Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:15, шпаргалка
Клиническая психология — это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Она включает следующие разделы: этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов.
По уровням внимание делится на непроизвольное и произвольное. С первым ребенок рождается, и оно осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по известному физиологическому принципу доминанты (в работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, притягивающего к себе возбуждение из других нервных центров, одновременно подавляя их). У новорожденного есть только две доминанты — пищевая и связанная с переменой положения. Позднее формируется зрительная и слуховая. В основе развития внимания в этот период (первые годы) лежит органический процесс роста, созревания и развития нервных аппаратов ребенка. Классическим примером непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс, выделяющий наиболее интенсивный, новый или биологически значимый (соответствующий потребностям организма) раздражитель и придающий всему поведению организованный характер. Произвольное внимание (это его высшая форма) качественно отлично и обусловливается социальной и культурной средой. В период своего формирования оно совершенствуется благодаря взаимодействию ребенка со взрослыми, которые кроме предметного стимула предъявляют ему и речевые стимулы, связывая одно с другим. В более или менее законченном виде произвольное внимание формируется к дошкольному возрасту (оно начинает подчиняться не только громкой речи взрослого — инструкции, но и собственной внутренней речи). Как специальное психологическое явление оно возникает тогда, когда человек ставит перед собой сознательные цели (то есть связывает деятельность не с предметом, а с целью). А это, в свою очередь, для сохранения объекта сосредоточения требует усилия воли — поддержания определенной интенсивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям. Поэтому произвольное внимание во многом является вниманием волевым. Категория, которая характеризует длительное удержание внимания на каком-то объекте, явлении или ситуации, называется бдительностью. Одним из отличительных аспектов произвольного внимания является то, что оно способно ориентироваться как на прошлое, так и на будущее (в форме сознательного ожидания вероятного события). По данным физиологии, изменения, вызванные речевой инструкцией, окончательно формируются к 12-15 годам.
Внимание характеризуется: 1) устойчивостью (длительным сохранением интенсивности, концентрированности), в норме подверженной непроизвольным колебаниям; 2) быстротой переключения (переходом от одной деятельности или операции к другой) 3) распределенностью (характеризуемой успешностью одновременного выполнения двух или более деятельностей). К содержательным характеристикам внимания относится его предметность (обязательная направленность на реальный или воображаемый предмет или явление) и ограниченность (конечное число элементов, одномоментно вовлекаемых в психический процесс). В силу того, что ослабление внимания, снижение его объема, нарушение концентрации, повышенная истощаемость и резкие колебания свойственны любому больному человеку независимо от локализации поражения мозга, долгое время считалось, что расстройства внимания не имеют локального значения и их анализ не может быть использован в нейропсихологической диагностике. Вопреки этому мнению, в последнее время принято выделять два самостоятельных типа нарушений внимания.
Первые — модально-
Поэтому при известной общности проявлений, модально-неспецифические нарушения обнаруживают некоторые различия в зависимости от уровня поражения. Продолговатый и средний мозг — появляется быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания (постепенно увеличивается латентный период и число ошибок при серийных математических действиях). Сосредоточение облегчается при наличии заинтересованности или при усилении мотивации, возможна компенсация дефекта сопровождением действий громкой речью, что иллюстрирует у таких больных относительную сохранность произвольного уровня внимания. Диэнцефальные отделы и лимбические структуры — нарушения внимания возникают в более грубых формах — больные вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности. Компенсация почти невозможна, поскольку на этом уровне (опухоли в области таламуса и гипоталамических структур, третьего желудочка, лимбической коры) доминирует ослабление произвольной регуляции. В ряде случаев подобная патология сочетается с нарушениями сознания и памяти. Медиобазальные отделы лобных и височных долей — также преимущественно страдают произвольные формы внимания, но при одновременном усилении непроизвольных. Это так называемые «лобные» больные, характеризующиеся «полевым поведением» — чрезвычайной бесконтрольной реактивностью на все стимулы, обусловленной растормаживанием элементарных форм ориентировочной деятельности. Если такие больные не могут перевести взор по инструкции, но сопровождают взглядом движущийся объект, то это является признаком крайней степени нарушения произвольного контроля за действиями. Речевая стимуляция к улучшению результата не приводит.
Вторые — модально-
Зрительное внимание — симптом расстройства фиксируется при изучении полей зрения. Больной способен зарегистрировать лишь один из двух стимулов, одновременно предложенных в правое и левое поля зрения, но при их поочередном предъявлении разницы в их предпочтении не обнаруживается. Это связано с повышенной нагрузкой на зрительный анализатор, что, в частности, может проявляться и при просмотре сюжетных картинок с большим числом деталей (как правило, не замечается левая часть картинки или один из левых углов). Такая симптоматика является начальным признаком поражения задних отделов правого полушария и позднее «прорастает» в гностические расстройства. Слуховое внимание — дефекты обнаруживаются в экспериментах с дихотомическим прослушиванием (при одновременном предъявлении через телефоны двух слов в два уха). В норме здоровый человек лучше слышит вербальный материал правым ухом на 10-14 % (эффект правого уха). При локальных поражениях независимо от стороны разница возрастает до 50-60 %. Иногда звуки, адресуемые одному уху, вообще не воспринимаются. Тактильное внимание — больной с закрытыми глазами не замечает двойной тактильной стимуляции одинаковой интенсивности при прикосновении к двум сторонам тела или двум конечностям (например, касания двух кистей рук). Сравнительно чаще больной игнорирует прикосновение к левой руке, что типично для поражения правой теменной доли. Двигательное внимание — при просьбе выполнить координированные движения двумя руками, больной сперва правильно выполняет инструкцию, но затем одна рука (как правило, левая у правшей) замедляет движения, а позднее совсем отстает. На вопрос о правильности своих действий больной отвечает утвердительно. Такие расстройства характерны для поражений передних отделов больших полушарий — премоторных и префронтальных зон с вовлечением базальных ядер. Интеллектуальное внимание — его изменения связаны с поражением коры лобных долей.
23. Нарушение мышления. Виды, диагностические методики.
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. Разработка проблемы мозговой организации мышления зависит от взглядов на то, что такое мышление как психическая функция и каковы общие принципы соотношения психических функций с мозгом.
В научной психологической
Принципиальным
Вопреки гипотезе о неспецифичности поражений мозга, вызывающих изменения мышления, было показано, что они имеют столь же локальные предпосылки, как и нарушения других познавательных процессов. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушений интеллектуальной деятельности.
Левая височная область — на фоне
сенсорной или акустико-мнестической
афазии грубо нарушаются те смысловые
операции, которые требуют постоянного
опосредующего участия речевых связей.
Эти трудности возникают и в неречевых
операциях, если требуется удерживать
в памяти вербальный материал. У данных
больных при сохранности непосредственного
понимания наглядно-образных и логических
отношений нарушена способность выполнять
последовательные дискурсивные (основанные
на логических звеньях) вербальные операции.
Частичная компенсация этого мыслительного
дефекта возможна только с опорой на зрительные
образы. Теменно-затылочные отделы — выпадение
оптико-пространственного фактора приводит
к дефектам пространственного анализа
и синтеза отдельных элементов в группы.
Можно сказать, что здесь страдает гностическая
сторона интеллектуальной деятельности.
Возникают трудности там, где при решении
интеллектуальных задач необходимо выделение
наглядных признаков и их пространственных
отношений (например, при тестировании
по методике «Кубики Коса» распавшиеся
элементы модели не обретают соответствия
целостной конструкции). В основе нарушений
восприятия и опознания предметов, актуализации
образов-представлений лежит дефект вычленения
их существенных сторон и качеств. При
этом намерение выполнить задачу и понимание
общего смысла остается относительно
сохранным. Аналогичные трудности возникают
и при решении арифметических задач, где
первичная акалькулия (непонимание сути
математических операций) обусловлена
и сопровождается непониманием определенных
логико-грамматических конструкций, отражающих
пространственные и «квазипространственные»
отношения, предложенные в условиях. Премоторные отделы левого полушария
— при их повреждениях страдает временная
организация всех психических актов, включая
и интеллектуальные, что выражается в
изменениях динамики мыслительного процесса.
Нарушается свернутый, автоматизированный
характер интеллектуальных операций,
свойственный взрослому здоровому человеку.
