Готовность к школе ребенка-аутиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 05:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение готовности к школе ребенка-аутиста.
Объектом исследования является школьная готовность.
Предметом исследования являются компоненты школьной готовности ребенка-аутиста.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.47 Кб (Скачать документ)

И в то же время имеется  большая группа детей-аутистов, обнаруживающих явную интеллектуальную недостаточность. De Myer с сотрудниками (1974) приводит данные о низком IQ (меньше 51) у 75% обследованных детей с РДА. По данным В. Е. Кагана, уровень интеллектуального развития большинства детей с РДА занимает промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью. По катамнестическим данным L. Eisenberg, L. Каnnпеr (1966), разная степень умственной отсталости выявляется в 2/3 наблюдений.

Лебединской К.С. и Никольской О.С. было проведено исследование особенностей интеллектуального развития детей-аутистов, которое показало следующие результаты:

Интеллектуальное развитие аутичных детей первых двух лет жизни имеет свои особенности, отражающие специфику дизоктогенеза по типу искажения: западение одних сторон и нередко ускорение формирования других.

22% аутичных детей производили на окружающих впечатление умственно отсталых. Диагностическая квалификация их интеллекта варьировала от тяжелой задержки психического развития до имбецильности. Диагноз особой умственной отсталости в более старшем возрасте нами установлен в 21%. В 6% наблюдений, где имелись накопления диспластических стигм, судорожные припадки в анамнезе, в трех случаях — наличие фрагильной х-хромосомы, отмечались, скорее, некоторые органические включения в структуру интеллекта, в целом типичную для РДА. Это проявлялось в органической истощаемости внимания, инертности психических процессов, определенной слабости памяти. По-видимому, эти проявления можно отнести за счет либо «органического плюса», либо в случае фрагильной х-хромосомы — предположительного варианта «органического аутизма».

В наблюдениях, где на первых годах жизни диагносцировалась умственная отсталость, речь чаще шла об аутичных детях, наиболее отрешенных от окружающего: не говорящих, не умеющих себя обслуживать. Но как раз у этих детей наиболее часто уже при рождении отмечаются необычная выразительность лица, «осмысленный, умный взгляд», на первом году — «созерцательность» в выражении лица, утонченность черт («лицо принца»).

Однако наблюдательных родителей  нередко ставили в тупик эпизоды, свидетельствующие о сообразительности  ребенка, считавшегося глубоко умственно  отсталым. Один из них мог «случайно» завернуть кран, если вода начинала переливаться через край; другой, находясь на руках матери, неожиданно нажимал нужную кнопку лифта; третий тянул ее руку к шнуру, включающему свет, и т. д.

Аутичные же дети, не полностью отрешенные от окружающего, демонстрировали ряд особенностей интеллекта, характерных для этой аномалии развития.

Это прежде всего контраст между ранним развитием абстрактно-логических и выраженным запаздыванием конкретно-практических сторон интеллекта.

При явном недоразвитии праксиса (беспомощности в элементарном быту, отсутствии навыков самообслуживания, однообразной манипулятивности игры и т. д.) такой аутичный ребенок уже на втором году жизни мог накопить большой запас знаний в самых неожиданных областях (названия цветов, насекомых, различных стран и т. д.). При отсутствии интереса к обычному функциональному значению предмета у него имелось стремление к познанию абстрактного знака, формы, цвета, вербального обозначения.

Так, у 42% детей рано выявлялся  интерес к форме. Мальчик 1 г. 3 мес. точно знал, на какой странице достаточно толстой книги изображены круги, и безошибочно их находил. Аутичная девочка 2 лет, не играющая с игрушками, увидела образцы форм для выпечки печенья. Она быстро отобрала звездочки, потом — треугольники и затем — квадраты. Мальчик 1 г. 8 мес., которому ставился диагноз умственной отсталости, в 2 года собирал разрезные картинки, показывал на рисунках с контурами графических фигур пирамиду и конус. Девочка 1,5 лет правильно, с соблюдением пропорций, сложила из двух соломинок фигуру ножниц, так ее и не назвав. Двухлетняя девочка отказывалась складывать разрезные картинки с достаточно абстрактным изображением животных. Но когда мать, выкладывая их сама, намеренно допустила ошибку, подтолкнула ее руку к нужной картинке. Но в дальнейшем, правильно складывая фигуру человека, она могла выложить ее вниз головой, демонстрируя характерное доминирование значения формы над образом.

К интеллектуальным способностям можно отнести и наблюдаемое у 12% аутичных детей раннее различение тонких .цветовых оттенков и их точное обозначение, а также ассоциативную образность восприятия («Яичко — это в середине солнце, вокруг — облака»).

Форма и цвет, очевидно, имеют  большую аффективную значимость для аутичного ребенка, на что указывают и отмечаемые выше страхи предметов определенной формы и цвета.

Еще более удивителен ранний интерес к знаку, не несущему для ребенка 1—2 лет конкретной содержательной нагрузки. 42% аутичных детей уже в конце первого года жизни рассматривали страницы с текстами, 9% детей знали весь алфавит к 2 годам. Полуторалетний мальчик на улице не интересовался ничем, кроме букв на вывесках и плакатах, другой одержимо искал знакомые буквы в столбцах газет. Не исключено, что особенности рисунков аутичных детей этого возраста также можно в определенной степени объяснить склонностью к символике, знаку, игнорированием (или невозможностью запечатления?) конкретного образа. Так, двухлетняя девочка зарисовывала каждое впечатление от прочитанной ей сказки, проводя просто линии, штрихи и расставляя точки: «Вот ваза, вот мальчик, вот дворец».

Никак не взаимодействуя с  окружающими реальными предметами, аутичный мальчик к 2 годам охотно показывал их изображения на картинках лото.

Один из родителей так  сформулировал это свойство, подмечаемое  и другими: «Все написанное и нарисованное ему понятнее, чем просто увиденное  и услышанное».

У 41% детей уже в раннем детстве обнаруживалась блестящая  механическая слуховая и зрительная память. Выше указывалось, что они  запоминали длинные тексты стихов, куски прозы, даже газетной, расположение текстов и соотношение шрифтов  на листе книги, музыкальной пластинке.

К хорошей пространственной памяти можно, очевидно, отнести и  узнавание формы вообще, и знание места определенного текста стихотворения или прозы на странице. У детей отрешенных особенно парадоксальна хорошая ориентация в пространстве. Оказывается, они знали о расположении вещей в комнате: двухлетний аутичный мальчик, который, казалось, не замечает ничего вокруг, ушел с дачи и, правильно пройдя несколько поворотов, пришел к водонапорной башне, где впервые был с отцом 2 дня тому назад.

Есть и особенности, связанные  с параметрами времени. У двух наблюдаемых аутичных детей первых двух лет жизни отмечались особенности, которые усугубляли ошибочное неблагоприятное впечатление об их интеллектуальной недостаточности: это актуальность для ребенка ситуации, наиболее насыщенной аффективно, независимо от того, в настоящем она или в прошлом. Повторение двухлетней девочкой фразы «Фонарики зажглись», представляющейся окружающим нелепой, было обусловлено ее переживанием новогоднего праздника.

66% детей с раннего возраста  очень любили слушать чтение. Очевидно, имеют отношение к интеллекту  и тонкое чувство поэзии, прозы,  хороший, как это ни странно  звучит для такого возраста, литературный вкус.

Перед врачом, педагогом, логопедом, которые консультируют или постоянно курируют семью с аутичным ребенком, всегда встает вопрос о его обучаемости, о возможности подготовить такого ребенка к школе. При более благоприятных вариантах синдрома, когда специалист видит интеллектуальную сохранность ребенка, остаются сомнения в возможности подготовить его к школе «по поведению». В случае более глубокого аутизма всегда возникают подозрения в интеллектуальной неполноценности ребенка. Нередко педагог после неоднократных неудачных попыток провести обследование интеллекта, при невозможности организовать внимание ребенка, невыполнении им простой инструкции, при почти полном отсутствии речи или наличии нескольких шаблонных фраз диагностирует умственную отсталость тяжелой степени и объявляет родителям, что их ребенок «снижен» и «необучаем». Между тем знание специфики интеллектуального и эмоционального недоразвития при раннем детском аутизме (далее — РДА) и многолетний опыт коррекционной работы позволяют утверждать, что все дети с синдромом РДА обучаемы и имеют сохранные интеллектуальные предпосылки. Отсутствие возможности обследовать интеллект сложного в поведении ребенка, недостаток его произвольного внимания не дают права говорить об умственной отсталости. При адекватной коррекционной работе, раннем ее начале большая часть детей с РДА может быть вовремя подготовлена к обучению по программе массовой школы. Даже глубоко аутичный неговорящий ребенок в условиях специальной коррекции может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать и писать, получив, таким образом, новые возможности для коммуникации, для личностного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование готовности к школьному обучению ребенка-аутиста

2.1 Характеристика испытуемого

Целью нашего исследования явилось изучение школьной готовности ребенка-аутиста.

