Женщины в международных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:07, дипломная работа

Краткое описание

В работе рассмотрены основные понятия политического участия женщин в условиях глобализции; выявлена сущность международных организаций, – определена их роль в развитии Кыргызстана; проанализировано участие в женщин в международных организациях; изучено состояние женских общественных объединений и движений в Кыргызстане.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..
Глава 1. Мировая политика с гендерных позиций
1.1 Мировая политика с гендерных позиций…………………………………..........
1.2 Международные организации во всемирных глобализационных процессах ..
1.3 Деятельность ООН и ее структурных подразделений
в Кыргызстане ……………………………………………………………………….
1.3.1 Основные направления деятельности ПРООН в Кыргызстане………
1.3.2 Деятельность ЮНЕСКО в Кыргызстане………………………………
Глава 2. Гендерные аспекты глобального управления
2.1 Женщины в международных организациях ……………………………………
2.2 Права женщин в контексте прав человека ……………………………………
2.3 Женщины в общественных движениях и НПО ………………………………
Заключение ………………………………………………………………………….
Список использованных источников ……………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом (женщ. в межд. орг).doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

Несмотря на эти серьезные  сдвиги, права женщин продолжают нарушаться. В связи с тем, что в документах и органах правовой защиты вопросы, связанные с дискриминацией по половому признаку, проходят с пометкой «женский вопрос», они уже только поэтому подвергаются дискриминации, будучи отодвигаемыми на второй план. Женские голоса до сих пор зачастую остаются не услышанными наиболее известными правозащитными организациями, а приоритет гражданских и политических свобод в духе либеральных представлений приводит к тому, что тема дискриминации в отношении женщин остается в тени. Организации, работающие в сфере обеспечения прав женщин, являются более неустойчивыми, нежели занимающиеся общей проблематикой прав человека. В результате они ограничены в финансировании и имеют меньше возможностей для воплощения своих проектов. К примеру, при ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин государства-члены подписали ее, оговорив самое большое число ограничений по применению отдельных статей по сравнению со всеми другими конвенциями ООН101. Чарлсуорт заметила, что и эта конвенция основана на мужском восприятии равенства, поскольку она акцентирует внимание на правах женщин в общественной сфере – в экономике, законодательстве и образовании102. Несомненно, многие феминисты отмечали, что само упоминание о правах основывается на нормах и опыте, присущих западному мужчине, – права нельзя применить к опасностям, с которыми сталкиваются женщины только потому, что они – женщины. С некоторыми исключениями научный дискурс права традиционно оставлял вне своего внимания дискриминацию в частной сфере, таким образом, усиливая разделение публичной и частной сфер. Несмотря на то, что данное разделение трактуется по-разному в контексте различных обществ, оно всегда усиливает принижение роли женских прав. Другими словами, само определение «человек» (в термине «права человека») демонстрирует мужское восприятие этого понятия.

Вслед за Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993), на которой права женщин были признаны отдельной областью, акцент Конференции по положению женщин (Пекин, 1995) на правах человека продемонстрировал возрастающую озабоченность проблематикой прав женщин, а вместе с тем и нарастающие противоречия между женщинами и последователями теории феминизма от носительно того, как данные права должны быть определены.


Среди женщин возникли споры  по поводу признания универсальных  прав человека и уважения культурных различий. Незападные последователи феминизма справедливо ставили вопрос о том, не является ли само понятие прав основанным на западных нормах и присущим западному либерально-демократическому дискурсу. Женщины из незападных стран могут двояко относиться к отказу от культурных обычаев, являющихся действенным средством в борьбе с доминированием Запада. Данный вопрос является областью значительных разногласий. Многие женщины из разных стран мира сходятся во мнении, что язык прав дает возможность бороться с различными видами притеснений и, несмотря на то, что женщин разделяет расовая, классовая и культурная принадлежность, их объединяет исключенность из процесса принятия решений на всех его уровнях, включая не только национальный, но и международный103

Признание прав женщин как  части сферы прав человека показало, что мировое сообщество в определенной степени откликнулось на призывы к улучшению подчиненного положения женщин. Дискурс касательно прав женщин выявил гендерный фактор в разделении частной и общественной сфер, а также гендерные предрассудки в определении прав человека, а вместе с тем и избирательный характер насильственного давления в общем. Но в то время как предпринимались определенные шаги в области интеграции гендерного подхода в систему договоров ООН, было предпринято очень малое количество институционализированных улучшений. Эллис Миллер заявляет, что так происходит из-за отсутствия четкого понимания того, что представляет из себя гендерный анализ применительно к проблематике прав. Э.Миллер выдвигает мнение, что придание большей специфики по этим вопросам должно стать задачей НПО104. Несомненно, большая часть успехов, достигнутых в сфере прав женщин, а также в области повышения значимости других гендерных проблем в международных организациях является заслугой женщин, работающих вне официальных правительственных институтов. Недостаток инициативы со стороны государств приводит к осознанию того, что формальный демократический транзит не всегда предвосхищает выход гендерной проблематики на международный уровень105.

