Влияние эмоций на принятие экономических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение влияния эмоций на принятие экономических решений.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие цели:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия экономических решений.
2. Анализ эмоций и их роль в принятии экономических решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принятие экономических решений 5
1.1. Рациональность, неполная рациональность, иррациональность: психологические факторы 5
1.2. Конфигурация множества допустимых альтернатив в рамках их полного пространства 9
2. Эмоции и принятие экономических решений 14
2.1. Концепция рационального выбора 14
2.2. Культурно-исторические факторы формирования пропорций между числом HOMO ECONOMICUS и HOMO INSTITUTIUS в обществе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Влияние эмоций на принятие экономических решений.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Из концепций неполной рациональности наиболее широкое распространение  получила предложенная Г. Саймоном концепция  ограниченной рациональности поведения, согласно которой наилучший выбор может быть недостижим ввиду недостаточного информационного обеспечения процесса выбора и ограниченных возможностей субъекта по переработке этой информации; в этом случае выбор ограничивается одним из «удовлетворительных», т.е. обеспечивающих достаточно высокий уровень полезности, вариантов [1]. Вместе с тем известен ряд исследований, в которых были выдвинуты и иные, как стратегические, так и ситуационные факторы нерационального поведения, основанные в том числе на когнитивных особенностях  или управляющих. Из числа ситуационных в последнее время особое внимание уделяется эмоциональному фактору.

Предлагается рассматривать элементы иррационального поведения как отражение особенностей психологических типов индивидов, проявляющихся в ситуациях принятия социально-экономических решений. В данной курсовой работе проводится анализ влияния психологических особенностей "личности"  на характер протекания и результаты различных этапов принятия экономических решений. В контексте органической иррациональности выдвигается гипотеза о разделении  на два типа в зависимости от типа преследуемых целей:  типа "homo economicus", для которых главным мотивом выбора является достижение экономических (обычно - допускающих финансовое выражение) целей и "homo institutius", для которых мотивация связана главным образом с изменением институционального положения. Обосновывается предположение об исторической обусловленности соотношения между данными типами в экономике России.

Целью курсовой работы является изучение влияния эмоций на принятие экономических решений.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие  цели:

1. Рассмотреть  теоретические основы принятия экономических решений.

2.     Анализ эмоций и их роль в принятии экономических решений.

Объект исследования – эмоции человека.

Предмет исследования – исследование влияния эмоций на принятие экономических решений.

В процессе работы над курсовой работой были использованы как  теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования.

Диалектический  и логический методы имели определяющее значение и составили основу методологии исследования.

Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой при написании курсовой работы литературы. 

 

 

1. Принятие экономических решений

1.1. Рациональность, неполная рациональность, иррациональность: психологические факторы

 

Рассмотрим  описание структурных компонент  ситуации выбора при принятии решений. Согласно [9], ситуацию принятия решений следует рассматривать в двух фазах: постановочной и «постпостановочной». Во второй фазе задача принятия решения представлена двумя компонентами: множеством альтернативных решений (под решением понимается комбинация управляемых факторов и возможных действий) и отношением предпочтения (упорядоченностью) на множестве альтернатив, отражающей сравнительную степень приближения к цели после реализации той или другой альтернативы.

В «постановочной фазе» выбор цели и, соответственно, отношение целевого предпочтения относятся к неизвестным компонентам ситуации и должны быть специфицированы в процессе постановки. В постановочной фазе речь идет о возможных альтернативах. Это означает, что существуют и «невозможные» альтернативы, т.е. решения, которые можно себе мысленно представить, но которые невозможно реализовать. Ясно, что между однозначно возможным и однозначно невозможным может располагаться достаточно широкое множество вариантов, допускающих субъективную оценку в порядковой шкале с точки зрения «степени их возможности». В общем случае эта оценка может быть связана с оценкой полезности данной альтернативы (пример такой связи дает известное выражение «если нельзя, но очень хочется, то можно.»).

