Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования выбранной темы – проанализировать общественную дипломатию Соединённых Штатов Америки. Для достижения цели необходимо рассмотреть само понятие общественной дипломатии, направления общественной дипломатии, а также, касательно конкретно США, образовательные программы этой страны, культурную деятельность и международную благотворительность.
Введение 3
Глава 1. Общественная дипломатия: теоретический аспект 6
§1. Понятие общественной дипломатии. 6
§2. Направления общественной дипломатии. 6
Глава 2. Современная дипломатия США. 7
§1. Образовательные программы 7
§2. Культурная деятельность. 14
§3. Международная благотворительность. 18
Заключение 30
Список источников и литературы 33
Особое значение частной филантропии заключается в том, что она заняла пустующую нишу в структуре общественной поддержки, обратив внимание на те категории населения, которые не охватывались Законами о бедных — «вечных должников», нищих моряков, тех, кого преследовали по религиозным признакам, представителей национальных меньшинств, людей, лишенных гражданства и т. д.
Большое влияние на распространение индивидуальной благотворительности в первой половине XVIII в. оказало так называемое «Великое Пробуждение» — массовое религиозное движение, зародившееся в конце 1720-х гг. и достигшее своего пика через 15 лет. Оно было основано на христианском вероучении, покаянии и на идее возрождения, подчеркивавшей личную ответственность человека за свою бессмертную душу. Тысячи людей собирались, чтобы послушать странствующих проповедников. Указывая на возможность спасения для всех (Христос умер не ради избранных, а ради всех, заявляли последователи движения), Великое Пробуждение, способствовало популяризации филантропии во всех слоях общества, особенно среди бедных слоев. В противовес кальвинистской доктрине предопределения, проповедники Великого Пробуждения утверждали, что загробная жизнь и последующее возрождение определяется суммой поступков в жизни текущей. Помощь нуждающимся богоугодна и способна склонить чашу весов судьбы в благоприятную сторону. Историк Роберт Бремнер отмечает, что «движение изменило представления о благотворительной деятельности как уделе богатых и обеспеченных людей... в широко распространенное, по-настоящему народное явление». Раймонд Мол отмечает, что в результате религиозного подъема «люди вместо спасения своих душ, стали активно бороться за спасение других». В результате масштабы благотворительной деятельности достигли невиданных ранее размахов.
Гуманитарный импульс Великого Пробуждения оказался воплощенным в фигуре проповедника Джорджа Уайтфилда, который сделал сбор пожертвований неотъемлемой частью своих проповедей. Где бы ни выступал Уайтфилд, обладавший изумительной способностью проникать не только в сердца слушателей, но и в их кошельки, он собирал пожертвования для бедных должников, жертв различных несчастий, для едва сводивших концы с концами колледжей и для приютов бездомных животных. Даже Бенджамин Франклин, автор «Альманаха бедного Ричарда» и других произведений об экономическом индивидуализме, который никогда не был замечен в легкомысленном отношении к деньгам, не сумел устоять перед магией Уайтфилда и опустошил свои карманы.
Помимо индивидуальной филантропии, существенная роль в деле оказания помощи нуждающимся принадлежала благотворительным инициативам разных церквей. Как правило, представители различных деноминаций стремились помочь своим прихожанам, организуя сбор пожертвований. Так, Южная Церковь Бостона собрала 260 фунтов в помощь пострадавшим от сильного пожара 1711 г. В 1752 г. примерно такая же сумма была собрана на помощь пострадавшим от эпидемии оспы. Особая роль в религиозно-благотворительной деятельности принадлежала квакерам, которые тратили немало денег и усилий, чтобы помочь нуждающимся. Веря в то, что человечество должно быть связано узами любви и дружбы и что, несмотря на различия между людьми, все они являются духовно равными детьми Божьими, квакеры боролись с нищетой во всем мире. Каждый молитвенный дом квакеров, каждая их конгрегация имели постоянный фонд, средства из которого шли на помощь бедным. Во время всеобщих бедствий или каких-либо несчастий, квакеры первыми организовывали сбор средств в помощь пострадавшим. Самую известную гуманитарную инициативу квакеры проявили во время осады англичанами Бостона в 1775 г. Вера квакеров в то, что каждый человек является священным и неприкосновенным, заставляла их настаивать на том, что люди не смогут остаться «друзьями», то есть сохранить самих себя, свое «Я», если они проникнутся «духом войны». Поэтому квакеры отказались брать в руки оружие перед лицом надвигавшейся войны с англичанами. Однако они сделали свой мирный вклад в борьбу. Перед началом войны «друзья», проживавшие в Новой Англии, созвали на так называемое «Собрание страданий» представителей квакерских общин всех колоний. Собрание должно было определить те меры помощи, которая потребуется колонистам в грядущей войне. В результате было собрано несколько тысяч фунтов, которые, когда началась война, расходовались на помощь колонистам независимо от их религиозной принадлежности и политических взглядов.
