Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:21, творческая работа
Проблема Нагорного Карабаха активно обсуждалась в советский период, когда фактически были созданы предпосылки для складывания политической ситуации вокруг данной территории. Однако и сейчас обращение к опыту развития событий непризнанных государств, а также борьбы за независимость определенных территориальных образований, в частности Нагорного Карабаха, позволяет выявить интеграл новых проблем.
.
Сравнительный анализ непризаннных государств показывает, что ни одно из непризнанных государственных образований не является субъектом международного права (они не признаны в качестве такового международным сообществом). Многие жители Абхазии, Южной Осетии имеют российское гражданство и российские паспорта, жители Нагорного Карабаха – армянские, французские и американские паспорта. Роль союзных государств в поддержании экономик независимых государственных образований чрезвычайно существенна, наличие паспортов данных государств дает возможность представителям Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха для экономической и образовательной мобильности. Поэтому государственные образования в значительной степени несамостоятельны. А, следовательно, речь идет о протогосударствах, которые не являются полноценными в связи с отсутствием их широкого признания на международном уровне, которое бы позволило легально получать иностранные инвестиции, вкладывать их в экономики, создавать рабочие места для населения и т. п. По этим причинам понятие «непризнанное государственное образование» является более адекватным, для современных политических наук.
Непризнанные государственные образования не являются только феноменом постсоветского пространства. Северный Кипр (признанный Турецкой Республикой), Тайвань (признанный 26 государствами), Кашмир (фактически не контролируемый центральным правительством), Республика Герцег-Босна в 1992–1995 гг. (хорваты), Республика Ичкерия (вполне виртуальная на сегодняшний день) являются примерами подобных образований.
Необходимо
отметить, что на современном этапе
Нагорно-Карабахская республика (НКР)
является равноправным субъектом в
конфликте Азербайджана и Армении,
который имеет интересы, отличные
не только от Азербайджана, но и от интересов
главного своего союзника – Армении.
В статусе непризнанного
НКР
(как и другие непризнанные государственные
образования постсоветского пространства)
обладает многими признаками реальной
государственности: наличием собственной
Конституции и системы
Нагорный Карабах сумел создать после прекращения вооруженной стадии конфликта и поддерживать свою собственную экономику. При этом надо понимать, что без помощи союзных государств, армянской диаспоры и т. п. эта экономика не смогла бы существовать. Необходимо констатировать и то, что речь идет о преимущественно аграрной и перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию экономике, к ней неприменимы критерии индустриальных и постиндустриальных экономик стран современного мира. Уровень экономического развития Нагорного Карабаха превышает показатели других непризнанных государственных образований. Несмотря на ограниченный выход во «внешний мир», НКР опережает сегодня по уровню экономического развития такие непризнанные республики, как Южная Осетия и Абхазия. 60% бюджета НКР составляют кредиты от Республики Армения. На развитие Карабаха направляется 4% армянского бюджета, что является перераспределением международной помощи, выделяемой международными организациями на развитие Армении.
Таким образом, ситуация вокруг НКР на сегодняшний день может быть названа патовой. Ни один из субъектов конфликта не готов сегодня на компромиссы. Азербайджан не поступится своей территориальной целостностью. Армения не согласится оставить Нагорный Карабах без своей военной, экономической и дипломатической помощи. Сама НКР, ставшая относительно самостоятельным игроком в регионе Южного Кавказа, не готова отказаться от своей независимости в пользу каких-либо других решений, даже принятых международным сообществом совместно с Азербайджаном и Арменией.
Несмотря на свою давнюю историю, конфликт по статусу Карабаха находится на периферии интереса ведущих мировых держав, которые заняты решением ситуации с Косово, находящемся в центре Европы. Объективно эта ситуация выгодна США и их союзникам, Россия же оказалась втянута в игру с «косовским прецедентом», который таковым на самом деле не является.
Азербайджан
не является на сегодняшний момент
демократическим государством, политические
режимы Армении и НКР гораздо
более плюралистичны, поэтому сейчас
переход Карабаха (с правами автономии)
в состав Азербайджана просто недопустим.
Это понимают многочисленные западные
посредники в карабахском урегулировании,
но они также заинтересованы в дружеских
отношениях с режимом И. Алиева, а потому
не будут предпринимать никаких действий
по давлению на Азербайджан с целью его
демократизации.
Официальный
текст Азербайджана
Речь
Премьер-министра Азербайджана Артур
Расизаде на саммите глав государств Душанбе6
«Мне сегодня не хотелось омрачать юбилейное заседание, но выступление президента Армении касательно ситуации в Нагорном Карабахе вынуждает меня это сделать.
Я полагаю,
что многие из присутствующих в большей
или меньшей степени знакомы
с проблемой Нагорного
Внимательно слушая выступление, подумалось, может быть, прямо на юбилейном заседании глав государств проголосовать за независимость Нагорного Карабаха. Тогда зачем Минская группа, зачем другие инициативы?
Одна сторона - участник СНГ против другой страны совершила агрессию, оккупировала 20% территории, в результате чего образовался один миллион беженцев и перемещенных лиц.
Я считаю,
что еще раз была продемонстрирована
неконструктивная позиция Армении
в вопросах урегулирования этого
тяжелого и затяжного конфликта.
Азербайджан и дальше будет активно
участвовать в Минской группе
и поддерживать другие инициативы в надежде
на мирное и справедливое решение этого
вопроса в рамках международного права».
Речь
Президента Республики Арцах Бако Саакян
8 марта 2011 г в Париже на конференции7
«17
лет после установления
Официальный Степанакерт является сторонником решения всех имеющихся с Азербайджаном вопросов исключительно мирными методами и путём непосредственного диалога, это вовсе не означает, что Арцах не готов или же не в состоянии в случае необходимости защитить свою независимость и безопасность. Не может быть и речи даже о незначительном ослаблении независимости и безопасности Арцаха, которые для нашего народа являются исключительными ценностями, не подлежащими торгу. Самым большим препятствием в переговорном процессе - деструктивная позиция Азербайджана и проводимую им радикальную и воинственную антиармянскую политику.
Можно
думать, что республика получит международное
признание после урегулирования
конфликта. Но с тем же успехом
можно сказать, что конфликт будет
разрешён после международного признания
Арцаха. Опыт последних 2-3 лет показывает,
что урегулирование аналогичных конфликтов
идет именно по этому сценарию, яркими
примерами чего являются Косово, Абхазия,
Южная Осетия и Южный Судан. Нагорно-Карабахская
Республика заслужила право быть полноценным
членом международного сообщества и с
политической, и с правовой, и с моральной
точек зрения. В течение двух десятилетий
существования Республики Арцах нам удалось
построить демократическую, стабильно
развивающуюся и не представляющую ни
для кого опасности страну. А такая страна
не может быть не признана»