Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:08, шпаргалка

Краткое описание

Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые в начале 60-х гг. XX в. под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям — фрейдизму и бихевиоризму. В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Психология личности_концепция Маслоу.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

В этой замечательной книге А. Маслоу предстает перед нами в качестве не только профессионалапсихолога, но и современного мыслителягуманиста, озабоченного самым широким кругом общечеловеческих и общекультурных проблем проблем, от которых зависит новое видение возможностей и судьбы человечества, мыслителя, органично обращающегося в своем творчестве к извечным вопросам, традиционно числимым по ведомству философии человека, или философской антропологии. При этом он обращается к этим вопросам не в целях поиска готовых ответов у других мыслителей, а с предложением собственных решений, вытекающих из существа и духа гуманистической психологии. Ибо, с точки зрения А. Маслоу, именно психология развития и самоактуализации не только в состоянии, но и должна дать истинный (научный) ответ на эти вопросы и тем самым придать всем своим построениям полнообъемный и завершенный характер1.

Хотя "Психология бытия " не представляет собой последовательное, единое и  систематизированное изложение теоретикометодологических взглядов автора, тем не менее этой работе свойственны определенные полнота и связность, позволяющие с достаточной степенью достоверности судить об обоснованности и продуктивности выдвинутых идей и теоретических построений. Было бы совершенно излишним их систематизировать и даже перечислять, хотя нетрудно обнаружить среди них идеи самые разные по смыслу и значению: предметные и метапредметные, теоретические и методологические,

76

общие и частные, ключевые и второстепенные. Но есть среди них по крайней мере одна, к которой так или иначе сходятся все линии авторских рассуждений. С нее фактически начинается эта книга, к ней всякий раз обращается автор для пояснения и обоснования всех других своих содержательных идей, ее он отрабатывает и шлифует на протяжении всего текста книги. Это идея, лучше сказать концепция, внутренней природы человека.

Центральное значение этой концепции  в "психологии развития и самоактуализации " определяется тем, что именно она  вводит, описывает и обосновывает ее основные теоретикометодологические схемы: предметноонтологическую, научнообъяснительную и операциональнодейственную. Другими словами: а) именно безусловное бытие внутренней природы человека полагается в качестве исходной предпосылки этой психологии, б) жизнь в согласии с внутренней природой рассматривается как причина психического здоровья, а соответственно, ее подавление и отрицание как причина болезней личности (психопатологии), в) наиболее продуктивный способ обретения здоровья, успеха и счастья предоставление внутренней природе возможности управлять всей жизнью человека.

Все остальные идеи и замыслы  автора (личности, развития, самоактуализации, пиковых переживаний, потенциала, истинной иерархии ценностей и т.п.) так  или иначе имеют в виду эту концепцию: развивают ее положения или опираются на них. Поэтому анализ строения, смысла и значения концепции внутренней природы человека позволяет понять как сильные, так и слабые стороны и гуманистической психологии, и подхода А. Маслоу к проблемам современной психологии, истоки и источники его представлений о человеке и обществе2.

САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ

Представление о внутренней природе  человека играет ключевую методологическую роль в концептуальных построениях  психологии развития и самоактуализации потому, что оно служит исходным основанием и является важнейшим теоретическим обоснованием содержания понятия "личность ". В плане же онтологическом именно вокруг внутренней природы как некоего центра "стержня ", "сердцевины ", "самости " выстраивает А. Маслоу структуру полноценной, самоактуализирующейся личности, на категориальном перекрестке Бытия и Становления, Безопасности и Развития, синтезируя и снимая их исходную абстрактную противоположность и внеположность.

Именуя свою психологию психологией Бытия и противопоставляя ее психологии Дефицита, он стремится представить их как две ступени, две стадии развития человека и его личности, в которой высшая стадия преодолевает и снимает в себе стадию низшую, будучи не в состоянии без нее и помимо нее претвориться в действительное Бытие. Ибо ликвидация дефицита (удовлетворение потребностей в дефиците) предотвращает болезнь, а стремление человека к развитию (удовлетворение потребностей в развитии) делает его здоровым.

Для А. Маслоу личность не вещное бытие, а единство реального и потенциального, где потенциальное есть такое бытие возможного, в котором оно тождественно становлению. Причем становление личности есть становление ценностное движение к высшему идеалу (в качестве которого выступает, в конечном итоге, сама же личность, но только полноценная, всесторонне реализовавшая себя). Ибо "человеческому существу, чтобы жить... необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций или любовь " [1; 250]. Необходимость идеального начала

77

для полноценной человеческой жизни  у А. Маслоу это учет тех "богоподобных качеств " человека, которые не принял во внимание З. Фрейд, возводя здание своей психологии.

Такое аксиологически нагруженное становление и есть развитие личности, или самоактуализация: возникающая у здоровых людей постпотребностная (т.е. на базе удовлетворения основных дефицитных потребностей) "непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности " [1; 49].