В последней четверти XVIII в. усилению филантропических настроений американцев способствовала Война за независимость. Декларация независимости (1776 г.), основанная на принципах равенства, призывала к улучшению положения простых людей. Стимулирующее влияние на развитие церковной благотворительности после обретения колониями независимости имело отделение церкви от государства. Отсутствие официальной государственной церкви означало процветание множества церквей. Большинство религиозных групп были заинтересованы в организации своих приютов, больниц, разнообразных обществ помощи, которые и стали в обилии появляться. Освоение западных территорий также вызвало подъем благотворительности. В условиях высокой мобильности населения добиться общественного признания на вновь освоенных территориях было не просто даже для состоятельных поселенцев. Это поощряло благотворительную деятельность тех людей, которые стремились завоевать общественное признание или хотя бы показать, что они имеют достаточно средств, чтобы заслужить его. Благотворительность стала показателем социального статуса. Многие филантропические инициативы были вызваны опасением безбожия и отсутствия твердых моральных устоев на Диком Западе.
На смену концепции божественного предопределения приходит идея «свободы воли» и связанная с ней вера в способность человека победить нищету. Рационализм и идея общественного прогресса секуляризовали нищету, дали ей новое объяснение. Отныне бедный окончательно утратил статус «Божьего человека» и приобрел массу отрицательных качеств, с которыми он обязан был бороться, чтобы стать полезным членом общества и вырваться из лап нужды.
В первой трети XIX в. американцы полагали, что бедность является исключительно следствием личных морально-нравственных недостатков — лени, пьянства, отсутствия веры и т. д. Этим недостаткам можно противостоять, только воспитывая и развивая в бедняках набожность, трезвенность, предприимчивость, нравственность. Если устранить пагубные влияния и заменить их благотворными, личность бедняка изменится и проблема будет решена. В результате многие представители среднего класса включились в движение за нравственное просвещение бедноты, и число частых благотворительных организаций, стремившихся оказывать помощь бедным не материальными средствами, а путем подъема их морали, непрерывно росло.
Однако период «просвещенной наивности» длился недолго. Уже через три десятилетия, в 1840-х гг. в США все громче раздаются голоса, призывающие американские благотворительные организации обратить внимание на экономические причины бедности. Изменения в осмыслении причин бедности четко прослеживаются на примере деятельности нью-йоркской Ассоциации улучшения положения бедняков (А. I. С. Р.), основанной в 1843 г. Членами организации были белые англо-саксонские протестанты — торговцы, служащие, владельцы магазинов, ремесленники. Собственным примером они должны были прививать нуждающимся религиозные добродетели, трезвенность, трудолюбие и таким образом вывести из состояния экономической зависимости.
Признав, что отсутствие работы нередко является главной причиной бедственного положения людей, А. I. С. Р. начала помогать нуждающимся в поиске работы, занялась распределением финансовой помощи нуждающимся, финансировала строительство «образцовых» многоквартирных домов. Члены Ассоциации предприняли усилия по внесению изменений в муниципальное законодательство, с тем чтобы улучшить санитарное состояние трущоб, а также стандарты жилых домов для бедняков. Члены Ассоциации стремились организовать бесплатные пункты медицинской помощи, общественные бани и прачечные. Ассоциация улучшения положения бедняков стала последовательным борцом за социальные реформы.
