Изучение детско–родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить детско – родительские отношения у подростков с умственной отсталостью и определить пути коррекции этих отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
2. Подобрать методики для изучения детско – родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
3. Исследовать детско – родительские отношения у подростков с умственной отсталостью.
4. Составить диагностическую программу, направленную на выявление уровня детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
5. Апробировать диагностическую программу, сформулировать выводы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детско – родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
1.1. Психологические особенности личности подростков
1.2.Психологические особенности личности подростка с умственной отсталостью
1.3. Характеристика детско-родительских отношений
1.4.Характеристика детско-родительских отношений в семье, имеющей ребёнка с умственной отсталостью
Глава 2. Экспериментальное изучение детско-родительских отношений в семьях, имеющих подростков с умственной отсталостью
2.1. Организация эксперимента и методики изучения детско – родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
2.1.1. Тест «Кинетический рисунок семьи»
2.1.2. Тест «Семейная социограмма»
2.1.3. Методика Рене Жиля
2.1.4. Методика «Лесенка для детей» (В.В.Ткачёва)
2.1.5. Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин)
2.2. Анализ результатов изучения детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
2.2.1. Данные и результаты оценки внутрисемейных взаимоотношений, полученные с помощью теста «Кинетический рисунок семьи»
2.2.2. Данные и результаты оценки детско-родительских отношений, полученные с помощью методики «Семейная социограмма»
2.2.3. Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики Рене Жиля
2.2.4. Данные и результаты оценки детско-родительских отношений, полученные с помощью методики «Лесенка для детей»
2.2.5. Данные и результаты оценки родительского отношений, полученные с помощью опросника родительского отношения
2.3. Коррекционно – развивающая работа направленная на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теория диплома.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

В зарубежной и  отечественной литературе имеются  работы, в которых рассматриваются  стадии адаптации к стрессу семьи, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью. В работе Багдасарьян И.С. рассматриваются классификации следующих авторов: А.О.Росс полагает, что семья, имеющая ребёнка с проблемами в развитии, переживает две основные фазы кризиса: первая фаза - непринятие факта нарушения развития, которое проявляется в виде шока или отрицания существования проблемы, а затем вторая фаза - приспособление к пониманию происшедшего и его принятие [29].

А.А. Бодалёв, по данным исследований выделяют три основные стадии: первая стадия - эмоциональной дезорганизации, здесь у родителей больных детей наблюдаются аффективно-шоковые реакции; вторая стадия - реинтеграции, в период которой возможна более реалистичная оценка стрессовой ситуации родителями; для третьей стадии характерна зрелая адаптация, т. е. и мать, и отец адекватно оценивают ситуацию [30].

О.Б.Чарова описывает  некоторые особенности возникновения  первой фазы кризисного состояния родителей, выделяемой многими авторами: отрицание  факта нарушения развития; вытеснение факта нарушения развития; сохранение иррациональных надежд; «вера в чудесное исцеление»; поиск «козла отпущения»; обвинение супруга как наследственное объяснение происшедшего; рассмотрение ситуации как наказания, как «божьей кары» за собственное поведение и нежелательной беременности [38].

Вторая фаза характеризуется ослаблением чувства печали, усилением интереса к окружающему миру, готовностью решить проблему, попыткой рассматривать проблемы семьи и ребёнка адекватно.

Е.А.Савина приводит схему четырёх фаз:

Первая  фаза характеризуется состоянием растерянности. Родители не в состоянии принять случившееся. Возникшее чувство вины и собственной неполноценности, шоковое состояние трансформируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза.

Во  второй фазе отрицание дефекта выполняет защитную функцию, направленную на сохранение определенного уровня надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, который способен разрушить существующий ранее жизненный сценарий. Это неосознаваемое стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги. Крайним проявлением этой фазы является отказ родителями от обследования ребёнка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Данная фаза «негативизм - отрицание» недолговременна по продолжительности, и по мере того как начинается принятие диагноза и осознание его смысла, родители входят в третью фазу, характеризующуюся депрессионными состояниями, связанными с пониманием истины. Эта фаза получила название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, следствием отсутствия у него положительных изменений, несоциализируемости ребёнка вследствие его психического и физического дефекта.

