Роль Кореи в АТР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель темы исследования - выяснить роль Кореи в странах АТР, рассмотреть и проанализировать торгово-экономические отношения Кореи со странами Азиатско-Тихоокеанского Региона.
Задача темы исследования :
1. Рассмотреть внешнюю политику и внешнеторговую деятельность Кореи в Азиатско-Тихокеанском регионе.
2.Определить роль Кореи в интеграционных процессах Азиатско-тихоокеанского региона.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..5-7
Основная часть ………………………………………………………8-57
I глава
1.1. Определение понятия АТР
1.2. Международные отношения в АТР
1.3. Важнейшие организации АТР
II глава
2.1. Экономическая характеристика Кореи
2.2. Внешняя политика Кореи в АТР
2.3. Внешнеторговая политика Кореи: экспорт и импорт в АТР
III глава
3.1. Интеграция. Международная экономическая интеграция:
3.1.1. Особенности развития свободных экономических зон в Южной Корее и участие страны в процессах МЭИ
3.1.2. Роль и приоритеты Южной Кореи в развитии интеграционных процессов в АТР
3.2. Объединение Северной и Южной Кореи как средство расширения экономического потенциала в АТР
3.3. Региональные партнеры и торгово-экономические отношения Южной Кореи со странами АТР
Заключение ………………………………………………………….58-59
Список литературы …………………………………………………60-61

Прикрепленные файлы: 1 файл

Роль кореи АТР3.docx

— 179.58 Кб (Скачать документ)

        Негативные для национального платежного баланса последствия очередного нефтяного кризиса 1979-1980 годов, а также лоббистские действия южнокорейских компаний, обеспокоенных усилением конкуренции со стороны иностранных производителей, заставили правительство приостановить начавшуюся корректировку импортной политики. Тем не менее, уровень либерализации импорта вырос с 67.6% в 1979 году до 80.4% в 1983 году. В 1984 году правительство приняло трехлетнюю программу либерализации внешней торговли, выполнение которой повысило степень открытости внутреннего рынка до 91.5% в 1986 году и до 94.5% к середине 90-х годов.

 
        Этапным с точки зрения либерализации импортной политики стал период подготовки в 1989- 1994 годах национальной экономики к модификации правил международной торговли в условиях трансформации ГАТТ в ВТО.

        Проводимые правительством меры предполагали, во-первых, упорядочение тарифов, то есть ликвидацию импортных преференций для отдельных компаний, а, во-вторых, уменьшение средней тарифной нагрузки на импортеров. Существенно снизив количественные ограничения на ввоз иностранных товаров, Южная Корея подвела черту под тремя десятилетиями протекционистской политики и повернула свою экономическую стратегию к большей открытости.

 
        В настоящее время в Южной Корее действуют четыре беспошлинные зоны:

  1. порт Бусан;
  2. порт Гуанянг;
  3. порт Инчеон (СЭЗ);
  4. международный аэропорт Инчон.

        Открытая торговая экономика основана на двух главных положениях: в Восточной Азии играть роль регионального центра распределения и обеспечения, а для глобальной экономики - стать центром мировой деловой активности. Огромное значение Южная Корея придает развитию сотрудничества со странами Восточной Азии, прежде всего с Китаем и Японией. Регионализм призван смягчить негативные последствия для экономики страны курса на либерализацию внешнеэкономических связей. Именно эту цель преследуют попытки сформировать зону свободной торговли с Японией и добиться координации внешнеэкономической политики с КНР.

        Таким образом, целесообразно рассмотреть развитие интеграционных процессов отдельно на региональном и глобальном уровне.

 
3.1.2. Роль и приоритеты Южной Кореи 
в развитии интеграционных процессов в АТР

        Под  термином интеграционные процессы  понимается процесс объединения экономических субъектов, с развитием связей между ними и улучшения взаимодействия.