Согласно А. Маслоу, человек как личность, так сказать, обречен на это движение вперед, на развитие всех и каждого субаспектов самоактуализации, на самосовершенствование, ибо "в человеческом существе живет сила, которая толкает его к единству личности, к спонтанной экспрессивности, к полной индивидуальности... " [1; 193].

Процесс самоактуализации, с внутренней стороны приводящий к единству и  интегративности, экспрессивности  и индивидуальности, многосторонности и синергийности и т.п., со стороны  внешней есть в то же самое время обретение личностью основных положительных ценностей (доброты, честности, мужества, любви, бескорыстия и т.д.)3.

Эти всеобщие и общечеловеческие ценности становятся достоянием только полноценно развитой личности, ибо они сами, в свою очередь, не являются вещными и не даны человеческому индивиду внешним образом. Они закономерный результат и плод его собственного саморазвития в качестве личности, т.е. такого развития, в котором каждая личность является, в определенном отношении, и своим собственным замыслом (проектом), и основным детерминантом его воплощения. 

Самостоятельность и, следовательно, относительная самодостаточность  личности предполагает ее относительную  независимость от внешнего окружения. В то же время такая независимость  от внешнего мира означает, по выражению А. Маслоу, не отсутствие уважения к его "требовательному характеру ", а возможность установления с ним таких отношений, которые выстраивались бы в соответствии с планами и желаниями самой личности. Самостоятельность и самодостаточность, спонтанность и гомономность личности А. Маслоу назвал психологической свободой и противопоставил ее свободе географической4.

Такая психологическая свобода приводит к установлению новых отношений  с обществом и, в частности, с  той общностью, с которой человек оказывается связан самими фактами рождения и происхождения. Эти отношения "подлинной личности " позволяют ей самоопределиться и дистанцироваться от конкретной цивилизационной и культурной определенности и стать в большей мере членом рода человеческого, нежели локальной и частной общности. Другими словами, личностное развитие сочетает в себе индивидуализацию и универсализацию как две непременные тенденции.

От  чего же зависит и чем определяется личностное развитие, та самоактуализация, в процессе которой рождается полноценная и всесторонняя личность, ибо А. Маслоу хорошо известно, "что тенденция развития в направлении полноценности и здоровья не является единственной тенденцией человеческого существа... в том же самом человеке мы можем также обнаружить стремление к смерти, страх, склонность к уходу в глухую защиту и к регрессу и т.п. " [1; 194]? Ответом на подобный вопрос и является концепция внутренней природы человека.

Хотя  эта концепция и играет ключевую роль в теории самоактуализирующейся  личности, в "Психологии бытия " содержатся несовпадающие, а иногда и трудно совместимые

78

представления о "природе " внутренней природы. Эти расхождения обусловлены, с  одной стороны, изменением (развитием) самих взглядов А. Маслоу, а с другой незавершенностью, открытым характером концепции, далекой от какоголибо систематизированного изложения. Для того чтобы сделать эти расхождения более зримыми и выпуклыми, мы (огрубляя и схематизируя) выделим и сгруппируем основные положения концепции внутренней природы человека в две хотя и связанные, но различные модели (1 и 2).

ВНУТРЕННЯЯ  ПРИРОДА И ЛИЧНОСТНАЯ ПОЛНОЦЕННОСТЬ

Первоначальной, а в известном смысле и основной, трактовкой сути внутренней природы  является ее трактовка как неизменного  и автономного начала человеческой индивидуальности и личности (модель 1).

Как мы уже отмечали выше, признание  безусловности существования такой  внутренней природы у каждого  или в каждом человеческом существе является первой предпосылкой психологии развития и самоактуализации. Чтобы  подчеркнуть эту безусловность внутренней природы, А. Маслоу часто характеризует ее естественной, изначальной, подлинной, врожденной, биологической, наследственной, неизменной. Все эти атрибуции внутренней природы коррелятивны ее принципиальной познаваемости, причем сугубо научными (даже естественнонаучными, т.е. натуралистическими), объективными методами. А. Маслоу пишет: "Мы можем, в принципе, создать описательную, натуралистическую науку о человеческих ценностях; вековое представление о взаимоисключаемости "того, что есть " и "того, что должно быть " отчасти неверно; мы можем изучать высшие ценности или цели человеческих существ точно так же, как мы изучаем ценности муравьев, лошадей или деревьев, или, если хотите, марсиан. Мы можем открыть (а не создать или изобрести) ценности, которые избирает человек, к которым он стремится, за которые он борется, когда он становится лучше, и которые он утрачивает, когда "заболевает " " [1; 207].

Именно  этот исходный и принципиальный натурализм (который А. Маслоу корректирует и смягчает при обосновании и теоретическом развертывании понятия внутренней природы) и должен быть отмечен в качестве изначальной мировоззренческой и методологической установки автора психологии развития и самоактуализации. Отсюда постоянное акцентирование биологической принадлежности внутренней природы человека.

