Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:41, доклад

Краткое описание

В настоящее время исследователи, работая в рамках психологии детства, подчеркивают необходимость детального изучения сущности феномена родительства. Р.В. Овчарова, разделяя взгляды зарубежных и отечественных психологов, разработала теоретические основы формирования родительства, описав систему феномена родительства и факторы, определяющие формирование родительства.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям.docx

— 36.49 Кб (Скачать документ)

 

Рассматривая различные  подходы к анализу стилей взаимодействия с ребенком, можно также проследить наличие трех составляющих: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Когнитивная  составляющая основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении  образа ребенка и роли в воспитании супруга. Эта составляющая включает также общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме того, фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности родителей, которые детерминируют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение. Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, то есть проявление родительских позиций, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье, оценка себя как родителя в целом. В поведенческой составляющей в той или иной мере реализуются все компоненты родительства: родительское отношение, установки и ожидания, родительские чувства, позиции, реализация семейных ценностей и позиция ответственности.

 

Таким образом, в отечественной  психологии разработан системный подход к определению сущности феномена родительства, уточнены и проанализированы основные компоненты родительства, описаны факторы формирования родительства.

 

Анализируя компонентную структуру родительства, следует отметить:

 

1. Все компоненты имеют  три составляющие (когнитивную, эмоциональную  и поведенческую), которые являются  критериями реализации компонентов  родительства.

 

2. Компоненты родительства связаны друг с другом в единую структуру посредством пересечения элементов составляющих (когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов).

 

3. Квинтэссенцией, суммарным  выражением всех компонентов,  наиболее доступным для наблюдения, является стиль семейного воспитания.

 

В соответствии с задачами нашего исследования рассмотрим подробнее  особенности родительского отношения, которые достаточно широко изучены  в отечественной и зарубежной психологии.

 

В своем исследовании А.Я. Варга подчеркивает многомерность  родительского отношения, в структуре  которого выделяются четыре образующих:

 

1. интегральное принятие  или отвержение ребенка;

 

2. межличностная дистанция  («симбиоз», отстраненность);

 

3. формы и направления  контроля (авторитарная гиперсоциализация, попустительство);

 

4. социальная желательность  поведения.

 

Каждая из этих образующих представляет собой сочетание в  различных соотношениях эмоциональной, когнитивной и поведенческой  составляющих.

 

Существуют по крайней мере четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:

 

- принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;

 

- отвергающее с явлениями  инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;

 

- симбиотическое отношение  характеризуется наличием симбиотических  тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;

 

- симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

 

Эмоциональный компонент  родительского отношения.

 

Эмоциональный компонент  родительского отношения характеризуется, интегральным принятием или отвержением  ребенка родителем.

 

Принятие и любовь развивают  у ребенка чувство безопасности, уверенности и способствуют полноценному развитию личности. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: «Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то что он красивый, умный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть».

 

Родительская любовь - это  двухстороннее отношение родителя и ребенка, которое характеризуется  взаимопониманием, взаимоуважением  и взаимной симпатией. Согласно Д. Боулби и М. Эйнсворту эмоциональный контакт между родителем и ребенком является основой для развития личности ребенка. По К. Хорни, ребенок может вынести многочисленные травматические факторы (например, внезапное отнятие от груди, периодические побои и др.) если чувствует, что является любимым.

 

Проявления родительской любви разнообразны и многолики. Согласно исследованию Г.Т. Хоментаускаса, родительская любовь выражается в том, что родитель заботится о ребенке, проводит с ним достаточно много времени, ласкает его, выражает нежные чувства, а также старается сделать ему приятное. Однако, любой из этих способов выражения любви, таит в себе возможности негативного влияния на психику ребенка.

 

Уровень родительской заботы, или протекции, определяет, сколько  сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Так, чрезмерная родительская забота, по Г.Т. Хоментаускасу, может выступать в двух вариантах: забота как «толкач» и забота как охрана и опека. В основе такого отношения лежит непризнание автономности ребенка, недоверие или навязывание родителями своих желаний.

