Гендерные особенности агресивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками. Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявить тендерных особенностей проявления агрессивности у детей подросткового возраста
Объект исследования: группа подростков: 15 мальчиков, 15 девочек.
Предмет исследования: гендерные различия проявления агрессивности.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности.
1.1. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке 5
1.2. Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности 13
1.3. Особенности агрессивности в подростковом возрасте 20
Глава 2. Исследование гендерных особенностей агрессивности у
подростков
2.1. Исследование гендерных особенностей агрессивности у
подростков 29
2.2. Анализ результатов исследования 33
Заключение 38
Список литературы 40

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая переделанная.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

Для описания агрессии Басс предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. Такой подход, подобные «условия» исключают фактически садомазохизм, некоторые формы деструктивного поведения. То же относится и к суициду.

Бэрон Р. и Ричардсон Д. выделяют следующие виды агрессии: враждебная агрессия, которая имеет целью причинение жертве страданий, и инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда. Зилман вместо этих терминов предпочитает говорить об агрессии «обусловленной раздражителем» (действия, направленные на устранение неприятной ситуации) и «обусловленной побуждением» (действия, предпринимаемые с целью достижения различных внешних выгод). Хекхаузен Х. различает реактивную и спонтанную агрессию. Некоторыми авторами агрессивность рассматривается в трех измерениях: агрессивность как нормальная реакция, агрессивность как функциональная реакция и агрессивность как реакция насилия. [25, С. 67].

Все перечисленные выше исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду роль индивидуальных факторов и особенностей, которые формируют различия в проявлениях агрессии в одних и тех же условиях.

Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение. Концепция псевдоагрессии как самоутверждение находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением. Сексуальная способность мужчин имеет большое значение для продолжения жизни рода. Поэтому и природа снарядила самца особенно высоким потенциалом агрессивности. Как известно, гормоны вызывают агрессивность.

В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия. Изучение литературы по проблеме агрессивности человека и животных, приводит к однозначному выводу, что агрессивное поведение является защитной реакцией на любую угрозу жизни – как угрозу самой жизни, так и угрозу потребностям в пище, сексе и т.д. По Ч. Дарвину это филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная защитная реакция.

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

Агрессивность, связанная со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется во всех формах его жизнедеятельности.

Конкретным проявлением социальной агрессивности являются убийства – это комплексное отражение человеческой агрессии с мультифакторной биологической и социокультурной обусловленностью. Самоубийство также является формой проявления агрессии.

Агрессия имеет и свою сублимированную форму проявления, положительную, созидательную и конструктивную форму – любовь. В первую очередь, любовь порождает противоположные агрессии чувства и отношения.

 

1.2 Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности

личности

 

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX в., но вплоть до 1970–х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам. Проблема, связанная с литературой, посвященной гендерным различиям, именно в том и заключается, что печатные издания проявляют больший интерес к отличиям, чем к сходствам, соответственно отчеты об обнаруженных отличиях имеют гораздо больше шансов попасть в печать, чем сообщения о найденном сходстве. Тем не менее, в своих трудах Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами – способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность. [22, С. 127].

Среди всех обнаруженных половых личностных различий различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым начиная с детского возраста. Некоторые исследователи даже считают, что мужской пол выжил благодаря большей агрессивности. Часто привлекаются данные об агрессивном поведении животных (различия между полами обнаружены и здесь) как доказательство их биологического происхождения, хотя и у животных картина отнюдь не однозначна.

У животных самцы обычно более агрессивны, чем самки, что позволяет им успешно защищать самок, детенышей и стадо в целом. Однако у ряда животных самки хотя и меньше самцов, но не уступают им в агрессивности (рыбы, утки и другие птицы). У некоторых же видов самки даже более агрессивны, чем самцы (рыбы цихлиды, куры). По мнению К. Лоренца, это связано с заботой о потомстве – более агрессивным является представитель того пола, который осуществляет такую заботу, если же детенышей выращивают оба пола – разницы в агрессивности между ними не наблюдается.

Агрессия играет определенную роль в сексуальных взаимоотношениях между полами. У многих видов животных существуют специальные механизмы, тормозящие агрессию по отношению к противоположному полу. Если бы не было такого торможения, то либо самцы, как более сильные, уничтожили бы самок, либо невозможно было бы спаривание.

В экспериментах на животных были обнаружены и врожденные механизмы агрессивного поведения.

С помощью электростимуляции мозга обезьяна, занимавшая подчиненное положение, подавляла агрессивность доминирующей обезьяны.

Американские исследователи Г. Кювер и П. Бьюси провели эксперименты на обезьянах и обнаружили, что после удаления миндалины (вместе с височными долями) у животных исчезла всякая агрессивность, в том числе и полезная – нужная для самозащиты и поддержания своего статуса. Одновременно с исчезновением агрессивности возникли нарушения в реакциях на опасность и на сексуального партнера – животные не различали опасные и неопасные сигналы, а также пригодного и непригодного половых партнеров. [19, С. 291].

Таким образом, учитывая данные, полученные на животных, можно принять гипотезу о биологических корнях половых различий по агрессивности у человека. Однако сводить все к биологическим причинам не стоит, тем более что и у животных возможно «обучение» агрессивности – благодаря механизму подражания поведению представителей своего пола.

Для того чтобы понять, как проявляется агрессивность у обоих полов, надо представлять, о какой ее разновидности идет речь.