 

2.3 Женщины в общественных движениях и НПО

 

В связи с тем, что  женщины относительно редко участвовали  в работе политических институтов как на государственном, так и на международном уровне, их политическое участие ограничивалось работой в общественных движениях и международных НПО106. Рост подобных движений совпал с усилением роли явления, которое Фолк обозначил как «глобализацию снизу». Фолк писал, что подобные движения открыли новое понимание демократии, включающей в себя культурные и общественные устои. Транснациональные общественные движения озабочены проблемой защиты окружающей среды, правами человека и отпором патриархату. Они распространяют новое видение человеческого общества, включающего различные культуры, объединенные поиском средств борьбы с нищетой, притеснениями и насилием. Фолк представляет это как появление глобальной политики, которая формирует особый вид транснационального политического мышления, возникающего на уровне элементарных общественных структур. Оно может проявляться локально, но не обязательно быть присущим одной стране107. Многие из этих движений начинают высказывать несогласие с глобализацией и с теми негативными влияниями, которые формирование глобального рынка оказывает на устойчивое развитие, демократию и окружающую среду108.

Подобный  взгляд, а также озабоченность глобальными проблемами имеют много общего с интересами женских общественных движений и НПО, возникших за пределами официальных политических институтов, но пытающихся вывести проблемы, касающиеся дискриминации женщин на транснациональный уровень. Поскольку многие из этих движений сосредоточены на повседневных нуждах женщин, они считают себя феминистскими, концентрируются на дискриминации женщин, а также на способах ее искоренения в более общем смысле109. Имея в качестве мотивации подобные проблемы, эти движения пытаются сократить разрыв внутреннего/международного и частного/общественного и включить в понятие политического внеинституциональную политику на глобальном и локальном уровнях. Для таких движений политика включает в себя ежедневную практику дискриминации людей, а также попытки изменить властные соотношения на всех институциональных уровнях.

Участие женщин в неправительственных  организациях, работающих на международном уровне, имеет долгую историю. В XIX в. женщины начали международную работу над широким спектром проблем, в частности борьбы с рабством, распространения толерантности, мира и предоставления женщинам избирательных прав. Первая международная женская организация – Международный женский конгресс – была создана в 1888 году. Она объединила женщин среднего и выше среднего классов, озабоченных проблемами социальных и нравственных реформ, избегая при этом спорных вопросов. Международная ассоциация по избирательным правам женщин, основанная в 1904 году, создавалась как организация, специализирующаяся исключительно на борьбе за предоставление женщинам избирательных прав. Впоследствии Международный женский конгресс в Гааге 1915 года заложил основу для международного женского движения в защиту мира, корни которого уходят в XIX столетие110. Все эти движения состояли из женщин высшего класса северных стран, что создавало прецедент, доказывающий, что международные женские движения выражают интересы западных либеральных государств. Это послужило основанием для вполне законных заявлений женщин – представительниц южных стран о том, что их проблемы были проигнорированы или неверно интерпретированы. Проблемы, из которых вырастали подобные движения, усиливали разделение общественной и частной сфер на международном уровне. Действия женщин внутри или вне правительственных учреждений рассматривались как расширение их социальных ролей жен и матерей, в то время как политика международных отношений и войн была прерогативой мужчин, что соответствует и нынешнему положению дел.

Вместе с продолжением международного неправительственного участия женщин в политике на протяжении XX века, наблюдалось повышение активности женских общественных движений, связанных с Женской декадой, провозглашенной ООН. На первой женской конференции ООН 1975 года (первый год Десятилетия) в Мехико был провозглашен Международный год женщин под эгидой ООН. Правительства пришли к соглашению о глобальной публичной политике с целью искоренения дискриминации в отношении женщин. Однако структура встречи, в которой участвовали лишь представители государств, вынудила представителей НПО организовать отдельную встречу, что в дальнейшем нашло продолжение и развитие в регулярных конференциях женщин.

Женщины из разных стран  мира, работающие в НПО, сыграли важную роль в организации Женской конференции 1985 года в Найроби. Данная встреча, закрывавшая декаду, собрала пятнадцать тысяч представителей НПО. В межправительственных кругах наблюдалось осознание зависимости женщин от классовой, расовой и национальной принадлежности; феминистский взгляд на различные подходы и озабоченность процессами универсализации распространялись в сообществах политических активистов. Был поднят широкий крут вопросов, включавших место женщин на нелегальном ранке труда, экологические проблемы и насилие в отношении женщин.

На официальной межправительственной встрече были приняты Долгосрочные стратегии улучшения положения женщин. Этот документ был призван выразить взгляд женщин на международные отношения, распространяющиеся как на вопросы войны и мира, так и на отношения в семье и воспитание детей. Темы равенства, развития и мира, схожие с теми, что поднимались среди теоретиков мирового порядка, были объявлены взаимосвязанными и оказывающими друг на друга взаимное влияние. Определение мира было привязано к широкой концепции безопасности, включавшей не только состояние без войны, но также и достижение социальной и экономической справедливости111. В официальных правительственных документах, однако, гендерным проблемам и наделению женщин властью уделялось мало внимания. Улучшение жизни женщин было втиснуто в рамки либерального феминистского подхода, видящего целью достижение равенства в рамках существующих структур.

Окончание «холодной  войны» предоставило новые возможности  для привлечения внимания к проблемам феминистской повестки дня112. Будучи в меньшей степени озабоченной традиционными проблемами безопасности, в 1990-х годах ООН проводила конференции по вопросам экологии (1992), по правам человека (1993), народонаселения (1994). Голоса женщин звучали на всех перечисленных конференциях. На Международной женской конференции 1995 г. в Пекине триста тысяч женщин приняли участие в работе форума НПО. Что касается статистических данных, представительства и вопросов повестки, Пекинская конференция представляется значительным успехом. Несмотря на то, что на конференции проявилось сопротивление мужских групп, представленных консервативными группами христиан США, Ватиканом и фундаменталистскими правительствами исламских стран, платформа для межправительственной встречи включила признание со стороны ООН того, что гендерный подход является важной составной частью ее программ и повестки дня113.

Женские НПО  и общественные движения, в общем, сыграли значительную роль в развитии феминистской проблематики на международном  уровне. Опасения в отношении культурного империализма, связанные с преобладанием белых западных женщин на лидирующих позициях, в некоторой степени привели к тому, что женщины – представительницы Юга начали разрабатывать и определять феминизм по-своему. Используя женские группы по защите прав человека в качестве примера, Брук Экерли и Сью-зан Окин заявили, что действия феминисток стали проводниками социальных изменений вследствие развития метода социального критицизма, который включает в себя разнообразные взгляды и представления, объединенные их критическим характером. Работая на общественном уровне, НПО пропагандируют то, что Экерли и Окин назвали «совещательным расследованием» и самопознанием, т.е. знанием, которое позволяет людям на локальном уровне выражать собственные интересы, в то время как международные сети распространяют это знание по всему миру114.

Открытость форума НПО  на встрече в Пекине и ощущение представительной демократии бросили  вызов иерархическим структурам маскулинизированных традиций, воплощенных в правительственных конференциях115. В то же время многие феминисты разделяют достаточно скептические взгляды по поводу оптимизма Фолка относительно потенциала общественных движений в мире новой глобальной демократии. Несмотря на то, что женщины Юга преуспели в расширении рассматриваемых гендерных вопросов, а также в повышении участия женщин в НПО, они все еще следуют за «элитой бессильных», как ее обозначила Элис Боулдинг116. Существующие отношения силы часто определяют лидерство в общественных движениях. Женщины северных стран, являющиеся, как правило, белыми представительницами среднего класса, имеют больше доступа к ресурсам, а следовательно, чаще занимают лидирующие позиции117. Дебора Стинстра указала на взаимосвязь между общественными движениями и государствами, которые устанавливают «нормы» и «стандарты» общественного поведения и отражают преобладающие отношения силы. В связи с тем, что либерализм привилегий стал одной из самых влиятельных норм 1990-х гг., получалось так, что выдвижение женщинами своих предложений являлось ответом на формирование повестки в рамках либеральных взглядов, что оказывало влияние на то, какой ответ они могли предложить.

В Кыргызстане существует уникальный опыт вовлечения женщин в  общественную жизнь страны через участие в деятельности гражданского сектора, т.е. вовлечения женщин в деятельность общественных объединений и организаций. Имеющиеся возможности для НПО или местного сообщества налаживать партнерское взаимодействие с органами государственного управления и местного самоуправления является мощным инструментом влияния на принятие решений. Наиболее крупным представительством международной организации в Кыргызстане является Конгресс женщин – массовая общественно-политическая организация, созданная в мае 1993 года при поддержке ООН. Основными задачами организации являются:

– расширение роли женщин как представительниц и участниц общественного раз вития;

– содействие в предоставлении женщинам равных возможностей в полной реализации способностей;

– вовлечение женщин в политику и процесс принятия решений на всех уровнях власти.

Конгресс имеет 7 областных  отделений. Высшим органом является съезд. Президент – Замира Акбагышева. В Конгрессе совместно с фондом «Евразия» создан и действует учебный центр, где только на протяжении последних четырех лет обучено 4,5 тыс. слушателей на семинарах по основам предпринимательства, курсах по обучению английскому, немецкому, турецкому, кыргызскому языкам, компьютерными навыками, «имидж бизнесмена». Представители 42 НПО, 6000 женщин получили навыки и знания по разработке бизнес-проектов, открытию предприятий малого и среднего бизнеса, получению кредитов, их освоению и возврату. Оказывает содействие в получении женщинам земли, сельхозтехники.

Информация о работе Женщины в международных организациях