Деятельность А. I. С. Р. обозначила главные направления, по которым будет развиваться практика социальной помощи в США во второй половине XIX в. Настаивая сначала на том, что бедность является нравственной проблемой, А. I. С. Р. обратилась к изучению взаимосвязи между средой и бедностью и пришла к выводу о том, что для решения проблемы бедности необходимы государственное вмешательство и социальные реформы. Члены Ассоциации настаивали на том, что процедуры помощи должны быть четко спланированными, методы — научно обоснованными и адаптируемыми к разным ситуациям. Таким образом, Ассоциация задала основные направления теоретического и практического развития благотворительной работы, оказала заметное влияние на дальнейшее развитие теории и практики частной благотворительности.
XIX век принес много нового в развитии теории и практики частной благотворительности. Именно со второй половины XIX в. мы имеем право называть частную благотворительность в США «системной», поскольку в это время оформляется теория благотворительной деятельности, систематизируется и унифицируется ее практика. Но обо всем по порядку.
В XX в. накал идеологических дискуссий о причинах бедности и характере деятельности благотворительных организаций (и общественная популярность подобного осмысления) была, безусловно, ниже, чем в XIX. Это обусловлено многими причинами, в частности, тем, что идея прогресса утратила присущую ей в XIX в. сакральность. Пришло понимание того, что решение общественных проблем не находится в прямой зависимости от успехов научно-технического прогресса. Главной тенденцией развития теории частной благотворительности стало все большее смещение акцентов в объяснении причин бедности на экономические факторы.
В практической плоскости структура и характер частной благотворительности уже в первой половине XX в. приобретают современные черты. Наряду с существованием многочисленных благотворительных организаций, в первой четверти XX в. структуру частной благотворительности дополняет новая организационная форма — крупные благотворительные фонды. Их появление явилось результатом стремительных социально-экономических изменений на рубеже XIX-XX вв. Важным новым элементом американской экономики стало появление капиталистических гигантов — монополий и корпораций, в свою очередь способствовавших появлению прослойки мультимиллионеров. Семьи Ротшильдов, Рокфеллеров, Карнеги, Фордов и других представителей крупного капитала аккумулировали гигантские финансовые средства, часть которых была организована в благотворительные фонды. Особенность их деятельности, как в начале XX в., так и сейчас, — то, что они, как правило, не занимались прямой филантропической деятельностью, а оказывали субсидиарную помощь благотворительным организациям, финансировали различные социальные и филантропические, образовательные проекты. Другой отличительной особенностью деятельности благотворительных фондов явилось распространение их сферы интересов на международный уровень. Например, фонд Рокфеллеров в 1920-е гг. активно участвовал в благотворительной деятельности в Советской России. В фондах Архивного центра Рокфеллеров имеется немало документов, посвященных этой странице деятельности фонда и ждущих своего исследователя.
В первой половине XX в. частная благотворительность дополняется еще одним элементом, без которого в наше время трудно представить существование системной благотворительности — организациями-фандрайзерами. Специализация фандрайзеров — сбор средств на благотворительные нужды. Эти организации взяли на себя посредническую роль между американским обществом и благотворительными организациями, избавив последних от необходимости самостоятельно искать деньги. Хотя благотворительные организации не пренебрегают возможностью самостоятельного сбора средств на собственные нужды, существенную помощь им, как правило, оказывают фандрайзеры. Самая известная и крупная организация-фандрайзер — Юнайтед Уэй (United Way), основанная в 1918 г. и в настоящее время имеющая тысячи местных представительств не только в США, но и во многих странах мира, включая Россию.
Немаловажным фактором успеха частной благотворительности в США была и остается гражданская позиция средних слоев американского общества. Участие в благотворительной деятельности стало частью культурного стереотипа поведения «настоящего американца». 50% взрослого населения США (около 100 миллионов человек) периодически участвуют в волонтерской деятельности, что означает дополнительные миллиарды человеко-часов работы в религиозных, образовательных, рекреационных, культурных, спортивных и иных (благотворительных по своей сути) организациях. Благотворительность в канун Рождества является непременным атрибутом праздника. Проповедь священника в церкви обычно заканчивается сбором средств на те или иные нужды общины. Степень вовлеченности американцев в благотворительную деятельность посредством финансовой поддержки беспрецедентна. В июне 2003 г. газета «Нью-Йорк Таймс» сообщала, что в условиях экономического спада пожертвования американцев на благотворительные нужды остаются на высоком уровне, составив в 2002 и 2003 гг. примерно 241 миллион долларов, что равняется 2,3% валового внутреннего продукта США. По данным ежегодного общенационального доклада «Америка благотворительная, 2004», на территории Соединенных Штатов в настоящее время действует 64 843 благотворительные организации.
Американская благотворительность в начале XXI в. обладает всеми признаками системности — развитой теоретической основой, обширной сетью благотворительных организаций, наличием разнообразных инструментов финансирования системы.
Кроме того, научно-технический прогресс даёт совершенно новые возможности для проведения благотворительных кампаний в настоящее время. Одна из таких возможностей – мобильная сеть и, в частности, SMS. Суть в том, что SMS – не только средство для "выкачивания" денег со счетов абонентов, но и реальная возможность помочь другим. 26-летний американец Скотт Даделсон – известный меценат и благотворитель. В списке его заслуг – организация благотворительного фонда искусства и технологий "Music For Charity Productions", а также SMS-программа "Sweet Relief" ("Приятная помощь" – сбор денег для артистов-пенсионеров, которые не способны работать и не могут оплатить лечение или другие потребности).
В 2005 году Даделсон начал сотрудничать с радиостанцией CTIA в Сан-Франциско. В эфире этого радио впервые прошла демонстрация технологии Premium SMS (PSMS). В рамках “живых” программ "4CARE" и"2HELP" слушателей просили отправить SMS с ключевым словом "помощь" на короткие номера. Со счетов откликнувшихся людей списывалось немного денег, что позволило собрать приличную сумму для помощи жертвам урагана Катрина. Деньги уходили "Красному кресту" и не облагались налогом.
Сейчас в США действует программа, в рамках которой на счет "Приятной помощи" приходит 4.99$ с каждой благотворительной SMS. Любопытно, что каждый, сделавший взнос, участвует в лотерее, по итогам которой может получить ценный подарок. О дате вручения призов победителей уведомляют посредством текстового сообщения.
Таким образом, подводя итог вышесказанного, необходимо отметить, что благотворительность в Соединённых Штатах Америки прошла долгий, трудный, но вместе с тем крайне интересный в изучении путь. Начинающийся ещё в далёком XVII веке, этот путь выводит страну благотворительность страны на современный этап обладающей чёткой структурой. Финансовая прозрачность деятельности благотворительных организаций США позволяет подвергать их деятельность всестороннему статистическому учету. История благотворительности не только обеспечивает американцев примерами для подражания, но и является источником гордости за свою страну.
Об американской общественной дипломатии можно рассуждать очень долго, хотя она относительно молода и насчитывает немногим больше полутора столетий. Говоря о публичной дипломатии США, мы подразумеваем развитие и функционирование её по трём основным направлениям:
Общественная дипломатия – собирательный термин, обозначающий усилия правительства США, направленные на разъяснение миру проводимой им внешней политики и более глубокое ознакомление с нею народов мира с Соединенными Штатами – включает в себя международное вещание, программы обменов, разнообразный набор информационных услуг, обращенных к самому широкому населению, а также множество других программ и мероприятий, проводимых на удивление большим числом ведомств и организаций. Но, наряду с этим, по сути дела пассивным подходом, существуют и другие возможности, и более широкая цель, которые пока не нашли полного понимания, а именно: использование общественной дипломатии для прямого разговора с народами мира и вовлечения их в долговременные усилия в поддержку свободы, процветания и стабильности во всем мире.