Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа
Цель работы:
•Рассмотреть становление партии Гоминьдан на острове Тайвань
•Рассмотреть, как менялись взаимоотношения КНР и КР с течением времени.
•Оценить влияние, которое США оказывало на каждый этап взаимоотношений
Пекина и Тайбэя.
•Проследить, как ситуация в Тайване отразилась на взаимоотношениях Китая и США.
Введение
Глава 1:1949-1975
Глава1.1: 1949г Начало Тайваньской проблемы
Глава 1.2: Кризис 1954-1955 гг.
Глава 1.3: Кризис 1958-1959 гг.
Глава1.4: 1960-1975 Изменение взаимоотношений между США, КНР и КР.
Глава2: 1975-1989
Глава 2.1 : Смерть Чан Кайши. Сближение КНР и США.
Глава 2.2 «Разрядка» в отношениях между КНР и Тайванем
Глава3:1989 -2000
Глава 3.1 Политика Ли Дэнхуэя.
Глава 3.2 кризис 1995-1996
Глава4: 2000-2012
Глава4.1 2000-2008 Чэнь Шуй бянь.
Глава4.2 2008-2012
Заключение
список литературы.
В итоге, в новое десятилетие КР вступала, с одной стороны, ободренная твердой поддержкой США, успехами островной экономики, а с другой – с ощущением неустойчивости своих позиций из-за неуклонного роста влияния КНР.
Однако для Чан Кайши, которому в 1962 г. исполнялось 75 лет, идея «возвращения на материк» к началу 1960-х гг. не утратила своей привлекательности, хотя он не мог не понимать, что с каждым годом надежда на успех подобной акции становится все более призрачной. В 1962 г. Чан, по-видимому, решил использовать свой последний шанс: в условиях охлаждения отношений между Пекином и Москвой, тяжелой социально-экономической обстановки на материке (несколько лет подряд на КНР попеременно обрушивались наводнения и засухи, что усугубляло тяжелые последствия «перегибов» во внутренней политике пекинского правительства) генералиссимус предпринял попытку резко усилить военное давление на КНР, рассчитывая, главным образом, на антикоммунистическое восстание измученных многолетними бедствиями китайцев.
В июне 1962 г. в официальной тайваньской прессе началась кампания антипекинской пропаганды, подразделения гоминьдановской армии стали сосредотачиваться напротив материка, возросла интенсивность диверсионных рейдов. В КНР приняли ответные меры, укрепили оборонительные рубежи в провинции Фуцзянь – но на этот раз до открытой конфронтации дело не дошло. Снова все решила позиция Вашингтона: в администрации Кеннеди вовсе не собирались поддерживать гоминьдановскую авантюру, особенно учитывая не реалистичность надежд Чана на восстание на материке.
В 1965 г. стал назревать очередной кризис в ООН, когда резолюция о вступлении КНР, традиционно с 1961 г. вносимая Албанией, чуть было не набрала большинства голосов. Хотя до двух третей, требуемых американской «резолюцией о важном вопросе», голосов не хватало, позиция КР становилась неустойчивой. К тому же позиции сторонников Чан Кайши в США во второй половине 1960-х гг. серьёзно ослабли.
Впрочем, к концу 1960-х гг. и сам Тайвань уже радикально преобразился, если не в политическом, то в экономическом плане. Из отсталого колониального региона Тайвань превратился в одного из "четырех индустриальных тигров", где среднедушевой национальный доход уже превысил 7 тыс. ам. долл. Эти результаты были достигнуты, прежде всего, благодаря активному развитию частного предпринимательства, рыночных отношений, конкуренции и других подобных факторов, обусловленных отказом от тотального огосударствления хозяйственной жизни. Но это не значит, что это бурное экономическое развитие шло помимо или вопреки политике гоминдановского государства и государственного сектора экономики. Скорее наоборот. Отказавшись от монополизма, государство оставило за собой развитие банковского дела, инфраструктуры, энергетики, транспорта и некоторых других базовых отраслей хозяйства, создавая благоприятные условия для развития частного предпринимательства. Экономическое чудо свершилось в условиях, когда командные экономические высоты сохранялись в руках гоминдановского государства и когда государственный сектор продолжал играть во многом ведущую роль в хозяйственном развитии.
«Экспортный бум» 1963 г.
окончательно убедил Вашингтон
в способности тайваньской
Также в конце 60-ых годов
и начале 70-ых годов по мере развития
и изменения международной
Внутри китайского руководства вопрос о нормализации отношений с США вызвал разногласия. Но понимание неспособности КНР самостоятельно выйти из экономического хаоса и социального кризиса, вызванного «культурной революцией», вынуждало обращаться к улучшению отношений с той частью мира, которая по своим возможностям была в состоянии оказать реальное содействие Китаю.
Такое положение дел не могло не беспокоить КР. В ответ на растущую озабоченность Тайбэя изменением курса американской политики, на Тайвань в начале 1970 г. был отправлен вице-президент С. Агню, который попытался донести до гоминьдановского руководства две основных идеи: во-первых, то, что Пекин важен для США и «не замечать» его более не представляется возможным, и во-вторых то, что у лидеров КР нет оснований для тревог.
Однако 2 июня 1971 г., произошло событие, которое стало серьезным шагом в направлении нормализации отношений США и КНР. Этим шагом стало секретное сообщение, полученное по секретному пакистанскому каналу, о готовности китайского руководства принять у себя президента Р. Никсона с официальным визитом.
9 июля того же года Г. Киссинджер лично прибыл в Пекин, где в обстановке секретности провел переговоры с Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем и другими лидерами КНР. Тайваньская проблема находилась в центре дискуссий, однако стороны понимали, что до нормализации отношений США – КНР, ее окончательное разрешение вряд ли возможно. Для Киссинджера главной задачей было не допустить разрушения основы американских гарантий Тайваню, уступив только в формальных вопросах, к которым китайцы традиционно проявляли повышенный интерес. В числе требований китайской стороны на первом месте стояло признание Тайваня провинцией КНР, на что Киссинджер быстро дал принципиальное согласие. Второй пункт, о выводе с Тайваня американских войск, вызвал больше споров, и в конце концов Киссинджер пообещал сделать это сразу после окончания войны во Вьетнаме. Еще одно требование Пекина – аннулировать Договор о взаимной обороне между США и Тайванем, Киссинджер искусно обошел, переключив внимание китайцев на другие темы. Он всячески пытался показать, что нормализация отношений является приоритетной задачей для обеих сторон, и что она должна быть решена, независимо от успеха переговоров по тайваньской проблеме. Именно в таком виде позиция КНР и США была отражена в принятом по итогам переговоров совместном документе.
В итоге, в Шанхайском коммюнике, подписанном в феврале 1972 г. по окончании визита Р. Никсона в КНР, новый американский подход к тайваньской проблеме был сформулирован в следующей многозначительной фразе: «Соединенные Штаты принимают во внимание ,что все китайцы, по обе стороны Тайваньского пролива, считают, что существует только один Китай, и Тайвань является его частью. Правительство США не оспаривает эту позицию. Оно подтверждает свою заинтересованность в мирном разрешении проблемы самими китайцами. Имея это в виду, оно видит своей конечной целью вывод всех американских войск и военных объектов с Тайваня. Вплоть до ее достижения, оно будет постепенно сокращать свое военное присутствие на Тайване, по мере снижения напряженности в регионе».
В Шанхайском коммюнике ничего не говорилось о судьбе Договора о взаимной обороне между США и Тайванем, что означало продолжение его действия в полном объеме и после 28 февраля 1972 г. Пекин на этом этапе утешился обещанием американцев постепенно сокращать военное присутствие на острове. Таким образом, даже с учетом неизбежного дальнейшего сближения между США и КНР, у Китайской Республики еще оставалось пространство для отступления. Шанхайское коммюнике, конечно же, было ударом по позициям гоминдановцев – но не таким сильным, как того можно было ожидать.
Гораздо более осязаемым было общее отрицательное влияние изменения курса политики США на позиции КР в мировом сообществе. В 1971 г. представители Китайской Республики потеряли свое место в ООН и в условиях дипломатической блокады со стороны Пекина, значительно утратили свои международные связи.
В 1975 умирает Чан Кайши, что огромной потерей для всего населения Тайваня.
Глава2: 1975-1989
Глава 2.1 : Смерть Чан Кайши. Сближение КНР и США.
После смерти Чан Кайши в 1975 г. пост президента Китайской Республики на Тайване и лидера правящей партии Гоминьдан в 1978-1988 гг. занял его сын Цзян Цзинго. В свое время, в 1925-1937 годах, он жил в Советском Союзе ( под псевдонимом Н.В. Елизаров), работал на Уралмашзаводе, даже женился на белорусской девушке Фаине Ипатьевне Вахревой , которую сначала увез в Китай, а потом на Тайвань.
Цзян Цзинго предпринял некоторые шаги в плане либерализации режима и экономического развития острова. По существу, при нем началось превращение Тайваня в восточноазиатского «тигра» и преобразование авторитарного режима в демократический. В экономическом отношении, на Тайване ставка была сделана на независимый средний бизнес.
Динамичное экономическое развитие Тайваня в течение длительного времени сопровождалось почти полным застоем в политической области. Парламент состоял из пожилых людей, которые лишь номинально представляли различные регионы материкового Китая. Таким образом, отсутствовала сама возможность проведения выборов даже для замены умерших или совершенно одряхлевших депутатов. Сохранялся запрет на любые контакты с материковым Китаем или с представителями КНР.
Цзян Цзинго стал президентом Китайской Республики как раз в тот момент, когда КНР под руководством Дэн Сяопина сама пошла по пути ускоренного экономического развития и умеренной политической либерализации. Цзян стал инициатором осуществления сходной программы реформ и на Тайване.
Что же касается США и КНР их отношения продолжали развиваться. Быстрый экономический рост КНР , не мог не заинтересовать США. Администрация США понимала, что продолжение открытой поддержки Китайской Республики, плохо скажется на взаимоотношениях с КНР.
При этом с приходом Дж. Картера на пост президента США, взаимоотношения с Тайванем заметно ухудшились. Администрация Картера отказала КР в продаже новых типов военных самолетов, посол «свободного Китая» стал испытывать большие затруднения в доступе к официальным лицам Соединенных Штатов, на инаугурацию Цзян Цзинго в мае 1978 американцы прислали совсем не представительную делегацию, причем в это же самое время, один из ведущих идеологов внешней политики США – Бжезинский, лично отправился с визитом в Пекин.
А затем, в декабре 1978 г. правительство США приняло выдвинутые китайским правительством три принципа установления дипломатических отношений, а именно: прервать «дипломатические отношения с тайваньскими властями, аннулировать «договор совместной обороны» и вывести войска с Тайваня. 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые договоренности с КНР, США продолжали рассматривать Тайвань в качестве независимой политической реальности и военной базы для своих вооруженных сил. Прошло лишь три месяца после установления дипломатических отношений КНР и США, американский конгресс принял т. н. «Акт о взаимоотношениях с Тайванем», который вступил в силу после подписания президентом США. Этот «Акт о взаимоотношениях с Тайванем» в качестве внутреннего законодательства США содержит в себе ряд положений, идущих вразрез с Совместным коммюнике об установлении дипломатических отношениях между КНР и США и принципами международного права, что серьезно ущемило права и интересы китайского народа. Согласно этому акту правительство США продолжает продавать оружие Тайваню и вмешиваться во внутренние дела Китая, тем самым воспрепятствуя воссоединению Тайваня с континентальной частью Китая.
Поставив себя в положение младшего партнера США, китайское руководство само предопределило то обстоятельство, что США стали меньше считаться с его мнением в вопросе о Тайване. Американцы продолжали оказывать острову военную помощь, невзирая на неоднократные протесты Пекина. Правда, 17 августа 1982 г. по итогам визита в КНР госсекретаря Дж.Шульца было подписано китайско-американское совместное коммюнике «О продаже США оружия Тайваню», в соответствии с которым Вашингтон обязался «поставлять на Тайвань вооружения, в качественном и количественном отношении не влияющие на баланс сил в регионе», но общая линия на поддержку фактической независимости Тайваня оставалась непоколебимой.
Глава 2.2 «Разрядка» в отношениях между КНР и Тайванем.
Результатом процесса обновления
отношений с США стало
К началу 1975 г. КР удалось сохранить дипломатические отношения всего лишь с 31 государством, тогда как «неофициальные контакты» поддерживались с народами 114 стран. Чтобы не допустить худшего сценария, высшее тайваньское руководство приняло решение ускорить процесс демократизации, вызревавший на острове с конца 1960-х гг. и использовать еще более гибкие подходы при разработке внешней политики КР.
Итогом правления Цзян
Цзинго стало существенное улучшение
отношений между КНР и
Что касается отношений с США, то несмотря на ликвидацию дипломатических взаимоотношений, экономические связи между государствами не пострадали. Товарооборот в 1980-е гг. рос бурными темпами и к 1987 г. составил 31 млрд. долларов в год. Увеличивался и объем американских инвестиций на острове – за 11 лет после 1978 г. частные предприниматели Соединенных Штатов вложили в островную экономику в 2 раза больше капиталов (1,3 млрд. долларов), чем за весь период «союзнических» отношений США и КР.