Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:41, курсовая работа
В курсовой работе на основе данных статистики и социологических опросов анализируется состояние малого предпринимательства в России, основные «болевые точки» данного сектора российской экономики, а также промежуточные итоги государственной поддержки малого бизнеса. Сформулированы сценарии возможного развития малой частной экономики в России в ближайшем будущем. В контексте рассмотренных проблем определены основные направления адекватной государственной политики в области малого бизнеса.
Начавшееся снижение административных препон на пути малого бизнеса — сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение процедуры регистрации, введение в какие-то рамки вакханалии различного рода «проверок»? Но можно ли всерьез рассчитывать, что мздоимцы, коррупционеры, вымогатели смирятся с утратой гарантированных «левых» доходов? Да и можно ли полагать, что власть, социальной базой которой является только чиновничество, пойдет войной на интересы значительной части этой касты?
Одним словом, вопросов и сомнений возникает слишком много. Пожалуй, сложившаяся более или менее стихийно политика государства в области малого предпринимательства себя исчерпала. Но что может прийти ей на смену?
Вывод.
По всей видимости, в развитии российского малого бизнеса на ближайшую перспективу возможны три основных сценария — оптимистический, пессимистический и реалистический.
Оптимистический сценарий предполагает, что российское государство, наконец, переходит от обещаний к практическим делам — реальному снижению и упрощению налогообложения малого бизнеса, решительной борьбе с коррупцией (мы имеем в виду не столько репрессии против отдельных чиновников, сколько ликвидацию многочисленных пробелов в законодательстве и всевластия ведомственных инструкций, зачастую полностью извращающих благие намерения законодателей), снижению административных барьеров при входе на рынок (сегодня регистрация нового малого предприятия занимает в среднем 2,5—3 мес. и стоит несколько тысяч долларов), укреплению правового режима частной собственности, включая собственность на землю. Кроме того, должна прекратиться искусственная поддержка «лежачих» крупных предприятий, и их реструктуризация должна проводиться таким образом, чтобы доступ к их активам и площадям для малого бизнеса был более прямым и легким. Для этого необходимы, помимо политической воли и соответствующих приоритетов в экономической политике, определенные внешние предпосылки — сохранение в среднесрочной перспективе относительно высоких цен на основные экспортные товары России (нефть и газ), перераспределение налоговых поступлений от экспорта на стимулирование несырьевых отраслей и инноваций, минимально благоприятный режим реструктуризации внешних долгов страны.
При этих условиях сектор малого предпринимательства начнет стремительно развиваться; допускаем, что темпы его развития приблизятся к тем, что наблюдались в начале 1990-х годов, когда численность малых предприятий от года к году примерно удваивалась. Пытаясь оценить возможные масштабы развития малого бизнеса при максимально благоприятном варианте социально-экономической ситуации в России, мы исходим из следующих гипотез. Во-первых, социологические исследования, проводившиеся в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют, что доля потенциальных предпринимателей обычно составляет в обществе около 4—6 % взрослого населения. Аналогичные исследования, проводившиеся в последние годы в России, в целом подтверждают, что таков же порядок этой оценки и в российском обществе. Таким образом, при реализации оптимистического сценария практически все потенциальные предприниматели могли бы осуществить свои предпринимательские наклонности (причем подавляющее большинство из них, разумеется, именно в малом бизнесе), что довело бы число действующих малых предприятий до 2,8—3 млн, а численность занятых в малом бизнесе только на постоянной основе — до 18—24 млн человек. Во-вторых, реструктуризация крупных предприятий и санация финансовой системы страны неизбежно приведет к значительному высвобождению рабочей силы. Следовательно, не может не возрасти и численность самозанятых, а также малых предпринимателей «поневоле». Если в конце 1990-х годов их доля среди опрашиваемых малых предпринимателей составляла около 10 %, то в таких условиях она неминуемо возрастет. Предположительно, в 2005—2006 гг. число зарегистрированных малых предприятий в России могло бы возрасти в первом приближении до 4 млн, численность занятых — до 32—35 млн, а вклад в ВВП — увеличиться с нынешних 10—12 % как минимум до 35 %.
Пессимистический вариант предполагает, что продолжается политика косметического реформирования российской экономики и социальной сферы. При этом лозунги «поддержки малого предпринимательства» на деле оборачиваются дальнейшим усилением налогового пресса, вследствие чего малый бизнес все стремительнее переносит свою активность в теневую экономику. Государство реагирует на это усилением репрессий (оборотной стороной чего становится дальнейший расцвет коррупции на низовом уровне), ужесточением регистрационно-лицензионных процедур. В результате малое предпринимательство, конечно, не погибнет вовсе — хотя бы в силу того, что крупные предприятия не в состоянии поглотить все рабочие руки, — но в лучшем случае продолжит стагнировать примерно на нынешнем уровне, когда число малых предприятий во всей России примерно сопоставимо с численностью малых предприятий в одной Варшаве.
Реалистический сценарий — примерно посередине. Государство упрощает налогообложение, но не может его заметно снизить (в силу отсутствия политической воли или неблагоприятных внешнеэкономических и макроэкономических условий). Совершенствование законодательства ведется медленно, вяло, чиновничество успевает отреагировать на каждое улучшение закона изощренными подзаконными актами, что в значительной мере нейтрализует положительный эффект законотворчества. Фирму становится легче зарегистрировать, но предпринимателю по-прежнему трудно получить лицензию на ведение определенного вида деятельности. Борьба за Земельный кодекс заканчивается очередной ничьей — частная собственность на землю продекларирована, но механизм ее реализации законодательно не установлен; в результате практически невозможны ни ипотека, ни различные варианты залогового обеспечения кредитов. Государственная политика в отношении малого бизнеса начинает проводиться более решительно и целеустремленно, но носит скорее развращающий характер (малому бизнесу помогают, во-первых, в определенных «приоритетных» сферах, исходя из «социальной значимости» определенных видов товаров и услуг, во-вторых, механизмом такой помощи становятся льготные кредиты, выдаваемые напрямую государственными или полугосударственными специализированными кредитными учреждениями за счет бюджетных средств, как это уже отчасти было в 1993—1995 гг.).
При таких условиях возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5—2 раза по сравнению с нынешним скромным уровнем, т.е. до 1,5—2 млн малых предприятий и 12—15 млн постоянно занятых, доля же его в ВВП может возрасти до 18—20 %.
Экономическая политика государства должна быть, как минимум, нейтральной для формирующихся субъектов рыночной экономики, которые и являются мотором рыночного хозяйства — частных предпринимателей. Еще лучше было бы, если бы государство целенаправленно содействовало формированию субъектов рынка. Но достаточно было бы и некоего минимума:
1) налоговая реформа с целью не только и не столько снижения, сколько упорядочения и упрощения налогообложения;
2) создание системы
гарантий прав собственности,
но также и экономических
3) отказ власти от
убеждения в том, что малый
бизнес — «рычаг» в руках
мудрых правителей, позволяющий
им «решать вопросы»; переход
к системе цивилизованного
4) открытие «шлюзов»
для самоорганизации самих
Основной принцип, по Ойкену, — комплексность механизма регулирования, основанная на понимании взаимозависимости всех экономических явлений и процессов. Критерий того, насколько этот принцип реализуется, — дееспособность механизма конкурентных цен.
Второй принцип экономической политики, благоприятствующей развитию частного, в том числе малого предпринимательства, — принцип валютного стабилизатора, т. е. определенной стабильности стоимости денег.
В условиях высокой инфляции (1992—1995 гг.) предприниматели просто не могли просчитать эффективность инвестиций. Финансовые институты зарабатывали деньги на обслуживании государственных займов и программ, а также на высокодоходных спекулятивных операциях, они были не готовы к тому, чтобы «поднимать» капитал для частнопредпринимательских структур и нести связанные с этим риски. Третий важнейший принцип, по Ойкену, — открытые рынки. Он означает свободу перелива капитала, товаров и рабочей силы, способствующую созданию подлинно конкурентной среды.
Четвертый принцип прорыночной хозяйственной политики — незыблемость частной собственности. Для малого бизнеса это тем более важно, что в современной экономике классическая частная собственность, не «замутненная» корпоративными и др. коллективными формами, существует только в этом секторе народного хозяйства..
Пятый принцип, по Ойкену, — свобода заключения договоров. Его реализация предполагает эффективную конкуренцию, возможность выбора как для покупателя, так и для продавца
Шестой важный принцип
— хозяйственная
Последний, седьмой принцип
— неизменность экономической политики,
необходимая для того, чтобы предприниматель
в своей хозяйственной
Приходится констатировать, что нынешнее российское государство — и его законодательная, и его исполнительная ветвь — не склонны к масштабной постановке задач и конструктивному взаимодействию с массовым, идущим «снизу», демократическим малым предпринимательством. Государству все-таки ближе теневые олигархи или директора псевдочастных гигантов постсоциалистической индустрии. Следовательно, создание нормальных условия для развития частной инициативы, для перехода малого предпринимательства от выживания к росту — задача иного государства. Добиться, чтобы оно стало таким иным — сверхзадача самих малых предпринимателей (но не только их одних), вопрос их гражданской ответственности перед своими семьями и обществом в целом.
II часть.
2.1 Расчет основных показателей на примере предприятия ООО «Буренка»
Предприятие «Буренка» представляет собой общество с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность на основе Гражданского кодекса РФ, принятого Госдумой 21.10.94 г. и одобрено Советом Федерации. Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.
ООО «Буренка» является совместным предприятием, оно создано следующими юридическими лицами:
Учредители несут
Высшим органом управления ООО «Буренка» является Совет учредителей, каждый учредитель имеет один голос независимо от размера вклада в уставной капитал.
После внесения обязательных платежей прибыль подлежит распределению между учредителями.
Руководство деятельностью предприятия ведет Генеральный директор, принимаемый по контракту Советом учредителей. Он самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, действует от его имени, имеет право подписки и распоряжается имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников.
Генеральный директор несет материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчетов.
В соответствии с рыночной производственной ориентацией генеральный директор назначает коммерческого директора, ведущего вопросы сбыта, маркетинга и рекламы продукции. Главный бухгалтер ведет деятельность по составлению документальных отчетов предприятия.
Юридический адрес предприятия:
Россия, г. Самара, ул. Ново-Садовая , д.162а.
Под предприятие арендуется
здание общей площадью 100 кв.м. Арендная
плата устанавливается
руб. (в месяц)
и 24796,8 руб. в год
Таблица 1.
Стоимость основных производственных фондов ООО « Бурёнка »
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
Цена за един., тыс. руб. |
Всего тыс. руб. |
Произво-дитель |
Срок исполнения (дней) |
1 |
Насос |
3 |
10,0 |
30,0 |
ЮВС |
14 |
2 |
Фильтр |
3 |
8,0 |
24,0 |
ЮВС |
14 |
3 |
Счетчик |
5 |
2,0 |
10,0 |
ЮВС |
14 |
4 |
Охладитель |
1 |
10,0 |
10,0 |
ЮВС |
14 |
5 |
Пастеризатор |
2 |
15,0 |
30,0 |
ЮВС |
14 |
6 |
Емкость |
20 |
12,0 |
240,0 |
ЮВС |
14 |
7 |
Сепаратор-сливкоотделитель |
5 |
10,0 |
50,0 |
ЮВС |
14 |
8 |
Бак-накопитель |
5 |
5,0 |
25,0 |
ЮВС |
14 |
9 |
Автомат фасовки |
10 |
10,0 |
100,0 |
ЮВС |
20 |
10 |
Ванна |
15 |
1,0 |
15,0 |
ЮВС |
14 |
11 |
Установка фасовки |
10,0 |
БМНУ |
20 | ||
12 |
Пресс-тележка |
5 |
2,0 |
30,0 |
ЮВС |
14 |
13 |
Мойка |
10 |
0,7 |
24,0 |
ЮВС |
14 |
14 |
Стол |
9 |
0,6 |
10,0 |
ЮВС |
14 |
15 |
Водонагреватель |
5 |
3,0 |
10,0 |
ЮВС |
14 |
16 |
Компрессор |
3 |
4,0 |
30,0 |
ЮВС |
14 |
17 |
Холодильная камера |
1 |
20,0 |
240,0 |
ЮВС |
14 |
18 |
шкаф |
3 |
4,0 |
50,0 |
ЮВС |
14 |
19 |
Проточный водонагреватель |
1 |
13,0 |
25,0 |
ЮВС |
20 |
Информация о работе Состояние малого предпринимательства в России. Бизнес-план ООО Буренка