Некоторые из субъективных психологических особенностей, влияющих на мотивацию , в зависимости от степени проявления и устойчивости могут быть отнесены к невротическим или психопатическим состояниям (страхам, фобиям). Наличие разного рода фобий, как показывают исследования психического здоровья населения, по различным данным, характерно для 40 - 70% граждан России. "Невротический" характер отношений в российской экономике исследовался в [2], [3].

Ниже в соответствии со структурой описания ситуации принятия решений перечислены психологические факторы нарушения рациональности выбора и указаны черты личности (или временные состояния психики), являющиеся предпосылками проявления данных факторов. Факторы разбиты на четыре группы, относящиеся, соответственно, к: 1) идентификации целевых установок и допустимого множества; 2) их взаимосвязи, т.е. формированию отношения предпочтения на множестве альтернатив; 3) отделению реально значимой и допускающей интерпретацию информации от сопутствующей; 4) процессам выбора наилучшей альтернативы.

Начнем с первой группы отклоняющих от рациональности факторов, относящихся к постановочным процессам: идентификации цели и допустимого множества альтернатив.

  1. Неготовность уяснить и сформулировать целевую установку в ситуации выбора («антипатия к целеполаганию»).

Формулировка  цели часто требует от индивида значительных и не всегда мотивированных усилий и затрат. Для экономических  - физических лиц часто просто невозможно или затруднительно осознать и выразить более или менее адекватную и  достаточно информативную цель функционирования, которая стала бы базисом для сравнения альтернатив. Сознательное, целенаправленное и последовательное поведение является уделом сравнительно небольшой части внутренне высокоорганизованных людей. Если же субъектом является организация (предприятие, банк и т.п.), то говорить о цели такого субъекта можно лишь условно. Следует принимать в расчет и в некотором смысле обратное явление - то, что И.П. Павлов называл «рефлексом цели», т.е. неосознанное влечение к выбору для себя цели - порою мнимой, несопоставимой ни с реальными намерениями, ни с возможностями индивида.

Главной личностной чертой, способствующей нарушению рациональности в процессе идентификации цели, является непоследовательность.

  1. Затруднения при формировании объективных ограничений выбора, трудности при анализе мысленно возможных альтернатив и выделении среди них реальных («трудности разграничения реального и нереального»)

Осознание и  идентификация таких границ нередко  вызывают неприятные эмоции у тех  индивидов, которые не склонны к самоограничению и/или болезненно воспринимают ограничения внешнего характера. Часто внимание таких субъектов не задерживается на границах фиксированного множества вариантов, а мгновенно переключается на целевую часть ситуации принятия решений, обрисовку виртуальных картин все более и более отдаленного будущего, возникающего после решения задачи выбора и наступления желательных с точки зрения индивида последствий.

Чертами характера, подкрепляющими данный вид отклонения, является мечтательность, склонность к фантазированию, нежелание провести различие между желаемым и реальным. Крайним патологическим проявлением невозможности отличить реальные альтернативы от мыслимых, но не реальных, является аутизм. В этом случае задача дифференциации реального от нереального даже не ставится.

Вторая группа факторов, приводящих к отклонению от рациональности, связана с проблемами задания целевого отношения полезности на множестве альтернатив, т.е. проектированием цели на «поле выбора».

  1. Затруднения при сравнении допустимых альтернатив («антипатия к рейтингованию»).

В теории полезности хорошо известны трудности субъективного  формирования транзитивных отношений  предпочтения на множестве подлежащих сравнению альтернатив. Кроме того, здесь возникают две группы индивидуальных проблем. Первая связана с пониженной «разрешающей способностью» видения вариантов своих действий некоторыми индивидами. При анализе альтернатив качественно разные альтернативы кажутся таким субъектам неразличимыми. С другой стороны, известен и тип индивидов с повышенной «разрешающей способностью», для которых альтернативы либо представляются вообще несравнимыми, либо их различие неосознанно гипертрофируется. Частным случаем этой ситуации является «дихотомическое мышление», при котором множество рассматриваемых альтернатив априорно делится на две группы: условно говоря, «черные» (неприемлемые) и «белые» (приемлемые). Такое «черно-белое» огрубленное восприятие ситуации в общем случае не позволяет осуществить обоснованный рациональный выбор.