Эти нарушения входят в вышеописанный
синдром динамической афазии — инертности,
замедленности процесса понимания речи,
особенно ярко проявляющийся при предъявлении
длинных фраз со смысловыми инверсиями
(перестановками) или трудностями. В качестве
механизма, опосредующего эти нарушения
понимания, выступают нарушения внутренней
речи — развертывания речевого замысла
и процесса свертывания речевых структур,
необходимых для понимания общего смысла
текста. При решении арифметических задач
и при выполнении серий графических проб
появляются стереотипные ответы. Пространственные
операции и понимание логико-грамматических
конструкций сохранены. Лобные префронтальные отделы —
их поражения сопровождаются нарушениями
интеллектуальных процессов в широком
диапазоне — от бессимптомных случаев
до грубых дефектов: нарушения порождения
мыслительной деятельности, аномалии
организации, программирования, а также
регуляции протекания мышления. Первая
стадия интеллектуальной деятельности
— формирование ориентировочной основы
поведения у таких больных либо полностью
выпадает, либо резко сокращается. Больные
не сопоставляют элементы задачи или фрагменты
проблемной ситуации, не могут сформулировать
гипотезу, они импульсивны, выполняют
случайные хаотичные действия, не сличая
их с исходными целями. Эти нарушения наблюдаются
в вербально-логической и в невербальной
деятельности. Процесс наглядного мышления
при разглядывании сюжетных картин заменяется
на угадывание смысла по случайно зафиксированному
фрагменту. Именно нарушения смысла, возникающие
при поражении лобных долей, являются
существенным фактором регистрируемых
дефектов мышления. Целенаправленное
сознательное поведение у таких больных
дезинтегрируется и заменяется более
простыми формами и инертными стереотипами
(например, больной закуривает свечу, вместо
того, чтобы ее зажечь, и т. п.). В сложных
жизненных ситуациях нарушения могут
носить более замаскированный характер
и внешне выглядеть как рассеянность или
чудачество. Медиобазальные отделы лобной области
— дефекты интеллектуальной деятельности
сводятся к импульсивности в решении задач,
которая нарушает в первую очередь ориентировочно-
Условиями, способствующими потере
программ поведения даже в норме,
являются сильные отвлекающие
При подходе к процессам мышления
с позиции межполушарной
Специального анализа требуют случаи дефектов интеллектуального развития, возникших на почве врожденной или приобретенной в первые годы жизни патологии со стороны анализаторных систем. По закону иерархического строения, формирование высших психических функций не может быть полноценным, если исходно затронуты участки ЦНС, отвечающие за элементарные, базовые психические процессы. Специфика подобных дефектов, формы и методы их компенсации являются предметом рассмотрения специальных наук, работающих на стыке педагогики, психологии и медицины — сурдо- и тифлопедагогики, логопедии и др.
Нарушения умственного развития при диффузных поражениях мозга. Помимо дефектов мышления, связанных с поражением основных анализаторных систем в раннем детстве или локальными поражениями мозга в более зрелые годы, существует большая группа «интеллектуальных» симптомов, обусловленных диффузными поражениями, вызываемыми широким спектром факторов. К ним относятся генетические отклонения, родовые и дородовые травмы, перенесенные в детстве тяжелые инфекции и их осложнения, менингиты (G00), энцефалиты (G04), интоксикации и ряд других отрицательных экзогенных и эндогенных обстоятельств. Так или иначе, все они приводят к образованию дефекта мозгового вещества и изначально нарушают нормальное функциональное и личностное развитие ребенка. Специфика возникающих последствий связана с преимущественным поражением тех или иных мозговых систем в период их интенсивного становления, из-за чего патологический эффект в значительной степени может нивелироваться за счет возрастного типа реагирования. Наиболее распространенным последствием влияния указанных патогенных факторов оказывается врожденная или приобретенная в раннем детстве умственная отсталость (F70-F79) различной степени, что выражается в форме общего психического недоразвития, касающегося в первую очередь наиболее дифференцированных, фило- и онтогенетически молодых функций мозга. Фактически в процесс недоразвития в разной степени вовлекаются все уровни работы мозга — эмоциональность, моторика, восприятие, память и внимание.