Четвёртая фаза обозначает начало социально-психологической адаптации (зрелой адаптации) всех членов семьи, когда родители в состоянии оценить правильную ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами самого ребёнка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами. Показателями адаптации являются следующие признаки: уменьшение переживания печали; усиление интереса к окружающему миру; появление готовности активного решения проблемы с ориентацией на будущее [29].

Н.Ю. Синягина говорит о различном восприятии ребёнка с отклонениями в развитии родителями и выделяет четыре группы семей:

  • семьи, которые реагируют на появление аномального ребёнка возникновением специфических проблем;
  • семьи, где присутствие такого ребёнка сопровождается частыми семейными конфликтами;
  • семьи, где интрапсихический конфликт, обусловленный рождением аномального ребёнка, происходит на невротическом, или на психопатическом уровне;
  • семьи, которые почти полностью разобщены, изолированы от общества.

По мнению автора, все родители этих 4 групп нуждаются  в психологической помощи [31].

В.В. Ткачёва  выделяет следующие кризисные состояния:

  • неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная «нормальная» жизнь.
  • известность, определённость. Противоречие между пониманием проблемы на рациональном уровне и её отрицание на уровне эмоций и чувств;
  • агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных вспышек, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир;
  • активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Это либо поиск медицинского «светила», либо чудесное исцеление через Бога;
  • депрессия. Возникновение состояния безысходности, в связи с неуспешностью на предыдущем этапе;
  • принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни;
  • активизация. Активное построение и осуществление жизненных планов;
  • солидарность. Объединение в группы с другими родителями, имеющими аналогичные трудности [34].

Исследования  Э.Г. Эйдемиллер указывают на то, что  отцы иногда сильнее, чем матери чувствуют  свою ущербность перед обществом из-за дефекта у их ребёнка. Исследователи в своих работах показали, что большинство отцов реагируют на рождение аномального ребёнка скорее психологическим отказом от него [41].

Е.М. Мастюкова  провела клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих аномальных детей. Было выделено две основные группы.

Матери первой группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. Известие о болезни ребёнка у  них вызвало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Вину за случившееся они брали на себя. Иногда их посещали мысли о суициде. Наблюдалось нарушение сна, усиление депрессии. Таким образом, у матерей формировалось стойкое субдепрессивное настроение, часто сопровождающееся слезами и тревожными опасениями за настоящее и будущее ребёнка. У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по незначительному поводу возникали вспышки гнева, а затем приступы раскаяния. В соматике отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебания артериального давления. При длительности психотравмирующей ситуации в семье, личностные особенности матерей претерпевали некоторые изменения. Женщины теряли интерес к окружающему и т. д. Они становились несколько спокойнее, но и безразличнее.

Для женщин второй группы были характерны меньшая активность, стремление к уединению, небольшой круг общения. Матери не представляли в полной мере всей тяжести состояния ребёнка. Сообщение о сущности нарушения принимали достаточно спокойно, причём в болезни ребёнка обвиняли исключительно медицинский персонал. Со временем матери осознавали истинное положение, в котором оказались, складывалась тенденция действий на настоящее, не строить планы на будущее. У многих из них наблюдались депрессивные состояния: ухудшалось настроение, появлялись приступы отчаяния [20].

В.Д.Никулина в  своей работе, направленной на изучение формирования сотрудничества родителей  с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии выяснила, что особенности поведения ребёнка обуславливают отношение родителей к нему в процессе обоюдного взаимодействия. У многих родителей отмечается неумение создавать ситуацию совместной деятельности, несформированность потребности в общении, неэмоциональное взаимодействие, неадекватные позиции по отношению к ребёнку. У родителей проявляется неуверенность в процессе воспитания и несформированность чувствительности по отношению к ребёнку, чем больше выражено отставание в психофизическом развитии, тем более опекаемым становится ребёнок, а поведение близких - всё более директивным [22].

С.М. Хорош указывала  на то, что в тех семьях, где  имеется ребёнок с нарушением в развитии, особенно чётко проявляются  неадекватность, ригидность и сиюминутность  детско-родительских отношений, т. е. всё, что происходит в семье, связано непосредственно с сегодняшними проблемами жизни ребёнка. В семье с нормально развивающимися детьми, напротив, наблюдаются адекватность, прогностичность в оценках происходящего, направленность на завтрашний день, на будущее ребёнка [37].

Ткачева В. В., выделила три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях данной категории: психологический, социальный, соматический [32].

На психологическом  уровне у матери ребёнка наблюдается  стресс, имеющий пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.

На социальном уровне семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребёнка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы.

На соматическом уровне возникает патологическая цепочка заболевание ребёнка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания матери [33].

Отечественные исследователи Э. Г. Эйдемиллер, В.П.Юстицкий, Т. М. Мишина считают, что с ростом и развитием ребёнка в семье  возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы. Рождение аномального ребёнка является сильным потрясением для родителей и трудно оценить степень его воздействия на них. Психическая травма, шоковое состояние, депрессия могут изменить взаимоотношения родителей друг с другом и с близкими членами семьи. Данная психологическая ситуация часто ставит вопрос о трансформации семейных отношений. Известно, что в любой семье, где есть ребёнок с теми или иными нарушениями, имеет место «искаженный брак» [41].

По мнению Никулиной  В.Д., появление в семье ребёнка  с проблемами в развитии, отрицательно сказывается на её жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, что  приводит к дезорганизации и реорганизации  роли родителей [22].

Другие отечественные авторы (Cавина Е.А., Чарова О.Б.) указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребёнка с тяжёлым нарушением развития. По данным Р. Ф. Майрамяна 24,5 % обследованных семей с умственно отсталым ребёнком распадались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребёнка [30].

Таким образом, анализ литературы показал, что исследованию семей, имеющих аномально развивающихся  детей посвящено сравнительно немного  работ. В связи с этими проблема исследования взаимодействия родителей и ребёнка с ограниченными возможностями является актуальной.

 

 

Глава 2. Экспериментальное изучение детско-родительских отношений в семьях, имеющих подростков с умственной отсталостью

 

 

2.1. Организация эксперимента и методики изучения детско – родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

 

Исследование  проводилось на базе Краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Для изучения процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье была выбрана группа испытуемых 12-13 лет в количестве 12 человек, из них 4 девочки  и 8 мальчиков. Дети обучаются в 6 классе. Диагноз детей - олигофрения в лёгкой степени.

С целью изучения детско – родительских отношений у подростков с умственной отсталостью нами были использованы следующие методики.

 

2.1.1. Тест «Кинетический рисунок семьи»

 

Умственно отсталым детям не всегда доступен сложный  анализ семейных отношений и осознание  собственного места в структуре  семьи. Графические методы для данной категории детей вполне доступны.

«Кинетический рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

Графический тест «Кинетический рисунок семьи» удобен в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога  с ребёнком.

Цель: изучение чувств ребёнка к членам семьи, определение значимых и отвергаемых членов семьи, оценка особенностей восприятия переживание ребёнком отношений в семье.

Интерпретация делится на три части:

  • анализ структуры рисунка;
  • анализ особенностей графических презентаций членов семьи;
  • анализ процесса рисования.

Материал: лист А-4, простой карандаш, ластик

Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты».

 

2.1.2. Тест «Семейная социограмма»

 

Цель: изучение положения ребёнка в системе детско-родительских отношений и определение структуры и характера коммуникации в семье.

Информация о работе Изучение детско–родительских отношений у подростков с умственной отсталостью