Но  это не ординарный, а своего рода этический натурализм, в силу которого внутренняя природа человека выступает  в роли, с одной стороны, нерукотворного и внесоциального (квазибиологического) начала, а с другой своеобразного неизменного эталона человеческого и человечного: " "Сердцевина " человека должна быть в какойто мере наследственной, иначе во всех остальных аспектах возникает слишком много путаницы... Мы не можем одновременно стоять на позиции биологов и на позиции социологов. Мы не можем утверждать, что цивилизация все определяет и за все отвечает, и в то же самое время говорить о том, что человек обладает врожденной природой. Одно не совместимо с другим " [1; 200201].

Внутренняя  природа человека недаром именуется природой: это не просто следование за расхожим термином, а свидетельство намерений и установок автора. За ним стоит как подразумеваемое, так и явное противопоставление природного и социального и апелляция к содержанию категории природы как субстанции causa sui самодостаточного, замкнутого и самопричинного бытия (натурализм). Но использование категории природы "в чистом виде " по отношению к человеческому бытию здесь невозможно, ибо оно раз и навсегда оставило бы его в "царстве природы ", а для А. Маслоу как последовательного гуманиста и для всей гуманистической психологии принцип личности и ее автономности так же свят, как и натурализм. Поэтому между внутренней природой человека и человеком полагается изрядная дистанция, выводящая человека, личность за пределы природы вообще и внутренней природы в частности.

А. Маслоу помещает внутреннюю природу  в свою конструкцию самоактуализирующейся  личности и человека как такового в, так сказать, ослабленном виде: "Эта 

79

внутренняя  природа не так сильна и ярко выражена, как инстинкты животных. Она слаба и уязвима и поэтому легко становится жертвой привычки, давления цивилизации и неадекватного отношения " [1; 27]. Человек, в отличие от животных подлинных детей природы, способен действовать и наперекор, и вопреки своей собственной природе. Чтобы стать действенной, активной в человеке, его внутренняя природа нуждается в осознании и санкции со стороны более высокой личностной инстанции. А. Маслоу выделяет даже особый элемент, или тип сознания, функцией которого является рефлектирование человеком своей собственной внутренней природы: "В сознании есть и другой элемент или, если хотите, существует другой тип сознания, который, в большей или меньшей степени, всем нам присущ. Это и есть внутренне присущее нам сознание. Основой его является бессознательное и предсознательное восприятие нашей собственной природы, нашей судьбы, или наших способностей, нашего призвания в жизни " [1; 30].

Другими словами, внутренняя природа человека это не та природа, которая действует "сама по себе " и "для себя ", это природа, которая скромно напоминает человеку о себе не всегда различимыми "голосамиимпульсами ", природа, к которой надо прислушиваться и которую человек может игнорировать. Скорее она напоминает природу, ассимилированную человеком; говоря методологическим языком, это не естественная, а скорее оестествленная природа. Она природа скорее по своему генезису, а не по статусу.

Правда, игнорирование голосов внутренней природы отнюдь не безопасно, так  как вызывает болезни личности, ибо именно внутренняя природа есть подлинное начало человека (аутентичная самость), и только обращаясь к ней, можно найти ответы на извечные вопросы о том, "чего ты на самом деле хочешь, а чего нет, на что способен, а на что нет и т.п. " [1; 232].

Чтобы обосновать свою точку зрения на реальность и подлинность внутренней природы  человека, А. Маслоу должен был ответить на целый ряд вопросов. Что в  ней есть такого, в отличие от человека в целом, что делает ее концентрированным  и истинным выражением человеческого начала в человеке? В чем причина и каково значение дистанцированности между человеком и его внутренней природой? Почему, вопреки наличию такого гаранта подлинности в себе самом, человек способен поступать вопреки своей собственной природе и зачем он это делает? И т.д. и т.п.

Ответы А. Маслоу на эти и им подобные вопросы необходимо были связаны  с тем, что сами его усилия и  замысел создания новой психологии возникли не на пустом месте, а имели в виду определенные научные традиции и были направлены на их развитие и преодоление как непременной своей основы и отправной точки. Он пишет: "Я думаю, что сейчас у нас есть возможность приступить к формированию нового взгляда на человеческую природу как целостную, единую, сложную психическую систему (несмотря на то что в значительной мере этот взгляд представляет собой реакцию на ограниченность ... бихевиоризма (или ассоцианизма) и классического психоанализа Фрейда) " [1; 230]. Наиболее явственно прослеживаются в новой психологии мотивы и построения, связанные с именем З. Фрейда. Да это и неудивительно, ибо для А. Маслоу его работа не отрицает, а лишь дополняет работу З. Фрейда, создавшего психологию болезни, "психологией здоровья ". Пересматривая и дополняя одни взгляды З. Фрейда, А. Маслоу явно и неявно сохранял в неприкосновенности другие.

Информация о работе Гуманистическая теория личности А. Маслоу