 
        Новый этап в интеграционных процессах в АТР обусловлен количественными и качественными переменами в развитии торгово-экономических связей между восточно-азиатскими странами. 
 
        Торгово-экономические отношения со странами Северо-Восточной Азии. Еще в первой половине 90-х годов среди корейских и ряда западных экспертов был широко распространен скептицизм в отношении перспектив интеграции стран Северо-Восточной Азии. В числе негативных факторов, препятствующих развитию регионального сотрудничества, назывались: значительная дифференциация уровней развития расположенных здесь государств, институциональные различия между странами, сохранение экономической гегемонии Японии, которую не могла поколебать ни одна страна. В определенной степени эти проблемы по-прежнему существуют. Вместе с тем, продвижение Китая по пути реформ, рост его экономического влияния в Северо-Восточной Азии и перспективы превращения в одного из лидеров мировой экономики создали новые условия для сближения соседних государств. 
 
        Интенсификации сотрудничества в Северо-Восточной Азии в значительной степени способствовала активизация в 90-е годы торговых, инвестиционных и технологических связей на двусторонней основе, прежде всего Южной Кореи с Большим Китаем (материковый Китай и Гонконг) и Японией. 
 
        Торгово-экономические отношения с КНР. На протяжении последнего десятилетия отчетливо проявляется растущее влияние КНР на экономику Южной Кореи. Воздействие это неоднозначно: с одной стороны Китай выступает как конкурент интересам Республики Корея, с другой - расширение емкого китайского рынка открывает для южнокорейского бизнеса новые возможности роста. На протяжении 90-х годов Большой Китай превратился в одного из ведущих внешнеторговых партнеров Южной Кореи, объем товарооборота с которым увеличился к 2000 году до 43.5 млрд. долл. и, по самым осторожным прогнозам, способен вырасти к 2010 году до 100 млрд. долл. Причем Южная Корея сохраняет устойчивый положительный баланс в двусторонней торговле, совокупный размер которого составил в 1994—2000 годах 90 млрд. долл. Успешному продвижению на китайский рынок способствовала конкурентоспособность южнокорейских производителей телекоммуникационного оборудования, электроники, автомобилей, высококачественных сталей.

  
        Вместе с тем впечатляющее по темпам роста расширение китайского экспорта приводит к вытеснению южнокорейских трудоемких изделий с зарубежных рынков. В результате с конца 90 -х годов южнокорейские компании ощущают на себе давление уже со стороны китайских производителей потребительских товаров длительного пользования, химических продуктов, других промышленных изделий.

 
        В этих условиях в Южной Корее, рассматривая динамичное развитие и расширение внутреннего рынка и растущий промышленный потенциал Китая, рассчитывают, что ускоренное развитие информатики, телекоммуникации, биотехнологии и тонкой химии, позволит занять заметную нишу на китайском рынке.

 
        Торгово-экономическое отношение с Японией. Японо-южнокорейский товарооборот составляет 52.4 млрд. долл. и он имеет значительный потенциал роста. Наконец, третью сторону "североазиатского треугольника" формируют японо-китайские торговые связи, объем которых приблизился в 2001 году к 80 млрд. долл., а к концу десятилетия может удвоиться.

 
        Южная Корея сохраняет тесную зависимость от происходящих в Японии экономических процессов. Ослабление иены в середине 90-х годов существенно подорвало конкурентоспособность южнокорейских товаров на японском рынке и привело к заметному росту дефицита платежного баланса. Совокупный объем дефицита в двусторонней торговле в 1994-2000 годах составил 80 млрд. долл. Проводимая в 2000-2001 годах политика Японии на поддержание валютного курса на уровне 130 иен за доллар продолжает негативно сказываться на южнокорейских экспортерах.

        В связи с этим, с целью избежать торговых перекосов и добиться во взаимоотношениях с ведущими партнерами относительной стабильности и предсказуемости, Южная Корея стремиться к заключению договоров с четко определенными обязательствами сторон. Именно в этом контексте следует рассматривать готовность Южной Кореи к обсуждению с Японией возможности формирования двумя государствами зоны свободной торговли, проявившуюся еще во время визита президента Ким Дэ Чжуна в Японию в 1998 году.

        Хотя активизировавшиеся вслед за этим межгосударственные контакты не привели к появлению обобщающего документа, фиксирующего распространение на Японию и Южную Корею статуса зоны свободной торговли, развернувшаяся работа по обновлению и развитию юридической базы двусторонних хозяйственных связей позволила подписать ряд важных документов, регламентирующих экономические отношения двух стран. В частности, Токио и Сеул заключили соглашения об условиях урегулирования конфликтов в области трудовых отношений и финансов. Особое значение имеет двустороннее инвестиционное соглашение, подразумевающее введение между двумя странами облегченного режима движения капитала и прибыли, полученной в результате его деятельности. Это первый документ такого рода, заключенный Республикой Корея с иностранным государством, и он вступил в силу в 2002 году. Документ фиксирует придание инвестициям партнера статуса национальных и призван обеспечить гарантии юридической защиты интересов иностранных инвесторов. В договоре закрепляется приоритет международного арбитража по инвестиционным спорам. Под действие этого соглашения подпадают все отрасли экономики, за исключением оборонно-промышленного комплекса, киноиндустрии, средств массовой информации, рыбной промышленности и ряда сельскохозяйственных производств.

        В Республике Корее рассматривают инвестиционное соглашение с Японией в более широком контексте. В южнокорейском министерстве иностранных дел его считают "отправной точкой региональных интеграционных процессов, охватывающих все страны Северо-Восточной Азии". Взаимодействуя с Токио, Сеул рассчитывает, во-первых, успешнее расширять свое экономическое присутствие на перспективном китайском рынке, во-вторых, пытается выработать согласованную политику в отношении создания регионального экономического союза с участием Южной Кореи, Японии и Китая.

        Поэтому в Сеуле сравнивают подписанный японо-южнокорейский документ об инвестиционном сотрудничестве с появившемся пятьдесят лет назад договором о создании Европейского объединения угля и стали, которое заложило основу европейской интеграции.

        Большое значение для экономики РК имеют отношения в треугольнике Корея-Япония-КНР. Начиная с 1999 года, проводятся ежегодные встречи на уровне глав государств и правительств Японии, Китая и Республики Корея, где упор делается на обсуждение экономических проблем. Совместные действия должны помочь постепенному снятию преград, мешающих экономическому сближению трех государств. А это позволило бы придать мощный дополнительный импульс региональным торговым, инвестиционным и научно-техническим обменам, что отвечает долгосрочным интересам Японии, Китая и Южной Кореи. Набирая силу, интеграционный процесс стимулирует экономический рост. Согласно существующим прогнозам, доля валового регионального продукта Северо-Восточной Азии в мировом ВВП увеличится с 16% в 1990 году до 27% в 2010 году и основная его часть придется на "тройку". При этом каждая из стран не забывает о решении собственных задач.

        Уникальную позицию в регионе занимает Сеул. Уступая КНР первенство в производстве трудоемких товаров, Южная Корея стремится за счет кооперации с Японией активнее развивать высокотехнологичные отрасли. Особые надежды Южная Корея связывает с выгодами своего географического положения. Южнокорейская экономика оказывается в эпицентре одного из наиболее перспективных районов мирового хозяйства, и задача состоит в том, чтобы максимально эффективно воспользоваться этим преимуществом в целях развития.

        Для Сеула исключительно важно использовать возможности регионального сотрудничества. Имея предпосылки задействовать позитивные факторы регионализма, страна получает шанс успешнее участвовать в процессе глобализации.