Исследование проводилось  на базе НДОУ ЦРР «Маленькая страна» детского сада «Лучик».

В исследовании принимала  участие:

Екатерина Н., 6 лет. Заключение ПМПК: синдром раннего детского аутизма (синдром Каннера). Анамнестические данные (по заключению психоневролога): ребенок от 1-й беременности. Речевое развитие задержанное – фразовая речь появилась после 3-х лет. Раннее развитие с некоторым отставанием.

Объективно: черепно-мозговая иннервация без патологий. Сухожильные  рефлексы оживлены. Контакт не полный, зрительного контакта не избегает, замкнута. Осведомленность снижена.

Когнитивные функции: знает  несколько букв, навыки счета не сформированы; обобщение, исключение - с подсказкой; цвета различает. Наглядно-образное мышление недостаточно сформировано, абстрактно-логическое мышление также  не развито. Память снижена (4 из 10 слов).

Речевое развитие: нарушение  коммуникативной функции речи.

Состав семьи: мать, отец, младший брат (разница в 2 года; психическое  развитие брата без патологий).

Обследование проводилось  в 2011 году.

2.2 Организация и исследование готовности к началу школьного обучения ребёнка-аутиста

Цель: изучить особенности готовности ребёнка-аутиста к школьному обучению.

В соответствии с целью  выделены следующие задачи:

1. изучение готовности к началу школьного обучения, а так же изучение самооценки, тревожности и страхов.

2. Анализ полученных данных.

В качестве экспериментальной  базы было выбрано Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка Маленькая страна» детский сад «Лучик».

Теоретической основой явились  методики и тесты, разработанные  авторами: Н. Семаго, М. Семаго, Я. Йирасека, А. Керна.

В исследование приняла участие 1 участница 6 лет с РДА (синдромом Каннера).

Экспериментальное исследование проходило в несколько этапов:

  1. Подбор методик для диагностики готовности к школе.
  2. Проведение диагностических методик с испытуемой.
  3. Анализ полученных данных.

 

 

 

 

Методика «Ориентационный  тест школьной зрелости» (Я. Йирасек, модификация теста А. Керна)

Таблица 1.2 – результаты методики «Ориентационный тест школьной зрелости».

Задание

Интерпретация

Задание №1 «Нарисовать мужчину».

Фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги изображены в виде палочек). Отсутствуют: шея, уши, волосы, пальцы на руках.

Оценка: 3 балла.

Задание №2 «Скопировать образ».

Каракули, чирканье.

Оценка: 5 баллов.

Задание №3 «Срисовать точки  с образца».

Рисунок в целом соответствует  образцу, но число точек не совпадает.

Оценка: 3 балла.

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ:

Общая сумма равна 11 баллам.


 

Результат от 7 до 12 баллов говорит  о среднем уровне готовности к  школе (ребёнок требует дополнительного  обследования для получения более  надежных результатов).

Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения» (Н. Семаго, М. Семаго)

Таблица 2.2 - результаты методики «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения».

Задание

Интерпретация

Задание №1 «Продолжи узор».

Частый отрыв карандаша, выраженное изменение размера узора, во втором узоре отсутствует какая-либо определенная ритмика.

Задание выполнено неуспешно.

Оценка: 1 балл.

Задание №2 «Сосчитай и  сравни».

Допущены следующие ошибки:

  • Неправильный пересчет на обеих сторонах листа;
  • Метка простым, а не цветным карандашом.

Задание выполнено неуспешно.

Оценка: 2 балла.

Задание №3 «Слова».

Задание недоступно для выполнения.

Оценка: 0 баллов.

Задание №4 «Шифровка».

Задание недоступно для выполнения (ребёнок начал выполнять задание, но не смог закончить ни одной строчки).

Оценка: 0 баллов.

Задание №5 «Рисунок человека».

Человек изображен в виде нескольких геометрических фигур. Руки, ноги, волосы не прорисованы.

Оценка: 2 балла.

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ:

Общая сумма равняется 5 баллам.

Суммарная оценка ниже 10 баллов – ребёнок не готов к началу регулярного школьного обучения.

Информация о работе Готовность к школе ребенка-аутиста