Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 22:38, статья

Краткое описание

В статье обсуждаются актуальная проблема домашнего насилия над детьми сквозь призму мнения населения, родителей, детей, рассматриваются позиции специалистов – юристов, врачей, учителей, социальных педагогов и социальных работников. Авторы анализируют противоречия в определениях этой проблемы с позиций различных агентов поля защиты детства, усматривая стереотипы и мифы в установках специалистов. Общественное мнение о том, что воспитание детей – дело семейное, отражается и на проблемах функционирования системы профилактики насилия и охраны детства, делая практику работы в интересах ребенка малоэффективной. Статья основана на анализе результатов массовых опросов и качественных интервью.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Домашнее насилие над детьми.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)


Елена Ярская-Смирнова, Павел Романов, Екатерина Антонова

Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия [1]

 

 

Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна – д.с.н. профессор кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, email: iarskaia@jsps.ru; Романов Павел Васильевич – д.с.н. профессор той же кафедры, email: p_rom@mail.ru; Антонова Екатерина Петровна – к.с.н. ассистент той же кафедры, email: arnadia_e@mail.ru

 

 

В статье обсуждаются актуальная проблема домашнего насилия над детьми сквозь призму мнения населения, родителей, детей, рассматриваются позиции специалистов – юристов, врачей, учителей, социальных педагогов и социальных работников. Авторы анализируют противоречия в определениях этой проблемы с позиций различных агентов поля защиты детства, усматривая стереотипы и мифы в установках специалистов. Общественное мнение о том, что воспитание детей – дело семейное, отражается и на проблемах функционирования системы профилактики насилия и охраны детства, делая практику работы в интересах ребенка малоэффективной.  Статья основана на анализе результатов массовых опросов и качественных интервью.

 

The article is about an acute issue of domestic violence against children through the prism of public opinion, attitudes of parents, children. The survey data and in-depth interviews are analyzed. The viewpoints of professionals – legal specialists, doctors, teachers, social pedagogues and social workers. The authors analyze contradictions in definitions of this problem from the perspectives of various agents of child protection, identifying stereotypes and myths in narratives of professionals. The widespread notion about children’s upbringing as a private matter is reflected in the functioning of the system of child welfare thus hindering the practices of preventing child abuse. 

 

Безопасность детей: буква закона и установки общества

Казалось бы, наиболее безопасное для детей место – это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. В США регистрируется примерно 1400 случаев гибели детей, причиной которой стали действия (в том числе, и преступное бездействие) взрослых. А по оценкам Университета Теннеси, ежегодно в США по вине взрослых погибают до 4 тыс. детей, кроме того, фиксируется до 116 млн. случаев дурного обращения с детьми [1].

По данным российской статистики, от двух до двух с половиной тысяч детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избиваются родителями, более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье, 25 тысяч из них находятся в розыске, около 2000 ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50% преступлений в быту совершается в их присутствии, 30-40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. Число беспризорных в России продолжает расти, оно уже достигло 3-4 миллионов [2].  

Правовая база для профилактики и борьбы с этим опасным явлением создана [3]. В 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята всеобщая Декларация прав человека, которая явилась международным правовым актом, провозгласившим права и свободы человека. Каждый человек (женщины, мужчины, дети) имеет право на жизнь без насилия. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, объявив, что ребенку принадлежат все права, указанные в Декларации прав человека. В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила международную Конвенцию о правах ребенка, которая вступила в силу для СССР в 1990 году. Целый ряд статей Конвенции легитимируют специальные меры для признания прав ребенка на здоровое развитие, защиты от разного рода посягательств, включая жестокое обращение и сексуальное совращение, обеспечения помощи детям, пострадавшим от насилия, в том числе совершенного родителями. В отечественном законодательстве предусмотрены соответствующие статьи, в том числе в Конституции, Семейном (1995) и Уголовном (1996) кодексах, законах об образовании (1992), об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998). За последние 17 лет был принят обширный свод законов, указов Президента РФ и постановлений правительства, направленных на обеспечение основных прав детей и женщин (основы законодательства об охране здоровья граждан, охране труда, основах социального обслуживания населения, дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних).

Тем не менее, жестокое обращение с детьми осознается как социальная проблема далеко не везде и не всегда. Опросы свидетельствуют о толерантности общественного мнения в отношении даже к телесному наказанию детей. Что говорить о тех взрослых, которые кричат, оскорбляют ребенка, даже не задумываясь о том, что они проявляют насилие. В 2006 г. в трех городах России (Ижевск, Самара, Саратов) нами было проведено исследование, включавшее уличный экспресс опрос горожан, анкетирование школьников и родителей, а также интервью со специалистами. В экспресс-опросе приняло участие 1783 человека, в том числе 842 – это родители несовершеннолетних детей. Оказалось, что каждый третий из опрошенных знает о случаях жестокого обращения с детьми, причем почти половина считает телесные наказания недопустимыми, треть респондентов полагает, что применять такие меры следует в зависимости от ситуации, а примерно один из десяти опрошенных считает, что бить детей можно. 

При этом почти половине родителей (45%) случалось наказывать своих детей, людям среднего возраста (36-50 лет) чаще остальных приходилось наказывать своего ребенка (примерно 57%). Те, кто помоложе (18-35 лет),  немного отличаются от поколения своих родителей: 43% людей этого возраста уже начали воспитывать своих детей, прибегая к различного рода наказаниям. Наиболее гуманными выглядят пожилые люди – лишь треть из них сообщили, что когда-то наказывали своих детей.  Из всех ответивших чаще наказывают детей женщины (64%), а не мужчины (37%). Это во многом ожидаемый результат: ведь женщины в среднем намного больше личного времени отводят воспитанию детей: по данным В.А. Артемова, еженедельные расходы времени по уходу за детьми у женщин в 2-3 раза выше, чем у мужчин [4]. И хотя можно было бы предположить, что меры наказания женщинами и мужчинами выбираются по-разному, исследование этого не подтвердило. Мужчины и женщина прибегают примерно к одним и тем же мерам наказания, различия здесь несущественны. По данным опроса, свыше 30% применяют телесные наказания, причем большинство из них используют достаточно жесткие меры – порка ремнем, избиение. А вот тех, кто воздействует на ребенка только спокойным словом, беседой, оказалось лишь 14%.

Известно, что способы воспитания детей устойчиво передаются из поколения в поколение, так как дети, вырастая, усваивают те воспитательные приемы и меры, которые применяли к ним их родители. Опрос подтвердил: те, кого в детстве родители часто наказывали, склонны воспроизводить эту традицию. Особо ярко это проявляется среди родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Чем чаще наказывали респондента в детстве, тем шире, по его мнению, распространено телесное наказание в современном обществе, тем оно более допустимо и оправдано разными обстоятельствами. Те же, кого в детстве не наказывали, более уверенно говорят о неприемлемости физических воздействий на детей. Значит, у их детей больше шансов на спокойное и радостное детство. Но, конечно, отношения родителей и детей зависят не только от семейных традиций. Ведь семья уязвима перед внешними источниками стрессов, перед многочисленными рисками современного общества.

Мы задавали прохожим вопрос, что они предпримут, если окажутся  свидетелями жестокого обращения с ребенком. Примерно 30% опрошенных сказали, что не будут вмешиваться в происходящее, считая это внутренним делом семьи; по их мнению, родители сами знают, как поступать. Почти 70% давших свой ответ горожан постараются остановить насилие, вмешаются и постараются как-то помочь ребенку. Правда, более конкретно представляют себе свои действия чуть более 14%. Половина из них думают, что своей силой прекратят физическое насилие над ребенком и еще столько же попытаются обратиться в соответствующие органы (службы социальной защиты, милицию, администрацию школы, к педагогам детского сада, в общественные организации). Означает ли это, что в России отсутствует эффективная система охраны прав детей? Или россияне о ней не ведают и сомневаются, можно ли найти управу на нерадивых родителей? 

Получается, что с одной стороны, россияне в большинстве своем нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребенка: из трех человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьет свое дитя, а третий пройдет мимо. С другой стороны, эти представления достаточно противоречивы: телесные наказания в качестве воспитательной меры применяются в каждой второй семье, и лишь половина опрошенных считают их недопустимыми. А те, кого в детстве родители наказывали, пороли и били, уверены в полезности таких мер и продолжают следовать традиции.

В нашем исследовании, кроме того, был проведен опрос 700 школьников в возрасте от 8 до 14 лет в Саратове, Самаре, Ижевске, Казани, а также 510 родителей детей того же возраста в Саратове, Казани, Ижевске. Нашим юным респондентам хорошо известно о том, что в семьях практикуется физическое насилие над их сверстниками. Около 57% школьников по всей выборке сказали, что знают о таких случаях. Интересно, что практически столько же – около 60% опрошенных родителей школьников знают, что в знакомых им семьях бьют детей. Лишь 12% взрослых уверенно ответили, что детей в знакомых семьях не бьют.

При этом, каждый второй из опрошенных школьников оправдывает такое поведение взрослых (табл.1):

 

Таблица 1

Отношение детей в возрасте 8-14 лет к телесным наказаниям со стороны родителей (% от числа опрошенных, N=700)

Я заслужил, потому что поступил плохо

40%

Меня дома никогда не бьют

24,3%

Плохо, но я ничего не могу сделать

20%

Это нормально, ведь они же родители

10%

Затрудняюсь ответить

5, 7%

 

Источник: данные опроса, проведенного ЦСПГИ, 2006 г.

 

Практически все опрошенные родители школьников полагают, что применение физических наказаний это воспитательная мера – с этим вариантом ответа согласились почти все респонденты (см.табл.2).

 

Таблица 2

Отношение родителей детей-школьников к телесным наказаниям

(% от числа опрошенных, N=510)

Определенно жестокость 

3,3%

Скорее мера воспитания, чем жестокость 

61,4%

Определенно воспитание 

34,7%

Источник: данные опроса, проведенного ЦСПГИ, 2006 г.

 

Будет ли ребенок отстаивать свои права? По современному законодательству несовершеннолетние до четырнадцати лет могут обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства, а после четырнадцати – в суд. Большинство опрошенных нами школьников не собирались жаловаться кому–либо на своих родителей. Такое желание возникало только у 16% юных респондентов.

Для того, чтобы защитить несовершеннолетних – а по сути и всех нас от воспроизводства порочного круга насилия, необходимо пересматривать культуру воспитания и контролировать тех, кто наносит ребенку вред, а для этого необходимо активное участие профессионалов.

Информация о работе Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия