства человека, особенно нравственные чувства, становятся основой саморегуляции личности.

      Следовательно, исследования в духе учения Выготского развития аффективно-потребностной  сферы человека позволяют подойти к решению проблемы «встречи аффекта и интеллекта», а тем самым подойти к пониманию личности, как высшего системного образования.

     Последовательная  реализация системного подхода в психологическом анализе, опирающемся прежде всего на экспериментально добытые факты, а не на отвлеченные рассуждения, характеризует не только процесс творческой мысли Л.С. Выготского, но и сознательно проводимый им принцип научного исследования. «Преждевременное теоретизирование, — говорил он в своем докладе от 2 октября 1930 г., — я считаю ошибкой». Может быть, благодаря именно такому подходу к науке в исследованиях Выготского нас всегда поражает глубина, с которой они проникают в сущность тех реальных психических явлений, с которыми мы сталкиваемся в опыте повседневной жизни, и объясняют их. И именно поэтому его работы всегда служили и служат до сих пор практике, помогая разрешать проблемы воспитания и обучения детей, проблемы дефектологии, медицины и искусства. 
 
 

   Уважаемые магистранты! В тексте есть вопросы, следует на них ответить. И еще: попробуйте составить свое представление о теории Л.С. Выготского. 

   Вам следует обратиться к материалам: 

  1. Л.С. Выготский. История развития высших психических функций//Собр. Соч.в 6 ТТ. – Т.3/
  2. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Курс лекций (материал, раскрывающий теорию Л.С. Выготского).

Информация о работе Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы