Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:10, доклад
ранспорт в экономике страны занимает одно из важнейших мест, так как без него невозможно обойтись ни одной отрасли народного хозяйства.
В стране действуют: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренневодный, трубопроводный транспорт.
Все виды транспорта вместе составляют единую транспортную систему, главная задача которой — обеспечение потребностей народного хозяйства в перевозках грузов.
В соответствии с ГК (ст. 799) регулирование договоров между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозки грузов может осуществляться транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Поэтому в данной области правовое регулирование должно быть поднято как минимум на уровень постановления Правительства Российской Федерации, что позволило бы избежать ведомственного нормотворчества.
Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (ст. 786 ГК). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир, в свою очередь, обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз. Уже из самого определения договора перевозки пассажира следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза, является консенсуальным, то есть после приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно Кодексом пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Главная же особенность договора
перевозки пассажира
Поэтому права, предоставленные Кодексом пассажиру по договору перевозки, далеко не исчерпывают объема прав гражданина, заключившего с транспортной организацией договор перевозки пассажира.
Основной обязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так и пассажира по договору перевозки пассажира или багажа является внесение провозной платы за перевозки. В качестве основного правила Кодексом предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не оговорено законом или иными правовыми актами (ст. 790).
Однако при перевозке
грузов, пассажиров и багажа транспортом
общего пользования плата за перевозку
определяется на основании тарифов,
утверждаемых в порядке, установленном
транспортными уставами и кодексами.
Данное положение корреспондирует
норме, содержащейся в ст. 424 ГК, допускающей
в случаях, предусмотренных законом,
применение цен (тарифов), устанавливаемых
или регулируемых уполномоченными
на то государственными органами. Не следует
забывать также, что договор перевозки
транспортом общего пользования
относится к категории
Но независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспорта общего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оплате в размере, определяемом исключительно по соглашению сторон.
Для перевозчика способом
обеспечения исполнения грузоотправителем,
грузовладельцем или владельцем
багажа обязанности по внесению провозной
платы и других причитающихся
перевозчику платежей будет служить
предоставленное ему право
Как известно, удержание
кредитором имущества должника до исполнения
им своего обязательства является одним
из способов обеспечения исполнения
обязательств (ст. 329), который включает
в себя возможность для кредитора
удовлетворить свои требования за счет
удерживаемого имущества
В ГК впервые включена самостоятельная статья об ответственности за нарушение обязательств по перевозке (ст. 793), содержащая положения, распространяющиеся на перевозки всеми видами транспорта. Ранее подобные нормы содержались лишь в транспортных уставах и кодексах применительно к перевозке соответствующими видами транспорта (см., например, ст. 126 УАТ, ст. 143 УЖД и др.).
Неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств по перевозке
влечет для стороны, допустившей
нарушение, применение ответственности,
предусмотренной ГК, транспортными
уставами и кодексами, а также
соглашением сторон. Считаются недействительными
любые соглашения транспортных организаций
с пассажирами и
Ранее такое общее правило действовало только в отношении ответственности по обязательствам, вытекающим из договора перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 100 Основ 1991 года).
Конечно же, в ГК не могли быть включены нормы об ответственности за все виды нарушений договорных обязательств по перевозке. Это является предметом регулирования для транспортных уставов и кодексов. Вместе с тем, следуя традиции кодифицированных гражданско-правовых актов, Кодекс содержит статьи об ответственности за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст. 794), а также за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).
Перевозчик за неподачу транспортных средств в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, оговоренную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В ныне действующих транспортных
уставах и кодексах нормы об ответственности
за названные нарушения
Особенностью имущественной ответственности за невыполнение плана перевозок является то, что она наступает независимо от вины или иных факторов, свидетельствующих о случайном характере допущенных нарушений. Вместе с тем транспортные уставы и кодексы предусматривают основания освобождения от ответственности за невыполнение плана перевозок как в отношении грузоотправителя, так и перевозчика. Причем в качестве таких оснований называются обстоятельства, которые могли иметь место по вине соответственно грузоотправителя или транспортной организации, освобождаемых тем не менее от ответственности за невыполнение плана перевозок (ст. 145, 146 УЖД, ст. 183, 184, 187 УВВТ, ст. 93 ВК, ст. 131 УАТ).
В отличие от ранее действовавшего
общегражданского законодательства Кодекс
(п. 2 ст. 794) предусмотрел перечень оснований
освобождения перевозчика и грузоотправителя
от ответственности за неподачу транспортных
средств либо неиспользование поданных
транспортных средств, что распространяется
на отношения грузоотправителей
с транспортными организациями
всех видов транспорта. К числу
таких оснований относятся: непреодолимая
сила, а также иные явления стихийного
характера (пожары, заносы, наводнения)
и военные действия; прекращение
или ограничение перевозки
Принципиальные изменения внесены ГК в правовое регулирование ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).
Ранее подход к формулированию
общих принципов
Транспортные уставы и кодексы широко воспользовались возможностью, предоставленной им общегражданским законодательством, предусмотрев целый ряд оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза. Применительно ко всем транспортным уставам и кодексам можно выделить следующие случаи, когда перевозчик, не обеспечивший сохранность перевозимого груза, тем не менее слагал с себя ответственность:
- доставка груза в пункт
назначения в исправных
- перевозка груза в
сопровождении проводника (экспедитора)
грузоотправителя или
- отгрузка груза с риском
его утраты либо повреждения
при перевозке: перевозка на
открытом подвижном составе,
- отгрузка груза в таре,
не соответствующей свойствам
груза или установленным
- недостача груза в
пределах норм естественной
Практическое значение указанных оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность грузов заключалось в том, что бремя доказывания вины перевозчика в необеспечении сохранности перевозимых материальных ценностей возлагалось на грузополучателя, который, как правило, был лишен возможности представить соответствующие доказательства. Перевозчику же достаточно было сослаться на одно из приведенных обстоятельств, чтобы освободить себя от какой-либо ответственности. Фигурально выражаясь, перевозчик отвечал не за груз, а за исправность пломбы грузоотправителя.
Мы не случайно привели перечень правовых норм, содержащихся в транспортных уставах и кодексах и автоматически освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) перевозимых грузов. Начиная с 1 марта 1996 года все эти нормы лишены юридической силы.
В соответствии с ГК (ст. 796) перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа, происшедшую после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Кодекс не предоставляет транспортным уставам и кодексам возможность устанавливать основания освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза, как было прежде.
Такой подход соответствует общим положениям обязательственного права об ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 401 ГК), а в процессуальном смысле означает, что при предъявлении иска в суд грузополучатель (грузоотправитель) должен представить документы, подтверждающие принятие перевозчиком груза к перевозке (транспортная накладная и иные перевозочные документы), а также факт несохранности этого груза. А перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие отсутствие его вины в необеспечении сохранности груза при перевозке. При этом судом должны приниматься во внимание все обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Информация о работе Правовое регулирование предпринимательства по перевозкам