       Наконец, укрепление международного сотрудничества в Северо-Восточной Азии - в интересах Республики Корея, поскольку кооперацию с Японией и Китаем при благоприятных условиях можно распространить на Север Корейского полуострова, включив последний в переговорный процесс. Лидеры трех стран договорились, что приоритетную поддержку на правительственном уровне должны получить проекты в области охраны окружающей среды, развития информатики и высоких технологий. 
 
       Торгово-экономическое отношение со странами Юго-Восточной Азии. Следует также рассматривать развитие интеграционных процессов Сеула, Токио и Пекина со странами Юго-Восточной Азии (в рамках диалога "АСЕАН плюс три").Страны Юго-Восточной Азии занимают важное место во внешнеэкономических связях Республики Корея. Товарооборот Южной Кореи с АСЕАН в 2000 году, превысил 38 млрд. долл., уступая по своему объему лишь торговле с США, Китаем и Японией. Южная Корея третий по величине инвестор в экономику "десятки". Кроме того, строительный рынок Юго-Восточной Азии превратился в 90-е годы во второй по масштабам зарубежный ареал деятельности южнокорейских строительных компаний. Члены АСЕАН опасаются остаться в стороне от развернувшихся интеграционных процессов и, в результате, уступить Китаю - их основному конкуренту в производстве трудоемких изделий, свою нишу на рынках Японии и Южной Кореи.

        В 80-90-е годы в Восточной Азии происходило интенсивное расширение внутрирегиональных экономических связей. Так, доля внутрирегиональной торговли выросла в 1970-2000 годы с 32 до 50%, и она имеет значительный потенциал роста. Потребность в координации экономической политики государств Восточной Азии стала особенно заметна после финансового кризиса 1997-1998 годов. Официальные регулярные контакты Республики Корея с АСЕАН ведут свой отчет с 1989 года. Со второй половины 90-х годов они проводились в рамках диалога "АСЕАН + три", когда партнерами 10 юго-восточных государств выступали одновременно Япония, КНР и Республика Корея. По инициативе президента Ким Дэ Чжуна в 1998 году была образована Восточноазиатская группа перспективного планирования (ВГПП), включающая в себя по два представителя от каждой страны и призванная подготовить предложения о стратегии развития сотрудничества стран АСЕАН с Японией, Китаем и Южной Кореей. Наиболее важная проблема, на решении которой должны, по мнению южнокорейской стороны, сконцентрироваться восточноазиатские страны - это поиск оптимального пути сочетания регионализма и глобализма.

        На очередной ежегодной встрече восточно-азиатских государств 5 ноября 2001 года в Брунее президент Ким Дэ Чжун выступил с инициативой создания Восточноазиатского форума и Восточноазиатской зоны свободной торговли. Форум призван стать консультативным органом, предотвращающим возникновение и способствующим смягчению внутрирегиональных торговых и других экономических конфликтов. В его состав должны входить представители государственных и негосударственных организаций всех тринадцати стран.

        Складывающиеся в Восточной Азии институты должны способствовать активизации внутри- региональных торговых, инвестиционных, научно-технических связей, укреплению энергетической базы, развитию транспортных артерий; они расширяют контакты в сфере образования, здравоохранении и защиты окружающей среды. Появление зоны свободной торговли в Восточной Азии могло бы привести к формированию общего рынка стран, население которых составляет 2 млрд. человек. 
 
        Вместе с тем при развитии интеграционных связей не все проходит гладко. Перспективы формирования экономического сообщества со странами ЮВА еще только обсуждаются "тройкой", а Китай и члены АСЕАН уже заключили соглашение о подготовке создания зоны свободной торговли к 2010 году Тем не менее, эффективно регулировать на региональном уровне финансовые, товарные, инвестиционные потоки без участия Японии и Южной Кореи будет едва ли возможно. А это значит, что, несмотря на уже проявившиеся трения и конфликты, курс на углубление интеграции в Восточной Азии, охватывающей тринадцать стран региона, будет сохранен.

Информация о работе Роль Кореи в АТР