 

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция). При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени, внимания и сил: стремятся сопровождать каждый шаг ребенка, предохранять и защищать от мнимых опасностей, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам и т.п. При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него»; за воспитание родители берутся время от времени, или тогда, когда случается что-либо серьезное.

 

Для гармоничного развития ребенка  необходим определенный баланс заботы, опеки, свободы и автономии уже  с раннего возраста. Ребенок чувствует  любовь родителя, если:

 

- родитель умеет доступно  выражать свои чувства ребенку;

 

- ребенок соответственно  понимает своего родителя;

 

- родитель понимает внутреннее  состояние ребенка и способен  воспринять выражаемые ребенком  чувства любви, привязанности.

 

По мнению Г.Т. Хоментаускаса, в случае родительского принятия у ребенка формируется следующая внутренняя позиция «Я нужен, я любим, и я люблю вас тоже», которая характеризуется следующими детскими установками:

 

1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь с близкими  мне людьми.

 

2. Моя близость с родителями  не ущемляет моей свободы. От  меня не требуют постоянно  действовать так, а не иначе.

 

3. Окружающие доверяют  мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу преодолеть  препятствие, различить зло и  добро.

 

4. Я, как и все люди  могу ошибаться могу ошибаться,  но это не означает, что я  плох или глуп. Я могу учиться  на ошибках и действовать все  увереннее.

 

5. Когда я слаб, я могу  попросить помощи, и это не  унижает меня.

 

6. Другие люди, в том  числе и мои родители, часто  иначе, чем я, относятся к  окружающему миру, и они имеют  на это право. Я уважаю их  выбор, хотя не всегда его  понимаю. Я доверяю им.

 

7. Наказание не означает, что родители перестают меня  любить. Это означает, что мы не  поняли друг друга или действовали  в ущерб друг другу. Мы сможем  поправить это, если захотим.

 

8. Мы должны учитывать  желания и интересы друг друга.

 

Детей с данными установками  отличает высокая самооценка,

 

уверенность в себе, хорошие  социальные контакты.

 

Эмоциональное отвержение характеризуется  недостатком или отсутствием  эмоционального контакта родителя и  ребенка, нечувствительностью родителя к потребностям ребенка. По сути, отвержение, или неприятие, - это отсутствие любви  к ребенку.

 

Неприятие, согласно В.И. Гарбузову, может быть первичным, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, и вторичным,- связанным с досадой  родителя по поводу физических, умственных и др. данных ребенка, стремлением  искоренить унаследованные ребенком черты  нелюбимого супруга, тяжелыми обстоятельствами жизни и личностными особенностями  родителей. Отвержение также может  быть явным или скрытым. При явном  отвержении родитель открыто демонстрирует, что не любит и не принимает  своего ребенка. При скрытом отвержении родитель формально выполняет свои обязанности, хотя испытывает глобальное недовольство ребенком (он не такой  умный, красивый и т.п.). Скрытое отвержение может маскироваться преувеличенным вниманием и заботой родителя.

 

А.И. Захаров отмечает, что  отвержение подразумевает не только нежеланность ребенка или несоответствие его пола ожиданиям матери и отца, но и неприятие его индивидуальных особенностей, несовместимых с характерологическими, конфликтно или невротически измененными представлениями родителей. Здесь в основе эмоционального отвержения лежит неудовлетворенность ребенком.

 

Причинами эмоционального отвержения ребенка, могут служить различные  личностные проблемы самих родителей  или отождествление ребенка с  какими-либо негативными моментами  в их собственной жизни.

 

Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис, в основе эмоционального отвержения выделяют:

 

1. Проекция на ребенка  собственных нежелаемых качеств. В этом случае родитель видит в ребенке те черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе. Борясь с качествами ребенка (реальными или мнимыми), родитель извлекает эмоциональную выгоду для себя.