Выделяют прямую (открытую) и скрытую агрессивность. Различия заключаются в намерениях «агрессора»: во втором случае он старается нанести удар таким образом, чтобы это не выглядело как желание обидеть партнера по общению, в первом же случае он не скрывает своих намерений. Открытая агрессия может проявляться в следующих формах: физической (сопровождающейся действиями – ударами, нападением, толчками), вербальной (оскорбительные слова, клички, иронические высказывания) и экспрессивной, или невербальной (оскорбительные жесты, саркастическая улыбка, презрительная гримаса). Скрытая агрессия проявляется в формах физической (действия, подчеркивающие, что собеседника не замечают), вербальной (клевета, злословие, раскрытие чужих секретов, слова, вызывающие у другого человека чувство вины, оставление вопросов без ответа) и невербальной (избегание взгляда, мрачное выражение лица в ответ на улыбку и т.п.). [4, С. 76].

В целом ряде зарубежных обзоров обобщены результаты многочисленных исследований по агрессии. Была установлена большая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из наиболее устойчивых гендерных различий. Однако, как правило, здесь имеется в виду такой яркий вид агрессии, как открытая физическая агрессия, причем гендерные различия в этом плане не уменьшаются, а увеличиваются с возрастом испытуемых.

При проявлении этого вида агрессии имеют значение разнообразные факторы:

– пол объекта агрессии. Шестилетние мальчики гораздо чаще демонстрируют такую агрессию по отношению к мальчику–новичку, чем к девочке (возможно, потому, что новичок–мальчик сам ведет себя более агрессивно, чем девочка). Девочки того же возраста примерно одинаково реагируют на новичков разного пола (имеется в виду открытая физическая агрессия);

– боязнь возмездия. Возможно, физически слабые девочки, как и подобные мальчики, опасаются проявлять открытую агрессию по отношению к сильным мальчикам. Впрочем, то же самое можно сказать и о взрослых женщинах, вступающих во взаимодействие со взрослыми мужчинами, порой значительно превосходящими их по силе;

– провоцирование агрессии. Часто «жертва» агрессии в значительной мере ответственна за ее проявление у партнера по взаимодействию. В том числе это касается и агрессии во время совершения преступления: жертвой – и агрессии и преступления – может быть не только женщина (как принято считать), но и мужчина, однако гораздо чаще при этом обвиняют мужчину (см. материал о свидетельских показаниях);

– социальное подкрепление. За проявление агрессии мальчики скорее поощряются своими сверстниками, а девочки – ожидают негативных санкций;

– гендерные нормы поведения. Они различны – физическую агрессию со стороны женщины воспринимают как проявление неумения владеть собой и несоблюдение общепринятых норм поведения, а мужчины – как способ повысить свою самооценку и усилить позицию в группе;

– техника измерения физической агрессии. Не всегда есть уверенность в надежности этого измерения – в частности, в силу сложности предмета, так как невозможно подсчитать, например, количество толчков, силу удара и прочие атрибуты физической агрессии. [6, С. 37].

Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую – вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для женщин, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Так, в 6 лет девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на новичков (как мальчиков, так и девочек), но используют скрытую агрессию (игнорирование, избегание, отказ во взаимодействии, исключение из группы). В подростковом возрасте девочки также чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женщинам по частоте ее использования.

Возможно, из–за того, что непонятно, какой вид агрессии имеется в виду, мета–анализы показывают различные результаты. Хайд, а затем Э. Игли и В. Штеффен получили данные о большей агрессивности мужчин (причем d = 0,29, т. е. меньше, чем по пространственным способностям, но больше, чем по математическим). В то же время обзоры Д. Холл и А. Фейнгольда (в первый вошли исследования 1975–1983, а во второй – 1984–1992 гг.) не обнаружили половых различий по агрессивности.

Половые различия в агрессии пытаются объяснять влиянием как биологических, так и социальных факторов. К первым относится наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью и гормональный фактор, ко вторым – формирование гендерных стереотипов, позволяющих мужчинам открыто демонстрировать свою агрессивность, а от женщин требующих ее скрывать.

Убедительные доводы об отсутствии прямой связи агрессивности и доминантности у человека приводят Маккоби и Жаклин:

– агрессия – относительно примитивный способ оказывать влияние на других людей, не единственный и не самый главный;

– доминирование с помощью агрессии эффективно только в ограниченном наборе ситуаций – там, где человек, подвергшийся агрессии, не может прервать отношения;

– играя в групповые игры с другими мальчиками, мальчики вынуждены соблюдать «мальчишеские» законы (в том числе участвовать в драках), так как у них ограниченный выбор партнеров для игр, ведь вследствие половой сегрегации для них не принято играть с девочками;

– когда дети становятся старше, у них появляется возможность участвовать в большем числе групп, взаимодействовать с лицами, не обязательно проявляющими агрессию, и при этом доминирование в группе достигается уже не только с помощью агрессии;

– степень агрессии взрослых мужчин по отношению к своим женам для сохранения доминирования над ними связана с тем, какой «выход» из брака общество предоставляет женщине. В некоторых традиционных культурах женщина возвращается в родительскую семью или просит защиты от грубости мужа у братьев, в других она может с ним развестись (хотя это не всегда привлекательная альтернатива). Но во всех культурах общество обеспечивает женщинам защиту от агрессии мужчин;

– существуют и взрослые группы, где доминирование основано на физической силе и агрессии. В них лидерство захватывают, скорее всего, мужчины. Но есть и другие группы, где лидерство основано на других способностях (которые есть и у женщин);

– очевидно, что существуют занятия, в которых мужская агрессивность и попытки доминировать являются полезными, позитивными факторами. [8, С. 99].

Информация о работе Гендерные особенности агресивности