Аналогами такого огрубленного восприятия реальности в медицинской практике могут считаться такие заболевания, как миопия или дальтонизм. Вместе с тем нельзя пройти мимо и такого феномена, как преувеличенная склонность к рейтингованию, сравнения всего со всем ("неистребимая тяга людей к сравнению", по выражению JI. Тевено [5]).

Третья группа факторов отражает неумение отстроиться от побочных характеристик ситуации, не относящихся к сути проблемы выбора. Несмотря на то, что в конвенциальной исходной постановке задачи альтернативы отличаются друг от друга лишь значением функции полезности, практически всегда их восприятие индивидом в реальности намного богаче. Это связано не только с содержательным различием альтернатив, но также и с тем, что после завершения индивидом формирования множества допустимых альтернатив как подмножества всех мыслимых возможностей обозрение этих альтернатив обычно вызывает неосознанное формирование некоторого целостного образа этого множества в полном пространстве альтернатив. Иногда границы этого множества задаются явно (если, скажем, речь идет о ситуации, когда альтернативы задаются с помощью областей в некотором линейном конечномерном пространстве, как это имеет место в задачах линейного программирования), иногда такая граница как бы дорисовывается мысленно индивидом. В частности, при количественной оценке альтернатив происходит невольная мысленная «метризация» их пространства, т.е. наделение априорной и не обусловленной сущностью задачи метрикой (так, несмотря на то, что пятибалльная шкала школьных оценок, как хорошо известно, формально является лишь порядковой, различие между оценками «5» и «4» традиционно воспринимается как менее существенное, чем между оценками «4» и «3»).

2.2. Конфигурация множества допустимых альтернатив в рамках их полного пространства

 

В любом случае, даже если речь идет о дискретном множестве  возможностей, можно говорить о конфигурации множества допустимых альтернатив в рамках их полного пространства. При этом у некоторых альтернатив могут быть отмечены специфические особенности, связанные с их геометрическим расположением относительно данной конфигурации, близости к границам реального и нереального, к области сгущения, к воображаемому центру конфигурации и т.п. В зависимости от своего местоположения альтернативы как бы оказываются эмоционально окрашенными, причем эта раскраска не связана с уровнем их объективного соответствия цели. При сравнении таких альтернатив субъекту трудно абстрагироваться от их взаимного расположения, что вызывает отклонения от рациональности выбора. Размер и характер этих отклонений зависит от психологической структуры личности субъекта. Можно выделить следующие характерные ситуации.

  1. Неосознанная склонность к выбору граничных или близких к граничным альтернатив («влечение к пограничным и рискованным ситуациям»).

Такое поведение  характерно для индивидов с априорной  склонностью к опасности, экстремальным  ситуациям, радикализму. Психологическая  предпосылка - страх перед открытым неограниченным пространством, агорафобия.

  1. Неосознанное отвращение к выбору граничных или близких к граничным альтернатив («антипатия к пограничным или рискованным ситуациям»).

Психологическая предпосылка - акрофобия (боязнь высоты, а точнее - границы наблюдаемой области, характеризующейся значительным перепадом уровней).

В данной группе факторов отклонения от рациональности можно указать еще несколько  возможных вариантов дополнительного  различения альтернатив, не связанного с их целевой полезностью и  основанного на априорных и не осознаваемых субъективных предпочтениях .

  1. Априорное предпочтение альтернатив, рассматриваемых в начале/середине/конце периода времени для принятия решений («невозможность соблюсти одинаковые условия оценки альтернатив»).

Психологической предпосылкой здесь также выступает циклотимия, т.е. циклическое распределение внимания в течении периода, в данном случае - «оценочной сессии».

Второй дополнительный вариант априорного (внецелевого) различения альтернатив связан с гипертрофированным влиянием предыдущего опыта индивида. Если конфигурация альтернатив в какой-то степени напоминает ему уже встречавшиеся ситуации, исход выбора в которых известен, то это может вызвать формирование еще одной, не связанной с целевой, структуры предпочтений, при которой та или иная альтернатива априорно воспринимается как предпочтительная или, наоборот, нежелательная.

Информация о работе Влияние эмоций на принятие экономических решений