 

2. Неразвитость родительских  чувств, что характеризуется нежеланием  иметь дело с ребенком, плохой  переносимостью его общества, поверхностным  интересом к его делам. Причинами  неразвитости родительских чувств  могут быть особенности характера  родителя, например, выраженная шизоидность; а также отвержение самого родителя в детстве.

 

3. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола, то есть предпочтение в ребенке мужских или женских качеств.

 

В своем исследовании В.Е. Каган уточняет, что причиной эмоционального отвержения может выступать тоталитарное сознание родителей. В процессе взаимодействия родителя и ребенка наблюдается, с одной стороны, дефицит позитивной эмоциональной экспрессивности, а  с другой - неконтролируемое проявление вытесняемых негативных эмоций. Эмоции родителей из-за недостаточной осознанности собственных эмоциональных состояний, свойственной тоталитарному сознанию, прорываются спонтанными выбросами  ласки вне актуального контекста  общения. В этом случае ребенок вынужден принимать ласку и отвечать на нее вне зависимости от собственного настроения в этот момент.

 

Отвержение часто связано  с неадекватными родительскими  ожиданиями относительно ребенка:

 

- родители воспринимают  своего ребенка более старшим по возрасту и потому не нуждающимся в большой заботе и внимании;

 

- родители не принимают  во внимание индивидуальные особенности  ребенка;

 

- родители создают идеальный,  вымышленный образ ребенка, который  не соответствует реальному.

 

По А.И. Захарову, нежеланность ребенка чаще встречается у молодых родителей с еще не сформировавшимися чувством материнства и отцовства, в то время как неприятие индивидуальности ребенка присуще «пожилым» родителям, обладающим доминантными, тревожно-мнительными и гиперсоциализированными чертами характера.

 

Эмоциональное отвержение часто  наблюдается у одиноких матерей, в семьях, воспитывающих приемных детей, а также там, где ребенок  родился «случайно», «невовремя», в период бытовых неурядиц или супружеских конфликтов. Крайняя форма отвержения проявляется в том, что родители реально отказываются от ребенка и помещают его в интернат, психиатрическую больницу, отдают на воспитание родственникам (часто бабушкам). Е.А. Савина указывает, что для отвергающих родителей нередко характерна инверсия детско-родительских ролей. Родители делегируют детям собственные обязанности, и сами ведут себя беспомощно, демонстрируя потребность в опеке и заботе. При эмоциональном отвержении нередко применяются наказания (в том числе и физические), причем матери, которые отвергают своих детей, склонны наказывать их за обращение к ним за помощью, а также за стремление к общению с ними.

 

По Г.Т. Хоментаускасу, родительское отвержение приводит к формированию (в результате переработки травматической ситуации) следующих установок ребенка: «Я нелюбим, но я от всей души хочу приблизиться к вам» и «Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое». Первая установка имеет два возможных варианта развития: отвержение ребенком себя и отвержение семьи. Если ребенок склонен к переживанию чувства вины, то он как бы соглашается с фактом отвержения и видит в нем наказание за свою «плохость», за отдельные поступки и недостойные мысли. Тяжелые переживания ребенка приводят в конечном итоге к потере самоуважения, иррациональному стремлению исправиться, избавить других от своего «недостойного» присутствия. Во втором случае ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в том, что он оставлен один. Здесь психологической защитой ребенка от травматической ситуации выступает агрессивное и пренебрежительное поведение ребенка с родителями. При установке «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» ребенок, теряя чувство собственной значимости, стремится отгородиться от всего окружающего. В этом случае ребенок постоянно демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, и плохие привычки. Г.Т. Хоментаускас подчеркивает, что если ребенок все больше и больше убеждается в своей нелюбимости, он может прибегнуть к своеобразной детской мести.

 

В случае наказания ребенка  лишением родительской любви, существует риск формирования у ребенка чувства  неуверенности, страха одиночества, покинутости. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению у него чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и депрессии.

 

Таким образом, родительское отвержение блокирует многие потребности  ребенка: в любви, в ласке, в понимании, в защите и пр., вызывая тем  самым многие психологические проблемы ребенка.

Информация о работе Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям